Игровые технологии на уроках химии




Скачать 321.39 Kb.
НазваниеИгровые технологии на уроках химии
страница1/2
Дата конвертации31.01.2013
Размер321.39 Kb.
ТипУрок
  1   2


Игровые технологии на уроках химии

В каждом настоящем человеке скрыт ребенок,

который хочет выйти и начать играть!

Ф. Ницше


Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воп­лотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это — ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а ме­талл наделяет ...памятью. Недаром ее называют волшебни­цей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в кос­мос и опуститься на дно океана.

Химия — удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными вещества­ми вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шофе­ру, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстракт­ная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные за­коны. Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то хи­мия — наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования. И ста­рая наука молодеет...

Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ла­дится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое де­ло, когда возникает интерес — тогда дело идет на лад, у человека разви­вается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут под­вергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивитель­ные загадки. Порой в руках умелого химика, показывающего увлека­тельные опыты, самые обыденные предметы приобретают волшебные свойства.

Для того чтобы владеть языком химической науки, недо­статочно одного учебника. Поэтому основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспи­тательный процесс.

Введение новых программ по химии требует от учителя совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании.

Не случайно в реформе общеобразовательной и профессиональ­ной школы отмечено: «Наряду с уроком — основной формой учебного процесса — шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения».

Эта задача может быть решена и через усиление обучаю­щей работы учителя на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей самые различные формы и мето­ды. Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каж­дом уроке; переплетать преподавание химии со всем много­образием знаний; доказывать, что химия — царица естествоз­нания. Оставаясь эмпирической наукой, она в значительной мере будет будить интерес учащихся к себе.

Все мы знаем, что ребята, впервые пришедшие в наш ка­бинет, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к химии, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропада­ет уже к третьей-четвертой четверти 8-го класса. Значит, не­обходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, а, наоборот, увеличи­лось число заинтересованных.

Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного или объемного материала и никак не мо­гут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необ­ходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рас­сказом или игрой, что поможет сконцентрировать и внима­ние ребят на изучаемом материале.

Мы живем в удивительное время. На наших глазах сбыва­ется то, о чем люди веками только мечтали, складывали ле­генды, рассказывали сказки.

Кто из нас не любовался в дет­стве неповторимыми узорами, возникавшими в крохотном оконце калейдоскопа? Стоило лишь слегка повернуть вол­шебную трубку, как на смену прежней картинке появлялась иная, еще более удивительная, потом ее сменяла новая, а за ней уже следующая...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. К сожалению, в связи с сокращением часов на изучение химии перед учителем встаёт вопрос о выборе между интересным материалом, увлекательными опытами и выполнением программы.

Приходя впервые в кабинет химии, многие учащиеся интересуются химией как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес к концу второй или третьей четверти. Задача учителя заключается в том, чтобы интерес учащихся не только не угас, но наоборот стал ещё больше.


Кроссворды

Широко можно использовать химические кроссворды. Они позволяют учителю за короткий срок организовать проверку и закрепление достаточно объёмного материала по определённой теме: знание основных понятий, определений, законов, элементов, а также фамилий известных учёных.

Решение кроссвордов занятие не из скучных, разгадывание кроссвордов по химии повышает  мотивацию обучения, позволяет в занимательной форме расширять кругозор учащихся и развивать интеллект учащихся.

В зависимости от подготовленности учащихся учитель может применять кроссворды по разному: при нехватке времени их можно разместить на обучающих стендах; можно предложить желающим в качестве дополнительного домашнего задания на оценку; можно использовать в виде отдельных заданий для письменных самостоятельных работ, включать их в различные конкурсные задания, групповые задания.

В классическом словаре русского языка В. Даля нет слова «кроссворд». Это не случайно, так как кроссворд – это изобретение века, а знаменитый словарь был издан в XX веке.

Специалисты утверждают, что первый кроссворд составил журналист Артур Уини, выходец из Ливерпуля, и опубликовал его в Нью-Йорке 21 декабря 1913 года. В российской печати родоначальником изданий, публикующих кроссворды, стал журнал «Огонек». Первый кроссворд был опубликован в №18 этого журнала 12 мая 1929 года.

Надо заметить, что первые кроссворды были несовершенны как с технической, так и с познавательной стороны, поэтому они не несли учебно-познавательной нагрузки.

Кроссворд – это отличная тренировка памяти, проверка эрудиции и даже стимул к пополнению знаний. Порой, чтобы подобрать нужное слово, необходимо заглянуть в текст полузабытой книги, порыться в справочниках, пошарить взглядом по карте. Весьма полезно также составлять кроссворды.

В настоящее время широко используются учителями в качестве средства активизации ПДУ. Учитель задает домашнее задание по составлению кроссворда по данной теме, проводит проверку знаний учащихся по вопросам кроссворда.

Кроссворды могут составляться по одной теме (например, «химические элементы», «неметаллы» и др.), или же охватывать весь курс (например, «органическая химия», «неорганическая химия» и др.).

Вопросы кроссворда должны иметь один ответ. Более интересная форма кроссворда, если он составлен в виде фигуры, химической посуды, установки. А также выделение фрагмента, в котором зашифрованы термин или фамилия ученого-химика.


ХИМИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА



В девяти кружках изображены символы химических элементов. Расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы элементов.
 

Ответ
В столбце, выделенном жирной линией, при правильном расположении названий элементов, будет написано: Менделеев. Элементы надо расположить так: 1. Сурьма. 2. Кремний. 3. Ванадий. 4. Иридий. 5. Ксенон. А. Селен. 7. Никель. 8. Цезий. 9. Висмут.




КРУГОВАЯ ДИАГРАММА «СОЛИ»

При закреплении и контроле знаний по теме «Соли» я применяю наглядное пособие, сделанное своими руками. Его основа — картон и два круга, на которые наклеена белая бумага. На внешнем круге написаны или наклеены символы металлов, на вну­треннем — кислотных остатков (см. рисунок). Малый круг свободно вращается, при этом образуются фор­мулы солей. Данное пособие можно использовать при изучении солей, учащимся очень нравится ра­ботать с ним.

КРОССВОРД "ХИМИЯ И ЖИЗНЬ"



По горизонтали:
5. Индикатор, который вырабатывают из некоторых видов лишайников.6. Сырье для получения кислорода в промышленности. 9. Тяжелый шпат. 10. Фунгицид для обработки сельскохозяйственных культур в период вегетации. 11. Топливо будущего.14. Металл, используемый в ядерных реакторах в качестве теплоносителя.15. Составная часть атомного ядра.18. Ароматический углеводород, выделяемый из продуктов каталитического риформинга бензинов.19. Элемент, входящий в состав молекулы питьевой соды. 23. Латинское название элемента, входящего в состав мазей для лечения кожных заболеваний. 25. Углеводород, получаемый из керосиновых фракций нефти. 26. Аминокислота, входящая в состав пищевых белков. 27. Антисептическое средство, выделяемое из эвкалиптового масла. 28. Сырье для производства азотных удобрений.
По вертикали:
1. Незаменимая аминокислота.2. Черная вязкая масса, остающаяся после отгонки легких и большей части тяжелых фракций из нефти. 3. "Элемент жизни и мысли" (А. Е. Ферсман). 4. Русский ученый, первым высказавший мысль о существовании веществ, названных впоследствии витаминами. 7. Металл, входящий в состав молекулы хлорофилла. 8. Ароматический углеводород, применяемый в производстве стирола, фенола, анилина и многих других веществ. 12. Ученый, открывший реакцию получения уксусного альдегида из ацетилена. 13. Основной резервный углевод растений. 16. Фосфорорганический эфир, применяемый для уничтожения эктопаразитов животных. 17. Побочный продукт при производстве целлюлозы. 20. Элементарная частица.21. Соль ртути, сильный яд.
22. Элемент, поддерживающий автоматизм и тонус сердца. 24. Составная часть природного газа.


Кроссворд по теме «Металлы и неметаллы»



  1. Элемент, в соединениях с которым атом хлора имеет положительные степени окисления.

  2. Простое вещество, состоящее из сфериче­ских молекул углерода.

  3. Элемент - родоначальник органической химии.

  4. Английский химик, получивший кислород при нагревании оксида ртути.

  5. Благородный газ, не имеющий оксида, от греческого «новый».

  6. Элемент-«светоносец».

  7. Жидкий неметалл, от греческого «зловонный».

  8. Немецкий ученый, открывший цезий и ру­бидий.

  9. Сильный восстановитель, самый легкий из металлов.

10. Тяжелый, единственный жидкий металл при обычных условиях.

  1. «Безжизненный» элемент.

  2. Галоген с при­знаками металла, радиоактивен, получен искусственно, в при­роде не встречается.

13. Французский
химик, в 1789 г. опубликовал «Элементарный курс химии», включив в список простых веществ 23 элемента.

  1. Английский ученый, первооткрыватель водорода.

  2. Российский ученый, автор вытеснительного ряда ме­таллов.

16.Первый русский академик, автор
книг по металлургии,один из создателей

Московского университета в 1755 г.

  1. Серебристо-белый легкий металл, глав­ный материал для авиационной техники.

  2. Ржавеющий металл.

  3. Этот металл жизненно необходим, окра­шивает пламя в фиолетовый цвет.

  4. Этот элемент предсказал Д.И.Менделеев, открыл французский химик П.Э.Лекок де Буабодран, назван в честь древнего названия Франции.




Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
Загадки в той или иной форме присущи культурам всех наций. В древности они имели культовое значение, были связаны с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Впоследствии, жанр загадок приобрел эстетическое и познавательное значение: современные загадки используются прежде всего как испытание сообразительности и образного мышления.

Загадка

варианты ответа

Нахожусь, друзья, везде: в минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух.

1. Водород

2.уголь

3. кислород

Я блестящий светло-серый, образую хлорофилл, и  меня фотограф первый очень поджигать любил.

1. алюминий

2.магний

3.медь

Я металл незаменимый, очень лётчиком любимый, лёгкий, электропроводный, а характер превосходный.

1. литий

2. магний

3. алюминий

Меня любит человек! Мною назван целый век! Я блестяща и рыжа, очень в сплавах хороша!

1. алюминий

2.магний

3.медь

Хоть составчик мой и сложный, без меня жить не возможно. Я - отличный растворитель, жажды лучший утолитель. А разрушите, так сразу два получите вы газа.

1. вода

2. спирт

3. лимонад

Я парнишка непростой, если капнешь кислотой, сразу стану ярко - красным - поменяю цвет я свой. Если щёлочи добавишь, вновь меня ты не узнаешь, сразу жёлтым стану я. Назовите-ка ты меня!

1. лакмус

2. метилоранж

3. фенолфталеин

Нрав у газа, ох  непрост! Много жизней он унёс, а сейчас нам помогает, от микробов защищает.

1. фтор

2. хлор

3. угарный газ

Первый я на белом свете: во Вселенной, на планете. Превращаясь в лёгкий гелий, зажигаю солнце в небе.

1. углерод

2. кислород

3.водород

Он повсюду и везде  в камне, в воздухе, воде.
Он и  в утренней росе, и в небес голубизне

1. углерод

2. кислород

3.водород

В минеральной воде я бурлю, в газе летаю.
Растениям пользу несу, пожар затухать заставляю

1. углекислый газ

2. кислород

3. хлор

В воде она родиться, но, странная судьба,
Воды она боится и гибнет в ней всегда

1. соль

2. щёлочь

3. сера

Вы, ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ ...
Ответ: неон
***
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем ...
Ответ: щелочная
***
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
Ответ: кислоты
***
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент ...
Ответ: азот
***
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ...
Ответ: кислорода
***
Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это ... Ответ: углерод

Строение атома и Периодический закон

1.
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг
... - наш лучший друг.
Если в атом он попал -
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра.


2.
Очень положительный,
С массою внушительной.
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его - нейтрон.
Догадались? Он - ...!

3.
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион.
А я нейтральный и зовусь ...!


ЗАГАДКИ ПРО ВЕЩЕСТВА

Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град -
Я напоить природу рад.
... Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите).
...

Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе ...

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.

Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.

...

Загадки про индикаторы

Смущает меня щелочная среда;
Краснею... Но если вокруг кислота,
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я - ...

Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ..., и в кислотах я краснею.

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розова
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон.
...

Загадки про соли

В огне я воду испаряю,
В воде я камнем застываю;
Врачу и скульптору я брат.
Но чей, скажите, я сульфат?
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ...
...

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Это -


Загадки про металлы

Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь....

От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь -
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна -
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше - мой автограф: ...


Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш - ...

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - ...


Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:



Использование дидактических
и интеллектуальных игр на уроках химии.



Перестройка во всех сферах жизни нашего общества требует от каждого школьника инициативы, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Формирование таких качеств школьников и соответствующих видов деятельности требует от учителя педагогического мастерства. Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на воспитание у школьников интереса к учению, активности и самостоятельности.
Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя. Таким нестандартным подходом к обучению является использование игровых моментов на уроках.
Основная задача всех учебных игр состоит в повышении интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Разумеется, темы и содержание игр, используемых в учебном процессе, должны соответствовать изучаемому материалу. Каждый учитель химии стремится к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь химии с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету - одно из условий успешного обучения.

В последнее время, по мнению большинства школьников, образование стало заня­тием, не сулящим сиюминутной выгоды, но требующим значительного умственного напряжения. Учащиеся перегружены огромным потоком информации: большим коли­чеством терминов, формул, определений. Для учителей-химиков эта проблема особенно актуальна, ибо не секрет, что в рейтинге предметов химия занимает отнюдь не первые места. Казалось бы, что может быть интереснее, чем занимательный опыт. Однако как часто мы видим, что учащиеся с удовольствием наблюдают химический эксперимент и охотно проводят лабораторные опыты, а к предмету не проявляют ни малейшего интереса. Скучно! Как преодолеть эту скуку? Ведь учитель связан и программой, и учебниками, и леностью школьников. Ответ на этот вопрос не прост, но кажется, что единственным способом решения проблемы мотивации к предмету может оказаться поиск разно­образных, а иногда и невероятных с обычной точки зрения педагогических приемов. Один из таких приемов - проведение интеллектуальных игр на материале химии. В отличие от кроссвордов и ребусов, такие игры не только пробуждают интерес к предмету, но и стимулируют детей к решению задач вообще. Подобные игры вызы­вают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других.

Среди некоторых учителей бытует мнение, что игра - это всего лишь развлечение, а вот обучение - это труд. Этот подход характерен для императивной педагогики и не способствует реализации потенциальных возможностей ребенка. Игра во всех ее фор­мах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Введение в учеб­ный процесс новых нестандартных элементов оживает и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя.


Отгадываю задуманный элемент

Описание игры. Ведущий просит одного из учеников заду­мать любой химический элемент по периодической системе. После этого ведущий предлагает провести с номером этого эле­мента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:

а) номер элемента удвоить;

б) к произведению прибавить 5;

в) сумму умножить на 5.

Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет задуманный играющим элемент.

Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:

25 2 =50; 50 + 5 = 55; 55 5 = 275.

Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 получается 2 5. Это и есть номер задуманного эле­мента. После этого ведущему остается только назвать этот эле­мент - марганец.


Игра-Конкурс: Несладкие парочки.
В двух столбцах помещены названия химических соединений: в правом - номенклатурные, в левом - тривиальные. Определите пары синонимов и составьте формулы.

1. Углекислый газ А. Метан
2. Негашеная известь Б. Карбонат калия
3. Известковая вода В. Гидроксид калия
4. Поташ Г. Карбонат калия
5. Поваренная соль Д. Оксид кальция
6. Бертолетова соль Е. Гидрокарбонат натрия
7. Угарный газ Ж. Нитрат натрия
8. Кали едкое З. Карбид кремния
9. Питьевая сода И. Перманганат калия
10. Марганцовка К. Хлорид натрия
11. Карборунд Л. Дихромат калия
12. Кальцинированная сода М. Монооксид углерода
13. Природный газ Н. Гидроксид натрия
14. Селитра О. Диоксид углерода
15. Каустик П. Хлорат калия
16. Хромпик Р. Гидроксид кальция


ИГРА: Химическая посуда и принадлежности.
Ведущий достаёт из коробки какой-нибудь предмет, поднимает его высоко вверх и начинает звонить в колокольчик. Одновременно в трёх углах игровой площадки ассистенты поднимают над собой плакаты с названиями химической посуды. Одно из которых правильное. За то время, пока звонит колокольчик, участники игры должны добежать до угла с правильным названием и встать рядом с ним. Игроки, выбравшие неправильный угол или не успевшие добежать до него, выходят из игры и собираются в накопителе.


Глобальная компьютеризация общества не только открыла широкие перспективы для внедрения информационных технологий в образование, но и привела к появлению разнообразных компьютерных игр, необычайно популярных у молодёжи. Задача разработчиков программных обучающих средств — использовать эту популярность путём создания игр, несущих определённую дидактическую нагрузку. Последние обязаны сочетать занимательность и эмоциональность с активным применением знаний из соответствующей учебной дисциплины, что в конечном счёте должно способствовать более глубокому её усвоению. По словам английского философа и социолога Герберта Спенсера, «игрой можно воспользоваться для образовательных целей».

Для решения данной задачи нами был разработан комплект обучающих игр по химии, состоящий из двух циклов — ХИППИ и ХОББИ. Игры базируются на фактическом материале, не выходящем за рамки школьного курса химии, в первую очередь, его ключевых разделов — «Периодическая система химических элементов», «Окислительно-восстановительные реакции», «Растворы электролитов», «Углеводороды и их производные» и др. Таким образом, игры предназначены прежде всего школьникам, абитуриентам, а также студентам младших курсов.

Первый цикл (Химические Игры, Позволяющие Проявить Интеллект) включает следующие обучающие игры:

  • CHEMBRIDGE — химический бридж;

  • CHEMCHESS — химические шахматы;

  • CHEMINO — химическое домино;

  • CHEMORA — химический оракул;

  • CHEMROCK — химическая скала;

  • CHEMROUL — химическая рулетка;

  • СHEMWORD — химия в словах.



Во втором цикле (Химические Олимпийские Безусловно Безопасные Игры) играющему приходится встречаться с протекающими в некоторых химических системах процессами, непосредственный контакт с которыми мог бы принести ущерб его здоровью. Цикл содержит следующие игры:

  • Баскетбол;

  • Водномоторный спорт;

  • Горнолыжный спорт;

  • Стрельба из лука;

  • Тяжёлая атлетика.



Игры могут использоваться как в дисплейных классах учебных заведений на факультативных занятиях, так и в домашних условиях. Возможна организация командных и личных соревнований с выявлением чемпионов класса, группы, школы и т.д. Внедрение химических обучающих игр в педагогическую практику принесёт несомненную пользу в плодотворном освоении учащимися данной дисциплины.


Очень разнообразит момент проверки знаний учащихся – использование подготовленных компьютерных тестов (при отсутствии соответствующего оборудования можно использовать печатные заготовки)

Т е с т


Проверь свои знания металлов
1 В атомах химических элементов атомы распределены по слоям следующим образом:
а) 2,8,8,2
б) 2,8,18,8
Какой из элементов металл?

2 К металлам не относится последовательность элементов:
1) Ca,Zn,Cd
3)B,As,Te
2)Ga,In,Tl
4)W,Be,Os
3 Из приведённого перечня металлов :
      K,Cd,Ca,Co,Mn,Li,Au,Zn,Mg,Cu
–к лёгким относятся…к тяжёлым…
4 Назовите металлы:
самый тяжёлый… и самый лёгкий…
2) самый тугоплавкий … и самый легкоплавкий…
3) самый твёрдый… и самый мягкий…
5 B электротехнике для производства ламп накаливания используют металлическую нить из:
       1)Al        2)Cu       3)Fe        4)W
Поскольку этот металл обладает наибольшей
      1 электропроводностью
      2 теплопроводностью
      3 легкоплавкостью
      4 тугоплавкостью
6 Kакова массовая доля Fe в оксиде Fe (%):
      1) 40        2) 55,8        3) 68,4        4) 70 ?
7 Валентность Al в соединении Al2O3 равна:
      1) 2        2) 3        3) 5        4)1
8 Какой тип хим. связи в молекуле KCl:
1) ионная
2) ковалентная неполярная
3) ковалентная полярная
4) ковалентная сильно полярная


Занимательные опыты

Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам."
(В. Шекспир, "Гамлет")


Превращения веществ удивительны и невероятно эффектны, а многие химические опыты позволяют сделать шаг к познанию окружающего мира и ответить на вечные вопросы: "Как?", "Почему?" и "Зачем?" Станьте на время волшебником, покажите друзьям химические чудеса. Простые и красивые опыты, описания которых вы здесь найдете, не требуют каких-то особых химических навыков, а лишь осторожности, внимания и аккуратности. Избежать неприятных неожиданностей поможет соблюдение простых правил. Если эти правила будут соблюдены, то ваше шоу будет иметь успех, и химические вещества раскроют перед вами очарование своих чудесных превращений.

Секретные чернила

"Давно повывелись в миру чернильницы
и нет лиловых навзрыд чернил."
(А. Вознесенский, "Рукопись")

Приходится признать, что некоторые виды чернил или давно исчезли из употребления, или применяются только в таких таинственных целях, как секретная переписка. Для такого рода тайнописи существует много способов, и все они используют секретные или "симпатические" чернила -- бесцветные или слегка окрашенные жидкости. Написанные ими послания становятся видимыми только после нагревания, обработки специальными реактивами или в ультрафиолетовых либо инфракрасных лучах. Известно немало рецептов подобных чернил.

Тайные агенты Ивана Грозного писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги. Ленин использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.

Знаменитая шпионка Мата Хари тоже использовала секретные чернила. Когда она была арестована в Париже, в ее гостиничном номере нашли пузырек с водным раствором хлорида кобальта, что и стало одной из улик при разоблачении ее шпионской деятельности. Хлорид кобальта можно успешно использовать для тайнописи: буквы, написанные его раствором, содержащим в 25 мл воды 1 г соли, совершенно невидимы и проявляются, делаясь синими, при легком нагревании бумаги.

Секретные чернила широко применялись и в России революционерами-подпольщиками. В 1878 году Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Судом присяжных Засулич была оправдана, но жандармы пытались снова арестовать ее при выходе из здания суда. Однако ей удалось скрыться, сообщив заранее своим друзьям о плане побега по окончании суда при любом его решении. Записка с просьбой принести кое-что из одежды содержала на обратной стороне листка информацию, написанную водным раствором хлорида железа FeCl3 (Засулич принимала это вещество как лекарство). Такую записку можно прочесть, обработав ее ватным тампоном, смоченным разбавленным водным раствором тиоцианата калия: все невидимые буквы станут кроваво-красными из-за образования тиоцианатного комплекса железа.

Члены тайной организации "Черный передел" тоже использовали в переписке невидимые чернила. Но из-за предательства одного из чернопередельцев, знавшего секрет расшифровки писем, почти все были арестованы... Тайные письма были написаны разбавленным водным раствором медного купороса. Проявлялся написанный такими чернилами текст, если бумагу подержать над склянкой с нашатырным спиртом. Буквы окрашиваются в ярко-синий цвет из-за образования аммиачного комплекса меди.

Еще один рецепт секретных чернил включает применение 10%-го водного раствора желтой кровяной соли. Написанные этим раствором буквы исчезают при высыхании бумаги. Чтобы увидеть надпись, надо смочить бумагу 40%-м раствором хлорида железа. Ярко-синие буквы, которые появляются при такой обработке, уже не исчезают при высыхании. Появление букв связано с образованием комплексного соединения, известного под названием "турнбулева синь".

Помните историю с исчезновением записки Фантомаса? Исчезающие чернила можно приготовить, если смешать 50 мл спиртовой настойки иода с чайной ложкой декстрина и отфильтровать осадок. Такие синие чернила полностью теряют цвет через 1--2 дня из-за улетучивания иода.

А не попробовать ли и вам, любезные наши читатели, приготовить секретные чернила и написать ими таинственное письмо? Ведь, как утверждает в своих "Лирических одностишиях" наш современник поэт Вл. Вишневский, "Мы в детстве все недоиграли в прятки..."


Невероятное исцеление

"Прихоти производят разнородные действия

во нраве, как лекарства в теле." (Козьма Прутков, "Мысли и афоризмы")

Филиппинские лекари прославились умением "вырезать" больные органы без скальпеля и "зашивать" раны без ниток. Что в легендах о филиппинской медицине правда, что выдумка, не будем судить. Лучше попробуем показать зрителям "химическую" хирургию с "живой" и "мертвой" водой.

Химическая хирургия и волшебное исцеление

Для этого эффектного опыта вам потребуются 10%-й раствор хлорида железа FeCl3 и 5%-е растворы тиоцианата аммония NH4NCS и фторида натрия NaF. И еще нужен будет доброволец из зрителей, который согласится, чтобы на нем провели демонстрацию медицинского чуда. В крайнем случае экспериментатор может показать опыт на себе самом. Лучше всего для этого подойдет участок кожи на руке от локтевого сгиба до ладони или кисть руки.

Сначала смочите ватку "спиртом" (на самом деле это будет раствор тиоцианата аммония). Потом продезинфицируйте скальпель, не жалея "иода" (в роли иода будет выступать раствор хлорида железа). Вместо настоящего скальпеля можно использовать стеклянную или деревянную палочку. Теперь будем делать "надрез".

Хлорид железа взаимодействует с тиоцианатом аммония с образованием ярко окрашенных комплексных соединений состава [Fe(H2O)3(NCS)3], цвет которых очень похож на цвет крови...

А теперь "заживим рану". Для этого возьмем раствор фторида натрия NaF или фторида калия KF (этот раствор будет играть роль "живой воды") и смажем "рану". Кровь исчезнет, а под ней -- здоровая кожа.Фторидные соли при взаимодействии с тиоцианатными комплексами железа дают очень прочные бесцветные фтороферратные комплексные анионы.

Вот и все. Не забудьте хорошо вымыть "прооперированную" руку водой, чтобы не осталось следов использованных реактивов.

Это эффектное превращение, связанное с образованием и разрушением комплексных солей, позволит вам без труда причислить себя к команде чародеев.

Удивительные змеи

В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею... Мгновение — и жезл снова в руках Моисея в своем обычном виде. Много лет прошло, много воды утекло, пока, наконец, химикам ХIX в. удалось придумать нечто похожее на чудо, сотворенное Моисеем.


Однажды осенью 1820 г. совсем еще молодой студент-медик Гейдельбергского университета в Германии Фридрих Вёлер, смешивая водные растворы тиоцианата аммония NH4NCS и нитрата ртути Нg(NO3)2, обнаружил, что из раствора выпадает белый творожистый осадок неизвестного вещества. Вёлер отфильтровал раствор и высушил осадок, слепил из выделенного вещества «колбаску» и высушил ее, а потом любопытства ради поджег. «Колбаска» загорелась, и произошло чудо: из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползала и росла длинная черно-желтая «змея». Как выяснилось позже, Вёлер впервые получил тиоцианат ртути(II) Нg(NCS)2 по обменной реакции:

Нg(NO3)2 + 2 NH4NCS = Нg(NCS)2↓ + 2NH4NO3

Тиоцианат ртути(II) после поджигания быстро разлагается с образованием черного сульфида ртути(II) НgS, желтого объемистого нитрида углерода состава С3N4 и дисульфида углерода СS2, который на воздухе воспламеняется и сгорает, образуя диоксид углерода СО2 и диоксид серы SO2:

 2Нg(NCS)2 = 2HgS + C3N4 + CS2

CS2 + 3O2 = CO2↑ + 2SO2↑

 Нитрид углерода вспучивается образующимися газами, при движении он захватывает черный сульфид ртути(II), и получается желто-черная пористая масса. Голубое пламя, из которого выползает «змея» — это пламя горящего дисульфида углерода СS2

Из 1 г тиоцианата аммония и 2,5 г нитрата ртути(II) получается в умелых руках «змея» длиной в 20—30 см. Однако следует иметь в виду, что соли ртути ядовиты и работа с ними требует осторожности и внимания.

 

 «Змея» зелёная…

Чтобы осуществить этот опыт, смешивают и растирают в ступке 10 г дихромата калия K2Cr2O7, 5 г нитрата калия KNO3 и 10 г сахара (сахарозы) С12Н22О11. Полученную смесь увлажняют этанолом (этиловым спиртом) С2Н5ОН или коллодием, который можно купить в аптеке. Потом эту смесь спрессовывают в стеклянной трубочке диаметром 5—8 мм. Полученный столбик выталкивают из трубочки и поджигают с одного конца. Вспыхивает едва заметный огонек, из-под которого начинает вы ползать сначала черная, а потом зеленая «змея».

Столбик смеси диаметром 4 мм горит со скоростью 2 мм/с. При горении он может удлиниться в 10 раз!

Реакция горения сахарозы С12Н22О11 в присутствии двух окислителей, нитрата калия и дихромата калия, довольно сложна. Продукты реакции — черные частицы сажи, зеленый оксид хрома(III) Сr2O3, расплав карбоната калия К2СО3, а также диоксид углерода СО2 и нитрит калия КNO2. Газообразный диоксид углерода вспучивает смесь твердых продуктов и заставляет её двигаться.

 

 Сладкая зеленая «змейка»

Другой способ изготовления смеси для дихроматной «змеи» включает смешивание порошков 1 г дихромата аммония (NH4)2Cr2O7, 2 г нитрата аммония NH4NO3 и 1 г сахарной пудры. Эту смесь смачивают водой, лепят из нее палочку и сушат на воздухе. Если палочку поджечь, из нее в разные стороны поползут черно-зеленые змеи. При этом происходят следующие реакции:

 (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2↑ + 4H2O

NH4NO3 = N2O↑ + 2H2O↑

C12H22O11 + 6O2 = 6CO2↑ + 11H2O + 6C

 При разложении дихромата аммония образуются азот N2, водяной пар и зеленый оксид хрома(III) Сr2O3. Реакция протекает с выделение теплоты. В реакции термического разложения нитрата аммония выделяется бесцветный газ — оксид диазота N2O, который уже при слабом нагревании разлагается на кислород O2 и азот N2. А горение сахара дает еще один газ — диоксид углерода СО2, вдобавок происходит обугливание — выделение углерода. Много газов плюс твердые продукты окисления – вот причина «змеиного» поведения горящей смеси.

 

Содовая гадюка

Это очень простой и изящный опыт. Чтобы его осуществить, в столовую тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1/4 чайной ложки гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Пропитывают песок 96 – 98%-ным этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную реакционную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3 – 4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная «гадюка». У основания она окружена воротником догорающего спирта.

Диоксид углерода СО2, выделяющийся при разложении гидрокарбоната натрия и горении этилового спирта в соответствии с реакцией:

 2NaHCO3 = Na2CO3 + H2O↑ + CO2↑вспучивает горящую массу.

 

Прививать интерес к предмету можно используя на уроках интересные факты связанные с открытием веществ, изучением их свойств.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игровые технологии на уроках химии iconИгровые технологии на уроках русского языка и литературы
В настоящее время  идет  поиск новых  технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать  создание условий для максимального...

Игровые технологии на уроках химии iconСовременные педагогические технологии как ресурс повышения качества знаний на уроках химии и биологии

Игровые технологии на уроках химии iconИспользование икт на уроках химии в архитектурных классах
Роль школы очень важна в формировании оптимальной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала учащихся. Использование...

Игровые технологии на уроках химии iconСписок используемых современных образовательных технологий на уроках химии
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Игровые технологии на уроках химии iconСтатья содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики и икт, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект, дистанционное обучение.
Самарской области средняя общеобразовательная школа села Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области (гбоу сош с....

Игровые технологии на уроках химии iconРеферат по дисциплине педагогические технологии в начальной системе образования Тема: «Игровые технологии развивающего обучения»
Негосудаственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Игровые технологии на уроках химии icon«Игровые моменты на уроках сольфеджио в дошкольных группах»
Уважаемые коллеги, перед вами 5-летние ученики дошкольного отделения, группы «Прима»

Игровые технологии на уроках химии iconИкт на уроках химии и во внеурочное время Учитель химии – Тутукова Елизавета Леонидовна
В этой связи необходимость использования эффективных педагогических технологий формирования познавательной самостоятельности школьников...

Игровые технологии на уроках химии iconЧетырнадцатая Международная научная конференция студентов и аспирантов "Современные проблемы химии" уважаемые коллеги!
Современные проблемы химии, которая состоится на химическом факультете Киевского национального университета имени Тарас Шевченко...

Игровые технологии на уроках химии iconУроках химии. 8 класс Интегрированный урок химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию нестандартными способами решения»
Ного освоения любой новой области деятельности – тренировка. В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач....

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница