Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года




НазваниеПрограмма дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер19,6 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки

Муниципальное образовательное учреждение

центр дополнительного образования для детей «ИСТОКИ»

г. Волгограда


УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

Прот. № 10 от «29 » августа 2011 г.

. Директор Н. Ю. Сташенко


«ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ»

Программа дополнительного образования

детей 15-17 лет

Срок реализации – 3 года


Автор:

Мелихова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

МОУ центр «Истоки»


Волгоград 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению - культурологической; по форме организации – групповой; по времени реализации – трехгодичной.

Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60. Программа является авторской.

Новизна программы состоит в том, что в программе сделан акцент на мировоззренческом, антропологическом и нравственном аспектах семейной культуры в свете православного учения о семье. Иными словами, в данной программе углублена необходимая для понимания детьми этого возраста связь христианских заповедей, психологии общения, мировоззренческой и нравственной проблематики межличностных отношений. В программе конкретизирована личностно-ориентированная модель обучения, что выражается в использовании метода «сократической беседы», или диалога, и метода погружения в ситуацию переживания ценностей, а также многоуровневом содержании каждого занятия и разностороннем дидактическом материале.

Актуальность программы обусловлена острыми духовно-нравственными потребностями современных подростков-юношей. Данный возраст - это период взросления. Взросление предполагает способность действовать самостоятельно, принимать решения, что возможно тогда, когда человек состоится как личность, сможет ориентироваться в окружающем его многообразии жизни. Иными словами, в этот период возрастного развития важно развить у подростков способность делать самостоятельный выбор. Дело в том, что современная внешняя жизнь общества агрессивно «нападает» на внутреннюю жизнь человека, лишая его возможности совершать действительно свободный выбор жизненных ориентиров, обусловленный понятиями совести и чести, нормами нравственности. Итак, разработка данной программы направлена на:

  • Внутреннее самоопределение личности;

  • Развитие культуры мышления и постановку мировоззренческих и нравственных вопросов;

  • Самостоятельный поиск понятий и смыслов христианской культуры семьи;

  • Развитие у воспитанников мотивации к познанию духовных законов межличностных отношений;

  • Создание условий для творческой самореализации личности ученика, ее интеграции в систему отечественной высокой культуры.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что главная возрастная особенность подростков-юношей 15-17 лет заключается в стремлении к совершению самостоятельных поступков (Л. В.Сурова). Программа этой возрастной группы интеллектуально нагружена, представляет собой занятия в форме религиозно-философских бесед о насущных вопросах жизни и семейных отношений. Цель: активизация внутренней интеллектуальной жизни, которая по своим антропологическим законам влияет на высшую часть души – дух. Итак, занятия по данной программе должны «окунуть» юношество в светлые потоки христианской мысли русской и мировой классики, религиозной философии, христианской публицистики.


Цель программы для I-ого года обучения:

Освоение обучающимися христианского понимания смысла и значения семейных ценностей.

Задачи для I-ого года обучения:

Создать условия творческого поиска ответов на вопросы:

1. О культуре семьи в свете христианских заповедей и добродетелей;

2. О значении и смысле семейных ценностей.

Цель программы для II-ого года обучения:

  1. Ознакомление обучающихся с философско-мировоззренческими аспектами христианской культуры.

Задачи для II-ого года обучения:

  1. Создать условия творческого поиска ответов на вопросы:

1.1.О различии «низкой» и «высокой» культуры жизни и взаимоотношений;

1.2. О православном учении о смысле жизни;

1.3.О христианско-мировоззренческих основаниях классической культуры;

  1. Приобщить к «сокровищнице» христианской письменности и искусства в свете семейных ценностей.

Цель программы для III-ого года обучения:

  1. Изучение обучающимися антропологических основ христианской культуры семьи.

Задачи для III-ого года обучения:

Создать условия творческого поиска ответов на вопросы:

1. О понятии личности;

2. Об основных положениях христианской антропологии предбрачных и семейных отношений;

3. О закономерностях благополучного функционирования семьи.

Отличительные особенности.

Курс по данной программе рассчитан на одночасовые занятия по каждой теме.

Содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения воспитанниками основных понятий.

Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса. Другими словами, занятия по данной программе представляют собой уроки-беседы, или диалог. На таком уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство – учителю.

Метод сократической беседы, который направлен на пробуждение мыслительно-рефлексивной деятельности, должен сочетаться с чтением. Важно научить современной юношество правильному чтению, то есть восприятию не отдельных слов и сюжетов, а всей понятийной системы произведения. Для этого рекомендуется читать на занятиях вслух с комментариями и размышлениями (по Суровой Л.В.) При этом нужно чередовать обсуждение прочитанных текстов с письменным комментарием, который пишется сразу на занятии и может быть прочитан вслух. Таким образом, программа данного курса должна быть философско- и литературно насыщенной.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 15 до 17 лет (9,10,11-ые классы).

Срок реализации данной программы 3 года.

Формы занятий:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа; коллективное чтение с комментариями; создание письменных комментариев по прочитанному; экскурсия (заочная или очная); создание проектов; подготовка к участию в различных конкурсных мероприятиях.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия – написание творческих работ - и занятие по обобщению знаний.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, которые в течение урока чередуются. Теоретическая часть представляет собой чтение отрывков из произведений, статей, рассказов по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы учителя, а также – участие в конкурсах, творческих мастерских.

Режим занятий:

По данной программе проводится одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы воспитанники будут

знать:

  • Основы христианского мировоззрения, вероучения и нравственности;

  • Шкалу христианских ценностей;

  • Культурообразующий аспект христианства;

  • Православное учение о личности и о семье;

уметь:

  • Охарактеризовать евангельское учение Иисуса Христа;

  • Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;

  • Видеть связь заповедей с повседневной жизнью;

  • Раскрывать содержание и смысл православного «семейного» мировоззрения;

проявлять следующие отношения:

  • наблюдательность и внимательное отношение к своему внутреннему миру;

  • ответственность в межличностных отношениях;

  • почтительное отношение к традиционным семейным устоям.



Способы проверки результатов освоения программы.

Формы подведения итогов реализации программы могут быть следующими:

Занятия по обобщению знаний в конце каждого тематического раздела; тестирование; игры, викторины; учебно-исследовательские работы; компьютерные презентации; творческие мастерские; фото- и видеорепортажи; конкурсы, олимпиады; а также экскурсии по храмам Волгограда; паломнические поездки по святым местам.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(I-ый год обучения )



№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

Введение

3

1,5

1,5

1.1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

1.2

Красота человеческих отношений

1

0,5

0,5

1.3

Эгоизм и гордость как источники зла в мире

1

0,5

0,5

2

Семейные ценности в свете христианских заповедей

22

10,5

11,5

2.1

Заповедь о вере в Бога и христианское понимание любви. Любовь и влюбленность

1

0,5

0,5

2.2

Самая главная заповедь. Семья как путь спасения

1

0,5

0,5

2.3

Внешняя и внутренняя свобода человека

1

0,5

0,5

2.4

Образ и подобие Божии в человеке

1

0,5

0,5

2.5

О смысле жизни

1

0,5

0,5

2.6

Таинство брака

1

0,5

0,5

2.7

Христианское понимание семьи: роли мужа и жены. Ответственность

1

0,5

0,5

2.8

Многодетная семья

1

0,5

0,5

2.9

Заповедь «не сотвори себе кумира»: о красоте внутренней и внешней

1

0,5

0,5

2.10

Внешние и внутренние «кумиры» как источники семейных раздоров

1

0,5

0,5

2.11

Православная молитва. О значении слова. О вреде сквернословии

1

0,5

0,5

2.12

Заповедь о почитании родителей как залог семейного счастья

1

0,5

0,5

2.13

Отцы и дети. О родительской любви

1

0,5

0,5

2.14

Феномен брошенных детей в современном обществе

1

0,5

0,5

2.15

Заповедь «не убей!». Телесное, «душевное» и «духовное убийство»

1

0,5

0,5

2.16

Скверные привычки и их последствия

1

0,5

0,5

2.17

Заповедь «не прелюбодействуй»: о чистоте добрачных отношений

1

0,5

0,5

2.18

О целомудрии и телегонии

1

0,5

0,5

2.19

Современное явление гражданского брака и его последствия

1

0,5

0,5

2.20

Об абортах

1

0,5

0,5

2.21

Нравственные заповеди как основа крепкой семьи

1




1

3

Семейные ценности в свете Евангелия

7

3,5

3,5

3.1

Праздник Рождества Христова

1

0,5

0,5

3.2

Чудо в Кане Галилейской

1

0,5

0,5

3.3

Притча о блудном сыне и заблудшей овце

1

0,5

0,5

3.4

Притча о неразумном богаче. Притча о богаче и Лазаре

1

0,5

0,5

3.5

Православное учение о грехе и покаянии

1

0,5

0,5

3.6

Праздник Пасхи

1

0,5

0,5

3.7

Святые Покровители семьи

1

0,5

0,5

4

Заключение

4

0,5

3,5

4.1

Традиции русской семьи. Домашний очаг

1

0,5

0,5

4.2

«Добрый молодец»

1




1

4.3

«Красная девица»

1




1

4.4

Заключительное занятие

1




1




ИТОГО

36

16

20



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма дополнительного образования для обучающихся школьного возраста Срок реализации программы 1 год
«Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconРабочая программа по фортепиано срок реализации 7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconОбразовательная программа «Пешеходный туризм» Возраст обучающихся 11 16 лет. Срок реализации программы 3 года. Программу разработал: Андреев А. А. заместитель директора по увр мкоу дод «Станция юных туристов»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой...
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconПрограмма «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна
Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года iconРабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год
Рабочая программа Основы театральной культуры для 1 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности Д. В. Григорьева,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница