Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…»




Скачать 15,53 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «…простое величие простых людей…»
Дата03.02.2016
Размер15,53 Kb.
ТипКонспект
Заякина Е.А.

План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н.В.Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием « благих потрясений» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).


Тип урока: обобщение материала.

Цели урока:

1)образовательная: обобщение, систематизация знаний по образу П.Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий;

2)развивающие, общедидактические:

- формирование читательского навыка, позволяющего акцентировать внимание на детали текста;

- формирование умения обобщать, систематизировать услышанное на уроке в форме выводов;

- развитие речи обучающихся, расширение словарного запаса;

3) воспитательная: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как: «честь», «достоинство».


Методы: интерактив, беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский, элементы лекции.


Оборудование:

1. Плакат с планом, помогающим систематизировать знания текста, касающегося судьбы Гринева.

2. Иллюстрации к повести, портрет писателя.

3. На доске – оформление словарной работы.

Честь- 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Достоинство. – 1. Положительное качество.

2. Совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.


Иллюзия. -1. Обман чувств, нечто кажущееся.

2. Нечто несбыточное, мечта.

Потрясение. -1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход истории.

Благое потрясение - ?


4. Плакат с лексикой (для оформления выводов):

- «благие потрясения»;

- цепь испытаний чести и человеческой порядочности;

- нравственное чувство;

- выбор между честью и бесчестием;

- солдатский долг, дворянская честь;

- правда, искренность, верность в любви;

- человеческое достоинство = сплав совести и внутреннего убеждения в своей правоте;

- твердость духа, великодушие;

- легкомысленность.


Ход занятия.


  1. Организационный момент. (Объявление 1 и 4 целей урока).

  2. Слово учителя.

П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого человека, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и раскрывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале 19 века) угадывается личность подлинного автора «Записок» - А.С.Пушкина. Но нет смыла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях П.Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких - настоящий автор.

Образ Гринева довольно сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Та дедушка рассказывает внук о пережитом. Хотя простота вообще свойственна прозе Пушкина. Поэтому и в названии нашего урока есть слово «простота». Постараемся разгадать, в чем же состоит эта простота и какая простота делает человека великим с точки зрения нравственности. Раскрывается это понятие в прозаическом произведении с необычайным лиризмом: «…божественная искра, именуемая поэзиею…живет и красуется в новом великолепии. В новых формах, и одною из сих необходимых форм сделались роман и повесть…» (К. Полевой)

Чтобы рассказать последовательно о развивающихся событиях, поступках, отношениях главного героя с окружающими людьми, следует обратиться к плану.

  1. 2 подготовленных ученика выступают от лица Гринева в разные периоды его жизни: 1) детство и юность; 2) мирная жизнь в Белогорской крепости;3) встречи с Пугачевым.


1-й ученик представляет 1-й период и цитирует наизусть со слов:

« Я жил недорослем…» Затем задает вопросы:

- Кто принимал участие в моей судьбе на первых порах? Чтобы легче было определить, я буду читать выдержки из текста, а вы (обучающиеся) определяете лицо, одного из участников романа.

1) «…Он был добрый малый…»(чтение отрывка). О ком я говорю? Что вы знаете об этом человеке?

- Вспоминал ли я когда-нибудь об уроках Бопре? И о каких?

( уроки фехтования при дуэли со Швабриным).

Учитель:

- Какую репутацию приобрел Бопре в доме Гриневых?

- Вспомнил ли когда-нибудь Петя о своем никудышнем учителе? О каком качестве Петра Г. мы можем здесь говорить?

- Как автор записок его называет? (добрый малый).

2) «…Под его надзором на двенадцатом году…до слов…кобеля…»

- Кто этот человек?

- В какие моменты жизни Савельич находился рядом со мною?

- Что я написал в своих записках о Савельиче?

Учитель:

- Какой слуга С.? Как он себя ведет?

(С. находится рядом с героем по дороге в Б. крепость, С. мешает непредсказуемому исходу дуэли, С. просит у Пугачева за Петра, лежа в ногах, С. горюет. Когда Петр не возвращается вовремя; С. предъявляет Пугачеву реестр барскому добру, раскраденному злодеями - ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги.

- Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Марьи Ивановны(!) выручать Савельича).

Вспомним известную поговорку: долг платежом красен.

Вывод:

а) П.Гринев умет быть благодарным;

б) ответственен за судьбу другого человека, находящегося рядом с ним (ты мой слуга - я за тебя в ответе; вспомним А.Экзюпери об ответственности за того, кого приручили).

3) «…Эта книга имела всегда сильное на него влияние…волнение желчи…»

- Что это за книга и на кого она имела влияние?

- Что вы можете сказать о моем отце?

Учитель:

- Что завещает сыну отец? ( все лучшее закладывается в родительском

доме).

4) « Итак, все мои блестящие надежды…обливаясь слезами…»

Учитель:- Почему же ты так горько плакал?( рассуждения ученика).

- Ребята, задайте вопрос герою, о ком он забыл рассказать?(о матери).

- Любящая, заботливая мать, кроткая и нежная, о ней сказано немного, но влияние скажется потом.

- Как вы думаете, какое качество воспитала в нем мать?(Чтобы назвать точно, вспоминаем пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро; доброта).

  1. Выводы:

- От кого П.Гринев получает главные уроки жизни?

Запись в тетради( один ученик у доски).

Уроки(заветы), полученные героем от отца:


  1. «…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…»

  2. «…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

  3. Доброе отношение к крепостному слуге – результат воспитания, полученного дома.

  1. Вступление в самостоятельную жизнь героя.

- Какими оказались «благие потрясения»?

2-й ученик представляет 2-й период жизни.

1) «…Он рассказывал мне армейские анекдоты…надобно уметь играть».

- С кем я столкнулся и что со мной приключилось?

- Чему учит этот случай? (Случай с проигранными деньгами научил героя тому, что не нужно поддаваться искушению и тому, что за все в жизни нужно платить).

Учитель:

- Что почувствовал наш герой, мы узнаем, прослушав следующий отрывок.

2) «…Савельич поглядел на меня…»

Учитель:

- Как повлиял данный случай на формирование характера?

(У героя есть совесть, он умеет раскаяться; на протяжении всего романа мы видим, что герой ни разу не напивался, это говорит о таком важном качестве, как воля).

3) По следующему отрывку вы должны определить, где я находился и с какими людьми встретился.

«…Никто не встретил меня…в офицерском мундире…»

Учитель:

- Почему через много лет автор подробно вспоминает эту комнату?(Его привлекала эта добрая старина).

4) «…Прошло несколько недель…но и приятною…»

Учитель:

- Что было приятно герою? Как это его характеризует?(Приятно было находиться в доме коменданта. В людях он, прежде всего, видит хорошее, поэтому супруги Мироновы – самые почтенные. И.К.- человек необразованный, простой, но самый честный и добрый, а Маша – девушка благоразумная и чувствительная).

5) «…Час от часу беседа…но я другого и не желал…»

- С каким человеком мне приятно было беседовать?

Учитель:

- Каким испытаниям подвергается жизнь Петра в результате встречи со Швабриным?

А) Испытания чести.

- Что стало причиной ссоры со Швабриным?( Его возмутила пошлость Ш., поэтому он вступается за честь девушки, не подозревая о своих чувствах).

Б) Жизнь ставит героя в ситуацию выбора. Мог ли он выбрать общество Ш., тем более, что он тоже был дворянин?

- Что поначалу их объединяло? (У Ш. была литература, он умел оценить стихотворца. Но П.Г. выбирает общество коменданта).

- Когда еще П.Г. находится в ситуации выбора?(Ш. переходит на сторону врага, П.Г. остается на этой – он не может пойти на сделку с совестью, которая помогла ему до конца остаться дворянином).

В) Умение увидеть подлость.

- Много ли потребовалось времени, чтобы увидеть подлость Ш.?(Нет)

Чтение отрывка гл.3.( о человеческом лице)У Ш. все кругом - лица нечеловеческие.

Вывод: П.Г. умеет увидеть в человеке человека и подлеца!

Г) –Чем заканчивается история поединка со Ш.?( Он его прощает)

Умение прощать – еще одно качество П.Г.


  1. Задание всему классу: зачитать места, которые касаются отношений главного героя и Маши (гл.5,7,8,9).

Письменный ответ на вопрос:

- Какие качества раскрываются в его чувствах к Маше?(Искренность и прямота, мужество, верность в любви, готовность к этой любви).

- Как П. сохраняет верность в любви к Маше?( Всюду думает о ней, перед ожидаемой смертью молится).

- Был ли П.Г. позабыт любовью?

- Какой урок извлекает П.Г.? (За добро- добром, зло Ш. было наказано злом).

- Маша называет его своим благодетелем. Почему?( Она надеется на него, он прошел испытания).



  1. История отношений Гринева и Пугачева.

Перед выступлением 3 ученика предварительное задание: какие изменения происходят в душе героя?

3-й ученик представляет 3-й период в жизни.

1) «…Я не мог спорить с Савельичем…неприятного положения…»

- Какому событию соответствует данный эпизод?

- Какие качества П.Г. здесь проявляются? (Доброта, милосердие, проявленное к неизвестному спутнику).

2) «…Очередь была за мною…желая меня ободрить»

- Что я должен был сделать?(присягнуть государю)

- Какие мы видим новые качества в герое?( Твердость духа. Перед смертью - молитва, как истинный христианин, не унижается, сохраняет свое достоинство).

3) «…Я смутился…Ты шутишь опасную шутку…»

- Как вы думаете, что я чувствовал в эту минуту ?(Внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга говорить правду).

Учитель:

- О чем просит его Пугачев? Почему?(Послужить верой и правдой; поразила Пугачева искренность героя).

4) «…Легко можно себе представить…но даже и на помощь…»

- В какой момент своей жизни я так рассуждал?(Герой решается без чьей-либо помощи спасти Машу)

Учитель:

- Понимает ли герой опасность своего положения?

- Что помогает ему остаться в живых?( Качества: прямодушие, герой не лукавит, не трусит, он честен, остается благородным до конца. Это – его естественное состояние. В этом и проявляется простота души, которая сопоставима с простотой величия).

- Что помогает герою оставаться благородным до конца?(Дворянская честь, которая воспитана в родительском доме).

  1. Обращение к толкованию слов честь, достоинство, иллюзия.

- К какому моменту жизни можно отнести слово иллюзия?( Отправка на службу, приезд в Белогорскую крепость).

Обращение к словосочетанию благие потрясения.

- Есть ли что-то несовместное в этом словосочетании?( рыцарь-скупой, гость-каменный).

Задание: перечислить в тетрадь благие потрясения. (Отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)

  1. Выводы по уроку. Запись в тетрадь.

- образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно;

- несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека. Способного к большому чувству, верного в любви и в то же время легкомысленного по молодости во взглядах и в понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал.

Приведем слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: « Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества…доброту и благородство». Эти два качества и являются в Гриневе основными.


  1. Заключение.

Вопрос к Петру Г.:

- Какой духовный опыт получил герой? (Жизнь - мудрый учитель, и в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становится мудрее, черпает свой опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от своих слабостей, уметь сделать правильный выбор, уметь видеть в людях хорошее, но суметь и разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место).

Вопрос к классу:

-Какой опыт получили вы на уроке?

  1. Домашнее задание:

    1. предложить свою тему сочинения, написать к ней план;

    2. индивидуально-сообщение на тему «Любовная история Гринева и Маши Мироновой».

Похожие:

Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект урока химии для 10 класса по теме
Цель урока: систематизировать и конкретизировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкадиенов
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект урока по теме: «Аммиак и его свойства»
Цель урока: изучение физических и химических свойств аммиака, способов получения и применения
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект урока по теме: теме: «Положение человека в системе животного мира»
Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и -социальных факторов эволюции
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект урока по теме: Рабство в Древнем Риме Разработку урока
...
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект интегрированного урока по математике-географии по теме «Применение теоремы Пифагора в сельском хозяйстве»
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Почвы», проверить уровень усвоения материала
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconПлан-конспект урока урок по теме Русь и Золотая Орда
Цель урока: : расширить и дополнить представления школьников о характере взаимоотношений Русского государства с монголо-татарами...
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconГ. Краснодара Конспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Предельные одноатомные спирты, и применить их к новой проблемной ситуации, профилактика...
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconПлан-конспект урока повторение изученного по теме "Смысловые группы наречий"
Закрепление материала по теме «Смысловые группы наречий» (урок №3 в теме «Наречие»)
Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» iconКонспект урока английского языка
Цель: Обобщить и систематизировать лексико-грамматический материал по теме «О себе»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница