Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время




Скачать 19,41 Kb.
НазваниеКурс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время
страница1/73
Дата03.02.2016
Размер19,41 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73
Православный Свято–Тихоновский

Богословский институт


Б. А. Филиппов


ИСТОРИЯ

НОВОГО ВРЕМЕНИ


Курс лекций


Москва

2002

Лекция 1
О критериях и смысле периода Новое время
«Все части нашего мира так связа­ны и соединены одна с другою, что я полагаю невозможным по­знать одну без другой и без целого»
Блез Паскаль1
«А по набережной легендарной, приближался не календарный, настоящий Двадцатый век»

Анна Ахматова


Постановка проблемы. Критерии. Периодизация. Великие географические открытия.


Постановка проблемы.

До недавнего времени периодизация всемирной истории в отечественной исторической науке была обусловлена марксистской теорией общественно-экономической формации. Согласно этой теории, в основе каждой из формаций лежит определенный, присущий только ей способ производства2, а переход от одной формации к другой обусловлен изменениями во взаимоотношениях между производительными силами и производственными отношениями.

Становление новой, прогрессивной общественно-экономической формации, согласно этой теории, предполагало достижение качественно более высокой ступени материально-технической базы общества, новой системы хозяйства, социального строя, культуры... На смену составляющему содержание Средних веков феодализму шло Новое время капитализма. Соответствующие этой теории содержание, периодизация и хронологические рамки Новой и Новейшей истории были определены в подписанных Сталиным, Кировым и Ждановым3 «Замечаниях о проекте учебника по Новой истории» (1934)4. В них первый этап Новой истории датировался 1789-1870 гг. (победа и утверждение капитализма), а второй – 1871-1917 гг. (главное событие - Парижская Коммуна и переход к империализму). Был выделен принципиально новый этап - Новейшая история, который брал свое начало с установления советской власти в октябре (ноябре) 1917 году.

В соответствии с таким подходом до 1939 г. в советской историографии Новое время начиналось Великой французской революцией XVIII века (1789). В послевоенные годы этот критерий был дополнен политическим: переходом власти к нарождающейся буржуазии. Периодизацию пересмотрели и историю Нового времени стали изучать с 1640 года, т.е. с начала Английской революции XVII века.

Что касается верхней границы Нового времени, то согласно К. Марксу, «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической фор­мой общественного процесса производства... Буржу­азной общественной формацией завершается предысто­рия человеческого общества». На смену ей в результате социалистической революции приходит коммунистическая формация. В соответствии с этой теорией, в качестве верхней границы Нового времени в советской историографии выступала Февральская революция 1917 года.

Ключевыми понятиями при исследовании Нового времени в марксистской историографии стали классовая борьба, капитализм, буржуазия и буржуазные революции, развитие капиталистических отношений, рабочее и социалистическое движение. За основу в исследованиях принимались принципиальные изменения в характере производственных отношений и собственности.

Проблема периодизации в европейской историографии возникла в трудах итальянских гуманистов, которые писали о «исторической триаде» (античность – средневековье – новое время). В XVIII веке складывается представление о линейном характере исторического развития (теория прогресса).

Большое влияние на формирование концепции Нового времени оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), прежде всего его «Протестантская этика». В его европоцентричной5 концепции «идеальных типов» античность, феодализм, капитализм не объективно существующие отношения, как для марксизма, а способы идеальной типизации в зависимости от признаваемых «культурных ценностей» (этических и религиозных) (А.Г. Здравомыслов). Для Вебера европейский капитализм является порождением религиозно-этических представлений Протестантизма (Реформации). Не характер производственных отношений, а «дух капитализма» и рационализм определяют у него содержание Нового времени, начало которого, естественно, совпадает с Реформацией.

Сформировавшаяся к началу XX века историография (западная и наша отечественная дореволюционная) датирует начало Нового времени Реформацией (1500-1648)6. Основополагающими (разрушившими Средневековую цивилизацию) событиями в этой историографии являются: Великие географические открытия, Реформация и Французская революция. Основные понятия этого периода: индивидуализм, новое мировоззрение, протестантизм, секуляризация, наука, капитализм, политическая революция и промышленный переворот, гражданское общество, правовое государство и политическая демократия.

В качестве компромисса со старой трактовкой и периодизацией Нового времени часть российских историков предлагает сегодня рассматривать начальный этап Нового времени (период Реформации) как особый переходный период между Средневековьем и Новым временем.


Критерии.

К началу XXI века старая периодизация всемирной истории (Древний мир, Средние века, Новое время) в силу своего европоцентризма сохранила свое значение лишь как локальная, европейская. Но и она требует модернизации, нового осмысления, новых критериев и, прежде всего, определения верхней границы периода Новой истории. В советской историографии он традиционно завершался 1917 годом.

В этом смысле примечательна работа видного католического богослова XX века Романо Гвардини (1885-1968) «Конец Нового времени»7. Из самого ее названия следует, что завершение XX века рассматривается этим католическим мыслителем как одновременное завершение периода Нового времени. Основополагающим критерием для определения границ и содержания исторического периода у Гвардини выступает комплекс принципиальных изменений в мировоззрении европейцев, главным из которых является изменение в отношении Человека к Богу и миру. Средневековая цивилизация была теоцентрична. Новое время формируется как антропоцентричная цивилизация. Ее облик, по Гвардини, определяет процесс, так называемого, «духовного раскрепощения» человека - секуляризация.

«Человек обращается к природе и возникает эксперимент, и рациональная теория нового времени, пишет Гвардини. Он обращается к традиции и складывается гуманистическая критика и основанная на источниках историография. Он поворачивается к общественной жизни и появляется новое учение о государстве и праве. Само современное понятие о государстве и само современное понятие о праве рождаются тоже в эти столетия…

Утратившее Бога европейское мышление стремится к универсализации, т.е. к поискам принципов, применимых к любому сущему, любому человеку, любому обществу. Чтобы понять, как это происходило, пишет Гвардини, обратимся к разным сферам человеческой жизни и человеческой деятельности. Разумеется, что здесь, как при средневековой картине описания мира, мы не имеем права рассматривать одну из сфер, как причину, а остальные выводить из нее. Речь идет скорее о таком целом, в котором каждый элемент поддерживает и определяет все остальные. Иначе говоря, о человеческом бытии, о чувствовании, понимании и видении бытия»8.

С точки зрения Гвардини, эта эпоха, начало которой положили (на событийном уровне) Великие географические открытия и Реформация, завершилась в конце XX века, когда были изжиты (дискредитировались) все основополагающие идеи Нового времени (прежде всего, оптимистическая теория прогресса и человека), а его институты (церкви, демократия, национальные государства) переживают кризис. «В конце ХVП в. сторонники безоговорочной веры в ра­зумность прогресса не знали, что развитие науки и техни­ки создает все более ужасающую машину, что оно несет в себе как жизнь, так и смерть, как свободу, так и порабо­щение»9.

Теоцентричность или антропоцентричность цивилизации отражается и на характере сформировавшихся в ее рамках идеях, и на социальных институтах и на социальных отношениях. Точка зрения, что именно в начальный период Нового времени в Европе были сформированы принципиально новые по сравнению со Средневековьем идеи и институты (церковные, политические, общественные и экономические), не вызывает сомнений у историков. Гораздо менее распространено представление о том, что сегодня все они переживают серьезнейший кризис. Что касается кризиса мировоззренческой составляющей картины Нового времени, то, по словам Гвардини, "самоубийственный распад Европы в XX в. совпадает с кризисом гуманизма, кризисом разума, кризисом прогресса"10. Вера вновь перестает быть частным делом, а личность снова борется за свои права, но уже в условиях массового общества и благосостояния11.

История XX века, с его диктатурами, войнами, принципиальными изменениями в культуре и экономической жизни, а также несостоятельность сложившихся историософских концепций (в том числе и теории формаций), вновь поставили перед историками проблему периодизации европейской и всеобщей истории. В то же время распад колониальной системы, выход на экономическую и политическую арену азиатских (Япония, Индия и стран Юго-Восточной Азии), латиноамериканских (Бразилия, Аргентина) и арабских государств, а также неудача экспериментов по строительству демократических (и социалистических) систем в бывших колониальных и зависимых странах обусловили отказ от европоцентричной модели всемирной истории. Стала популярной идея равноправия цивилизаций. Это привело к дальнейшему развитию «цивилизационных моделей» созданных Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, Р. Коллингвудом, Ф. Броделем12. Важное место в теории всемирного исторического развития заняла концепция «модернизации». Начало процесса глобализации экономической и политической жизни в конце XX века еще больше подчеркнуло европоцентричный характер традиционной буржуазной периодизации всемирной истории.

С учетом этого нового фактора (глобализации) исходным пунктом, точкой отсчета новой периодизации (как европейской, так и мировой истории) «может служить время, когда стали вырисовываться подлинные границы земного шара, эпоха великих географических открытий, продолжавшихся примерно до середины XVI в. Именно с этого периода можно говорить о мировой истории как таковой, о встрече различных миров, цивилизаций и континентов»13.

А верхней границей Нового времени может служить конец XX века – время осознания общности судьбы человечества, перехода к принципиально новой системе экономических и политических отношений. Конец XX века ознаменовался завершением эпохи безраздельного мирового господства Европы.

Принимая в качестве основного предложенный Гвардини критерий, и с учетом вышесказанного о кризисе идей, институтов и Европы в целом), рассмотрим принципиальные составляющие мировоззрения Нового времени и его институтов, этапы его развития.


Периодизация Нового времени

Обращение к изменениям в духовной сфере жизни общества ни в коей степени не отрицает важности состоявшихся изменений в сфере материальной и не сводимо к обусловленности общественного целого каким-либо единичным фактором. Как большой этап в истории европейской цивилизации, Новое время включает в себя и развитие капитализма, и формирование буржуазии и рабочего класса, и формирование новых общественных отношений. Как и в случае применения марксистско-позитивистского критерия14, так и в нашем случае, применение предложенного Гвардини критерия позволяет выделить в истории Нового времени несколько этапов.

Первый этап этой истории охватывает период Реформации (1500-1648)15. Его главным итогом было разрушение мировоззренческого единства средневекового мира, разрушение средневековой цивилизации основанной, по словам Гвардини, на общем нравственно-религиозном порядке, на целостности Государства и Церкви как двух форм Божьего владычества на земле. Следствием этого раскола стало выделение в дальнейшем, воспользуемся термином отечественного мыслителя Н. Бердяева (1874-1948), «автономных сфер», руководствующихся в своей деятельности лишь собственными нормами и правилами поведения. Такими автономными сферами становятся право, наука, политика, экономика, религия и культура.

Следующим этапом (Нового времени) на пути «духовного раскрепощения» (секуляризации) станет завершившаяся Французской революцией XVIII века эпоха Рационализма и Просвещения (1648-1789). Тогда окончательно оформились антропоцентричная картина мира и светская оптимистическая идея технического прогресса и жизни, сформировались все те политические идеи (веротерпимости, демократии и прав человека), принципы и многие из институтов, которые до конца XX столетия будут определять нормы отношений между людьми, народами и государствами европейской цивилизации.

Содержание начавшегося Французской революцией некалендарного XIX века (1789-191416)17 определяют последствия революции и начавшегося в конце XVIII века Промышленного переворота18. В политической сфере облик Западной Европы начинают определять парламентские демократии и конституционные монархии. В идеологии господствует либерализм (оптимистическая идеология, основанная на вере в неуклонный материально-технический прогресс человечества), в науке позитивизм и дарвинизм. Их сочетание привело к созданию социального дарвинизма, «научно» обосновавшего права сильного в истории. Больной философ Фридрих Ницше (1844-1889) провозгласил «смерть Бога» и рождение «Сверхчеловека». Оправившиеся от вызванного разрушением «старого порядка» церкви находят место в новой действительности. Рождаются социальный и политический католицизм и протестантизм. Складываются мировые колониальные системы. В то же время человеколюбивая составляющая либерализма породила иллюзии наступления belle epoqu19. Мало кто обратил тогда внимание на грозное предупреждение, содержавшееся в массовых зверствах Парижской Коммуны (1871). Весь этот мир в одночасье рухнул с началом, возможно, самой бессмысленной из войн в истории человечества – первой мировой войны (1914-1918).

Эта война, а «не календарный» XX век (Анна Ахматова), определит границы, завершающего Новое время периода Новейшей истории. Содержание его начального этапа будет определять сформировавшееся «массовое общество»: его идеология, формы его политической и экономической организации, массовая культура. Это период, когда религия (вера) в рамках европейской цивилизации действительно стала «частным делом». Он завершится началом второй мировой войны.

Эта война станет границей второго этапа Новейшей истории. Она и ее последствия будут определять его содержание: создание мировой социалистической системы, раскол мира и борьба между двумя мировыми системами, научно-технические революции и их социальные последствия.

Что касается верхней границы Нового времени (и его заключительного периода), то согласно предложенному Гвардини критерию, оно завершается в конце ХХ века. Его границы определяют крах мировой системы социализма и начало процесса глобализации. Опустошительные и бессмысленные войны, тоталитарные диктатуры и наука на службе ВПК привели в конце XX века к осознанию кризиса европейского гуманизма, кризиса веры в безграничные возможности разума и оптимистической веры в прогресс. Кризис переживают и все сформировавшиеся в Новое время в Европе церковные и политические институты (кризис политических партий, профсоюзов, традиционного государства и основанных на всеобщей воинской повинности армий). Вновь, как и при рождении Нового времени, исследователи отмечают рост эсхатологических ожиданий и страхов, религиозный фундаментализм и массовое появление новых религиозных организаций (сект).

Предлагая модификацию старой периодизации и ее критериев, мы предлагаем восстановление равновесия в исследовании истории Нового времени. Лучшими ориентирами для нас на этом пути будут служить идеи великого экономиста XIX в. Карла Маркса ("Капитал"), крупнейшего социолога конца XIX, и в каком-то смысле антипода Маркса, Макса Вебера («Протестантская этика») и взявшего на себя труд осмыслить историю этого периода с христианских позиций католического богослова ХХ века Романо Гвардини («Конец Нового времени").


Великие географические открытия и кризис Средневековья.

Великие географические открытия возвестили о начале длительного кризиса европейского Средневековья; кризиса затронувшего все стороны жизни. Толчком, послужившим к географическим открытиям, стал рост (начало XIV в) могущества турок-османов, поставивших под свой контроль всю самостоятельную европейскую торговлю с Востоком. Начались поиски обходных путей на Восток 20.

Прежде всего, влияние географических открытий и последовавшей за ними экономической экспансии Европа ощутила в сфере экономики. Концентрировавшаяся вокруг Балтийского и Средиземного морей морская торговля уступила место океанской (Атлантический и Индийские океаны). Старые торговые державы (Генуя, Венеция, Ганзейский союз) уступили место Португалии, Испании, Нидерландам, Англии и Франции. Центрами мировой торговли стали портовые города: сначала Кадикс, Севилья, Лиссабон, Антверпен, а затем Лондон, Марсель.

Уже спустя несколько десятилетий после ограбления индейцев экономическая экспансия золота нанесла по средневековой хозяйственной системе смертельный удар. Возникает финансовый рынок. Экономическая экспансия вызвала значительный рост промышленного производства (предвозвестник Промышленной революции). Быстрое развитие товарообмена между ведущими государствами Западной Европы знаменовало установление между ними товарно-денежных взаимосвязей, заложивших основу будущего "мирового рынка". Устойчивость этих взаимосвязей, от которых с каждым следующим десятилетием все больше зависело каждое из вовлекаемых в них европейских государств, зависела от развития в торговле кредитных отношений. В свою очередь, эти последние нуждались в политической стабильности.

Великие географические открытия привели к разрушению основанной на происхождении и месте на социальной лестнице средневековой социальной системы. Они создали безграничные возможности для проявления личной инициативы, позволявшей, в случае успеха, принципиально изменить социальный статус21. Спустя сто лет после начала Великих географических открытий можно констатировать, что происходит замена феодальной знати новой аристократии энергичных и компетентных в своем деле людей на службе абсолютных монархов. Эти изменения вели к усложнению общественной жизни, что в свою очередь вызвало необходимость детального юридического урегулирования нового иерархического порядка.

Великие географические открытия оказали влияние на изменение в умственной жизни европейцев. Они уничтожили средневековые представления о мире и небесной иерархии. Особенно заметно это влияние стало в XVII веке.

Великие географические открытия конца XV начала XVI вв. послужили началом эпохе европейской колониальной экспансии. Экспансии грабительской и разрушительной, отрицательные последствия которой до сих пор ощущаются в судьбе покоренных в те столетия народов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73

Похожие:

Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconКурс лекций Москва, 2011 удк 316. 354: 351/354 Серикова, Ирина Александровна
В основе умения управлять лежат знания. Эта книга ориентирована на тех, кто захотел «узнать». Представленный курс лекций включает...
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconЛітература Базова
Ворокова Н. У. История этнолингвистики: курс лекций. – Нальчик: Каб. Балк ун-т, 2002. – 46 с
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconКурс лекций по основам численного расчета на прочность в программном комплексе abaqus 4 / сае
Лекция Структура сае-интерфейса. Моделирование статической линейной задачи для двумерного объекта на примере консольно закрепленной...
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconБюллетень новых поступлений за февраль 2013 г
Административное право: курс лекций / Ткач Александр Николаевич. Москва : Волтерс Клувер, 2010. 208с. / Ю. аб.(П) = 2
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconКурс лекций по общему языкознанию с
Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006. 312 с
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconКурс лекций по дисциплине «основы архивного дела» Составитель: Н. В. Мулина
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное...
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconРабочая учебная программа по дисциплине «Всемирная история (новое и новейшее время)»
Курс новой и новейшей истории хронологически охватывает пять столетий, и по насыщенности событиями, остроте дискутируемых научных...
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconЛекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971 9 лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971 16 лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971 Байрон. 1788-1824 даты его жизни. Бай­рон это совсем иная ветвь романтизма, нежели «озерная школа»
Наум Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. Спб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconКурс лекций по дисциплине «внешняя политика республики беларусь» С. А
К внешняя политика Республики Беларусь: курс лекций / С. А. Кизима. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2011. – с
Курс лекций Москва 2002 Лекция 1 о критериях и смысле периода Новое время iconЛытнев О. Основы финансового менеджмента. Курс лекций. 2000. (содерж.)
Кошечкин С. А. Финансирование. Конспект лекций. (содерж.) Финасовые рынки, источники финансирования, лизинг, факторинг …
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница