Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии




Скачать 19,04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии
Дата03.02.2016
Размер19,04 Kb.
ТипПояснительная записка


Пояснительная записка


Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» включает разделы следующих дисциплин: «Экономика предприятия», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Менеджмент», «Организация, нормирование и оплата на предприятиях сферы обслуживания», «Организация производства на предприятиях сферы обслуживания», «Технологические процессы сферы обслуживания».

В программу экзамена включены основные учебные модули перечисленных дисциплин, формирующие у выпускника теоретические знания и практические навыки, необходимые в профессиональной деятельности. По каждому модулю в программу включены контрольные вопросы. Задание каждого экзаменующегося включает один вопрос по дисциплине «Менеджмент», один вопрос по дисциплине «Экономика предприятия» или «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» и один комплексный вопрос по дисциплинам «Организация, нормирование и оплата на предприятиях сферы обслуживания», «Организация производства на предприятиях сферы обслуживания», «Технологические процессы сферы обслуживания», каждый из которых соотносится с наиболее значимыми требованиями к подготовке специалиста. Результаты выполнения контрольных вопросов позволят Государственной аттестационной комиссии судить о степени освоения студентом учебного материала по каждой дисциплине.

Цель государственного итогового комплексного междисциплинарного экзамена состоит в выявлении теоретической подготовки выпускника и соответствие его знаний требованиям ГОС ВПО по всем дисциплинам, включенным в государственный междисциплинарный экзамен.


Раздел 1. Экономика предприятия


  1. Ресурсы и факторы производства. Трудовые ресурсы предприятия: понятие, классификация, показатели состояния, движения и использования. Оборотные средства предприятия и показатели их использования. Основные фонды предприятия и показатели их оценки. Предложение на товары и услуги. Формы представления предложения, функция предложения. Кривая предложения. Объемы деятельности предприятий сферы товарного обращения и их характеристика. Факторы, формирующие объемы деятельности предприятия. Объемы деятельности предприятий сферы материального производства и их характеристика. Анализ безубыточности и его применение на практике. Затраты предприятия и их классификация. Механизм формирования и использования прибыли. Сущность экономической эффективности. Критерии и система показателей эффективности. Рентабельность капитала и факторы ее формирующие. Оценка эффективности использования ресурсов и затрат. Инвестиции и капиталовложения, оценка эффективности их использования. Динамика цен и оценка их воздействия на формирование объемных и качественных показателей деятельности предприятия. Эластичность спроса и предложения. Виды и функции прибыли предприятия. Система показателей рентабельности. Понятие и структура цены. Виды цен. Ценовая политика предприятия. Значение доходов для обеспечения экономической самостоятельности и конкурентоспособности предприятий. Особенности издержек в сфере обращения. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Виды себестоимости. Оборачиваемость капитала, оборачиваемость активов, оборачиваемость товарных запасов. Взаимосвязь состава оборотных средств с показателями ликвидности и платежеспособности. Состав экономических ресурсов предприятия. Имущество предприятия, источники его формирования. Внешняя среда в предпринимательстве, ее характеристика. Макро- и микросреда. Экономические и организационно-правовые формы предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы регулирования. Спрос и факторы, его формирующие. Формы представления спроса, функция спроса. Закон спроса, отклонения от закона.


Раздел 2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности


Понятие, предмет, цель и объекты анализа. Виды анализа, их классификация и характеристика. Использование анализа финансовой деятельности для диагностики организации. Связь анализа с другими экономическими науками. Основные принципы анализа. Приёмы анализа. Классификация факторов и резервы повышения эффективности производства Методика факторного анализа. Метод цепных постановок. Метод абсолютных подстановок. Экономическая информация, используемая для анализа. Источники экономического анализа. Система комплексного анализа. Способы обработки информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности. Характеристика организации аналитической работы. Этапы аналитической работы. Характеристика потенциала предприятия. Роль и значение анализа финансового состояния предприятия. Группировка активов и пассивов. Экспресс-анализ финансового состояния. Анализ структуры актива и пассива баланса. Диагностика показателей финансовой устойчивости. Типы финансовой устойчивости. Диагностика платежеспособности и ликвидности. Анализ обеспеченности персонала трудовыми ресурсами. Анализ использования рабочего времени. Анализ использования фонда заработной платы. Задачи анализа финансово-экономических резервов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики балансовой прибыли. Анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг. Анализ прямых и косвенных затрат. Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов. Анализ использования производственной мощности предприятия. Анализ использования технологического оборудования.


Раздел 3. Менеджмент


Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Сущность и особенности управления и менеджмента. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Сущность и взаимосвязь объекта и субъекта менеджмента. Основные уровни менеджеров. Понятие, виды, характеристики и классификация целей и задач в менеджменте. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Развитие управленческих идей в России. Характеристика отечественных школ управления. Характеристика научных подходов к менеджменту. Понятие, виды и характеристики организаций. Понятие миссии и цели организации. Этапы целевого управления. Интеграционные процессы в менеджменте. Разделение и взаимозависимость работ в организации. Характеристика внешней и внутренней среды организации. Понятие и виды систем менеджмента. Понятие и типы организационных структур управления предприятием. Организационные процессы: процессы функционирования и процессы развития. Понятие и классификация методов управления. Значение типологии менеджмента. Варианты типологического анализа менеджмента. Типы менеджмента. Результативность и эффективность менеджмента. Формирование человеческого капитала. Понятие и типы человеческого капитала. Особенность национального человеческого капитала. Понятие, цель и базовые точки мотивации. Этапы процесса мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по Маслоу; теория потребностей МакКлелланда; двухфакторная теория Герцберга.Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий; теория справедливости; модель Портера-Лоулера. Коммуникационный процесс: понятие и его роль в организации. Виды коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Преграды на пути коммуникаций. Понятие и виды контроля. Типы систем контроля. Содержание и особенности SWOT-анализа предприятия. Понятие полномочий и ответственности. Виды ответственности и управленческих полномочий. Принципы определения полномочий. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация власти: преимущества и недостатки. Понятие группы и групповая динамика. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Виды и характеристики формальных и неформальных групп. Функции неформального лидера. Понятие конфликта, его роль, виды и причины в организации. Этапы и последствия конфликтов. Управление конфликтной ситуацией: структурные и межличностные способы. Понятие и виды информации. Основные способы выработки информации. Источники информации, предмет и цель информационного менеджмента. Методы и уровни обеспечения информационного менеджмента. Основные пользователи коммуникационных технологий. Коммуникационные технологии, используемые в информационном менеджменте. Инновационный потенциал менеджмента. Определение понятий «нововведение», «новшество», «инновация». Классификация инноваций. Основные компоненты инновационной деятельности. Алгоритм инновационной деятельности.


Раздел 5. Организация производства на предприятиях сферы обслуживания


Сущность и виды сервисного обслуживания. Критерии сервисного обслуживания. Особенности и виды производственных структур предприятия. Особенность рабочего места. Характеристика производственной системы. Цели и устойчивость производственной системы. Защита прав потребителей. Сущность качества послепродажного обслуживания товара. Инструмент защиты прав потребителей в соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании». Роль малого бизнеса в экономике страны. Особенности современного изучения сферы услуг. Модели функционирования сферы услуг в обществе. Суть современных теорий организации производства. Организация нового и прекращение деятельности действующего предприятия. Организация транспортно-складского хозяйства. Предприятие как производственная система. Тип производства: характеристика и особенности рабочих мест. Принципы рациональной организации производственного процесса. Понятие и история становления туризма. Основы экономики предприятий туризма. История развития науки об организации производства. Принципы организации труда и функции управления производства. Компоненты внешних и внутренних факторов производства. Порядок, модели и основные принципы организации производства. Функции, методы и принципы производственного менеджмента. Классификация производственной системы по организационно-правовым и хозяйственным связям. Организация работ по планированию. Методы организации работ по планированию. Принципы рациональной организации производства. Сущность и система показателей качества продукции. Фактическое значение полезного эффекта товара. Инструменты повышения качества продукции. Организация контроля качества продукции: сущность и условия повышения качества продукции. Основные виды и методы контроля. Классификация контроля по операциям. Эффективность организации производственной системы. Эффекты в процессе функционирования производственной системы. Организация трудовых процессов. Общие этапы трудового процесса. Факторы оптимизации трудовых процессов и норм труда. Особенности организации управления производственными системами: цель, этапы и требования к рациональной организации труда.


Раздел 4. Организация, нормирование и оплата на предприятиях сферы обслуживания


Понятие, признаки и элементы трудового процесса. Понятие и классификация форм труда. Формы организации труда в производстве и формы организации индивидуального труда. Организация труда как социотехническая система. Условия труда и факторы их формирования. Понятие и критерии оценки условий труда. Категории тяжести работ. Понятие рабочего времени. Классификация затрат рабочего времени по направлениям и структура времени выполнения производственного задания. Виды перерывов. Показатели численности работников. Анализ структуры кадров. Понятие и классификация норм и нормативов. Методика нормирования затрат времени. Характеристика основных методов нормирования труда. Материалы по нормированию труда: требования, виды и сроки действия норм. Нормативы и нормы численности. Факторы оптимизации трудовых процессов и норм труда. Сущность и принципы оплаты труда. Организационные основы оплаты труда на предприятии. Основные виды систем оплаты труда. Нетрадиционные системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Сущность и элементы тарифной системы оплаты труда. Выбор оптимальной системы оплаты труда. Формирование фонда заработной платы. Структура дохода работника предприятия. Виды надбавок и доплат. Экономическая сущность надбавок и доплат. Расчет удержаний из заработной платы. Учет отчислений на социальное страхование и обеспечение работников. Поощрение за труд. Понятие, виды и основания. Сущность и основные виды поощрительных систем. Система премирования на предприятии. Виды премирования. Порядок начисления премий. Премиальное положение. Особенности премирования.


Раздел 6. Технологические процессы В

сферЕ обслуживания


Сервисная деятельность по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов. Состав крупных сервисных предприятий: цеха и операции, производимые в них. Гарантийное и послегарантийное обслуживание бытовой техники. Условия и порядок осуществления обязательного страхования. Характеристика страхования частного автотранспорта. Технологический процесс краткосрочного страхования частного автотранспорта. Классификация банковских услуг. Специфика банковских услуг. Банковские продукты. Особенности технологического процесса расчетно-кассового обслуживания населения. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг. Основные требования к жилищно-коммунальным услугам. Технологический процесс системы водоснабжения. Методы контроля характеристик и свойств жилищно-коммунальных услуг. Технологический процесс парикмахерских услуг как составляющая бытовых услуг. Технологический процесс услуг химчистки как составляющая бытовых услуг. Общая характеристика правовых услуг. Особенности технологического процесса юридических фирм и других специализированных юридических организаций. Технологический процесс работы нотариуса. Технологический процесс рекламных услуг в прессе. Особенности технологического процесса телевизионной и наружной рекламы. Понятие транспортной услуги и ее отличительные черты от сферы материального производства. Технологический процесс транспортных операций: перевозки и доставки груза. Медицинское обслуживание: основные понятия, этапность оказания услуг. Санаторно-курортные услуги. Технологические процессы предоставления услуг физической культуры и спорта. Проведение спортивно-зрелищных мероприятий. Технологические процессы в сфере туризма. Услуги гостиничного хозяйства. Технологические процессы услуг учреждений культуры. Технологические процессы в предоставлении услуг связи: почтово-телеграфной связи, телефонной связи. Технологические процессы в предоставлении услуг связи: электронной связи, услуги телевидения.


Рекомендуемые источники и литература


  1. Бабаев, Б. Д. Оплата труда на предприятии: вопросы теории и практики [Текст] : учебное пособие / Б. Д. Бабаев, А. М. Карякин,
    Н. Р. Терехова. – Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2001. – 266 с.

  2. Багиев, Г. Л. Организация предпринимательской деятельности: [Текст] : учебное пособие / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул; под общей ред. проф.
    Г. Л. Багиева. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231 с.

  3. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т. Б. Бердникова. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 224 с.

  4. Вязгин, В. А. Нормирование труда: процессный подход [Текст] /
    В. А. Вязгин, Л. Я. Лучинкина // Исследовано в России. – 2005. – С. 23.

  5. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях [Текст]: учебник для вузов / Б. М. Генкин. – 4-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 464с.

  6. Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии [Текст] /
    П. Дойль. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 544 с.


  7. Кирсанова, М. В. Оформление кадровых документов [Текст] : учебное пособие / М. В. Кирсанова, Ю. М. Аксёнов, С. П. Кобук. – М. : Омега-Л, 2009. – 224 с.

  8. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство [Текст ]: учеб. пособие / М.В. Кирсанова. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2003. – 304 с.

  9. Кобец, Е. А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли [Текст] : учебное пособие / Е. А. Кобец,
    М. Н. Корсаков. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2006. – 306 с.

  10. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент [Текст] : Экс пресс-курс / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.

  11. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент [Текст] / Ф. Котлер.
    11-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 800 с.


  12. Наумова, Н. В. Учет труда и заработной платы [Текст] : учебное пособие / Н. В. Наумова, Л. А. Жарикова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 72 с.

  13. Новицкий, Н. И. Организация производства на предприятии [Текст] : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 317 с.

  14. Орлов, А. И. Менеджмент [Текст] : учебник / А. И. Орлов. – М. : Изумруд, 2006. – 299 с.

  15. Организация производства [Текст] : Практикум / Сост. О.В. Шамов. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 72 с.

  16. Семченко, И. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях сферы обслуживания [Текст] : учебное пособие / И. В. Семченко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – 106 c.

  17. Паничкина, Г. Г. Система продвижения товара или PROMOTION- технологии от а до я [Текст] / Г. Г. Паничкина, Е. И. Мазилкина. – М. : Альфа-Пресс, 2006. – 248 с.

  18. Пашуто, В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии [Текст] : учебное пособие / В. П. Пашуто. – М.: ЕНОРУС, 2007. 240 с.

  19. Поздняков, В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст] / В. Я. Поздняков.– М. : ИНФРА-М, 2009. – 617 с.

  20. Практикум по экономике, организации и нормированию труда [Текст] : учеб. пособ / под ред. проф. П. Э. Шлендера. – М. : Вузовский учебник, 2007. – 319с.

  21. Расчеты по оплате труда [Текст] / под ред. И. Э. Гущиной. – М. : ФБК-ПРЕСС, 2003. – 158 с.

  22. Ребрин, Ю. И. Основы экономики и управления производством: [Текст] : конспект лекций / Ю. И. Ребрин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. – 145 с.

  23. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. Р 2.2.2006-05

  24. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г. В. Савицкая.– М.: ИНФРА-М, 2002. – 432 с.



Похожие:

Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconМетодические указания по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену для студентов специальностей
Итоговый междисциплинарный экзамен (имэ) является завершающим этапом проверки качества подготовки студентов по специальности 080502...
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconПрограмма государственного экзамена по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания)»
Пвгус, утвержденного ученым советом университета (протокол №6 от 27. 01. 2010), Уставом пвгус и Государственным образовательным стандартом...
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconПояснительная записка Организация практик по специальности «Экономика и управление на предприятии»
Для специальностей 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconПояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 260501. 65 Технология продуктов общественного питания в соответствии с требованиями
«Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», «Санитария и гигиена питания», «Товароведение продовольственных...
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconПояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен
Домоведение необходимо использовать литературу, рекомендованную в программах по дисциплинам: «Менеджмент и маркетинг в домоведении»,...
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (промышленность)
Выписка из протокола заседания кафедры от 16. 05. 08 г об изменении и дополнении ооп специальности 080502. 65
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconПрограмма подготовки специалиста по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (в машиностроении) программа учебной практикИ (по технологии отраслевого производства)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 080502 Экономика и управление
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика предприятия»
Студенты, обучающиеся по специальности «Экономика и управление на предприятии (080502) (культуры и искусства)» (полного срока обучения)...
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры Переработана в соответствии с требованиями Положения нфи кемгу об умк дисциплины «31»
Для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (промышленность) (код и название специальности)
Пояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания в соответствии  iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 080502. 65«Экономика и управление на предприятии сферы сервиса» по специализации «Организация деятельности предприятия» Санкт-Петербург
Приложение Пример справки о внедрении результатов дипломного проектирования. 106
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница