В 65 удк 27




Скачать 42,73 Kb.
НазваниеВ 65 удк 27
страница1/43
Дата03.02.2016
Размер42,73 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
ББК 86.37

В 65

УДК 27

The Church, Russia and Rome


Copyright © 1983 by Holy Trinity Monastery


Первое издание в типографии преп. Иова Почаевского, Джор­данвилль, США, 1983 г.


Перепечатано по благословению

Преосвященного Лавра, Архиепископа Сиракузского и Троицкого


Печатается по изданию: Н.Н.Воейков. Церковь, Русь, и Рим. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, Нью-Йорк, США, 1983.


Н.Н.Воейков.


В 65 Церковь, Русь, и Рим.-Мн.: Лучи Софии, 2000. - 656 с.


ISBN 985-6171-26-1


В книге известного русского зарубежного историка Церкви Н.Н.Во­ейкова "Церковь, Русь, и Рим" дано подробнейшее исследование ис­токов, разрыва и дальнейшей судьбы взаимоотношений Латинства и Православия. Глубочайший исторический анализ совмещается с вы­водами о вселенской значимости и актуальности идеи Русской Право­славной Монархии, об "удерживающей" миссии Русских Православ­ных Царей и причинах неурядиц в современной России.

Книга может использоваться как учебное пособие и как увлека­тельный исторический очерк для вдумчивого читателя.


ISBN 985-6171-26-1

©Лучи Софии, 2000


Настоящий труд посвящается

светлой памяти русского мыслителя и богослова


АЛЕКСЕЯ СТЕПАНОВИЧА

ХОМЯКОВА


(1804 – 1860)


Приношу глубокую благодарность Екатерине Никола­евне Вербицкой, оказавшей автору незаменимую помощь по составлению книги, а также Донскому Атаману про­фессору Николаю Васильевичу Федорову, без великодуш­ного и неоценимого содействия которого настоящий труд не смог бы увидеть свет.


Благословение на писание труда преподал блаженной памяти, почивший в 1955 г. у, архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Иоасаф (Скородумов).


Автор


ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление

Часть I

Глава I. Первые века христианства

Глава II. РИМСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ НА ГЛАВЕНСТВО

  1. Мнимое главенство св. Петра (по книге прот. Н. Сахарова)

  2. Рим и Византия.

  3. Основы папской непогрешимости.

  4. Примеры погрешимости пап в вопросах «веры и нравов».

  5. Заключения о вселенском главенстве пап.

ГЛАВА III. РАЗРЫВ РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ

1. Подлоги. Эпоха Карла Великого. Лже-Исидоровские декреталии

 2. Св. патриарх Фотий

3. Собор 879-880. «Filioque»

4. Окончательный разрыв.

Глава IV. РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА

  1. Григорий VII, Иннокентий III и инквизиция

  2. Взятие Константинополя и "Латинская Империя"

  3. Вражда Вонифатия VIII и Филиппа IV Красивого. Тамплиеры. Великая Западная Схизма

  4. Констанцский Собор. Иоанн Гус. Базельский Собор

  5. Флорентийский Собор. Рим в эпоху Возрождения

  6. От Борджиа до Медичи

Глава V. РАСЧЛЕНЕНИЕ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ

  1. Общие причины Реформы и ее последствия

  2. Католическая церковь в Англии до Реформы. Генрих VIII и англиканство

  3. Орден иезуитов. Тридентский Собор и контрреформа. I Ватиканский Собор

  4. Геноцид православных в Хорватии (1941-1945 гг.)

ЧАСТЬ II

Глава I. КИЕВСКАЯ РУСЬ

  1. Русь до Крещения

  2. Русь святого Владимира

  3. Расцвет православной культуры

  4. Русь на перепутье



Глава II. ПЕРВЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С РИМОМ

  1. Изяслав и папа

  2. Св. Александр Невский и рыцари-монахи

  3. Галицкая Русь и Литва

Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ

  1. Преп. Сергий Радонежский (1314-1392)

  2. Московское княжество и Литва

  3. Василий Темный и Флорентийская уния

  4. Москва — Третий Рим

Глава IV. РИМ ПРОТИВ МОСКВЫ

  1. Иезуиты и русско-польские дела

  2. Брестская уния

  3. Православные братства и их историческая роль

  4. Самозванец — орудие Рима

  5. Трагедия православных в Польше

  6. Митрополит Киевский Петр Могила (1633—1647)

  7. Вековой подвиг Карпатской Руси



Глава V. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАРХИЯ

Глава VI. МОСКВА И ЕВРОПА

  1. Истоки и последствия Смутного времени

  2. Царь Алексей и патриарх Никон

  3. Гармония и ее нарушение

  4. Апофеоз Никона. Крижанич. Время Феодора Алексеевича и царевны Софии

  5. Петровское разорение

Глава VII. ПРАВОСЛАВИЕ— ФАКТОР МИРОВОГО РАВНОВЕСИЯ

1. На путях к решению польского вопроса

2. Возвращение древних русских вотчин и конец унии

3. Россия и Кавказ. Акт Священного Союза и его значение

4. Николай Первый и крестовые походы XIX в.

5. Архимандрит Паисий Величковский и возрождение православного монашества. О старчестве. Пророчества о. Иоанна Кронштадтского о православной монархии

 6. В преддверии мировой катастрофы

Заключение


Часть I


Никогда еще наш мир не нуждался настолько в единомыслии и любви, как в переживаемую нами эпоху атомных бомб и политических катаклизмов. Выхоленный западными эн­циклопедистами материализм проделал, с легкой руки марксист­ских теоретиков1, исключительную по своей быстроте эволюцию в коммунизм, разрушительный динамизм коего представляет те­перь величайшую угрозу для всего человечества.

Прельщая массы миражами свободы и равенства, подменивая духовные ценности утопическими доктринами материализма, ком­мунизм разжег в мире классовую ненависть и, играя на низмен­ных инстинктах, увлекает толпу к борьбе с Богом во имя создания мифического "земного рая".

Являясь подлинной "антицерковью", коммунизм расточает яд своего учения по всей земле, чтобы разложить повсюду ненавис­тную ему христианскую цивилизацию.

Подобная опасность духовной смерти требует немедленного противодействия со стороны пастырей Христианской Церкви, которую, по обетованию Спасителя, "врата адовы не одолеют".


Вступление


Пастыри эти — преемники св. апостолов—должны были бы своим духовным авторитетом предотвратить грядущую катаст­рофу, своим словом воспламеняя сердца колеблющихся и своим примером смиряя злобствующих и беснующихся.

К сожалению, от единства Святой, Соборной и Апостольской Церкви за время ее земного странствования отделилось много разных сект и еретических образований.

Пока Церковь представляла собою монолит, ей не страшны были бури, сотрясавшие ее корабль и весь мир. Пастыри, чув­ствуя за собой надежную поддержку всей Церкви, могли творить чудеса, за которые до сих пор прославляется их память. Так, св. Николай Мир-Ликийский на I Вселенском Соборе в 325 г. пора­зил своей десницей и своей премудростью сокрушил еретика Ария, лжеучение которого представляло тогда великий соблазн для христианства; св. папа Лев I в 452 г. изумил всю Империю, со­дрогавшуюся перед свирепыми кочевниками-гуннами, бесстраш­но выйдя навстречу их вождю Аттиле и убедив его отвести свои орды от Италии.

Вдохновляемые подобными примерами мудрости и самопожер­твования, христиане взирали на своих пастырей как на Богом поставленных над ними руководителей и защитников, учащих их Истине в ее апостольской чистоте и, кроме того, наставляющих их в правильном выполнении их гражданского долга по отношению к государям. "Бога бойтесь, царя чтите", — говорили они. Следова­тельно, епископат древней Церкви не только выполнял свои цер­ковные функции, но был также и важнейшим политико-социальным фактором, благодаря престижу своего духовного сана поддержи­вая внутреннюю государственную гармонию. Так было в Византии и в Московской Руси — ее наследнице, где пастыри, беря пример с древнего епископата, вразумляли царей, увещевали народы, уми­ротворяя страсти, и сокрушали этим различные лжеучения, еще до времен Христовых действовавших против Бога.

Благодаря своему единству древняя Церковь поборола все эти испытания и заложила основы христианской цивилизации, упа­док которой наблюдается в наши дни. Естественно, долг каждо­го христианина, сознающего опасность настоящего положения и необходимость дать отпор наступающим врагам Церкви, всемер­но содействовать воссоединению всего христианского мира. Для того чтобы Церковь могла выполнять свою высокую миссию за­щиты всего Христова стада, христианство должно вернуться к единству, признавая своим единым Пастырем Спасителя. Об этом единстве вселенская Церковь спокон веков молилась и молится за каждым богослужением.

Каково же настоящее положение Церкви? По сравнению с язы­ческими религиями буддизма, браманизма и др, христиане зани­мают в мире весьма скромное место, насчитывая приблизительно 34% всего населения земного шара и делясь на 18% католиков, 9% протестантов и 7% православных (L'Abbe Orban. "La Christologie', 1940).

Чтобы наметить вехи к воссоединению враждующих между собой христианских религий, недостаточно доброй воли и плато­нических пожеланий; нужно искренно и беспристрастно осознать исторические причины разделения, учесть ошибки прошлого и воссоздать между церквами взаимопонимание, доверие и любовь, присущие Христовым ученикам.

Несомненно, стремление к единству все чаще наблюдается в христианстве за последние сорок лет. Протестанты приглашали представителей Православия на конференции, устроенные ими в Ламбете (1930 г.), Оксфорде (1937 г.) и Эдинбурге, прошедшие в духе братского сотрудничества.

Говоря о Римско-католической церкви, нам следует прежде всего воздать должное одному из лучших ее иерархов — бельгий­скому кардиналу Мерсье (+1926). Этот выдающийся философ-томист, профессор Лувенского университета и архиепископ Малинский, много потрудился для сближения церквей. После Пер­вой мировой войны кардинал стал инициатором переговоров с представителями Англиканской церкви, а в 1925 г., в сентябре, по его почину состоялся в Брюсселе первый съезд, посвященный вопросам сближения с Православием, вызвавший широкий от­клик во всем западном мире. Кроме того, кардинал организовал комитеты помощи беженцам из СССР, подавая сам пример нели­цемерной любви к ним и безграничного великодушия.

Брюссельский съезд отвечал намерениям папы Пия XI, кото­рый в начале своего царствования2 писал в энциклике "Ecclesiam Dei" от 12 ноября 1923 г.: ''Пусть же латиняне стараются возмож­но полнее и глубже изучить порядки и обряды Восточных Церк­вей... Пусть они убедятся в том, что, когда мы ближе познаем Восток, тогда возникнут заслуженное уважение и нелицемерная любовь, которые явятся важнейшим духовным порывом для уготовления путей к церковному единству" ("L'Oeuvre des Moines Benedictins d'Amay s/Meuse", p. 40, 1937).

В 1924 г. папа обратился с посланием к примасу бенедиктинс­кого ордена Дону Фиделио де Штоцинген, поручая бенедиктин­цам организовать на Западе центры изучения Восточной Церкви и распространение всеми мерами мысли о необходимости сближе­ния между церквами.

Вследствие этого в Бельгии возник, под покровительством и при содействии кардинала Мерсье, бенедиктинский монастырь в Amay s/Mouse, монахи которого принялись изучать Правосла­вие, его догматику, обряды, традиции и искусство. В духе братс­кой любви, по примеру их первого настоятеля (впоследствии зап­рещенного Римом) о. Ламберта Бодуэна, бенедиктинцы посред­ством своего журнала "Иреникон" стали распространять в като­личестве правду о Восточной Церкви, переводя сочинения св. Отцов, службы, разбирая вполне объективно спорные историчес­кие вопросы, доселе тенденциозно толкуемые латинскими шко­лами; одновременно они стали печатать репродукции православ­ных икон, монастырей и храмов, для ознакомления Запада с со­кровищами православной иконописи и зодчества. Кроме того, следуя примеру кардинала Мерсье, они широко помогали бежен­цам и нуждающимся, юношеству и детям в духе истинной христи­анской любви и безо всякой задней мысли о "переводе в католи­чество".

Благодаря их усердным трудам, а также возникновению во Франции "Православной французской миссии" ("Mission Orthodoxe Francaise", во главе которой много потрудился о. Лев Жилло, затем о. Георгий Жуанни), западная церковь стала пра­вильно осведомляться о Восточной Церкви, что было необходи­мым условием для взаимопонимания.

Когда же, благодаря Пию XI, Ватикан наконец приоткрыл свои архивы о расколе XI в., до тех пор бывшие под строжайшим запретом, западные историки, специалисты по востоковедению, как, например: Грумель, Аманн, Дворник, Жюжи и др., получили возможность опубликовать множество новых материалов, про­ливших иной свет на события, вызвавшие так называемую "Ви­зантийскую схизму". Их сочинения разрушили бесследно целый ряд выдумок и интерполяций, доселе бывших официально при­знанными Римом за истину. За ними последовали университеты; в 1939 г., накануне Второй мировой войны, известный ориенталист профессор Грэгуар прочел в Афинах доклад "Историческая прав­да о разделении Церквей". Профессор воздал должное оклеве­танному на западе св. Патриарху Фотию и подчеркнул, что рас­кол 1054 г. был вызван скорее личными антагонизмами, чем дог­матическими разногласиями; учреждение же в ХШ в. "Латинс­кой империи в Константинополе" он назвал "величайшей исто­рической ошибкой Запада". Выступление это, сочувственно от­меченное в Ватиканском "Osservatore Romano" и католической прессой, вызвало дружеский отклик в греческих православных кругах, заслужив одобрительные отзывы проф. Аливизатос и др. ("Vues nouvelles sur le Schisme Gree", "Nation Beige", 1939.16.7.).

Наряду с этими отрадными свидетельствами о стремлении эли­ты западного христианства к правильному пониманию Восточ­ной Церкви, неприятно поражает идущая в разрез с этим уродли­вая деятельность так называемого "Восточного обряда".

Миссионеры "Восточного обряда", главными деятелями ко­торого являются иезуиты, привлекают в лоно Римской церкви восточных христиан (или "схизматиков"), действуя фактически обманом. Особо обученные и до мельчайших подробностей похо­жие на православное духовенство, они совершают службы по обряду Восточной Церкви, опуская "филиокве" в "Символе Веры", допуская брак священников и т.д., правда, придерживаясь поминовения за литургией "Патриарха Вселенского, Папы Римского". Обретаясь преимущественно среди православных, находящихся по политическим или бытовым причинам в трудном или ненормальном положении, эти миссионеры стараются, благо­даря получаемым ими субсидиям и поддержке Ватикана, конку­рировать с неимущим православным клиром и "'обращать" не­дальновидных в латинскую веру.

Так в течение долгих лет поступали они среди гонимых право­славных меньшинств в Польше, на Дальнем Востоке, в Америке, Канаде, а после Второй мировой войны — во многих лагерях ДП, часто не брезгуя "переводить" обезумевших от советской опасности славянских беженцев, готовых на все, ради спасения от большевизма и выдач "союзников".

Митрополит Петр Крутицкий, умученный в советской ссыл­ке, стойкий Местоблюститель Всероссийского Патриаршего Престола, в своем послании от 25 июня 1925 г. выразился о "Во­сточном обряде" следующим образом: "Много врагов у Право­славной Христианской Церкви. Теперь они усилили свою дея­тельность против Православия. Католики, вводя наш богослу­жебный обряд, совращают — особенно в западных, издревле пра­вославных церквах,— верующий народ в унию, и тем самым от­влекают силы Православной Церкви от более неотложной борь­бы с неверием" ("Церковные Ведомости", 1925, №21,22). Где же тут говорить об "общем фронте"?..

Осуждая политику "Восточного обряда" в отношении много­страдальной Русской Церкви, К.Н.Николаев, приводя в своей замечательной книге эти обличительные слова митрополита-му­ченика, добавляет: "На Западе — все кончено; для католичества — холод и пустыня. Восток— вот содержание жизни сегодняшне­го дня для Рима... Русскими душами и русскими средствами, а в грядущем — и силами национального русского государства, все­гдашнего охранителя Церкви, думает Рим восстановить свои силы и свое величие... В этот страшный час Рим в тоске взывает к Промыслу Божию о спасении России... для себя. В этом все содер­жание политики Рима в русском вопросе" ("Восточный обряд" К.Н.Николаева. Париж, 1950. с. 59).

Однако "Восточный обряд" вовсе не предназначен был для одной Русской Церкви, а для всех Восточных Церквей, патриар­хи которых "дублируются" ставленниками "Восточной Конгре­гации", находящейся в Риме.

На эту работу собираются крупные суммы, на которые стро­ятся церкви, школы, приюты, больницы, чтобы заманивать пра­вославных приблизительно теми же методами, что и язычников в африканских колониях...

Во главе "Восточной Коллегии" долго стоял выдающийся ориенталист и лингвист-француз — кардинал Тиссеран, один из ближайших советников папы Пия XII. Когда во Франции, попи­рая все человеческие и божественные законы правосудия, в 1947 г. приговорили к вечному заключению маршала Пэтена, одного из благороднейших людей нашего времени, его адвокаты стали искать заступничества в Риме.

Ввиду того что маршал всегда был ревностным католиком, они обратились к кардиналу Тиссерану, прося его ходатайства за этого 90-летнего старца. Кардинал резко отказался, сказав, что "Пэтен заслужил всяческую кару" (М. Jacques Isorini. "Sonffrance et mort. Marechel Patain". Paris, 1951, p. 195). За год до смерти маршала, в изгнании на острове Иё, адвокат его от­правился в Рим, чтобы хотя бы получить от папы благословение для умирающего, чего тот больше всего желал: он оказался един­ственным французом, которому было отказано в приеме... (Idem., р. 228).

Одним из главных источников средств на миссионерскую ра­боту среди православных является "Восточный Комитет" ("Oenvre cTOrient). Комитет этот был основан в Париже в 1856 г. и его первым директором был знаменитый французский миссио­нер в Африке — кардинал Лавижери, основатель ордена "Белых Отцов".

Согласно его официальным статутам. Комитет имеет целью "возродить и вернуть к католическому единству отделившийся христианский Восток, используя для этой задачи денежные посо­бия, собираемые в епархиях. Под Востоком подразумеваются зем­ли от Дуная до Индийского океана и от Москвы до Абиссинии".

Комитет получал множество поощрений и похвал от разных пап, например,рескрипт Пия IX в 1858, 1859 и 1868 гг., три энцикли­ки Льва XIII и т.д. Накануне Второй мировой войны он субсиди­ровал работу более восьмидесяти разных конгрегации и орденов в Св. Земле, на Балканах, среди греков, русских, армяно-григо-рианцев, персов, несторианцев, яковитов Месопотамии, коптов Египта, малабаров Индии, сирийцев и пр. Жертвователям и со­трудникам Комитета дарованы были особые индульгенции; во всех западных странах его делегаты (или директора), назначен­ные с согласия правящих епископов или примасов, непрестанно производят сборы по приходам, произнося проповеди о "соедине­нии схизматиков в овчарне св. Петра".

На обвинения, перечисленные в указанной выше книге Нико­лаева "Восточный обряд", обличающие недоброжелательство и противохристианский характер подобных методов, возразил пуб­лично один из крупных деятелей этого "обряда", о. Филипп де Режис, иезуит, бывший ректор римского колледжа "Руссикум" и вице-ректор важного иезуитского центра "биритуализма" в Польше — Альбертина. Смысл его статей, напечатанных в като­лической газете на русском языке "За Правду", выходившей в Буэнос-Айресе (см. № 115 и 123, июль—сентябрь 1951 г.), в об­щих чертах следующий: Римская церковь имеет право на прозе­литизм в любой форме, тогда как в Православии прозелитизм отсутствует: "восточный обряд" принадлежит Риму, как и все остальные обряды, так как только Католической церкви прису­ща "вселенскость"; если православные смешивают одну церковь с другой, за это католичество не ответственно; поднимать "старые споры между церквами бесполезно и неуместно, ввиду необ­ходимости единения всех против большевизма; наконец, католи­ческое "апостольство на Востоке" является одной из важнейших задач нашего времени, при условии наличия "уважения и любви с обеих сторон".

На это можно ответить, что утверждение об отсутствии прозе­литизма в Православной Церкви — глубоко ошибочно. Чрезвы­чайно быстрое и безболезненное распространение православной веры сперва в Византийской Империи, затем в славянских странах, в земле Русской в X и XI вв., а, позднее обращение целого ряда инородческих племен (литва, пермяки, вогулы, мордва, чермисы, чукчи и т.д.) наглядно опровергает подобное обвинение. Безболезненность же практики православного прозелитизма объясняется, например, наказом Стоглавого Собора, заседавше­го в Москве в 1552 г. при царе Иоанне IV Грозном, епископу Гу­рию, назначенному на кафедру только что присоединенного к Руси Казанского Царства3.

Епископу Гурию, снабженному иконами, книгами, церковной утварью и казной для постройки церквей и монастырей, было при­казано "обращать людей к истинной вере, привлекая к себе лас­кой, милостыней, заступничеством перед властями; крестить не­верных только волей, а не насилием; крестящихся у себя на дому или по монастырям наставлять к вере; печаловаться перед воево­дами и судьями за подсудимых; обличать неправды властей, уча­ствовать с ними во всех советах".

В наше время Православие распространялось в Китае, Япо­нии и даже Индии. В отношении же католичества и протестант­ства Православная Церковь никогда не оставалась безразлич­ной. Православные богословы потрудились немало для изобли­чения заблуждений этих религий; достаточно примера многочис­ленных изданий, выпущенных в XVI в. православными братства­ми во Львове, Киеве и т.д.4 Изобличение заблуждений и молитва практически выражают прозелитизм Православной Церкви по отношению к Западу, что безусловно отвечает духу христиан­ства. Если бы прозелитизм Римской церкви придерживался тех же принципов и руководствовался бы только "христианской лю­бовью к отделенным братьям", ни один здравомыслящий православный не счел бы себя вправе таковой прозелитизм осуждать, так как всякий, кто твердо убежден в правоте своей веры и лю­бит своих братьев, вполне естественно желает передать им свет Истины.

К сожалению, трудно назвать любовью к литовцам распрост­ранение среди них латинства '"огнем и мечем" в XII и XIII вв. или признать за выражение любви к русским папскую буллу, бросив­шую в крестовый поход на Русь шведов и германских рыцарей-монахов в 1240 г... Св. князь Александр Невский разгромил крестоносцев и этим убедил папу в невозможности обратить русский народ в католичество насилием. Тогда Иннокентий IV избрал другой способ выражения своей любви к русскому народу: к св. Александру он прислал двух кардиналов, которые стали его уве­рять, что отец его — Великий Князь Ярослав Суздальский якобы признал главенство папы и что только смерть помешала ему осу­ществить свое решение. Это был чистый вымысел и Александр Невский доказал это посланникам Иннокентия.

Из этого следует, что суть дела не в прозелитизме как тако­вом, а в методах его применения, которые в Римской церкви чрез­вычайно далеки от христианских принципов, полны насилия и неправды, а потому ничего общего с любовью они не имеют.

Папа Пий XII (1939—1958) выпустил 7 июля 1952 г. Апос­тольское Послание "Sacro Vergente Anno", обращенное "ко всем народам России" ("Ad universos Russiaepopulos"). Этот офици­альный документ был переведен на все языки и разослан в право­славные епархии; русский перевод послания с портретом папы рассылался, между прочим, в виде приложения к католическим журналам на русском языке (напр., мюнхенская "Русская Идея"). Редакции этих органов представили его как выражение беспре­дельной любви папы к России и его заботливости о ее судьбах...

Оставив в стороне весьма неудачное, хотя и модное теперь в некоторых странах, употребление выражения "народы России" вместо "русский народ", нельзя не поразиться извращениям в по­слании общеизвестных исторических фактов, в целях доказать, например, что Древняя Русь до середины XV в. якобы признава­ла папский авторитет... В таком именно смысле Пий XII истолковывает тесные взаимоотношения Киева с Западом, обращение Йзяслава к Григорию VII, а особенно самовольный поступок мит­рополита Исидора, дерзнувшего в 1439 г. подписать Флорентий­скую псевдоунию, за что был посажен в темницу Великим князем Василием Васильевичем, а затем бежал в Рим. Наконец, в знак своей особой любви к России папа посвящает "ея народы" — Непорочному Сердцу Богоматери...

Тот же папа 8 сентября 1951 г., опубликовал энциклику "Sempiternus Rex" no случаю 1500-летия IV Вселенского Собора. Развивая в ней тему о мнимом признании папского главенства над Вселенской Церковью всеми участниками этого Собора, Пий XII торжественно предлагает Восточным Церквам вернуть­ся к единению с Римом (под властью папы) и пишет следующее: "...Мы проявили особый интерес к "Восточной Конгрегации", основанной при Римской курии; и мы облачили Патриарха Ар­мян в великолепие Римского пурпура". Одновременно, ревните­ли "Восточного обряда" и сотрудники "Восточного Комитета", с благословения Ватикана, распространяли среди православных беженцев молитву "Фатимской Богородице", в которой испра­шивается у Нее "обращение России" в католичество...

Что можно заключить из чтения подобных писаний, предназ­начаемых Римом православным? Несомненно, как это отметил К.Н.Николаев, папство совершенно ясно сознает срочную необ­ходимость для Римской церкви достичь единства всех христиан мира, принимая во внимание возможность скорой гибели нашей цивилизации. Естественно, для папы, как для всякого католика, подобное единство мыслимо лишь под главенством Св. Престо­ла, так как для Рима слова Христа: "да будут едины" (Иоанн XVII, 21) означают исключительно это. Вместе с тем совершенно недопустимо, оскорбительно и неуместно постоянное извращение исторических фактов в потуге доказать недоказуемое или хотя бы "полудоказать" признание папского главенства Восточными Церквами, в частности — Русской. Это извращение тем более коробит, что приводится оно не в каких-то газетных статьях, а в официальных документах, коими являются папские энциклики! Не менее бестактна и официальная похвала "Восточной Конгрегации", что подчеркивает сознательность проведения Римской церковью оскорбительного для Православия "миссионерского апостольства" на Востоке, с применением отнюдь не христианс­ких методов прозелитизма,

Отдает ли Рим себе отчет в том, какой вред таковая политика наносила делу сближения, предпринятому Пием XI? Откуда про­исходят подобные вопиющие противоречия в сношениях католи­чества с Восточными Церквами? С одной стороны, мы видим брат­скую любовь, взаимное уважение и искренние попытки к сближе­нию и одновременно, с другой стороны, коварный прозелитизм под личиной "Восточного обряда" и мобилизацию всех средств для повсеместного "обращения" православных в латинство... С одной стороны, нелицемерное, братское сочувствие и помощь беженцам и пострадавшим, с другой — заигрывания с большеви­ками, вмешательство во внутреннюю жизнь православных церк­вей и епархий, разжигание споров и междоусобиц среди эмигран­тов, интриги, заманивание детей на богослужения по "Восточно­му обряду", преподавание им таинств помимо родителей и т.д.

Из этого мы можем заключить, что в Католической церкви, несомненно, существуют и борются два течения: во-первых, это сторонники мирного сближения с православием и внимательного его изучения для устранения предрассудков, накопившихся про­тив него на Западе. К ним должно отнести покойного кардинала Мерсье, о. Ламберта Бонуэна и бенедиктинцев, с ним сотрудни­чавших, в духе взаимной любви и уважения к Востоку. Другое течение — оппортунистическое, к нему принадлежат сторонники личного прозелитизма и вербовки душ для римской церкви всеми способами. Таковы в первую очередь отцы иезуиты, кстати ска­зать, за последнее двадцатилетие завладевшие "ключевыми по­зициями" в Восточной Конгрегации. Об этом ордене мы подроб­но расскажем в нашем сочинении. Принимая во внимание их пси­хологию и влияние, нам кажется весьма сомнительной возмож­ность скорого изменения Ватиканском политики в отношении Православия.

Значит ли это, что нам следует опускать руки и отчаиваться в возможностях существования церковного единства? Конечно, нет.

Мы твердо знаем, что десятки и сотни тысяч искренне верующих католиков непрестанно молятся за необходимое для мира вселен­ское единство, а, кроме того, сторонники сближения неустанно ратуют в области осведомления запада о Православии. Об этом свидетельствует, хотя бы, труд трех бенедиктинских ученых — отцов Дюмона, Мерсенье и Лялина "Что такое Православие?", изданный в Бельгии в 1945 г. Авторы приводят синтез Правосла­вия, рассматривая Восточные Церкви сточки зрения историчес­кой, культурной, бытовой, и вполне объективно приводят крат­кий перечень причин раскола. Лишний раз поражаешься широте взглядов, искренности и неподдельной любви писателей-бенедик­тинцев к православному миру.

Настоящий очерк является — очень неполным, поверхност­ным и не претендующим ни в какой степени на авторитетность — обзором важнейших исторических и бытовых факторов, повлек­ших за собой отделение Римской церкви от вселенского Право­славия, и разбором католических отклонений от святоотеческих традиций, приведших латинян к ереси.

Дабы избежать упрека в пристрастности и односторонности, мы предпочли, насколько это было возможно, опираться на като­лические же источники, из коих мы заимствовали, например, до­казательства римских подлогов, историю возникновения "филиокве"\ описание вражды между Римом и св. Фотием, общие черты окончательного разрыва XI в. Для описания истории католиче­ства в средние века мы широко использовали исторические тру­ды Ланфрэ, Бенвиля, Даниеля Ропса, Аманна, Грумеля, Дюшена, Де Феллер, Хардуен, Гюиллион и, особенно аббата Флери. Клод Флери (1640—1723), член Французской Академии, приор Собора Парижской Богоматери, с 1689 г. был наставником детей короля Людовика XIV, затем — духовником Людовика XV; он просла­вился своей многотомной "'Церковной историей", на которую мы многократно ссылаемся во время нашего повествования, равно как и на вышеуказанный ценный труд отцов Дюмона, Мерсенье и Лялина.

В описании истории древней Церкви и сношений между Римом и вселенской Церковью мы почерпнули много новых сведений, до сих пор еще не опубликованных в русских сочинениях, из тру­дов ориенталистов Жюжи, Дворника, Грумеля, из журнала бене­диктинцев "Иреникон", из вестника "Восточного Комитета", а также из классических трудов Mansi, Hefele, Migne, Rhalli et Potli, S. Vailhe, Hardouin, Sosomene, Baronius, Bellarmin, Pseilos и т.д.

Нашим римским друзьям и католическим добровольным со­трудникам мы чрезвычайно признательны за неблагодарный и кропотливый труд проверки в архивах наших ссылок на некото­рые источники, а также за присылку нам сводок апологетическо­го и догматического характера из "Enchiridion Patristicum" de Rouet de Journel, "Enchiridion Symbolorum" de Denzinger et Umberg. "Enchiridion Historiae Ecclesiasticae de Kirch" и т.д.

Из православных источников при составлении двух первых глав мы руководились преимущественно следующими сочинени­ями: "Правда Православия" Краинского; "Православие и Ка­толичество" прот. Н.Сахарова; "История Церкви" прот. П.Смир­нова и капитальным трудом епископа Арсения Новгородского "Летопись церковных событий от Рождества Христова до 1898 года".

Вторая часть очерка относится к более подробной истории сношений между Римом и Восточными Церквами после раскола XI в., где анализируется внутренняя жизнь Православных Церк­вей, о которой в первой части упоминается лишь вкратце, так как первое место отведено Риму5.

Прежде чем перейти к нашему изложению, нам кажется умест­ным перечислить главные отступления Римской церкви от Пра­вославия.


I. В области догматической:


1. Лжеучение о главенстве Римского епископа над Церковью.

2. Лжеучение об исхождении Св. Духа и от Сына ("филиокве"), исказившее Никейско-Константинопольский Символ Веры.

3. Лжеучение об "индульгенциях", то есть мнимом освобождении грешников от наказания на том свете посредством сверхдол­жных заслуг святых, каковыми заслугами якобы вправе распоря­жаться папа.

4. Лжеучение о чистилище, средней инстанции между раем и адом.

5. Лжеучение о непричастности Богоматери к первородному греху (догмат 1854 г.).

6. Лжеучение о непогрешимости папы в вопросах "веры и нра­вов, когда он говорит "ex cathedra" (догмат I Ватиканского Со­бора 1870 г.).


П. Отступление в обрядах:


1. Совершение крещения через обливания, вместо погру­жения.

2. Совершение миропомазания только епископами и над воз­растными.

3. В причащении приношение на проскомидию опресноков вместо квасного хлеба и причащение мирян исключительно подвидом хлеба.

4 Субботние посты и разрешение на мясо, сыр и яйца в по­стные дни.


III. Отступление в церковных установлениях:


1. Безбрачие духовенства.

2. Учреждение неизвестного Церкви сана "кардинал", повлек­шее смешение степеней священства.

3. Запрещение мирянам читать Священное Писание.


Несомненно, одной из главных причин раскола был многове­ковой антагонизм, существовавший между Римом и Византией, старой и новой столицей Империи. Способствовала этому и раз­ница между культурной Византией, которую латиняне часто уп­рекали в суете и изнеженности, и Римом, считавшимся греками варварским и невежественным. Не следует забывать, что Кон­стантинополь был "Парижем средних веков", по выражению аб­бата Френнеля, "оком вселенной" — по св. Григорию Богосло­ву; "царицей царствующих градов", по определению Патриар­ха Фотия. Когда Запад управлялся полуграмотными и грубонравными потомками варваров, весь греческий народ, от импера­тора до мастерового, увлекался богословскими диспутами, ри­торским искусством и философией. Архимандрит Киприян пи­шет: "Европа впервые пошла со своими крестоносцами в свя­щенную войну против мусульман в XI веке, тогда как Византия в течение всей своей истории вела священные войны то против пер­сов, то против арабов, то против скифских кочевников..., то про­тив разных еретиков и отступников от правой веры" ("Антропо­логия св. Григория Паламы, с. 20) и... "часто догматические споры задевали современников гораздо больше, чем борьба вой­ска с варварами на Дунае, Балканах или с могучими магометан­скими отрядами". Постепенно ислам добрался до границ Импе­рии и тогда началась медленная агония, закончившаяся в XV в. взятием столицы турками.

Памятники вековой культуры Византии не умерли вместе с ней, а способствовали развитию на Западе эпохи Возрождения и гуманизма во Франции и Италии.

О разнице в восприятии христианства греков и латинян кн. Е.Трубецкой пишет: "Православие есть христианство по пре­имуществу мистическое, римское католичество, наоборот, хри­стианство по преимуществу практическое. Мистическое отнюдь не тождественно с созерцательным. Созерцание представляет со­бою только один из элементов мистики и ни в коем случае не исчерпывает собою ее сущность: мистика есть восприятие или переживание Божественного, которое выражается не в односто­ронней деятельности ума, а овладевает всем существом челове­ка. Если Восточное Православие есть христианство воистину мистическое, то это именно и доказывает, что оно не только со­зерцательное... Божественное в римском католичестве воспри­нимается прежде всего как власть. Напротив, в христианстве восточном выдвигается на первый план то отношение к Богу, в котором человек чувствует себя новою тварью. Божество здесь ощущается преимущественно как метафизический источник ду­ховно-физиологического процесса, совершающегося в челове­ке" (Idem., с. 50).

Различия в культуре, интересах, политическом положении при­вели к взаимному непониманию в вопросах нравственно-религи­озных, а затем и в чисто церковных, вследствие чего Рим решил­ся на разрыв. Любопытно, что, несмотря на попытки Запада ув­лечь за собой прочие Восточные Патриархаты, находившиеся тогда в весьма трудных бытовых условиях, ни один из них не впал в схизму и Рим остался изолированным, так как, порывая с ненавистной соперницей Византией, он фактически отлучил себя от Вселенской Церкви.

Украсившись антиканонично всеми атрибутами вселенскости, Римская церковь продолжала таить в себе неприязнь к Пра­вославию; вот почему зверское поведение латинян после взятия ими Константинополя в 1204 г. вовсе не было следствием "гру­бой ошибки", как писал проф. Грэгуар, а настоящей расправой над "схизматиками". Иначе нельзя назвать меры, предпринятые в "Латинской Империи" римским духовенством по приказанию папы Иннокентия III: насилия над греками, чтобы заставить их принять латинский обряд, низложения епископов не признавших "унию", преследования на Афоне, на острове Кипр и т.д., прибы­тие в Византию палачей вроде Пелагия д'Альбано... Затем враж­дебность эта выявилась в насильственных действиях меченосцев в Литве и в русских землях с благословения пап, потом в Польше в течение веков и, наконец, в наше время. С ведома католичес­ких властей в Польше отбирались и разрушались сотни право­славных храмов (см. "Восточный обряд" К.Н.Николаева и "Го­нение на Православие и русских в Польше в XX веке" А.Попо­ва), а в Хорватии, в четырех православных епархиях было раз­рушено 243 храма и умерщвлено до 25% духовенства, а осталь­ные были сосланы в лагеря ("Церковная жизнь", №5-6, ноябрь-декабрь 1951 г.).

Все эти исторические факты столь же мало свидетельствуют о "христианской любви к отделенным братьям", как и современ­ная нам практика "Восточного обряда". Как в средние века рим­ская церковь отказалась чистосердечно помочь Византии спас­тись от турок, так и в наши дни, к сожалению, мы не видим в политике Ватикана признаков искреннего намерения образовать диный фронт с Православием против наступающего коммуниз­ма и безбожия. "Восточный обряд" срывает всякие возможности лояльного сотрудничества и осложняет пути к сближению.


* * *


Созванный в 1962 г. папой Иоанном XXIII (1958—1963) Вто­рой Ватиканский Собор положил начало систематическому рас­шатыванию католичества. В первую очередь, со введением но­вого ''Служебника'' (Мисселя), литургика и весь церковный об­ряд радикально упростились. Монахам и ксендзам разрешалось носить светское платье, посты сократились до минимума, латынь заменилась народными языками, церковные каноны переделы­вались.

Во всем мире, особенно после Второй мировой войны, благо­даря всесильным радио и телевидению, растут безразличие к ре­лигии и неверие, прямо пропорционально укоренению безнрав­ственности и распущенности. Церковь, семья, долг, гражданс­кая и общественная мораль вытравляются всеми способами со­временной техники. Поглощенные материализмом, одурманен­ные массы требуют, как во времена языческие, "хлеба и зрелищ"; в числе этих последних значительную роль играют порнография во всех видах и кощунственные пьесы и фильмы.

Ради легкой наживы повсюду поощряются безответственны­ми политиками обманы, подкупы и насилия над совестью. Мно­голикий марксизм пропагандируется среди молодого поколения, отбросившего всякие духовные и моральные авторитеты, увле­кающегося наркотиками и избравшего новых кумиров и учите­лей в лице Ленина, Мао, Кастро и различных индусских "гуру". Вместо резкого отпора силам зла Ватикан тщетно ослабил на Ватиканском Соборе церковную дисциплину и устои религии в надежде привлечь в костелы отпадающих верных. Чрезмерные послабления и уступки духу времени, наоборот, еще более отда­лили массы, а количество священнослужителей стало повсюду уменьшаться. Множество ксендзов, а также монашествующих обоего пола покинули церковь и изменили своим обетам. Про­цент прихожан в некоторых местах катастрофически пал. и во многих городах, как некогда в революционной Франции, храмы стали продаваться либо сдаваться под клубы и всякие светские надобности.

Тем временем папа Павел VI (1963—1978) проводил полити­ку неслыханной гуманности: провозглашалась, вопреки Еван­гелию, невиновность евреев в смерти Христа, возобновлялись и поощрялись сношения с СССР и его сателлитами (несмотря на осуждение коммунизма папой Пием XII (1939—1958), поддер­живались лицемерные кампании Советов в защиту "мира", орга­низовывались сослужения "indivinis" с разными сектантами, ди­алоги с масонами, атеистами, гомосексуалистами и т.д.

Больше того, с ведома Ватикана многие епископы оппорту­нистически участвуют в чисто-демагогических актах, выступая преимущественно на стороне марксистов, в ущерб национальным идеалам и подлинным ценностям разных государств, соблазняя массы.

Католическая "прогрессивная" пресса все чаще выделяет "че­ловечество" Христа в ущерб Его Божественности. Это резко осуж­дается "интегристами", защитниками прежнего уклада Римской церкви, в частности мессы папы Пия V и обрядов.

К сожалению, настоящая разруха происходит в то время, ког­да воинствующий марксизм, направляемый СССР, накладывает свои руки на весь мир, преследуя свои конкретные цели разру­шения всех устоев. Такова вкратце духовная перспектива пере­живаемой нами эпохи, более чем когда-либо требующая, каза­лось бы, возврата к Единой, Соборной и Апостольской Церкви для воодушевленного противодействия силам Зла, предвестни­кам последних времен...

Если настоящий очерк, хоть в малой доле, смог бы способ­ствовать осуществлению когда-нибудь этого великого дела сбли­жения, наша цель будет достигнута.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

В 65 удк 27 iconХранитель москва 2006 удк 316
Перевод с английского Е. Н. Егоровой, З. В. Кагановой, вт. Николаева, Е. Р. Черемиссиновой
В 65 удк 27 iconБбк 65. 049(2) удк 339. 138
Выпускается при информационной поддержке Гильдии маркетологов и Российской ассоциации маркетинга
В 65 удк 27 iconНа территории грайворонского района грайворон 2012 удк 37. 018. 26
Координационного Совета при Губернаторе Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию
В 65 удк 27 iconНаучныхрабо т издается с 2003 года Выпуск 33 Белгород 2013 удк 63(06)
Бюллетень предназначен для научных работников и специалистов сельскохозяйственного производства
В 65 удк 27 iconОбзор основных технологических тенденций и требований к медицинским информационным системам удк
Гусев Александр Владимирович, к т н., заместитель директора по развитию, e-mail
В 65 удк 27 iconПрокурор в уголовном процессе самара Издательство: Самарский университет 2010 удк 343. 1
Утверждено в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом университета
В 65 удк 27 iconИнформационно-библиографический указатель махачкала 2013 удк 616-089(01)
Указатель предназначен для преподавателей, аспирантов, студентов, врачей
В 65 удк 27 iconКазанского университета 2003 удк 911. 2
Д26 Сергей Георгиевич Каштанов, 1905-1985. – Казань: Изд-во Казанск ун-та. 2003 с
В 65 удк 27 iconА. марианис, Н. Ковалева аватары шамбалы удк 133
Материалов книги публиковалась ранее в работах Н. Ковалевой «Шамбала — это не миф» (М., 2009) и «Путь в Шамбалу» (М., 2004)
В 65 удк 27 iconВ сергейВладимирови ч удк:
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» и в гуз «Бюро судебно-медицинской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница