Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты)




Скачать 16,14 Kb.
НазваниеУчебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты)
страница1/20
Дата03.02.2016
Размер16,14 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Философия

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 432 с . (Фрагменты)

Часть I. Исторические типы философии

Глава 1. Философия Древнего и Средневекового Востока

Древнекитайская философия

Периодизация истории китайской философии

Школы и течения в древнекитайской философии

Становление китайской философии. Культура Дао

Графическая формула генетического кода спирали Дао

Переходный тип самосознания. Рождение философа-мудреца

Философия "Книги Перемен"

Философия древнего даосизма

Философия древнего конфуцианства

Философская культура Древней Индии

Предфилософия ведического периода

Эпический период развития философии

Классический период развития индийской философии

Глава 2. Античная философия

Проблематика и содержание учений

Глава 3. Средневековая философия.

Периодизация философии

Особенности средневековой философии

Виды философии

Спекулятивная философия, или теология

Практическая, или моральная философия

Рациональная философия, или логика

Глава 4. Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Рене Декарт (1596 - 1650)

Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта

И.Кант (1724-1804)

Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)

Глава 5. Философия XIX века

Глава 6. Русская философия: опыт метафизики истории

Истоки русской религиозной историософии

Историософия русского романтизма: В.Ф.Одоевский

Проблемы метафизики истории в полемике славянофилов и западников

Проблема единства культурно - исторического развития и его перспективы: Н.Данилевский и К.Леонтьев

Историософская тема в метафизике всеединства Вл.Соловьева

"Экзистенциальная диалектика" Н.Бердяева

Опыт метафизического оправдания культуры в историософии Г.Федотова

Часть II. Теоретическая философия

Глава 1. Онтология: учение о бытии

Истоки и смысл онтологической проблематики

Космология и онтология

Проблема бытия в XX веке

Глава 2. Эпистемология: философское учение о знании

Предмет эпистемологии и характер ее вопросов

Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот

Что такое знание?

Виды знания. Контрпример стандартному пониманию знания

Классический эпистемологический фундаментализм

О "первичности"

Перцептивное знание

Здравый смысл. Наивный реализм

Научное знание. Критический, научный реализм

Истина и достоверность

Часть I.

Исторические типы философии

Глава 1. Философия Древнего и Средневекового Востока

Древнекитайская философия

Периодизация истории китайской философии

Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) - Чжаньго (V-III вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (XI-I1I вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения ?Книги Перемен¦ (КП). В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Периодизация осуществляется по различным основаниям.

1. История китайской философии подразделяется на хронологические и содержательные периоды по порядку смены правящих династий, то есть эволюция философской мысли отсчитывается мерами политической истории ?философия периода Чуньцю - Чжаньго¦, ?философия периода двух династии Хань¦ ?философия периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий¦, ?философия в период династий Суй и Тан¦ и т.д.

2. В основу периодизации кладется европейская линейная матрица со смещением хронологических вех. Выделяются четыре периода развития китайской философии: древний (Х1-111 вв. до н.э.), средневековый (111 в. до н.э. - XIX в. новый (середина XIX в. - 4 мая 1919 г.), новейший (с 1919 г. - по настоящее время).

3. Китайская философия берется в разветвлении по основным направлениям и каждое из них делится на собственные периоды в зависимости от точки зрения на изменение содержания. Например: древнее (или раннее) конфуцианство официальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство, современное неоконфуцианство; ранний философский даосизм, религиозный даосизм; древняя ицзинистика, сунская ицзинистика и т.д. Относительно древнего периода китайской философии у исследователей нет принципиальных разногласий. При любых критериях он устанавливается в рамках VII-III вв. до н.э.

Школы и течения в древнекитайской философии

Первую классификацию философских школ провел Сыма Тань (11-1 вв. до н э ) в трактате ?Основные указания о шести школах¦. Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь (11-1 вв. до н.э.), включил этот трактат в качестве 130-и главы в свои ?исторические записки¦. Сыма Тань называет шесть школ: ?натурфилософов¦ (инь-ян цзя), ?конфуцианцев¦ (жу цзя), ?моистов¦ (мо цзя), ?имен¦ (мин цзя), ?законников¦ (фа цзя), ?даосистов¦ (дао дэцзя). Классификацию школ продолжил Лю Синь (11 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 н.э.) в ?Истории ранней династии Хань¦ К числу названных Лю Синь добавил еще четыре школы: ?дипломатов¦ (цзун хэн цзя) ?эклектиков¦ (цза цзя), ?аграрников¦ (нун цзя), ?литераторов¦ сяо шо цзя) Последняя не имела самостоятельного значения, и общее число школ сводилось к девяти. Группа авторов работ по военному делу также не включалась в разряд школ.

Сыма Тань и Лю Синь положили начало традиционной версии классификации школ (в ?Истории династии Суй¦ их насчитывается уже четырнадцать). Оба они не философы, а историки. Их классификация имеет явно выраженный библиографический характер. С позиций историко-философской науки она во многом условна В ней нет единого критерия классификации: одни школы называются по имени основоположника (моисты - последователи Моцзы), другие - по групповому составу (конфуцианцы - ученые), третьи по основной категории или символу (даосисты получили имя от Дао, законники - от фа - закона и т.д.)

В древности существовало мнение, согласно которому происхождение школ связывалось с родом занятий их первых представителей: конфуцианство зародилось в среде чиновников, даосизм произошел от официальных историков, натурфилософия обязана своим появлением астрономам и астрологам, легизм разработан чиновниками судебного ведомства и т.д. Однако при всей их разновидности учения всех школ можно свести к двум основным течения - даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.

Становление китайской философии. Культура Дао

Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их единый корень - культура Дао. Различия между ними заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао. Отсюда вытекают основополагающие характеристики китайской философии:

китайская философия в своих истоках и эволюции есть философия Дао;

китайская философия носит реставрационный характер, реализующей ее творческие потенции.

В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода: родовой и переходный от рода к государству периоды с соответствующими им типами мировоззрений. Дао вызревает в первый период. Это не понятие, выработанное познавательными усилиями мудрецов, а живой символ и живая органическая культура. Согласно древним философским представлениям Дао рождается в космической пустоте (сюй). Под действием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом огненно-световом спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо). В себе он несет телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность. Под действием собственного вращения эмбрион Дао расширяется и претерпевает дифференциацию. По горизонтали он делится на пять элементов в виде креста: один элемент остается в центре, четыре другие занимают позиции по сторонам света. По вертикали он тоже делится на пять элементов. Они располагаются один над другим и образуют вертикальный столб. Элементы горизонтали и вертикали являются зеркальными аналогами друг друга. Такой принцип деления выполняет роль структурно-функционального архетипа Дао и называетсятся син - ?пять-на-пять агентов движения¦. В динамике элементы горизонтального креста вращаются в круговой связи. Каждый из них попеременно заходит в центр. Элементы вертикального столба пронзают центр и снуют туда-сюда. При этом зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один бинарный элемент. Полный цикл сопряжения пятичасовой горизонтали и пятичасовой вертикали сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-космический ритм инь. Это ?женские¦ элементы. Элементы вертикального столба улавливают и генерируют ритм ян. Они являются ?мужскими¦ элементами. Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый ритм цзы. Это ?детские¦ элементы. Противолежащие относительно центра элементы инь и ян вместе с центральным цзы образуют в вертикали и горизонтали по две зеркальные триады инь-изы-ян, которые выполняют функции энергетических движителей спирали Дао. Спираль Дао сепарирует телесно-духовно-идеальную смесь эмбриона Дао и создает космос. Телесная тяжелая и темная сущность осаждается и образует Землю. Идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся образов солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Духовная (пневматическая) веет невидимым ветром посередине. Аналогичная сепарация осуществляется и с тео-зоо-антропоморфной сущностью: первопредок - бог помещается на Небе, вещи - на Земле, человек - в центре. В едином сферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы одной, имея преимущество собственного качества, свободно превращаются в элементы двух других. Таким выглядит организм культуры Дао. Его нескончаемая жизнеспособность обеспечивается ритмами инь-ян, поведенческая сторона выражается в космическом танце (у), словесно-смысловая в песнопении (гэ). Расцвеченный пятью цветами и настроенный на пять тонов сферический организм-космос Дао поет и танцует в ритмах собственного естества (цзы жань). Телесная, духовная и идеальная сущность спирали Дао несут на себе смысловые узоры (вэнь ли), которые человек использует в качестве иероглифических знаков для обозначения ее элементов. Для иллюстрации возьмем горизонтальный пятичастный крест.

Графическая формула генетического кода спирали Дао

Спираль Дао несет в себе генетический (он же и диалектический) код, который выражается графически. Из всех проанализированных историко-философской наукой текстов только древнекитайский памятник ?Хуайнаньцзы¦ воспроизводит полный цикл спирали Дао в варианте с телесными элементами: Дерево крепнет. Вода стареет, Огонь рождается, Металл становится пленником, Земля умирает. Огонь крепнет, Дерево стареет. Земля рождается, Вода становится пленником, Металл умирает, Земля крепнет. Огонь стареет. Металл рождается. Дерево становится пленником, Вода умирает. Металл крепнет, Земля стареет, Вода рождается, Огонь становится пленником, Дерево умирает. Вода крепнет, Металл стареет, Дерево рождается, Земля становится пленником, Огонь умирает.

Плоскостная развертка спирали Дао представляет собой сопряжение пяти горизонтальных (иньских) витков (1-V) и пяти вертикальных (янских) столбов (а-д). В витках элементы связаны по кругу, в столбах по траектории ?восьмерки¦. В среднем витке, имеющем генетическую модальность ?рождения¦, стоят бинарные элементы цзы. Они служат центрами десяти диагональных и десяти прямых пятичастных крестов, пяти правых одноименных и пяти левых разноименных генетических ?восьмерок¦ (сомкните плоскостную развертку в цилиндр. Линейное воспроизведение сопряжения элементов пяти горизонтальных витков и пяти вертикальных столбов проявляет графическую формулу генетического кода спирали культуры Дао. Она является ключом к дешифровке и адекватному прочтению всех сфер китайской культуры, основывающихся на Дао.

Переходный тип самосознания. Рождение философа-мудреца

С переходом человека к техническому производству происходит деформация гармоничной спирали Дао. В ней выбивается центральный элемент цзы, и на его месте образуется пустота (сюй). Поток генерации природно-естествен-ной жизни (цзы жань) в звене цзы прерывается; телесная, духовная и идеальная сущность расслаивается; единство первопредка-бога, человека и вещи распадается. Космос Дао ввергается в хаос. Трагические условия действительности побуждают человека к поиску путей умиротворения хаоса. Из среды людей выделяются мудрые личности, которые занимают место цзы пустого центра сферы Дао. Они пытаются соединить прерванные телесно-духовно-идеальные потоки спирали Дао и воссоздать былую гармонию, что оборачивается саморефлексией и рождением в недрах переходного мировоззрения первой философии. Попытка сведения телесных противоположностей в непротиворечивое тождество дает эффект философской онтологии, духовных противоположностей - психологии идеальных - гносеологии. В направленности на человека, первопредка - бога и вещь они дифференцируются еще на антропологию, теологию и космологию. В дополнение к предыдущим здесь проявляются другие характеристики китайской философии. Во-первых, все древнекитайские философы по наименованию занимаемого ими центра цзы (дитя) в спиральной системе инь-цзы-ян Дао называются цзы -Лаоцзы, Чжуанцзы, Кунцзы, Мэнцзы, Ханьфэйцзы, Сюньцзы и т.д. Во-вторых, философствование принимает ценностную направленность - на гармонию, что закладывается в вертикальную составляющую спирали и космоса Дао: все ценности символически фиксируются вверху на Небе, откуда они философской работой сознания совлекаются вниз на Землю. Космос Дао в природном и социальном значении приобретает наименование Поднебесной (тянь ся; буквально, ?вниз от Неба¦). В-третьих, философ занимает срединное положение между природно-социальным Верхом и Низом, он становится проводником идеально выраженных ценностей сверху вниз и материальных запросов людей снизу вверх. ?Золотая середина¦ отныне становится исконным ?философским местом¦ (в конфуцианстве имеется даже специальный трактат ?Чжун юн¦ - ?Учение о середине¦). В-четвертых, позицию цзы занимает человек, а это звено в системе инь-цзы-ян Дао является духовным центром. Поэтому человек получает здесь прежде всего духовную определенность, и его философствование по реставрации Дао наполняется антропологическим содержанием и начинается с духовной проблематики син - Дэ (добродетель), Жэнь (человеколюбия), И (долга). Ли (ритуала), Синь (доверия). В-пятых, философ-мудрец центра Дао сводит в тождество распавшиеся противоположности инь и ян и разводит их в зеркальном различии на вертикальную и горизонтальную составляющие спирали Дао. Его философствование при этом насквозь пронизывается живой диалектикой. В-шестых, Дао в диалектической спирали генерируется в вертикальном социоприродном векторе Поднебесной на трех уровнях в трех качествах: рождается в ритмах инь и ян вверху на Небе, наследуется в центре добротой (шань) и завершается внизу на Земле человеческой природой-натурой (син). Мудрец утверждается в центре Дао как ставленник естественности (рода) и искусственности (цивилизации, государства). Он попадает в двойственное: род как форма спонтанно регулирующей общности уже исторически умирает, цивилизация как форма законодательной упорядоченности еще только нарождается. Воздействие той и другой форм на человека отдает противоборством, и люди увязают в хаосе войн. Ни та, ни другая формы не удовлетворяют запросам умиротворения, и мудрец прибегает к единственно возможному способу - коллективной мантике, которая сочетает в себе принципы родовой и государственной регуляции обществом. Исходные основания такой мантики заложены в ?Книге Перемен¦ (КП). Собственно философствование, таким образом, предваряется переходным типом раннефилософского сознания, а философу предшествует совершенномудрый человек.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconПрограмма по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, «Русское слово» Домогацких Е. М., М: Русское слово,2008год.
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconПлан-конспект урока «Россия многонациональная империя»
Базовый учебник: История России и мира с древнейших времён до конца XIX века, М: «Русское слово», 2011
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconСогласовано Утверждаю
Основное учебное пособие: Литература. 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. / авт сост. Г. С. Меркин. – М.: Ооо «тид...
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconДуховная жизнь в СССР в 1940-1960 гг
Учебник: Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров «История Отечества. ХХ- начало ХХI века» М.: Ооо «тид русское...
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconПояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
А также на основе примерной программы основного общего образования и авторских программ «История средних веков 6 класс», Бойцов М....
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconИтоговый отчёт по апробации учебника физики 7 класс Г. Н. Степановой издательства «Русское слово»
Данный учебник соответствует требованиям государственного стандарта по физике и предназначен для общеобразовательных классов. К достоинствам...
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconПрограмма курса и тематическое планирование для 10-11 классы. М.: Ооо«Русское слово рс», 2012
Рабочая программа по Истории создана на основе авторской программы: Н. В. Загладина, С. И. Козленко. Х. Т. Загладиной. «История....
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconПланирование составлено на основе: Программы курса «История средних веков» для 6 классов оу м. А. Бойцов. М.: Русское слово, 2006 год
Программы курса «История средних веков» для 6 классов оу м. А. Бойцов. М.: Русское слово, 2006 год
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconПрограммно- методическое обеспечение в 5-11
Загладин Н. В. Симония Н. Я. История (базовый уровень)10кл. «Русское слово» 2008-2012г
Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с. (Фрагменты) iconКонкурс детских литературно творческих работ «великое русское слово»
Комитет по культуре нижегородской области и нижегородская государственная областная детская библиотека
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница