Ислам не такой! А какой?




Скачать 20,88 Kb.
НазваниеИслам не такой! А какой?
страница1/21
Дата03.02.2016
Размер20,88 Kb.
ТипВопрос
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Ислам не такой! А какой? 40 ответов критикам Ислама


Часть I ОТВЕТЫ КРИТИКАМ КОРАНА И СУННЫ

1. Что такое Божественное Откровение для мусульман?

Вопрос 1. Какой смысл мусульмане вкладывают в понятие «Божественного Откровения»? Учение о нетварности Корана - разве не язычество? Ведь второй бог, совечный первому, получается...

В Евангелии все понятно - история Христа-Спасителя от рождения, все, что он делал, как спас род человеческий. Христос-Бог воплотился и дал нам заповеди. А в Коране никакой последовательности - ни начала, ни конца, просто набор разных текстов, не связанных друг с другом. Причем некоторые аяты противоречат другим на эту же тему. То можно пить вино, то нельзя... Сунну же вообще придумали арабы через 200 лет после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Ответ 1. Во-первых, Откровение - это то, что Творец миров Сам захотел нам открыть, и открывает Он это так, как считает нужным и полезным для Своих созданий. Требовать от Бога какой-то конкретной «литературной формы» Откровения кощунственно. Откровение - это частичное открытие человеку через ангелов и пророков Слово Господа миров, которое нетварно и совечно Творцу, как и все другие Его атрибуты, и которое хранится в полноте в ином мире.

Слово Бога - не «второй бог» и не вторая «ипостась Бога», как полагают наши оппоненты, а просто качество Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), посредством которого Он выражает Свой замысел. Все качества (атрибуты) Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) совечны Ему и нетварны, но зависимы от Того, Кому они принадлежат. Милость Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) тоже нетварна и совечна Тому, Кому принадлежит, но и она не есть «второй бог»!

В Исламе используется понятие «Левх аль-Махфуз» - «Хранимая, Защищенная Скрижаль, Небесная Скрижаль». Это выражение Божественного знания, в котором до акта сотворения содержится предопределение для всего сущего, сотворенного Аллахом (хвала Ему, Всевышнему) - Коран также находится там. Истинная сущность Скрижали непостижима для человека. О ней говорится в аяте 22 коранической суры 85.

Во-вторых, Коран по форме ближе не к Евангелиям, которые по жанру являются краткими жизнеописаниями Посланника Бога, а к книгам пророка Моисея (мир ему). В Коране также излагаются ниспосланные свыше законодательные и нравоучительные нормы, содержатся ниспосланные Господом миров поучительные истории из жизни пророков и целых народов, сведения о знамениях Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), а также ответы Всевышнего на вопросы Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) по важнейшим проблемам бытия его общины и человечества в целом.

На протяжении 23 лет Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) ниспосылались Божественные откровения по различным случаям его личной и общественной жизни. Некоторые из откровений носили временный, ситуативный характер, т. е. ниспосылались по каким-то конкретным жизненным случаям и не носили всеобщего характера. Определенная часть из них вообще не были заучены или записаны и бесследно исчез ли, так как не были предназначены Богом для вечности.

Другие откровения имели более далекое, но всё же частное назначение - по поводу конкретных жизненных ситуаций. Они высказывались Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) прилюдно либо в частных беседах с конкретными людьми, которые запоминали или записывали его слова и передавали их своим потомкам. Позднее все известные из этих изречений были исследованы на достоверность мусульманскими учеными-мухаддисами (например, Бухари, Муслимом и т. д.) и по введенной ими методологии отбора были включены в состав сборников хадисов. Эта часть откровений по форме ближе всего к Евангелиям,

Третья же часть откровений по прямому повелению Бога вошли в Его вечное Слово - Коран. Точное количество аятов, порядок их рас положения, содержание и состав в точности определялись Аллахом (хвала Ему, Всевышнему) и передавались Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) через ангела Джабраила (мир ему). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в свою очередь, сразу же обучал ниспосланным аятам своих сподвижников, одновременно поручая своим писарям записывать их. Все эти откровения вошли в славный Коран.

В широком смысле вообще все действия, поступки, решения (сунна) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этот период являлись результатом Божественного Откровения. Но в одних случаях Бог ниспосылал ему их через ангела, а в других - санкционировал или одобрял те или иные его действия. Если же Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) невольно в чем-то ошибался, Бог останавливал его и исправлял ошибку соответствующим Откровением. Именно поэтому Сунна, также как и Коран, считается Богооткровенной. Однако прямым Словом Аллаха хвала Ему, Всевышнему) она не является, а лишь дополняет Слово Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) - Коран - и комментирует его.

Для того чтобы выделить аяты Корана из других откровений, ангел Джабраил (мир ему) всегда особо оговаривал, является ли принесенное им откровение кораническим или нет. Как только он приносил коранические аяты, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сразу же распоряжался, чтобы его сподвижники и писари заучивали их и записывали.

Большое значение для сохранения подлинного Слова Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) имел процесс повторения Корана в месяц рамадан каждого года (Арда), когда ангел Джабраил (мир ему) приходил к Пророку Мухаммаду

(да благословит его Аллах и приветствует) для проверки знания им текста Корана, а тот, в свою очередь, пере давал результаты Арды народу, собиравшемуся в мечетях. Последняя же Арда, которая состоялась непосредственно перед смертью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), называется «аль-Ардатуль-Ахира». Тогда был еще раз повторен полный текст Корана в том виде, в каком он имеется сегодня.

В отношении «противоречия» одних норм поведения другим мы просто имеем дело с понятием насха, то есть отменой Самим Аллахом (хвала Ему, Всевышнему) ранее данных норм и заменой их другими. Разве так может быть? - спросят наши критики. Может, а что невозможно для Творца миров? Более того, насх мы видим и на примере истории Единобожия прошлых эпох. Адаму было дано всего лишь одно ограничение - не вкушать с одного из деревьев. Ною даны уже 7 заповедей. Аврааму (мир ему) дана заповедь об обрезании. Моисею (мир ему) - подробный свод норм и правил. При ниспослании Корана этот процесс оказался намного короче и уложился во временные границы ниспослания самого Корана - в его окончательном виде все нормы стали уже постоянно действующими.

Впрочем, критики Ислама активно действовали уже при Пророке

(да благословит его Аллах и приветствует), о чем повествует сам Коран: «А когда Мы заменяем одно знамение другим, - ведь Аллах (хвала Ему, Всевышнему) лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят (Пророку): "Ты только измыслитель!"» (16:101). Однако кто может запретить Всемогущему делать насх? «Всякий раз, как мы отменяем стих, или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью властен?» (2:106).

Всемогущий еще и Милостив и Милосерд, и Он не возлагает на душу человека бремени, которое она не сможет понести. Одной из причин насха было стремление постепенно, шаг за шагом, приучить людей к исполнению и пониманию сути Божественных заповедей. Ведь если бы все запреты были ниспосланы в законченном виде, как мы видим это сегодня в Коране, то большинство людей тогда просто не поняли бы их. Кроме того, людям, которые всю свою сознательную жизнь придерживались одного образа жизни, было бы сложно сразу, в одночасье, решительно отказаться от него и заменить его качественно другим.

Что же говорить о жизни целого общества, которое находилось в плену своих старых традиционных воззрений! Именно поэтому некоторые положения Божественных откровений постепенно менялись на протяжении жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по ходу укрепления в арабском обществе монотеистических убеждений.

По словам праведной Аиши, «первое, что было низведено из Корана, - это суры о Рае и Аде, пока люди не пришли еще в Ислам, и только затем снизошло разрешение и запрещение, а если бы первым снизошло: не пейте вино, не прелюбодействуйте, то они бы сказали: мы никогда от этого не окажемся» (у аль-Бухари).

По этой причине Аллах (хвала Ему, Всевышнему), по милости Своей, давал только что отошедшим от дикостей язычества людям, вступившим в общину правоверных, сначала более легкие запреты, а затем, по мере получения ими знаний от Аллаха и укрепления веры, заменял эти временные облегченные нормы уже постоянными. Так, сначала пить вино разрешалось, но после нескольких показательных для всех случаев, когда имам приступал к молитве нетрезвым и путал слова, на употребление вина был ниспослан окончательный и полный запрет.

Если взамен одного коранического аята ниспосылался другой, то Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался сразу же объявить о том, что этот аят уже заменен другим. Но многие его сподвижники, заучив аяты, уезжали исполнять свою проповедническую миссию в самых отдаленных от Медины уголках Аравии. В связи с этим в некоторых случаях они не имели информации о замене одних аятов другими и продолжали считать отмененные аяты действующими. Этот процесс длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поэтому при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Коран и не мог быть собран в единую книгу.

Полную информацию о составе Корана и обо всех изменениях в нем имели только наиболее приближенные к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) люди. Остальные же имели об этом лишь отрывочные сведения, которые получали, посещая Медину. Но, тем не менее, большинство из них позднее узнавали об изменениях и вносили коррективы в свои тексты, которые в то время назывались мусхафами («свитками»). Одним из таких писарей Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который имел полную информацию об окончательном составе Корана, был Зейд ибн Сабит, позднее возглавивший комиссию по окончательной сверке текста Корана.

Однако были и такие аяты, которые, несмотря на отмену, все-таки остались в Коране (отмена касается только правового действия аята), поэтому правильно толковать Коран может только тот, кто знает, помимо прочего, обстоятельства ниспослания аятов Корана.

Айдын Али-заде


2. Как ниспосылался и как собирался Коран в единую книгу?

Вопрос 2. Как ниспосылался и как собирался Коран в единую книгу? Мы читали, что это делалось без повеления самого Мухаммада, то есть фактически Коран написан его последователями, а не им самим.

Ответ 2. Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах (хвала Ему, Всевышнему) дал пророчество, когда ему было 40 лет. Период пророчества продолжался до его смерти, в течение 23 лет - 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине.

В течение первых 6 месяцев Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) получал Откровения от Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) в состоянии сна. По прошествии 6 месяцев, в месяце рамадан, к нему спустился Ангел Джабраил (мир ему) и принес первое Откровение (вахйи метлув). Этим Откровением являются первые пять аятов суры «аль-Алак».

Затем ниспослание Откровений прекратилось, а возобновилось спустя 3 года, и в течение последующих 10 лет Ангел непрерывно передавал Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Божественные Откровения в Мекке. Откровения, полученные Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекке (до хиджры/переселения), называются мекканскими, а в Медине - мединскими. Сюда же относятся и Откровения, ниспосланные вне Медины, например в пути.

В полном виде Коран снизошел от Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) в мир в ночь Кадра. И уже здесь Ангел Джабраил (мир ему) передавал Его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) постепенно, шаг за шагом, в течение 23 лет. Это подтверждает аят Корана: «И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, и ниспослали Мы его ниспосланием» (17:106). Место в небесах, на которое был ниспущен Коран целиком, называется «Бейтуль-Иззет».

В месяц рамадан Ангел Джабраил (мир ему) читал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) все аяты Корана, которые были ниспосланы за прошедший год. Затем их читал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а Джабраил (мир ему) его слушал (об этом говорят хадисы). Этот процесс был назван «Арда». В последний рамадан при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) этот процесс был исполнен дважды под названием «Ардатуль-Ахира». В истории Корана Арда и в особенности Ардатуль-Ахира играют исключительную роль. Благодаря этому удавалось контролировать обученных чтению Корана и исключать их ошибки и забывание. В самом конце чтения Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил Джабраилу (мир ему): «Мы научены этому», на что Джабраил (мир ему) отвечал: «То, что вы выучили, верно и полно».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался, чтобы Откровения, ниспосланные ему, сразу же были записаны. Для этого у него было около 40 писарей. Даже в критические минуты своей жизни, во время переселения из Мекки в Медину или во время военных походов, он никогда не забывал брать с собой писаря и писарские принадлежности. Зейд ибн Сабит говорил, что после того как секретарь записывал Откровение, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал ему еще раз прочитать его. Если при этом он замечал ошибки писаря, то сразу их исправлял и только после этого распоряжался довести Откровения до народа.

Кроме того, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) настаивал, чтобы Откровения были выучены сподвижниками наизусть. Он говорил, что знание аятов Корана наизусть будет вознаграждено Аллахом (хвала Ему, Всевышнему). И это было дополнительным стимулом для народа, который стремился выучить аяты и получить Божью благодать. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, другие знали его фрагментарно.

Но даже записи и заучивания Корана народом для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было недостаточно. Он ввел третий элемент на пути сохранения Божественной Книги - систему контроля. Запись систематически проверялась устным произношением, и наоборот, устное произношение проверялось записью, наглядным примером чего был описанный выше процесс Арда в месяце рамадан. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были специальные учителя Корана, которые шли к людям, обучали их и в то же время контролировали правильность записи и звучания Писания.

Откровения, полученные Посланником Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи и т. д., так как бумаги в то время еще не было. Эти записи делались по мере ниспослания аятов Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), которое иногда было смешанным, то есть не успевали окончиться аяты одной суры, как начинали поступать аяты следующих сур. Только по завершении ниспослания Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объявлял, в какую суру и где именно должны быть записаны эти аяты.

К тому же были Откровения, которые не должны были войти в Коран, они носили лишь временный характер и были затем Аллахом (хвала Ему, Всевышнему) отменены. Поэтому записи носили фрагментарный характер, в них отсутствовала системность, присущая современным целостным изданиям Корана. Для того чтобы от фрагментарности перейти к системности, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ввел понятие талиф уль-Кур 'ан. В хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) этот термин встречается, и в «Сахих» Бухари так назван целый раздел книги. Есть, например, такой хадис: «Мы в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) составляли (талиф) Коран из частей».

Что такое «талиф»?

Слово талиф переводится как «составление». Именно в таком значении оно употребляется в Коране, а точнее означает последовательное расположение аятов (стихов) в сурах. Запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Такой запрет на чтение в иной, не указанной Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) последовательности был вызван тем, что некоторые поэты и рассказчики часто читали различные произведения в произвольной последовательности, и они хотели перенести такое правило и на Коран.

В то же время порядок сур (глав) не является тавкифом. Всеми учеными признано, что этот порядок существует в Коране на основании иджтихада; он был предложен комиссией по размножению экземпляров Корана после смерти Усмана. Таким образом, в намазе, при обучении и т. д. разрешается читать Коран в любой последовательности сур. Можно начинать чтение Корана с конечных сур и продолжать до начальных. Например, разрешается читать суру «Каф» прежде суры «Хадж». Даже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), согласно некоторым хадисам, во время ночного намаза читал суру «Ниса» до суры «Али-Имран».

В списке Корана, предложенном УбаЙйем ибн Каабом, эти суры располагаются именно таким образом. В списке Усмана и других списках порядок расположения сур различается. Поэтому общепризнан но, что порядок сур можно определять иджтихадом (то есть собственными исследованиями ученых). Зейд ибн Сабит согласился собрать полный список Корана. В организации этого важного дела ему помог Умар ибн Хаттаб.

Абу Бакр поставил Зейду условие не полагаться на свою память и иметь два письменных доказательства точности каждого аята, который он отберет в окончательный список. О начале работы над собранием Корана Абу Бакр объявил по всей Медине и потребовал, чтобы горожане, имевшие письменные фрагменты Корана, принес ли их в мечеть и сдали Зейду. Контролировал поступление фрагментов Умар, который в точности знал, какие из этих фрагментов были проверены Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а какие - нет. Некоторые ученые полагают, что многие из принесенных фрагментов оказались проверенными в аль-Ардатуль-Ахира экземплярами.

Ученые называют два принесенных фрагмента Корана письменным свидетельством. Два свидетельства сравниваются с третьим элементом. Третьим элементом, или «оригиналом», являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана и знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями и ряд фрагментов отверг как содержавшие ошибки передатчиков.

История Корана не сводится только к собиранию его Зейдом ибн Сабитом в единую книгу - ведь многие мусульмане знали его от начала до конца наизусть, а еще большее количество - частично. Они постоянно читали Коран в намазе и молитвах (дуа). В хадисе Анаса упоминаются 6 лучших знатоков Корана: Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабаль, Зейд ибн Сабит, Абу Зейд, Абу Дарда, Сад ибн Убада.

Среди тех, у кого следовало перенимать знание Корана, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал и Салима Мавлу Абу Хузайфу, и Абдуллу ибн Масуда, а также и женщину - Умм Барака. Однако количество хафизов не ограничивалось только этими людьми. Согласно заключению Ибн Хаджара аль-Аскалани (Фатх уль-Бари, 10, 425-430), среди мухаджиров знатоками Корана (хафиз) были Абу Бакр, Умар, Али, Тальха, Сад, Ибн Масуд, Хузайфа, Салим, Абу Хурайра, Абдулла ибн Саиб, Абадила. Среди женщин знатоками Корана были Аиша и Умм Салам. К этому списку Абу Дауд прибавил мухаджиров Тамима ибн Ауса ад-Дари, Укбу ибн Амира; ансаров Убабу ибн ас-Самита, Муаза Абу Хулайму, Муджамми ибн Джарию, Фудалу ибн Убайда, Масламу ибн Махледи т. д. (из них некоторые стали хафизами после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)), Каза Абу Мусу аль-Ашари, Амра ибн аль-Аса, Сада ибн Убаба...

Как видно из сказанного, нельзя ограничивать количество людей, знавших Коран и собравших его в единую книгу, только узким кругом сподвижников. Не имеют никакой основы попытки ограничить круг знатоков Корана количеством лиц, указанных в хадисе Анаса. Некоторые ограничивали этот круг лиц до пяти и шести человек. Коран был достоянием огромного количества людей, а не ограниченного круга лиц. В связи с этим уместно упомянуть, что еще при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Бир-и-Мауна пали шахидами 70 знатоков Корана (курра). Такое же количество курра пали в сражении Йамама. В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что количество знатоков Корана, современных Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), установить невозможно. Несомненно, что исчислялись они сотнями.

Таким образом, в то время, когда Зейд ибн Сабит при жизни Абу Бакра собирал Коран, было много знатоков Корана - курра, и ни у кого из них работа Зейда ибн Сабита не вызвала никаких нареканий или замечаний.

Айдын Али-заде

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Ислам не такой! А какой? iconНаша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребенку не среднему, нестандартному, с отклонениями в развитии с такой школой не
Ребенку не среднему, нестандартному, с отклонениями в развитии с такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают черствые,...
Ислам не такой! А какой? iconМоей исследовательской работы «Пчелы». Эта темы мной выбрана неслучайно
Ву в деревне. У отца в саду есть своя пасека с пчелами. Я часто видела, как отец занимается пчелами. А на столе у нас обязательно...
Ислам не такой! А какой? iconМусульмане Кабарды
Пятая. "Неофициальный" ислам как альтернатива государственной политике в 60-80-е гг
Ислам не такой! А какой? icon«Я себя убил » (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот гений, у которого не было денег на еду, он...
Ислам не такой! А какой? iconИслам в истории и культуре казахского общества (XVIII начале XX вв.)
Работа выполнена на кафедре истории Республики Казахстан Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова
Ислам не такой! А какой? iconБинарный анализ ограничен рамками сравнения двух стран, тщательно отобранных в соответствии с предметом исследования. Хотя такой метод сравнения является
Хотя такой метод сравнения является са­мым обычным, он тем не менее не обязательно самый лег­кий. Можно выделить два различных вида...
Ислам не такой! А какой? iconПолитический ислам в крыму: локальные вариации глобальных проектов1
В этой связи справедливо встают вопросы о сущностных характеристиках каждого из «исламов», о критериях водораздела между ними, о...
Ислам не такой! А какой? iconКто такой «тьютор» икакова его роль в воспитании школьника?
Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора?
Ислам не такой! А какой? iconПроект «Семинары ес-россия»
Как известно, Ислам находится в конфронтации с якобы «христианской» идеологией, царствующей на территории современного Запада. В...
Ислам не такой! А какой? iconТест по мхк 10 класс II вар. Выбрать из списка: шаманизм, фетишизм, тотемизм, христианство, буддизм, ислам
Современники, сподвижники А. Рублева (выбрать): Феофан Грек, Прокопий Чирин, Даниил Черный, Прохор с Городца, Симон Ушаков
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница