Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика




Скачать 20,55 Kb.
НазваниеЛекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер20,55 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Лекции групповых занятий для 10 групп.


Глава1. Информация. Информатика.

1.1 Информация. Свойства информации.

1.2 История вычислительной техники. Направления информатики.


Глава 2. Кодирование информации.

2.1 Содержательный подход к измерению информации.

2.2 Алфавитный подход к измерению информации.

2.3 Представление числовой информации. Системы счисления.

2.4 Перевод чисел из десятичной системы счисления в разные.

2.5 Перевод чисел из разных систем счисления в десятичную.

2.6 Количество информации.

2.7 Представление числовой информации. Задачи.

2.8 Представление текстовой информации. Задачи.

2.9 Представление графической информации. Задачи.


ГЛАВА1. УРОК 1. Информация.

Понятие "информация" - есть первичное и неопределяемое понятие. Слово «информация» происходит от латинского «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение.

В широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. Первоначально смысл слова «информация» трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию и общению – знания, сведения, известия. Затем смысл этого слова начал расширяться и обобщаться. Как только состояния одного объекта находятся в соответствии с состояниями другого объекта (например, соответствие между положением стрелки вольтметра и напряжением на его клеммах или соответствие между нашим ощущением и реальностью), это значит, что один объект отражает другой, т. е. содержит информацию о другом.

С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

В физике: Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых от­сутствует обмен веществом и энергией с окружающей сре­дой, стремятся с течением времени перейти из менее вероят­ного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние. Поэтому информация – это мера упорядоченности системы по шкале «хаос - порядок».

В статистике: Клод Шеннон подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое), то есть категорию. Интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию, доступна измерению.

В юриспруденции: Это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

В теории управления (кибернетике): информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления). Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил: Информация есть информация, а не материя и не энергия. То есть Винер относил информацию к фундаментальным понятиям, не выводимым через более простые.

В информатике: Это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.

Мы с вами будем использовать следующее определение: ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. ДАННЫЕ – это признаки или записанные наблюдения, которые не используются, а только хранятся. Пример: 3467889 – что это? Не знаем! Это данные. Но если уточнить, что это номер телефона Иван Ивановича, то это уже информация.


Способы восприятия информации: Визуальная (90% случаев), Аудиальная (8% случаев), Тактильная, Обонятельная, Осязательная, Иные (Тепловая, Радиационная, Гравитационная, Магнитная, Электрическая, Психическая, Духовная).


Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

  • графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

  • звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

  • текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

  • числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

  • видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

  • Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

  • Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.


Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), соционика (теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.


Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. Систематизация существующих подходов к выделению свойств информации, позволяет говорить о том, что информации присущи следующие свойства.

  1. Атрибутивные (синтаксические) свойства - это те свойства, без которых информация не существует, они определяют способ представления информации на носителе (в сигнале). Так, данная информация представлена на электронном носителе с помощью определенного шрифта. Здесь же можно рассматривать такие параметры представления информации, как стиль и цвет шрифта, его размеры, междустрочный интервал и т.д.

    1. неотрывность информации от физического носителя и языковая природа информации. Одно из важнейших направлений информатики как науки является изучение особенностей различных носителей и языков информации, разработка новых, более совершенных и современных. Необходимо отметить, что хотя информация и неотрывна от физического носителя и имеет языковую природу она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем.

    2. дискретность. Содержащиеся в информации сведения, знания дискретны, т.е. характеризуют отдельные фактические данные, закономерности и свойства изучаемых объектов, которые распространяются в виде различных сообщений, состоящих из линии, составного цвета, буквы, цифры, символа, знака.

    3. непрерывность. Информация имеет свойство сливаться с уже зафиксированной и накопленной ранее, тем самым, способствуя поступательному развитию и накоплению.

  2. Прагматические свойства – это свойства, определяющие влияние информации на поведение потребителя, они характеризуют степень полезности информации для пользователя, потребителя и практики. Проявляются в процессе использования информации. Так прагматика информации, получаемой читателем настоящего учебного пособия, заключается, по меньшей мере, в успешной сдаче экзамена по информатике.

    1. смысл и новизна. Это свойство характеризует перемещение информации в социальных коммуникациях, и выделяет ту ее часть, которая нова для потребителя.

    2. полезность. Уменьшение неопределенности сведений об объекте. Дезинформация расценивается как отрицательные значения полезной информации.

    3. ценность. Ценность информации различна для различных потребителей и пользователей.

    4. кумулятивность (содержательность) Характеризует накопление и хранение информации, семантическая емкость информации. Рассчитывается как отношение количества семантической информации к ее количеству в геометрической мере. Это характеристика сигнала, про который говорят, что «мыслям в нем тесно, а словам просторно». В целях увеличения содержательности сигнала, например, используют для характеристики успеваемости абитуриента не полный перечень его аттестационных оценок, а средний балл по аттестату.

    5. полнота. Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

    6. достоверность (точность). Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем информационного шума. Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.

    7. адекватность — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

    8. доступность (мера возможности получить ту или иную информацию ). На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

    9. актуальность (степень соответствия информации текущему моменту времени). Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные п роцессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных с открытым ключом. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм его работы доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

    10. объективность и субъективность. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

    11. репрезентативность — правильность отбора информации в целях адекватного отражения источника информации. Например, в целях большей репрезентативности данных о себе абитуриенты стремятся представить в приемную комиссию как можно больше свидетельств, дипломов, удостоверений и другой информации, подтверждающей их высокий уровень подготовки, что учитывается при зачислении в ВУЗ;

    12. своевременность — поступление не позже заранее назначенного срока. Этот параметр также очевиден недавним абитуриентам: опоздание с представлением позитивной информации о себе при поступлении может быть чревато незачислением.

  3. Семантические (смысловые) свойства - понятийное свойство, определяющее смысл информации как соответствие сигнала реальному миру. Именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

  4. Динамические свойства - это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.

    1. рост информации. Движение информации в информационных коммуникациях и постоянное ее распространение и рост определяют свойство многократного распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретного языка и конкретного носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.

    2. старение. заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.


Дезинформация – один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации.

Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято оппонентом.


Классификация – система распределения объектов по классам, по признакам.

Реквизит объекта – логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта.

Пример: объект: студент; реквизит: пол, фамилия, успеваемость.


ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ.

ППК


































ОИР




ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ




ГИМНАЗИЯ




ШКОЛА ИСКУСТВ


































ИВАНОВ

ПЕТРОВ

СИДОРОВ




ПЕРДУНЕНКО

АНИЩЕНКО




ЗАРАЗОВ

НЕГОДЯЕВ




ПУПКИН

ПОПКИН

Замечание: из-за жесткой структуры особое внимание следует уделить выбору классификационных признаков.


ФАСЕТНАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ.

Пример:

Фамилия, Имя

Школа

Отделение

Класс

Размер сапог

ИВАНОВ

ППК

ОИР



46

ПЕТРОВ

23

ФИЗМАТ



24

Замечание 1: ФСК дает возможность создания большого числа признаков классификации.

Замечание 2: ФСК имеет сложность построения.


  1   2   3   4

Похожие:

Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconЛекции групповых занятий для 11 групп. Глава Архитектура персонального компьютера
Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее...
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconПрограмма групповых занятий для специалистов
Государственное учреждение социального обслуживания «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «возвращение»
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconЛекции по информатике для студентов технических специальностей 1 курса заочного отделения
Информатика наука, изучающая способы автоматизированного создания, хранения, обработки, использования, передачи и защиты информации....
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика icon«Мир моды и её профессии» (Программа по технологии для индивидуально-групповых занятий, 8-9 класс)
Предлагаемая программа призвана заинтересовать и увлечь школьников сферой деятельности работников лёгкой промышленности
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconУчебно-методическое пособие Печатная
Программа, планы семинаров, групповых, практических занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconТема Теоретические аспекты профориентации
В качестве примера приводим план-конспекты возможных вариантов групповых занятий по основам выбора профессии
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconСмирновой ольги Александровны теоретическая подотовка
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconУрок информатика урок информация
Кратко описать профессию из различных направлений приведенной классификации в теоретическом материале (Уро Информатика) по плану
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconМетодическая разработка по дисциплине «Информатика» Тема: «Изучаем информатику»
Информация это некоторый набор систематизированных сведений об определенной области окружающего мира. Информация в процессе своего...
Лекции групповых занятий для 10 групп. Глав Информация. Информатика iconИнформация о мероприятии «День открытых дверей»
Перечень площадок (лекции, лабораторные работы, презентации, практические занятия и т д.) лаборатории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница