Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения




Скачать 21,18 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер21,18 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА


Е.А. Носачевская

к.э.н., старший преподаватель кафедры экономики

МГГУ им. М.А. Шолохова


Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент»

для студентов экономических специальностей

разных форм обучения


Москва

2010


Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей разных форм обучения. В данном пособии изложены некоторые основополагающие вопросы, вошедшие в учебные программы по изучению дисциплины «Менеджмент» - основы организации учебного процесса, содержание лекционных и практических занятий по курсу, вопросы для подготовки студентов к проведению итогового контроля и другие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

Основы организации учебного процесса по изучению курса «Менеджмент»………………………………………………………………….3

Содержание курса «Менеджмент»……………………………………………5

Структура практических занятий по дисциплине «Менеджмент»………….8

Вопросы для подготовки студентов к проведению итогового контроля….14

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Менеджмент»…………16

Список рекомендуемой литературы…………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………….39

Введение


В современных условиях рыночных отношений одним из приоритетных направлений повышения качества управления российской экономикой на разных уровнях является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента как науки к практической деятельности в целях обеспечения конкурентоспособности объектов. Это влечет за собой творческий поиск новых решений, адекватных российским условиям.

Курс «Менеджмент» раскрывает вопросы теории и практики управления и предназначен для формирования у будущего специалиста целостного представления о системе управления и процессах ее функционирования.

Основные цели и задачи изучения курса «Менеджмент»



Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов четкого и осмысленного представления об областях применения менеджмента, познание идей и опыта, относящихся к такому многостороннему виду человеческой деятельности, как управление, приобретение навыков использования полученных знаний в управлении людьми и организациями, формирование методологической основы для изучения специальных аспектов менеджмента.

В числе основных задач изучения курса «Менеджмент» можно выделить следующие:

-приобретение навыков анализа внешней и внутренней среды организации;

-изучение сущности и функций стратегического управления

-изучение стилей руководства и условий их применения;

-исследование психологических аспектов управления, алгоритма разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.


Основы организации учебного процесса по изучению курса «Менеджмент»


Курс изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов, которая становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.

Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

Для эффективного освоения курса студентам рекомендуется посещать лекции, систематически готовиться и принимать активное участие в ходе проведения семинарских занятий, что даст возможность осмыслить полученные на лекциях теоретические знания и приобрести навыки их практического использования.

С точки зрения методологии курс ориентирован на традиционный подход, рассматривающий принципы и функции управления. Курс базируется в основном на концепциях и идеях, разработанных в развитых индустриальных странах с учетом специфики современной ситуации в России.

В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, обеспечивающим формирование методологической основы анализа конкретных управленческих процессов, развития навыков принятия рациональных решений.

Изложение курса начинается с общей характеристики организации и менеджмента: рассматриваются этапы становления, анализируются внутренние переменные и внешняя среда организации, ее основные хозяйственные формы. Затем изучается система основных функций менеджмента: разработка и реализация стратегических планов, организация, мотивация, контроль. Далее рассматривается управление группой, исследуются вопросы руководства, лидерства и власти. Завершается курс изучением и анализом тенденций развития современного менеджмента. Кроме того, рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» уделяет большое внимание рассмотрению конкретных практических ситуаций, опирающихся на лекционный материал.

Основная литература по курсу – учебники отечественных авторов, а также переведенные с иностранных языков – О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент»; М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента», Р. Фалмер «Энциклопедия современного управления» и другие. В конце данного учебно-методического пособия приводится список основной и дополнительной литературы, рекомендованный для изучения курса. Изучение дисциплины «Менеджмент» предусматривает не только аудиторные занятия, но и самостоятельное освоение материала, поэтому студентам рекомендуется расширить предлагаемый список за счет других источников.


Содержание курса «Менеджмент»


Раздел 1. Теоретические основы менеджмента


Тема 1. Менеджмент: вид деятельности и система управления


Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Менеджер: роль в организации; профессиональные и личные качества эффективного менеджера.


Тема 2. Основные этапы становления современного менеджмента


Основные школы менеджмента: научного управления, административная, человеческих отношений, количественных методов. Специфика развития менеджмента в экономически развитых странах.


Тема 3. Методологические основы менеджмента


Научные подходы к управлению: особенности и основные черты. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. Сопоставление научных подходов к управлению.


Тема 4. Внутренние переменные организации


Внутренние переменные организации: миссия, цели, задачи, структура, технологии, люди, информация. Взаимодействие внутренних переменных.


Тема 5. Инфраструктура менеджмента


Взаимодействие организации внешней среды. Основные характеристики внешней среды. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Международное окружение. Формы международного бизнеса


Тема 6. Разработка управленческих решений

в современном менеджменте


Понятие управленческого решения, его роль и значение в системе менеджмента. Типология управленческих решений. Приемы разработки и выбора управленческих решений. Моделирование и организация процесса разработки управленческих решений.


Раздел 2. Система функций менеджмента


Тема 7. Прогнозирование


Система функций менеджмента. Общая характеристика прогнозирования. Роль прогнозирования в системе менеджмента. Методы прогнозирования.


Тема 8. Планирование в системе менеджмента

и реализация стратегического плана


Планирование как функция менеджмента. Разновидности планирования и типы планов. Особенности стратегических и тактических планов. Процесс разработки стратегических планов. Методы и инструменты реализации стратегических планов. Оценка эффективности реализации стратегических планов.


Тема 9. Организация как функция менеджмента


Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента. Разделение труда и необходимость координации. Полномочия и их типы. Распределение полномочий. Полномочия и ответственность. Типы организационных структур, принципы их построения. Целесообразность использования различных организационных структур.


Тема 10. Мотивация деятельности в менеджменте


Понятие мотивации. Потребности и вознаграждения как базовые понятия современных мотиваций. Общие подходы к проблеме мотивации работников. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.


Тема 11. Контроль в системе менеджмента


Необходимость контроля и его типы. Процесс контроля: его элементы и стадии. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Информационное обеспечение контроля.


Тема 12. Коммуникации и интеграционные процессы в менеджменте


Интеграционные процессы в менеджменте. Понятие и значение информации и коммуникаций. Критерии требований к коммуникациям. Коммуникации и эффективность управления. Коммуникационный процесс. Типология коммуникаций. Совершенствование коммуникаций в организациях.


Тема 13. Информационное обеспечение функций менеджмента


Содержание информации. Потребность в информации. Источники информации. Внутрифирменная система информации. Технология информационной деятельности. Методы получения первичной информации.


Раздел 3. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента


Тема 14. Управление группой


Значение Хоторнских экспериментов для развития научного менеджмента. Неформальная группа как система отношений между людьми. Формирование групп в процессе функционирования организаций. Основные характеристики неформальных групп и их роль в систмеме менеджмента. Обеспечение эффективного взаимодействия формальных и неформальных групп.


Тема 15. Власть в системе управления


Основы и формы власти. Личностные, организационные и личностно-организационные формы власти. Влияние через убеждение и участие. Эффективное использование власти.


Тема 16. Стили менеджмента


Понятие лидерства. Отличие лидера от менеджера. Личностный, поведенческий и системный подходы к лидерству. Разновидности стиля менеджмента и основные факторы, влияющие на выбор стиля. Имидж менеджера и принципы его формирования.


Тема 17. Конфликтность и управление изменениями в менеджменте


Природа и типы конфликтов. Позитивные и негативные функции конфликта. Модель процесса конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Структурные методы. Межличностные методы разрешения конфликтов. Природа организационных изменений. Процесс эффективного управления изменениями.


Раздел 4. Тенденции развития системы менеджмента в современных условиях


Тема 18. Факторы и тенденции развития системы менеджмента

Особенности современной экономики. Особенности современной системы менеджмента в России и тенденции ее дальнейшего развития. Факторы эффективности системы менеджмента организации.


Структура практических занятий по дисциплине «Менеджмент»


Занятие 1.


История менеджмента.

Сравнительный анализ основных школ менеджмента


1. Управление до 1900 года.

2. Научное управление.

3. Классическая школа в управлении.

4. Школа человеческих отношений.

5. Поведенческие науки.

6. Наука управления или количественный подход.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Поршнев А. История менеджмента; Дункан Д. Основополагающие идеи
в менеджменте.


Занятие 2.


Методологические основы менеджмента


1. Научный подход к управлению: особенности и основные черты.

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход

5. Сопоставление научных подходов к управлению.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента.


Занятие 3.


Анализ внутренней среды организации


1. Общая характеристика внутренней среды.

2. Миссия и цели организации.

3. Структура организации.

4. Задачи организации.

5. Технологии в организации.

6. Люди.

7. Взаимодействие внутренних переменных.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента.

Занятие 4.


Анализ внешней среды организации


1. Основные характеристики внешней среды.

2. Анализ влияния на организацию среды прямого воздействия.

3. Анализ влияния на организацию среды косвенного воздействия.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента.


Занятие 5.


Влияние социальной ответственности и этики на развитие бизнеса


1. Основы этики современного бизнеса.

2. Бизнес и безработица.

3. Бизнес и проблемы экологии.

4. Бизнес и потребители.

5. Сущность социальной ответственности бизнеса.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Боуви К. Мескон М. и др. Современный бизнес.


Занятие 6.

Принятие управленческих решений


1. Природа процесса принятия управленческих решений.

2. Организационные решения.

3. Существующие подходы к принятию решений.

4. База данных для принятия решений.

5. Этапы рационального принятия решений.

6. Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решений.


Рекомендуемая литература: Виханский О. Наумов А. Менеджмент; Мескон М. и др. Основы менеджмента.


Занятие 7.


Система функций менеджмента.

Функция прогнозирования: общая характеристика


1. Общая характеристика функций менеджмента.

2. Роль функции прогнозирования в системе менеджмента.

3. Методы прогнозирования.


Рекомендуемая литература: Герчикова И. Менеджмент; Мескон М.
и др. Основы менеджмента.


Занятие 8.


Планирование в системе менеджмента


1. Планирование как основа человеческой деятельности.

2. Планирование как функция управления.

3. Разновидности планирования и типы планов.

4. Организационные формы внутрифирменного планирования.

5. Эффективность планирования.


Рекомендуемая литература: Герчикова И. Менеджмент; Фалмер Р. Энциклопедия современного управления.


Занятие 9.


Структура организации


1. Основные принципы построения организационных структур.

2. Общая характеристика бюрократических структур, типы бюрократических структур.

3. Общая характеристика адаптивных структур, типы адаптивных структур.

4. Особенности организационных структур, действующих на международных рынках.

5. Определяющие факторы и принципы формирования структур разных типов.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Голованов Г. Основы менеджмента.


Занятие 10.


Мотивация как функция менеджмента:

содержательные и процессуальные теории мотивации


1. Сущность и эволюция понятия мотивации.

2. Потребности и вознаграждения как базовые понятия современных мотиваций.

3. Общая характеристика содержательных и процессуальных теорий мотиваций.

4. Анализ теории мотивации А. Маслоу.

5. Анализ теории мотивации Д. Макклеланда.

6. Анализ теории мотивации Ф. Герцберга.

7. Анализ теории ожиданий В. Врума.

8. Анализ теории справедливости.

9. Анализ мотивационной модели Портера-Лоулера.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Боуви К. и др. Современный бизнес; Виханский О. Менеджмент.


Занятие 11.


Контроль как функция менеджмента


1. Сущность и смысл контроля.

2. Типы контроля и их значения.

3. Процесс контроля: его элементы и стадии.

4. Поведенческие аспекты контроля.

5. Характеристики эффективного контроля.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Основы менеджмента/ Ред. А.А. Радугин.


Занятие 12.


Процесс коммуникаций и эффективность управления


1. Понятие и значение информации и коммуникаций.

2. Виды коммуникаций.

3. Коммуникационный процесс: определение, элементы и этапы процесса.

4. Организационные коммуникации.

5. Пути совершенствования коммуникационного процесса в организации.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Фалмер Р. Энциклопедия современного бизнеса.


Занятие 13.


Информационное обеспечение принятия управленческих решений


1. Информация как база данных для принятия решений и осуществления деятельности.

2. Источники информации.

3. Внутрифирменная система информации.

4. Технология информационной деятельности.

5. Специализированный аппарат управления внутрифирменной информационной системой.


Рекомендуемая литература: Герчикова И. Менеджмент.


Занятие 14.


Процессы самоорганизации, неформальная организация

и неформальная структура


1. Сравнительная характеристика формальных и неформальных групп.

2. Влияние Хоторнского эксперимента на развитие науки и практики управления.

3. Неформальные группы и организации: их типы и причины возникновения.

4. Члены групп: принципы ранжирования и взаимодействия, типы поведения в группах.

Рекомендуемая литература: Фалмер Р. Энциклопедия соврменного управления; Мескон М. и др. Основы менеджмента; Голованов Г. Основы менеджмента.


Занятие 15.


Эффективное использование менеджером влияния и власти


1. Сравнительный анализ руководства и лидерства в организации.

2. Влияние и власть: общая характеристика.

3. Формы власти: общая характеристика.

4. Формы влияния: общая характеристика.

5. Эффективность использования различных форм влияния и власти в организации.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Голованов Г. Основы менеджмента; Фалмер Р. Энциклопедия современного управления.


Занятие 16.


Личностный и поведенческий подход к исследованию

проблематики лидерства


1. Характеристика личностного подхода.

2. Общая характеристика поведенческого подхода.

3. Анализ теорий в рамках поведенческого подхода: теории «Х», «У», «Z», исследования Левина, континуум стилей Лайкерта, четыре системы Лайкерта, «управленческая решетка» Блэйка-Мутона.

4. Сравнительный анализ эффективности практического применения различных моделей лидерства.

5. Влияние стиля руководства на производительность труда.


Рекомендуемая литература: Голованов Г. Основы менеджмента; Фалмер Р. Энциклопедия современного управления.


Занятие 17.


Конфликты в организации


1. Природа и типы конфликтов

2. Модель процесса конфликта.

3. Предупреждение конфликта.

4. Алгоритм и методы разрешения конфликтов.

5. Межличностные стили и выбор тактики разрешения конфликтов.


Рекомендуемая литература: Мескон М. и др. Основы менеджмента; Ладанов И.Д. Практический менеджмент.


Занятие 18.


Тенденции развития современной экономики и менеджмента


1. Особенности современной экономики.

2. Тенденции развития экономики.

3. Тенденции развития менеджмента в Европе, Америке, Японии.

4. Тенденции развития российской экономики.

5. Особенности современной системы менеджмента в России и тенденции ее дальнейшего развития.


Рекомендуемая литература: Фалмер Р. Энциклопедия современного управления; периодические издания.

  1   2

Похожие:

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconУчебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей вуза при изучении курсов: «Маркетинг», "Менеджмент", «Основы...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconРешебник по приготовительному отделу ткачетва методическое пособие для студентов специальностей 260703 «Проектирование текстильных изделий» и260704 «Технология текстильных изделий» всех форм обучения
Методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, специализирующихся в области текстиля, а также может быть рекомендовано...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов дневной, очно-заочной и заочной форм обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации» Нижний Новгород
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет туризма и...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconПланирование на предприятии методическое пособие для студентов дневной, заочной, ускоренной форм обучения
Планирование на предприятии: Методическое пособие для студентов дневной, заочной, ускоренной форм обучения специальности 060800 /...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconМетодические указания к изучению курса «Политология» для студентов всех специальностей и всех форм обучения под ред проф. В. Ф. Цымлова
Политология” для всех форм обучения. В них содержатся общие требования к изучению курса, общее количество часов и их размещение по...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница