Пояснительная записка




Скачать 11,31 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата03.02.2016
Размер11,31 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Методическая разработка урока «Влажность воздуха разработана для оказания помощи преподавателям физики при организации учебных занятий с использованием мультимедиа.

Методическая разработка урока состоит из описания этапов занятия, где указаны действия преподавателя и студентов, а также задачи каждого из этапов.

В приложении дается краткий конспект занятия, список материально-технического оснащения и список использованной литературы для преподавателя и студентов.

Содержание методической разработки соответствует поставленным целям, включает в себя следующие формы и методы работы:

-опрос по пройденной ранее теме;

-рассмотрение новой темы с использованием мультимедиа;

-демонстрация физических приборов и объяснения их принципа действия;

-решение задач для закрепления;

-подведение итогов.

Эффективность усвоения материала достигается применением на уроке:

-презентации

-самостоятельной работы студентов;

-опережающего обучения.

Методическая разработка апробирована на открытом уроке.

Описание этапов занятия

Вводная часть

1.Организационный момент (3мин)

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к занятию. Сообщает план работы:

1) Продолжить изучение свойств паров

2) Сформировать основные понятия влажности воздуха

3) Научиться пользоваться приборами ,определяющими влажность воздуха

4) Показать практическую значимость изучаемой темы

Студенты готовятся к уроку и осмысливают цели и задачи занятия.

Задачи этапа: создать рабочую обстановку, мобилизовать внимание студентов.

2. Опрос (10 мин)

Преподаватель демонстрирует на экране проблемные вопросы по домашнему заданию. Проверяет правильность ответов студентов на местах. Мотивация - устранить психологический дискомфорт; обобщить знания по свойствам паров; показать важность получения знаний по данной теме для успешного усвоения последующего материала; вызвать интерес к процессу познавательной деятельности; желание и стремление у студентов самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.

Студенты отвечают на поставленные вопросы, повторяют материал домашнего задания.

Задачи этапа: оценка знаний студентов по предыдущему материалу, диагностика знаний студентов.


Основная часть

Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления(74 мин)

Преподаватель называет тему урока, подчёркивает практическую значимость нового материала. Объяснение ведется в виде беседы, опираясь на уже имеющиеся знания студентов и презентацию. По ходу объяснения задаются вопросы, побуждая студентов высказываться. Кроме того, преподаватель предлагает задания для определения влажности воздуха.

Студенты записывают тему урока и вопросы; осмысливают основное содержание темы; составляют конспект, записывая основные понятия и формулы; отвечают на вопросы преподавателя; обобщают; задают вопросы по непонятным местам. Ими так же выполняется задание по определению влажности воздуха. Желающие студенты, которые подготовились дома самостоятельно по опережающему заданию, выступают с сообщением перед однокурсниками. А те, в свою очередь, осмысливают полученную информацию.

Задача этапа: сформировать знания об абсолютной и относительной влажности воздуха; сформировать умения пользоваться гигрометром и психрометром; сформировать умения и навыки решения задач на вычисления влажности воздуха.

Заключительная часть

  1. Закрепление знаний умений и навыков (20 мин)

Преподаватель предлагает решить задачи по новой теме; проверяет и корректирует способы решения; отвечает на вопросы студентов.

Студенты решают задачи под руководством преподавателя. Они сами выбирают способы решения и исправляют ошибки. По ходу выполнения заданий задают вопросы.

Задача этапа: отработать умения вычислять влажность воздуха с помощью формул и приборов; закрепить полученные знания.

  1. Домашнее задание (3 мин)

Преподаватель подводит итоги урока, выделяя главные моменты. Им выдаётся домашнее задание: «Определить влажность воздуха в домашних условиях» и «Собрать пословицы и поговорки о свойствах пара». Обязательно проводится инструктаж по выполнению домашнего задания.

Студенты осмысливают итоги урока; записывают домашнее задание; задают вопросы по непонятным моментам.

Задача этапа: организовать внеаудиторную работу студентов по теме «Влажность воздуха»

Конспект учебного (теоретического) занятия

Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат 50-99,7% воды. В течении года в атмосферу земли испаряется около 4,25•1014м. воды и около ¼ этой воды выпадает в виде осадков на сушу. ¾ воды находится в атмосфере. А это 1,24•1013м. водяного пара. Сконденсировавшись, он мог бы образовать на земле «слой осаждённой воды» толщиной 2,5м

Конечно, количество водяных паров в воздухе не везде одинаково. Вблизи морей и океанов воздух более влажней, чем в глубине материков.

Величина, характеризующая содержание водяных паров в различных частях атмосферы земли, называется влажностью воздуха.

Степень влажности воздуха имеет большое влияние на многие процессы, протекающие на земле, например на развитие флоры и фауны. Существенное влияние оказывает влажность на урожай с/х культур, на продуктивность животноводчества. Не меньшую роль играет влажность воздуха и во многих отраслях современной техники, например при сушке изделий, при хранении готовой продукции.

Следовательно, измерение и регулирование влажности имеет большое практическое значение.

Для количественной оценки на практике различают абсолютную и относите5льную влажность воздуха.

Абсолютная влажность воздуха – количество водяных паров, содержащихся в единице объёма воздуха.

 []=1кг/м3

Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нём тела.

Давление, которое бы производил водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара.

Абсолютная влажность воздуха и парциальное давление водяного пара связаны между собой через уравнение Менделеева – Клайперона:

Р=

Абсолютную влажность воздуха определяется по точке росы – температуре, при которой водяные пары, находящиеся в атмосферном воздухе становятся насыщенными (табл. «Давление и плотность насыщенных паров при различных температурах»).

ЗАДАНИЕ: Определите по таблице абс. влажность воздуха при t=0°С, 11°С, 20°С, 50°С, 100°С

ЗАДАНИЕ: Выяснить, может ли быть плотность водных паров при t=18°С а)16•10-3 кг/м3 – нет б)10,3•10-3 кг/м3 - да

ЗАДАНИЕ: При какой температуре выпадает роса, если абс. влажность воздуха:

7•10-3 кг/м3 —>5С°

12,2•10-3 кг/м3—> 14С°

18,5•10-3 кг/м3—> 21С°

Но по парциальному давлению водяного пара еще нельзя судить о том, насколько водяной пар в данных условиях близок к насыщению.

Поэтому в науке и технике степень влажности воздуха обычно оценивается относительной влажностью: отношение парциального давления (р) водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению (р0) насыщенного пара при той же температуре выраженной в %  или %

Число, показывающее, сколько процентов составляет абс. влажность от плотности водяного пара нужной для насыщения воздуха при имеющейся у него температуре: Т.О. относительная влажность определяется не только абс. влажностью, но и температурой воздуха.

 показывает, сколько еще влаги не хватает, чтобы при данных условиях окружающей среды началась конденсация. Эта величина характеризует степень насыщения воздуха водяным паром.

Перечень материально-технического оснащения занятия

- план урока

- мультимедийная система

- интерактивная доска

- конденсационный гигрометр

- термометр

- психрометр

- волосной гигрометр

- глобус

- калькуляторы

- таблица «Давление и плотность насыщенных паров приданной температуре»

- «психрометрическая таблица»

- диск с презентацией


Литература для преподавателя

  1. Жданов Л.С., Жданов Г.П. Учебник по физике для средних специальных учебных заведений. – М.: Наука, 1981

  2. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – М.: Просвещение, 1983

  3. Методические рекомендации по физике. – М.: Высшая школа, 1986

  4. Сборник задач по физике / под редакцией Р.А. Гладковой. – М.: Наука, 1987

  5. Рябоволов Г.И. Самойленко П.И. Планирование учебного процесса по физике: Учебн.- метод. пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений – М.: Высшая школа,1984

  6. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. – М.: Новая школа,2002

Литература для студентов


  1. Дмитриева В.Ф. Физика : Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство центр «Академия», 2003

  2. Любая дополнительная литература

  3. Интернет



Приложения

Пословицы и поговорки

- После дождя бывает прохладно, после сказанной лжи бывает стыдно (монгольская)

- Где роса, там дождя не жди, где плоды, там цветов уже не будет (тамильская)

- Нет росы – к дождю (русская)

- Парит – к грозе (русская)

- Всякое случается: иногда и камень потом обливается (тувинская)

- Вершина гор не бывает без дымки, голова молодца – без дум (туркменская)


Загадки

- Вечером наземь слетает

Ночь на земле пребывает

Утром опять улетает (роса)

- Сивые кабаны во поле легли (туман)

- без рук, без ног на небо взбирается (пар)

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
Пояснительная записка iconПояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42 Сведения об учебных программах и учебно-методическом обеспечении 48
Пояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2012 -13 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2011 -12 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4-5

Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка Профессия «Сварщик»

Пояснительная записка iconСогласовано утверждаю
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница