International banking institute X международная научно-практическая конференция




Скачать 41,51 Kb.
НазваниеInternational banking institute X международная научно-практическая конференция
страница1/14
Дата03.02.2016
Размер41,51 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ РОССИИ

 МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


X международная
научно-практическая конференция


«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
(Смирновские чтения)»


Том 3

X international
scientific-practical conference


«ACTUAL PROBLEMS OF ECONOMY
AND NEW TECHNOLOGIES OF TEACHING
(Smirnovskie chteniya)»


Vol. 3

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
MATERIALS OF THE CONFERENCE
1 апреля 2011 г.
April, 1, 2011



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ST.-PETERSBURG


2011

ББК 65


А43 Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Материалы X международной научно-практической конференции (1 апреля 2011 г., Санкт-Петербург). Т. 3. – СПб.: Изд-во МБИ, 2011. – 160 с.

ISBN 978-5-903028-99-3

В сборнике содержатся материалы X международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и новые технологии препо­давания (Смирновские чтения)», представленные на пленарном заседании и заседаниях секций.

Конференция проведена по плану работы Международной академии наук высшей школы и Межрегионального образовательного консорциума России.

Издание предназначено для научно-педагогических работников, специалистов, аспирантов, магистрантов и студентов экономических вузов и факультетов, иссле­дующих проблемы современной экономики, а также преподавателей вузов.

Материалы публикуются в авторской редакции.

ББК 65


Информационная поддержка




© АНО ВПО «Международный
ISBN 978-5-903028-99-3 банковский институт», 2011

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ



Абрамова Марина Александровна
abramova@hotmail.ru

Россия, Москва
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ СОВРЕМЕННОЙ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ


В качестве главной цели ДКП прогнозируется снижение инфляции до 5,5–6,5 % в 2011 г., 4,5–5,5 – в 2012 г., 4–5 % в 2013 г., а достижение ее прогнозных ориентиров рассматривается как лучший вклад центрального банка в достижение устойчивого экономического роста. Но эта цель в условиях умеренной многофакторной инфляции, в основном немонетарного характера, «не работает» на достижение стратегической цели государственной экономической политики, ориентированной на переход к инновационному экономическому росту. Более того, опасно оценивать уровень инфляционных рисков, определяемых только монетарными факторами, как это практикует Банк России, а возможность ЦБ РФ воздействовать на немонетарные факторы инфляции ограничена. В то же время инфляционные риски устойчиво увеличиваются и связаны они и с ростом денежного предложения, и с дефицитом бюджета. В данном вопросе можно констатировать рост зависимости от налогово-бюджетной политики Министерства финансов.

Переход от функционирования экономики с профицитным бюджетом к необходимости изыскивать источники финансирования дефицита бюджета может повлиять на колебания денежной массы и уровень монетизации экономики. Рост расходов в реальном выражении будет ми­нимальным, однако фактическое сокращение расходов вряд ли сможет состояться. После исчерпания в 2011 году средств Резервного фонда финансирование дефицита госбюджета планируется проводить преимуще­ственно за счет доходов от приватизации государственного имущества, в том числе, банков с госучастием, и государственных заимствований. Заимствования означают рост государственного долга все предстоящие годы. Следствием выбранной политики станет увеличение совокупного госдолга. По консервативным оценкам Министерства финансов к 2013 г. госдолг составит 17,4 % ВВП. Россия, таким образом, в предстоящие несколько лет войдет в зону долговой нагрузки, когда бремя задолженности правительства оказывает существенное влияние на макроэкономическую стабильность и финансовые рынки.

В отношении наращивания заимствований на внутреннем рынке следует иметь в виду, что данная мера будет сокращать кредитные ресурсы в экономике и, соответственно, противодействовать оживлению экономики. В 2011 году Банк России предполагает сохранение избыточного уровня ликвидности в финансовой системе в ближайшие годы. Дефицит бюджета в 1,7 трлн руб. должен быть покрыт за счет внутренних заимствований. Это значит, что если будет канализирована излишняя ликвидность через финансовый сектор, то это не будет способствовать развитию реального сектора экономики.

Представляется целесообразным рассмотреть возможность использования в качестве цели современной денежно-кредитной политики и финансовой политики показатели финансовой устойчивости, при достижении которой можно сделать выводы и об эффективности (качестве) самой политики. Приоритеты денежно-кредитной и финансовой политики России в посткризисный период должны быть ориентированы на обеспечении условий для экономического развития страны и предотвращении новых финансово-экономических кризисов, поэтому неизбежно должны включить вопросы поддержания финансовой устойчивости. По сути эти приоритеты связаны, поскольку поддержание финансовой устойчивости является необходимым условием экономического развития страны.

Рассмотрение данного предложения предполагает разработку адаптированных, адекватных для российской экономики критериев и показателей финансовой устойчивости и стабильности на макроуровне. Показатели финансовой стабильности (устойчивости) разрабатываются и МВФ, и Банком международных расчетов, и Базельским комитетом, но они должны быть еще адаптированы к российским условиям, в том числе условиям недостаточно высокого уровня развития финансового рынка. В целом полагаем, что финансовую устойчивость можно определять как такое устойчивое состояние финансово-банковского сектора, в котором этот сектор эффективно выполняет свои ключевые экономические функции – распределение ресурсов и сокращение риска, а также бесперебойное проведение платежей.

Для устойчивого состояния нехарактерно существующее сегодня противостояние банков и реального сектора экономики: банковский сектор, не имея сегодня больших проблем с ликвидностью, не кредитует реальный сектор экономики вследствие высоких рисков, а реальный сектор экономики не может снизить эти риски без кредитов банков. Важной составляющей системы количественных критериев оценки эффективности финансового посредничества российских банков являются показатели, характеризующие роль банков в перераспределении ресурсов между контрагентами, и их трансформация по срокам. Оценка параметров перераспределения и перемещения ресурсов посредством банков за 2001–2010 годы на базе динамики индекса перераспределения ресурсов по срокам за указанные годы позволила сделать вывод о низком уровне реализации российскими банками функции финансовых посредников.

Невысокие и относительно стабильные значения индекса перераспределения ресурсов между контрагентами за последние годы свидетельствуют о недостаточно качественном уровне межотраслевого и межрегионального движения денежных потоков между контрагентами.

Соответственно, достижение состояния финансовой устойчивости предполагает наличие такой банковской системы, через которую свободно передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике, поэтому необходима разработка специальной банковской политики на макроуровне, которая учитывала бы существующие стандарты качества банковской деятельности.


Бабаев Александр Александрович
Агафонников Роман Дмитриевич


Козенко Алексей Сергеевич
a.babaev@hotmail.com
agafonnikov@gmail.com
rubelcekanny@ya.ru
Россия, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный университет

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ


Правительство Российской Федерации выделяет формирование инновационной отечественной экономики в качестве одной из приоритетных национальных задач [1]. Сегодня тема инноваций актуальна как никогда. Инновационная деятельность – это залог качественного развития экономики предприятия или национальной экономики в целом [2, 3].

Для того чтобы составить грамотную стратегию построения инновационной экономики, совершенно необходимо осознать, в каком состоянии пребывает ее инновационный компонент на сегодняшний день: оценить инновационно-активные компании, понять, что побуждает их выделять те или иные суммы на научно-исследовательские и опытно-кон­структорские работы (НИОКР). Исходя из этого очевидного утверждения, мы поставили целью нашего доклада дать оценку факторов, стимулирующих или же, напротив, тормозящих инновационное развитие российских компаний, другими словами, провести анализ инновационного потенциала российской экономики.

Для достижения поставленной цели последовательно решены несколько задач, подразумевавших анализ на макро- и мезоуровне:

  • обозначены конкурентные преимущества инновационного потенциала отечественной экономики, а также его слабые стороны;

  • собран статистический материал по вложениям значимых петербургских предприятий в НИОКР;

  • проанализировано влияние разнообразных хозяйственных факторов на инновационную деятельность предприятий;

  • исследованы вопросы рационального использования предприятиями выделяемых материальных и финансовых ресурсов [4];

  • предложены математические модели распределения ресурсов, выделяемых на инновационную деятельность предприятий [5, 6].

Среди положительных факторов, на наш взгляд, следует выделить следующие:

  • наличие высокотехнологичных отраслей, в которых Россия все еще занимает передовые позиции в мире (прежде всего речь идет об отраслях, связанных с оборонно-промышленным комплексом);

  • размер внутреннего рынка;

  • сеть академических институтов, отраслевых научных организаций, университетов;

  • прямое участие государства в финансировании НИОКР;

  • наличие налаженных межотраслевых и межкорпоративных связей.

На основе проведенного анализа в качестве превалирующих отрицательных факторов можно назвать:

  • слабую финансовую систему,

  • недостаточное финансирование фундаментальной науки и прикладных исследований со стороны государства,

  • пассивную политику отечественных предприятий в отношении реструктуризации, обновления/выбытия основных фондов,

  • оторванность фундаментальной и прикладной науки от реального производства,

  • незавершенность комплекса мер по использованию системного анализа и математических оптимизационных моделей в сфере развития инновационной экономики;

  • несовершенство налоговой системы РФ;

  • несформировавшееся правовое поле и многие другие факторы.

C учетом совокупности рассмотренных факторов определены перспективные меры федеральных и региональных органов управления по развитию инновационной компоненты национальной экономики, включающие:

  • выделение важного блока мер в сфере прямого и косвенного финансирования (развитие специальных фондов, поощрение и участие в венчурной деятельности, прямые инвестиции в разработки государственных предприятий, увеличение прямых расходов бюджета на науку);

  • развитие инновационной инфраструктуры экономики (технопарки, бизнес-инкубаторы, инженерно-технологические центры), содействующей сотрудничеству бизнеса и науки;

  • широкое использование информационных технологий и математических оптимизационных моделей в практику инновационного проектирования и управления инновациями;

  • совершенствование мер налогового стимулирования инновационных предприятий, таких как особые экономические зоны, налоговый кредит, льготное налогообложение и др.

В заключение отметим, что следование предложенным мерам безусловно может и должно способствовать совершенствованию инновационного потенциала национальной экономики.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.rosstrategy.com/index.php?option=com_content&view=article&id=118:pasporyazhenie&catid=13:d

2. Акинин А.А., Шевелёв А.А. Фундаментальная трансформация экономической теории и перспективы модернизации в России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2010. Вып. 4. C. 12–24.

3. Бабаев А.А. Становимся инноваторами // Санкт-Петербургский университет, № 8, 2010. С. 19–20. URL: http://journal.spbu.ru/wp/?p=1964.

4. Бабаев А.А., Васенёва Н.Ю. Прогнозирование и оптимизация ресурсно-временных затрат на инновационный проект // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Т. 3. – СПб.: МБИ, 2010. С. 117–120.

5. Бабаев А.А. Модели инновационного проектирования // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XIV Международной
научно-практической конференции. Ч. 1. – СПб: Изд-во Политех. ун-та, 2010. С. 273–276.

6. Бабаев А.А. Минимаксная оптимизация инновационного проекта // Модернизация экономики: проблемы и перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня основания экономического факультета СПбГУ. Секции 7–13. – СПб.: ЭФ СПбГУ, 2010. С. 210–212.


Владимирский Евгений Александрович
5750540@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет


ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА


Новый XXI век мир встречал с надеждой на лучшее будущее. И первые годы внушали оптимизм. Но уже через несколько лет на горизонте появились тучи, а затем разразился такой кризис, какого не знала история. И самым неожиданным стало то, что первоначально он возник в такой процветающей стране как США. Научно объяснить такой феномен теоретики не смогли. Одни посчитали, что причины его возникновения заключались в нехватке «ликвидности», другие – в «недостатке информации», в «рукотворной» организации кризиса финансовыми кругами, в особенностях перехода страны к шестому технологическому укладу и др. В соответствии с этим предлагались и пути выхода из кризиса. Во всех случаях при этом речь шла об отдельных сторонах происходящих процессов и недоучитывались теоретические и исторические аспекты.

В любом случае кризис XXI века в историческом плане унаследовал проблемы прошлого. Еще в конце XIX в. в мировой экономике произошли такие изменения, которые стали исходными факторами для современного кризиса. Если раньше циклические кризисы воспроизводства являлись следствием обострения противоречий в сфере материального (товарного) производства, то на рубеже веков главные противоречия переместились в фи­нансовую сферу, в кредитно-денежное обращение. Массовое образование акционерных обществ вовлекло миллионы людей в процесс накопления общественного капитала, в покупку «ценных бумаг» в финансовые операции на биржах. Целью таких операций стало обогаще­ние за счет спекуляции с акциями. Произошло изменение ПСИХОЛОГИИ людей, их привлекла «игра на бирже», как источник роста благосостояния. С другой стороны, в процессе концентрации и централизации капитала, в финансовой сфере сформировались крупные монополистические объединения (Моргана, Рокфеллера и др.), которые взяли курс на установление своего контроля за движением общественного капитала. В теоретическом плане следует подчеркнуть, что в те годы продолжала господствовать идея о невмешательстве государства в экономику, о способности «невидимой руки» рынка восстанавливать нарушаемое в ней равновесие. Это облегчило монополиям решение своей главной задачи, что и проявилось в ходе первого финансового кризиса 1907 года, который, по мнению Н. Старикова, был создан искусственно по разработанной заранее программе:

– путем облегчения условий получения кредитов населением для покупки акций, создания инвестиционного бума и роста, курса акций на первом этапе;

– резкого повышения процентных ставок и ужесточением условий кредита на втором этапе. Возникший кризис «ликвидности» привел к падению цен, курсов акций, разорению конкурентов и позволил скупать по дешевке монополиям их активы.

Используя благоприятную ситуацию, крупнейшие банки добились от правительства создания ФРС в 1912 г., которой государство передоверило функцию регулирования экономики, включая денежную эмиссию. Именно этого и добивалась финансовая олигархия. Примерно аналогичный сценарий организации кризиса просматривается в годы Великой депрессии (1929–1934 гг.), но теперь уже под эгидой ФРС, которая на первом этапе:

– создавая эффект «дешевых денег», снизила ставку рефинансирования до 1 %, увеличила денежную массу в обращении (с 13,7 млрд дол. в 1921 г. до 45,7 млрд дол. в 1929 г.);

– создала льготные условия кредитования населения для покупки акции на недвижимость, в т. ч. – жилье курс акций с 1923 по 1929 гг., вырос в 4 раза. В 1927 г. 4 было продано 573 млн акций, а в 1928 г. – 920 млн.

Когда летом 1928 г. курс акций зашатался, начался второй этап кризисного цикла ФРС резко повышает ставки рефинансирования, прекращает льготное кредитование, ужесточает условия возврата кредитов, «сжимает» денежную массу в обращении и т. д. Рынок развалился.

Правительство президента Гувера, надеясь на стихийный рыночный механизм, не вмешивается в экономику. Финансовый кризис перерастает в экономический. Америка дорого заплатила за приверженность к устаревшей теоретической концепции.

Победивший на очередных президентских выборах Ф.Д. Рузвельт выход из кризиса увидел в коренном пересмотре теоретической концепции развития экономики и прежде всего вопроса о роли и функциях государства. Опираясь на Программу, разработанную профессорами Колумбийского университета, он использовал трудовые, материальные и финансовые ресурсы государства для выхода из кризиса.

Теоретическую концепцию новой экономической роли государства разработал Дж. Кейнс. Кейнсианские идеи лежали в основе экономической политики большинства государств до конца 70-х годов XX века. Но они основывались на прио­ритете экономики национальных государств. В то же время уже в 60-х годах ключевые позиции в мировой экономике, да и в отдельных странах захватили транснациональные корпорации. Их интересам отвечала либерально-монетаристская концепция, основанная на передаче регулирующих функций в экономике финансовому капиталу. Ключевым условием реализации новой концепции являлся отказ от «золотого стандарта» и введение «плавающего» курса национальных валют. Эти вопросы были решены в 70-е годы.

Возникающие в последующие годы финансовые «пузыри» не переросли в кризисы. Новый циклический кризис назревает с начала XXI века. ФРС, используя накопленный ранее опыт:

– создает эффект «дешевых денег», снижая ставку рефинансирования до минимального размера (0,25 %), используя печатный станок, увеличивает денежную массу в обращении с 30 трлн дол. в 2001 г. до 53 трлн дол. в 2009 г. (включая «кредитные деньги»);

– всемерно развивая кредитные отношения, финансовая олигархия пр: учила, американцев «жить в долг» за счет других стран и будущих поко­лений. Внешний и внутренний долг страны достиг в к 2009 г. 53 трлн дол. (в т. ч. госдолг – 13,5 трлн);

Когда инвестиционный и потребительский бумы достигли апогея, был включен другой механизм: ФРС резко повысила ставку рефинансирования (до 5–6 %), ограничила и ужесточила условия кредита, связала иностранные активы государственными облигациями, «сжала» денежную массу в обращении и, создав недостаток «ликвидности», подготовила падение курса акций и скупку их за бесценок организаторами кризиса.

Используя государственные резервные фонды (около 4 трлн дол.), ФРС фактически стала контролировать не только основные финансовые потоки в США, но и во всем мире. Так, соединив стихийные и «рукотворные» процессы, монополистические круги США использовали их для решения глобальной задачи установления нового мирового порядка под контролем мировой финансовой олигархии.


Голод София Анатольевна
dreamofbeauty1993@rambler.ru
Россия, Санкт-Петербург
Международный банковский институт


ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
БЛИЖНЕГО ВОСТОКА



Специалисты определяют понятие «терроризм» (terrorism) как один из вариантов тактики нелегитимной политической борьбы, связанной с применением идеологически обоснованного насилия.

Цель насилия – это удовлетворение различного рода требований экстремистских организаций, религиозных группировок и иных сил, противостоящих государству, а также желание добиться необходимого для террористов развития событий: революции, нарушения устойчивого развития общества (т.е. его дестабилизация), начала войны с иностранным государством, падения престижа власти и т. п.

Необходимое условие терроризма – это резонанс террористической акции в обществе, т. е. широкое, повсеместное распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие. Теракт, оставшийся незамеченным, утрачивает всякий смысл.

Существуют следующие классификации терроризма:

  1. По характеру субъекта террористической деятельности:

  • неорганизованный, индивидуальный (теракт совершается одним-двумя людьми, за которыми не стоит какая-либо организация);

  • организованный, коллективный (теракт планируется и реализуется определенной организацией).

  1. По целям:

  • националистический (преследует национально освободительные цели);

  • конфессиональный (преследует цель утверждения религиозной власти);

  • идеологический, социальный (преследует цель коренного или частичного изменения политической и/или экономической системы страны).

Преследуемые цели могут «переплетаться», т. е. дополнять друг друга в зависимости от ориентации деятельности террористической организации.

Терроризм как крупномасштабное явление современного мира требует крупных денежных вложений, инвестиций извне.

На протяжении почти всего XX и начала XXI вв. террористические организации являлись главенствующим фактором, определяющим нестабильную и взрывоопасную ситуацию в ближневосточном регионе.

Для организации действий боевиков необходимы крупные финансовые затраты. Выделяют три основных источника материальной оснащенности терроризма:

  • помощь стран-изгоев;

  • снабжение за счет теневой экономки;

  • помощь частных лиц.

К ним же следует относить:

  • криминал или совместную преступную деятельность террористических организаций;

  • деятельность легальных коммерческих предприятий;

  • личные состояния некоторых террористов (например, состояние Усамы бен Ладена по некоторым оценкам составляет от 250 до 300 млн долларов США).

Во многих странах мира финансирование террористических организаций происходит посредством:

  1. Банковской системы.

Некоторые террористические структуры, подобные «Хамас», используют отделения «Арабского Банка» для перевода денежных средств на счета своих членов и сторонников с целью финансирования террористических актов.

  1. Системы перевода денег и товаров «Хавала».

Рассматриваемая система перевода денежных средств отличается скоростью и дешевизной переводов (1–3 % комиссионных против 10–15 % обычных международных систем), а также отсутствием отчетности перед государственными органами. Участники системы действуют в рамках сделок, основанных на взаимном доверии.

  1. Криминала (контрабанда, похищение людей, вымогательство, продажа наркотических средств, подделка документов и т. п.).

Большую часть средств, необходимых для осуществления своей деятельности, террористические организации получают от продажи наркотических средств. Основные базы по производству и переработке наркотиков «Аль-Каиды» размещены в Афганистане, «Хизбаллы» – в Ливане.

Активно участие террористических организаций на черных рынках золота, драгоценных металлов и камней (например, контрабанда алмазов исламскими экстремистами в Конго).

Производство и распространение нелицензионных копий компьютерных программ, музыкальной и видеопродукции на CD и DVD носителях ежегодно приносит миллионы прибыли.

«Лицензионные платежи» – своеобразный налог, идущий на улучшение материальной, т. е. денежной базы экстремистских организаций: например, «Фатх», «Хамас» или Палестинской национальной администрации, которым террористы облагают незаконных производителей мультимедийной продукции.

  1. Сотрудничества с легальными коммерческими предприя­тиями.

Пополнение казны террористов может происходить, например, за счет продажи поддержанных автомобилей.

  1. Гуманитарных и благотворительных организаций.

Прикрытием незаконной деятельности террористических организаций могут служить гуманитарные и благотворительные организации.

Так, по заверению представителей правоохранительных органов США, крупнейшая благотворительная организация Саудовской Аравии «Аль-Вакф» является одной из главных в структуре «Аль-Каиды» и ее средства направляются на покупку вооружения.

Пути решения рассматриваемой проблемы, заключающиеся в предотвращении увеличения числа источников финансирования террористических актов, автор видит в следующих положениях:

  • В ратификации каждой страной Международной конвенции ООН по борьбе с финансированием терроризма, принятой резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.

  • В принятии каждой страной безотлагательных мер по замораживанию фондов, активов и счетов, являющихся собственностью не только террористических организаций, но и лиц, оказывающих им материальную поддержку.

  • В постановлении, предписывающем всем финансовым учреждениям каждой страны, включая организации, занимающиеся денежными переводами, предоставлять компетентным органам полную и достоверную информацию об осуществляющем перевод лице.

Разумеется, противодействие финансированию терроризма должно основываться на системе международных договоров или иных инструментах правового сотрудничества, определяющих механизм межгосударственного обмена информацией и взаимопомощи по выявлению актов финансирования терроризма, террористических актов и/или организаций.


Гончарова Елена Николаевна

Гончаров Александр Иванович

engoncharova@inbox.ru

aigon@inbox.ru

Россия, Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет

Санкт-Петербургский государственный университет
путей сообщения

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

Инновации, направленные на создание новых продуктов и технологий, уже несколько десятилетий находятся в центре внимания экономистов и политиков. Социальные инновации, под которыми принято понимать прогнозируемые и реализуемые новые социальные объекты и процессы, не имеющие аналогов в прошлом, либо похожие на имеющиеся аналоги, но с новыми свойствами, пользуются гораздо меньшей популярностью. На наш взгляд, такой подход неэффективен, т. к. без должного развития социальной сферы невозможно добиться значительного прогресса в науке и производстве и широкого внедрения технологических и продуктовых инноваций.

Специфика реформирования социальной сферы, в первую очередь, определяется тем, что такие новации самым непосредственным образом затрагивают интересы широких слоев населения и моментально становятся центром острых политических дискуссий. В случае с инновациями в производстве новых продуктов или применении новых технологий ситуация принципиально иная. Чаще всего большинство населения долгое время находится в неведении относительно их появления и предпринимателям даже приходится заниматься рекламой, чтобы донести до потребителя сам факт их появления. В каких-то случаях, наоборот, возникновение таких инноваций остается тайной, что обусловлено защитой интеллектуальной собственности. Социальные же инновации уже в силу своей природы открыты для общества.

Особенностью социальных инноваций является также их многомерность и с точки зрения вовлечения в этот процесс различных факторов, и с точки зрения их воздействия на развитие других сфер. В связи с этим становится весьма затруднительной оценка эффективности реализации социальных инноваций. Для продуктовых и технологических инноваций главным критерием их эффективности становится экономический подход с точки зрения соотношения полученного экономического эффекта и вложенных средств. Для оценки результативности социальных нововведений такой подход неприемлем, т. к. в силу множественности и качественной неоднородности вложенных ресурсов и такой же неоднородности и неоднозначности полученных результатов их простое количественное сопоставление невозможно. Кроме того, значительная часть ресурсов и результатов социальных инноваций не может иметь денежной оценки.

Рассматривая вопрос о специфике социальных инноваций, необходимо подчеркнуть, что оценка социальных нововведений в краткосрочном периоде может принципиально отличаться от долгосрочной оценки, т. к. мы можем столкнуться с весьма отдаленными по времени, но весьма значимыми для развития общества и экономики последствиями, предсказать которые на этапе планирования и внедрения социальных инноваций практически невозможно. Сложности долгосрочного планирования в этой сфере связаны в первую очередь с крайне высокой и многофакторной динамикой развития общества в современных условиях (изменения в демографической ситуации, трансформация менталитета, национальной культуры, процессы глобализации, смена технологических укладов в экономике и т. д.).

При планировании и реализации социальных нововведений следует исходить также из такой их особенности, что в отличие от продуктовых и технологических инноваций невозможен их прямой импорт из более развитых стран. Определенная корректировка импортируемых инноваций в зависимости от особенностей национальной среды их внедрения необходима в любом случае, о каких бы инновациях ни шла речь, но социальные нововведения требуют особенно длительной и тщательной полной взаимоадаптации их со средой внедрения, что обусловлено двумя факторами: во-первых, массовостью вовлечения населения в процесс социальных инноваций и, во-вторых, невозможностью для отдельных людей уклониться от участия в этом процессе без серьезных потерь для собственного благосостояния и качества жизни.

Инновации, в том числе и социальные, представляют собой процесс активного творчества людей, что не предполагает насильственного характера участия в нем. При осуществлении технико-технологических нововведений есть выбор – участвовать в этом процессе или нет. В современных условиях инновации стали объективной необходимостью, но, по крайней мере, в краткосрочном периоде для отдельных индивидов существует возможность выбора. Социальные инновации такой свободы выбора практически не оставляют даже в краткосрочном периоде.

В силу вышеуказанных причин можно сделать вывод о том, что социальные инновации нуждаются в принципиально более высокой лояльности, а еще лучше – активной поддержке населения к осуществляемым нововведениям, что возможно только при условии тщательного планирования изменений в социальной сфере, широкого предварительного обсуждения их как в среде экспертов, так и среди широких слоев населения (вплоть до проведения референдумов по наиболее значимым инновациям). Очевидно, что демократические принципы еще не гарантируют правильной, научно обоснованной линии развития, но зато дают представление о степени готовности общества к тем или иным нововведениям.

Для социальных инноваций, как отмечалось выше, получение прибыли и конкуренция не могут стать движущими мотивами ввиду их специфики, поэтому чаще всего они осуществляются благодаря инициативе органов власти. Однако успешность такого рода инноваций напрямую зависит от того, насколько их инициаторы смогли популяризировать свои идеи среди широких слоёв общественности, создать у них заинтересованность в нововведениях и сформировать среду, позволяющую с наименьшими для общества издержками адаптировать население к новым условиям жизни.

Критерием успешности социальных инноваций можно считать степень соответствия достигнутых результатов запланированным целям, которые, как правило, связаны с улучшением качества и уровня жизни населения или с преодолением имеющихся негативных явлений с минимальными издержками для общества. Причем и этот критерий необходимо использовать в первую очередь в долгосрочном периоде, и оценка должна даваться с учетом общественного мнения. Невозможно осчастливить людей вопреки их воле. Инициаторам социальных нововведений при разработке проектов необходимо четко представлять цели, масштабы инноваций, их социальную базу, отношение общественности. При необходимости (если социальные опросы показывают неготовность населения к новациям) следует создать специальные программы по разъяснению неизбежности и целесообразности проводимых мероприятий, разработке системы стимулов, создающих у населения заинтересованность в инновациях. Попытки насаждения социальных инноваций на неподготовленную почву могут привести к социальным взрывам и дискредитации самой идеи инновационного развития.


Гужва Евгения Григорьевна
guzva-09@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет


КЛАСТЕР КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ


Термин «кластер» появился в экономическом лексиконе относительно недавно. Заимствование терминов из других наук, в том числе естественных, – явление для экономистов не новое. Что касается кластера, то термин взят из ядерной физики. Если попытаться сделать проекцию процессов, происходящих в физике, на экономику, то можно предположить, что предприятия различного размера, взаимодействуя между собой, способны образовать качественно новый вид экономического симбиоза, отличный от уже известных в экономике.

С начала 90-х годов в экономику начинают внедряться понятие «сеть», наряду с «кластером». Уже с 1993 г. ЮНИДО разработало ряд рекомендаций в помощь внедрению программ по использованию как кластеров, так и сетей. При этом термин «сеть» относится к группе малых и средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь. Термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую принадлежность предприятий, которые своими усилиями производят и продают взаимосвязанные и взаимодополняемые блага. В свою очередь новые подходы предлагает как мировая хозяйственная практика, так и исследования ученых-экономистов в названных областях.

В экономической литературе существуют ссылки на М. Портера, впервые применившего это понятие. Известный маркетолог М. Портер считает, что кластеры – это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных организаций и учреждений в границах отдельной области. В его интерпретации кластер – разновидность предпринимательской сети. В него могут входить учебные заведения, научные учреждения. Многие кластеры включают органы власти, торговые ассоциации. Между организациями заключается долгосрочное соглашение о принципах сотрудничества с привлечением органов власти. Поэтому есть основания считать, что кластер – понятие более широкое, чем предпринимательская сеть. Такую точку зрения высказывает отечественный исследователь М.М. Марков.

Интересно, что в отечественной учебной литературе сходным с понятием кластера является «промышленный узел» – группа предприятий, размещенные на смежной территории и использующие совместно социально-бытовую инфраструктуру, природные ресурсы, потребляющие продукцию участников, осуществляющие совместное отраслевое производство. Отмечается, что промышленные узлы усиливают тенденцию развития инфраструктуры регионов и способствуют их позитивному развитию.

На портале дистанционного консультирования малого предпринимательства промышленные кластеры рассматриваются как особый вид промышленной кооперации, представляющий собой территориальное со­четание предприятий, характеризующихся производственной связью и взаимодействием на базе совместного выпуска готовой продукции, использования одних и тех же вспомогательных и обслуживающих производств и средств. Авторы портала считают, что понятие «промышленный комплекс», широко известное в Советском Союзе, полностью совпадает с понятием промышленного кластера.

Многие исследователи отмечают необходимость географической близости субъектов кластера. Иногда за основу границ кластера берут административно-территориальную единицу. То есть кластеры рассматриваются как часть территориального комплекса и поэтому они представляют собой узкую интегрированную систему, элементы которой расположены близко один к другому.

Можно выделить и другие определения кластеров:

– регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанным к тем или иным учреждениям индустрии знаний (НИИ, университет);

– вертикальная производственная цепочка, в которой смежные этапы производственного процесса, образуют ядро кластера (поставщик – сборщик – сбытовик – клиент);

– это сеть вовлечения в процесс производства малого бизнеса.

– отрасли промышленности или совокупность секторов экономики на высоком уровне агрегации.

Обязательное наличие крупного предприятия-лидера в составе кластера оспаривается. Так, В.П. Третьяк, давно занимающийся проблемами кластеров и сумевшего обобщить мировой опыт их функционирования, считает, что данное условие не только не является обязательным, но и вообще не является характеристикой кластера.

Определения кластера, имеющиеся в литературе, основаны в основном на определении составляющих элементов кластера, специфике взаимоотношений между его участниками, а также на его территориально-географической составляющей. Есть мнение о том, что существует еще одна черта, присущая кластерам, – их временный характер. Исследователи считают, что жизненный горизонт кластера ограничен временными рамками, и мнение о том, что кластер рассчитан на долгую перспективу, является необоснованным. Основной аргумент авторов – родовая сущность понятия «кластер» как временного образования.

Основные выводы состоят в том, что в экономической литературе можно найти предельно широкое представление о кластере вплоть до его отождествления с отраслью, до более узких определений, в основном ориентирующихся на рассмотрение кластера как одной из разновидностей предпринимательской сети, носящей временный характер. Данный признак кластера едва ли следует рассматривать как системообразующий, потому что все экономические объединения в той или иной степени носят временный характер.

Итак, кластеры добровольные объединения самостоятельных и в юридическом, и в имущественном отношении фирм, среди которых одни выпускают конечную продукцию и являются профилирующими, а другие являются поставщиками ресурсов или субподрядчиками, или дистрибьюторами. Другими словами, кластер – группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследо­вательских центров, вузов и других организаций. Территориальная лока­лизация кластера принципиальна. Кластер – это территориально-отрасле­вое объединение предприятий, производящих на определенной террито­рии какую-то продукцию. Кроме того, это сеть поставщиков, произво­дителей, потребителей и органов власти. Кластерную теорию применяют в качестве основы взаимодействия малого и крупного бизнеса для решения следующих задач:

– формирования единого экономического и правового пространства;

– совершенствования производственных и технологических процессов;

– формирования экономической политики;

– совершенствования уровня квалификации персонала.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

International banking institute X международная научно-практическая конференция iconМеждународная шинная выставка и конференция сентябрь 1996 г., Акрон, Огайо, США international Tire Exhibitionand Conference itec 96
Д. Киллиан, Международный институт производителей каучука The global outlook for synthetic rubber demand and supply into the new...
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconТематический план мероприятий Международного научно-технического конгресса
Международная научно-практическая конференция «Энергоэффективные и экобезопасные технологии ХХI века»
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconНазвание работы
Наименование конференции: Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconИнформационный бюллетень №1 январь 2013 г
Международная научно-практическая конференция «Государство и общество: проблемы взаимодействия»
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconVii международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная психология: теория и практика" 21-22 декабря 2012 г
Оргкомитет Международной научно-практической конференции «Наука, техника и высшее образование» (Science, Technology and Higher Education)...
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconТринадцатая международная научно-практическая конференция
Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации мвд россии
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconВ пвгус прошла VII международная научно-практическая конференция
«запад – россия – восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие»
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconМинистерство здравоохранения украины национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца
Международная научно-практическая конференция ко всемирному дню здоровья, который
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconIi международная межвузовская научно-практическая конференция студентов магистратуры
Актуальные проблемы международного бизнеса и маркетинга. Заседание секции проводится на английском языке
International banking institute X международная научно-практическая конференция iconМеждународная студенческая научно-практическая конференция
Ананов С. К. Первый заместитель Председателя Комитета по туризму города Москвы, Президент Российского союза туриндустрии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница