В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов




Скачать 11,63 Kb.
НазваниеВ. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов
Дата03.02.2016
Размер11,63 Kb.
ТипДокументы
В.В. Макаров, Н.И. Гнатюк


О МОДЕЛИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ


Технический институт (филиал) Якутского государственного университета,

Нерюнгри, Россия

natale_ptichka@rambler.ru

Достаточно хорошо известно, что попытки построить многофакторную математическую модель даже небольших (по критерию сложности) подсистем реальных социумов в историческом развитии, пока успеха не имели. [8]. И дело тут не в недостаточности используемых стандартных математических форм. Этих форм, используемых в естественных науках с 19 столетия, действительно не слишком много, но их использование почти всегда приводило к успеху! Упомянутые формы «отшлифованы» так, что представитель естественных наук почти всегда может кое-что предпринять с их помощью. В то же время, представители гуманитарных наук ухитрились создать устойчивое мнение: «Социальные и иные гуманитарные науки, в принципе, не поддаются математическому описанию. И самое большее, что можно сделать в указанных науках – это построить экспертный прогноз». Разумеется, типовые модели МФ «ding an sich», не являются и не могут являться адекватными моделями социальных систем. И дело тут не в сложности, не количественных размерах подсистем (например: задача многих тел в механике Ньютона не имеет решения уже для N =3. В то же время при существует эффективное описание , но уже на другом языке (а); аналогично, оказываются достаточно эффективными модели региональной экономики, использующие всего три параметра: капитал, цена и объем товарной продукции, и язык классической математики (б)). Все дело в механизмах взаимодействия подсистем и, соответственно, в выборе языка описания. По мнению авторов, классические математические средства (при условии выбора правильных масштабов) могут стать эффективным средством: а) экспликации исходных понятий, б) эвристиками. Разумеется, правила вывода в таких моделях будут только аналогичны чисто математическим,- для этого класса моделей критерием истинности будет не отсутствие противоречий, но верифицируемость. В этой связи заметим: модели региональной экономики, как и модели «Римского клуба» только на первый взгляд не удовлетворяют определению математической модели [4].

Целью настоящего исследования является попытка построения модели эволюции такого значимого социального образования как «региональный» университет. Для целей настоящего исследования достаточно определить «региональный университет» как социально значимую подсистему социума с собственной парадигмой, уровень разнообразия которой, по терминологии Эшби, по крайней мере, на порядок выше разнообразия социума [10]. То есть имеющие сложность , где информационная сложность университета как организации, информационная сложность социума. Опуская подробности истории европейских университетов, сформулируем следующие эмпирические обобщения: 1) Основными задачами университетов, начиная с 17 века, являлись: репродуцирование знаний, социализация обучаемых и, наконец, выработка у них потребности понимания. Необходимым условием понимания является рефлексия (авторефлексия) как обучаемых и обучающих, так и регионального университета как системы. Движущим мотивом деятельности региональных университетов, по-видимому, была потребность преодоления отчуждения. Потребность в преодолении отчуждения и у обучающих и у обучаемых всегда была взаимной, так как ее основа – инстинкт выживания вида. Сопутствующим мотивом является потребность «избранности», обособленности коллектива репродуцирующего знания. 2)Каждый региональный университет формировал свой стиль мышления, свой метаязык. «Метаязык» жизнеспособного «регионального университета», по крайней мере, должен допускать хотя бы возможность авторефлексии [2].

3) Упрощенная схема этапов эволюции "парадигмы" региональных университетов:




Каждому этапу соответствует своя кривая роста, переход от одного к другому происходит скачком, т.е. одна S - кривая сменяется другой. Переход от одного этапа к последующему подготавливается накоплением и философским осмыслением, сопровождается изменением понятийного аппарата и структуры знаний.


Принципиальная схема развития регионального университета по мере реализации сменяющих друг друга «генеральных идей»




Здесь R – мера интенсивности взаимодействия университетов с социумом , t – время.


Схема иллюстрирует следующие эмпирические закономерности: высокие темпы роста «полезного эффекта»; постепенное замедление этих темпов, по мере «старения генеральной идеи»; смена периодов, ведущая к новому интенсивному росту при своевременном переходе на другую линию развития или спад при запаздывании момента перехода. «Генеральные идеи» университета в минувшие эпохи, чаще всего сопутствовали идеям религиозным или национальным. Представляется возможным использовать в качестве базовой модели эволюции университета модель диффузии. Основанием для такого выбора могут служить следующие соображения: эволюция дисциплин, входящих в парадигму университетов, происходит по схеме вытеснение - замещение, само взаимодействие указанных также описывается диффузионной моделью (по крайней мере, качественно), взаимодействие университетов и социумов еще в концепциях кардинала Ньюмена и А.Гумбольдта так же носит характер, который можно эксплицировать как одну из форм диффузии [5]. Наконец, «Понимание возникает скачком, как система, в результате взаимодиффузии смыслов» [7]. Еще одним доводом в пользу выбора диффузионной модели являются соображения П. Бурдье [1].

Разумеется, авторам известно, что под модели с большим числом параметров, можно подогнать любые экспериментальные данные. Но лишь означает, что оправданным будет выбор такой модели, которая допускает опытную проверку (содержит легко измеримые параметры), является прогнозирующей и не вызывающей немотивированной агрессии экспертов – гуманитариев. Наиболее известна классическая модель диффузии, являющаяся решением уравнения . Зельдовичем и др. рассматривались решения этого уравнения в нелинейных средах (с гиперболическим законом роста масштабного фактора R). При этом оказывается, что устойчивые решения представляют собой волны. Точная форма волны может быть получена на данном этапе только численно.

Нам представляется целесообразным рассмотреть (кроме обычного) модифицированное уравнение диффузии , где фрактальная размерность. К сожалению, выбор этой модели обоснован только двумя соображениями: 1) Социологическими исследованиями [9] распространения «слухов». 2) Явным отличием характерного времени релаксации от классического. Приведенные уравнение фрактальной диффузии допускает четырехпараметрическую группу Ли с расширением до 6. Зная допустимую группу легко найти не только соотношение (где в отличие от классического ), но и само аналитическое решение [6]. Таким образом, есть основание утверждать: зависимость влияния региональных университетов на социум может подчиняться зависимости или . Выбор между классическими и фрактальными решениями можно провести стандартными методами наименьших квадратов, если это позволяет наличие статистик.


Исторический период


Информационная сложность


Время жизни

(длительность)

R – мера интенсивности взаимодействия

4-3 век до н.э.










…….










12 век - 15 век











…….










15 - 19 век










20-21 век и

далее











В заключение отметим: 1) R, введенное ранее, должно удовлетворять обычным аксиомам меры. Конкретная же его интерпретация может быть выбрана из наукометрических или социологических соображений. 2) При наличии достаточно полной статистики можно показать, что скачки от одного этапа к другому (см. схему), адекватно описываются катастрофами складки и сборки. Так первому переходу на схеме этапов эволюции соответствует сборка, последующим – складки, самому последнему – сборка [3].


Литература

  1. Бурдье П. Начала. М., 1990.

  2. Вебер M. Избранные произведения. М., 1990. с. 723-735.

  3. Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. т. 1 М., Мир.1984. с. 102-110.

  4. Иудин М.М., Макаров В.В. Моделирование как метод решения инженерно – геологических задач. Вестник Технического института (филиала) Якутского государственного университета: Выпуск 1. Якутск: изд-во Якутского университета,2004. с. 48-54.

  5. Ляхович И.В., Захаров Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.

  6. Макаров В.В. Об одном механизме физико-химического разрушения мерзлых горных пород. Горный информационно – аналитический бюллетень, 2003 №7. Изд. МГГУ. с. 18-19.

  7. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды», М. 1969.

  8. Рабочая книга по прогнозированию/Редкол.: И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.). М.: Мысль,1982. с. 430.

  9. Рабочая книга социолога. М.: Мысль, 1979.

  10. Эшби Уильям Росс. Введение в кибернетику. – М.: ИЛ. 1959. с. 432.




Похожие:

В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconИнститут Проблем Экологии и Эволюции им. А. Н. Северцова ран кафедра Биологической Эволюции мгу государственный Дарвиновский музей
Павлов Дмитрий Сергеевич академик, директор Института проблем экологии и эволюции ран
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconТемы семинарских занятий семинар предмет и задачи исторической науки. Темы для подготовки к семинару и докладов: Методология и теория исторической науки
Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки//Вопросы истории. 1991 №2-3
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconУчебно-методический комплекс Печатается по решению методической комиссии исторического факультета кгу составители
Цель курса «Источниковедение отечественной истории» – выработать у студентов соответствующие современному уровню развития исторической...
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconНазвание учебного заведения
Великобритании после Оксфордского и четвертый в мире; один из «старинных университетов» Великобритании и Ирландии, один из наиболее...
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconС. С. Аверинцев, В. И. Васильев, М. Л. Гаспаров, В. Л. Гинзбург, В. Л. Иноземцев, И. М. Макаров
С. С. Аверинцев, В. И. Васильев, М. Л. Гаспаров, В. Л. Гинзбург, В. Л. Иноземцев, И. М. Макаров (председатель), В. П. Нерознак
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconПрограмма институциональной оценки представляет для еау значимый опыт международной оценки, подобного которому нет Европе и во всем мире.
Политика по обеспечению качества Европейской Ассоциации Университетов в контексте Берлинского Коммюнике. Европейская Ассоциация Университетов...
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов icon«Основные компоненты методологического подхода в моделировании воспитательной системы» Перескокова О. В
«Основные компоненты методологического подхода в моделировании воспитательной системы»
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconЕ. Б. Заболотный Развитие исторической науки Урала накануне перестройки в оценках исследователей
Оно позволяет понять, каков был уровень советской исторической науки к началу перестройки. Сразу отметим, что по этому вопросу в...
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconПрограмма учебного курса для студентов, обучающихся по программе магистратуры Курс подготовлен в ходе научного семинара «История Российской империи преодолевая недостатки национальных и региональных нарративов»
Регионы Российской империи в современной исторической науке: Программа учебного курса для студентов, обучающихся по программе магистратуры...
В. В. Макаров, Н. И. Гнатюк о моделировании исторической эволюции региональных университетов iconАмосов а а., Дубинский Ю. А., Копченова Н. В. Вычислительные методы для инженеров
Адигамов А. А., Макаров П. В. Усанова И. В. Сборник заданий по высшей математики. Часть I. М.: Типография мггу. 2005. 32 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница