Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре >




Скачать 19,52 Kb.
НазваниеГлава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре >
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер19,52 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ……………………………………………………………………......... 3

Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре……………………………………………………………………………5

1.1. Характеристика польской народной художественной культуры………....5

1.2. Деятельность культурно-национальной организации «Полония» по приобщению молодёжи к польской народной художественной культуре.… 21

Глава II. Хореографические занятия ансамбля «Сибирский краковяк» как средство приобщения молодёжи к польской народной художественной культуре…………………………………………………………………………. 34

2.1. Структура и содержание хореографических занятий в молодёжной группе ансамбля «Сибирский краковяк»………………………………………34

2.2. Концертный репертуар как средство приобщения молодёжи к польской народной художественной культуре………………………………………...…44

Заключение……………………………………………………………………… 57

Библиографический список………………………………………………...….. 59

Приложение ………………………………………………………………….…. 64





ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время в России остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, обращения к истокам духовности народа, при условии сохранения культурных ценностей других этносов, проживающих на территории нашего государства. Знание культурного наследия разных национальностей способствует сближению народов. Данная проблема является особенно актуальной в нашей многонациональной республике. Одним из оптимальных, доступных и красивых способов познания души народа, его традиций, самобытности является народный танец.

В последние годы изучение и освоение народного танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на качественно новый уровень. Следствием повышенного интереса к народной хореографии явилось не только появление ряда публикаций, посвященных исследованиям локальных хореографических традиций, но и возникновение и развитие фольклорных ансамблей, творческим кредо которых стало максимальное приближение к аутентичным оригиналам народного танца.

Занятия хореографией являются наиболее доступным направлением в выражении этническими группами, проживающими в нашем регионе своего национального самосознания. Одним из наиболее активно действующих культурных центров Хакасии является культурно-национальная общественная организация «Полония», при котором многие годы действует хореографический ансамбль «Сибирский краковяк», главной целью которого является приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре.

Объектом дипломного исследования является приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре.

Предмет исследования: хореографические занятия ансамбля «Сибирский краковяк» как средство приобщения молодёжи к польской народной художественной культуре.

Цель исследования: показать возможности хореографических занятий ансамбля «Сибирский краковяк» в приобщении молодёжи к польской народной художественной культуре.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. охарактеризовать польскую народную художественную культуру;

  2. проанализировать деятельность культурно-национальной организации «Полония» по приобщению молодежи к польской народной художественной культуре;

  3. изучить структуру и содержание хореографических занятий в молодёжной группе ансамбля «Сибирский краковяк»;

  4. рассмотреть концертный репертуар как средство приобщения молодежи к польской народной художественной культуре.

Методологической основой исследования стали работы С.В. Леончика,

П.А. Столярова, С.Г. Филя о польской диаспоре в Сибири; Т.В. Богушевской, Л.И. Михайловой о польской народной художественной культуре.

Научная новизна состоит в сборе и систематизации научных и методических материалов по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов дипломной работы в качестве дополнительной учебной литературы.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, библиографического списка, приложений.


ГЛАВА I. ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Понятие «народная художественная культура» определяет собой особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам этническим, ведущих своё происхождение из архаических времен существования этноса. Как правило, выделяют следующие составляющие народной художественной культуры: народные верования в качестве мифологии народа; фольклор словесный и музыкальный; декоративно-прикладное искусство; празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий разные формы народной художественной культуры.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций [1, с. 24].

Среди западнославянских народов, особо многогранной и разнообразной является польская народная художественная культура, имеющая многовековые культурные традиции, близкие к России. Изучая польскую народную художественную культуру следует подробнее рассмотреть особенности польских народных праздников, танцев, музыкальной культуры, проследить влияние на них религии.

Поляки считаются народом, любящим праздники, соблюдающим традиции, поддерживающим давние обычаи. Старинные обряды, особенно те, которые восходят ещё к языческим временам, давно утратили свой магический характер, став красочным реликтом прошлого и элементом игры. Связь с традициями сильнее всего чувствуется во время празднования церковных праздников – Рождества, Воскресения Христова, праздника Тела Господня, во время которого организуются шествия, или Дня Всех Святых. Большой популярностью пользуются массовые паломничества к местам религиозного культа. Среди святых для католиков мест, прежде всего, надо назвать ченстоховский монастырь на Ясна–Гуре; для евреев таким местом является могила цадика в Лежайске, а для православных – Грабарка [9, с. 24].

В календаре государственных праздников главное место занимает годовщина обретения Польшей независимости в 1918 г., которая отмечается 11 ноября, а также годовщина принятия в 1791 г. первой польской Конституции, которая отмечается 3 мая. В эти дни, которые по закону считаются выходными, организуются торжественные мероприятия, концерты и народные гуляния. Кроме того, в Польше отмечаются праздники, имеющие несколько иной характер. Среди них – Международный Женский день (8 марта), сегодня значительно менее популярный, чем в те годы, когда Польша была социалистической Польской Народной Республикой; День Матери (26 мая), День Бабушки (21 января), День Ребёнка (совпадающий с Международным днем защиты детей 1 июня), когда устраиваются различные увеселительные мероприятия для самых маленьких [11, c. 45].

Праздником, который в польской традиции занимает очень важное место, является Рождество. Особая атмосфера царит в канун Рожества – Сочельник (в Польше – Вигилия). С этим днем связано больше всего обрядов, обычаев и верований. Сочельник – самый семейный польский праздник. Большую роль в создании праздничной атмосферы играет оформление дома или квартиры. Главным украшением становится нарядная ёлка, без которой трудно представить праздник Рождества. Но это одна из самых молодых праздничных традиций. [17, c. 56].

В Польше Сочельник Рождества Христова считался днём, ход которого предрешает, как пройдет весь будущий год. А значит, следовало прожить его в полном мире и согласии с домочадцами и знакомыми, никого не огорчать и проявлять друг к другу знаки внимания и уважения.

Сразу после рождественских праздников устраиваются так называемые «ясельки» – любительские театрализованные представления, основанные на евангельских сюжетах. Ряженые часто разыгрывают сценки, таки или иначе связанные с библейскими мотивами. Постоянными персонажами в этих сценках являются: царь Ирод, Ангел, Черт, Смерть, иногда Цыган, Медведь или Козел [13, c. 68].

Новый Год по католическому календарю празднуется в день святого Сильвестра (31 декабря), которым открывается сезон балов и маскарадов, время шумных многолюдных увеселительных мероприятий с танцами, розыгрышами и обильным угощеньем. Среди традиционных польских развлечений, популярных и в нынешнее время – так называемый «кулиг», то есть катанье на санях или, как его ещё называли, «хоровод саней», который когда-то был одной из любимых забав шляхты.

Последний четверг карнавала, так называемый «жирный четверг» – это день, в котором главенствуют сладости: пончики из дрожжевого теста с джемом и пенье «хворост». Карнавал заканчивается бурным весельем со вторника на «пепельную» среду, так называемым «селёдочником». На ужин подается, главным образом по-разному приготовленная сельдь как напоминание о грядущем посте [16, c. 30].

Ещё одним старинным обрядом, с которым не хотят расставаться современные поляки, является устраиваемое в четвёртое воскресенье Великого Поста утопление Мажанны – соломенной куклы, символизирующей зиму. В деревнях Мажанну носят по всем домам, а потом снимают с нее одежды и разбрасывают по полю. Затем соломенную куклу топят в реке, пруде или озере, а при отсутствии подобного водоема – просто в большой луже. В некоторых местах куклу поджигают и горящую бросают в воду [20, c. 32].

Самый красочный религиозный праздник, предваряющий Воскресение Христово (Пасху) – это Пальмовое воскресенье, которое торжественно отмечается в костелах всей страны в память триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Главным атрибутом этого праздника являются «пальмы», которые, однако, имеют мало общего с пальмовыми ветвями, которыми толпы горожан приветствовали Христа в Святом городе. Пасхальные пальмы в Польше изготовляются из цветной бумаги или сухих трав и цветов, украшаются лентами. Длина пальм может достигать от 40 см – до 5 метров.

В Страстную субботу верующие приходят в храмы, где священники благословляют пищу, предназначенную для праздничного стола, ведь Великий Пост подходит к концу. В Польше традиции освящения продуктов очень давние, уходящие корнями в XIV столетие [9, с.40].

Украшение яиц – это многовековая традиция, связанная с Пасхой. В польской культуре крашеные пасхальные яйца стали элементом народного искусства, характеризующего отдельные районы страны.

После пасхального воскресенья наступает, как водится, понедельник, а с ним и «щмигус-дынгус» – обряд, во время которого парни поливают девушек водой. Трудно сказать, когда именно родился этот сохранившийся до сегодняшнего дня обычай, и каков был его первоначальный смысл [15, c. 69].

Большое влияние на содержание народных праздников Польши оказывает религия. Так, по разным данным, от 70 до 95% населения принадлежит к Римско-католической церкви [47, с. 54].

Также присутствуют представители нескольких других конфессий: православные, лютеране, кальвинисты, грекокатолики и иудеи. Однако помимо этого, в стране существуют и другие религиозные ветви и секты.

Самыми значимыми религиозными праздниками в Польше являются: Всех святых (Wszystkich Świętych) – 1 ноября, Три короля (Trzech Króli) – 6 января, Пепельная среда (Środa Popielcowa) (отсчитывается от пасхи), Великая неделя (Wielki Tydzień) (отсчитывется от пасхи), Вознесение (Wniebowstapienie), Божей Матери Королевы Польской (Matki Boskiej Królowej Polski) – 3 марта, Тела Господнего (Boże Ciało), Божей Матери (MB Zielnej) 15 августа. Также в каждом костёле отмечается «Odpust». Это праздник покровителя костёла.

Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. В горных районах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока. Распространены кислые похлебки – жур (из муки, заквашенного на воде), Квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свеклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками – тесто с начинкой из мяса или грибов, жур – с колбасой. Распространена блюдо – бигос из квашеной или свежей капусты, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля, молоко, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями – свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т.п. В некоторых селах пекут «свадебный каравай» [62, с. 182].

Важной составляющей польской культуры и народных праздников является музыка. Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Наиболее ранние сведения о существовании польской музыки содержатся в путевых записках арабских купцов (Ибн Фадлана и др.), торговавших на польских землях в VII веке. К этому же времени относятся и найденные при археологических раскопках на территории Польши свистулька из кости с 5 игровыми отверстиями и обломки флейты; XII веком датируются обнаруженные близ Гданьска 5-струнные гусли. Воспоминания немецких монахов (раннее средневековье), путешествовавших в районе реки Вислы, свидетельствуют о существовании польских языческих песен. В польском песенном фольклоре того же времени сохранились рудименты обрядовых песен, связанных с языческим культом природы (в трудовых народных песнях встречаются имена языческих божеств – Ладо, Мажанна и др.). Ещё на древнейшей стадии развития в народной польской музыке в песенных образах, интонациях, попевках и ладовых особенностях проявилась общность с песнями других славянских народов. О древнем происхождении многих песен, входящих в фольклор различных районов современной Польши, свидетельствуют трихордные попевки, пентатонический лад.

Народная польская музыка чаще одноголосна. Для неё типична тесная связь песни и танца; многие народные напевы представляют собой танцевальные мелодии. Характерным является 3-дольный пунктирный ритм с перемещением акцента с сильной доли такта на слабую и 2-дольный синкопированный. Встречаются и другие ритмы – в старинных думах, обрядовых и крестестьянских трудовых песнях. Близки к древним образцам некоторые старинные народные инструменты, сохранившиеся в современных польских деревнях, – колотушки, свистульки и свирели, на которых в сопровождении небольших бубнов исполняются обрядовые мелодии, колокольчики и пастушьи свирели [12, с. 187].

Народный музыкальный инструментарий разнообразен. Как и у других славянских народов к числу самых древних национальных инструментов Польши относятся колотушки, бубны и свистульки. Ещё в VII веке с помощью них проводились различные национальные обряды, чаще с языческими песнями и танцами. Позже в число других польских национальных музыкальных инструментов вошли другие струнные и духовые инструменты. Самыми известными из струнных являются предки современной скрипки – генсле, мазанки и скрипицы, из числа духовых – басуны и тромбиты, из ударных – клекотки, большой и малый бубны.

В результате археологических раскопок было обнаружено, что в Польше еще в XI–XIII вв. использовались двухструнные инструменты, внешне напоминающие пошетте – карманную скрипку, а также пятиструнные – по величине в два раза больше предыдущих. Эти инструменты были сделаны из липы, из неё в то время изготавливали посуду. И сами инструменты по форме напоминали различную домашнюю утварь. Даже головки этих инструментов напоминали завиток на рукоятке ковша.

Мазанки появились в начале XV в., когда смычковым инструментам пытались придать грушеподобную форму. Название «мазанка» произошло от древнего польского слова «мазаня», которое означало «тянуть смычком по струнам». Мазанки выдалбливались из цельного куска дерева, имели три струны, квантовой строй и гриф без ладов.

Главное отличие генсле от мазанки в том, что они имели овальный корпус. Кроме того, они иногда изготавливались с четырьмя струнами. Но так же, как и мазанки держались исполнителем на плече, имели квинтовый строй и у них отсутствовали лады на грифе. В конце XV в. в Польше стали популярны скрипицы. Скрипица отличалась от мазанки и генсле своим звучанием. Некоторые историки предполагают, что итальянские скрипки произошли как раз от неё. О духовых национальных польских инструментах довольно скудная информация. Известно, что в старину польские пастухи вырезали из древесины клёна дудочки, которые впоследствии были названы басунами. При этом басуны являлись некими оберегами, поскольку их использовали в обрядах для защиты от колдунов.

Тромбиты представляли собой трубу с коническим раструбом без игровых отверстий. Их изготавливали из цельного куска ели или пихты путем продольного раскола. Длина такой трубы составляла от 1 до 4 м, дальность звука достигала 10 км. Применялись тромбиты для объявления тревоги, конца и начала рабочего дня, сбора скота, а также в рождественских гуляниях и на похоронах [29, с. 112].

Клекотки иначе назывались «трещотками», которые изготавливались из прочного дерева.

Современные бубны мало чем отличаются от национальных польских. В то время они представляли собой деревянный обруч, натянутый кожей. Ударяли по нему рукой, чередую удары по мембране и по обечайке. Иногда использовали в виде маленького барабана, установив предварительно на подставку. При этом били по нему руками, палочками или метёлочками.

Польские песни – бытовые, крестьянские, исторические – отличаются «певучестью от сердца к сердцу идущей мелодии». Многие песенные напевы носят танцевальный характер. И это не случайно – еще с незапамятных времен польский народ любил танцы. Древнейший из них – полонез, его называли «великим». В придворной среде танец превратился в пышное торжественное шествие, которым открывались балы. Кроме полонеза, популярны были в Польше мазурка (мазур) и краковяк (танец рыцаря и его оруженосца). Странствующие актёры и музыканты давали небольшие представления, исполняли песни и танцы, играли на различных инструментах. Очень распространены были волынка, свирель, гусельки и трехструнная скрипка, сделанная руками народных умельцев.

Популярны были старинные народные танцы, сопровождаемые традиционными польскими инструментами: ходзоны (предшественник полонеза), мазурка, куявяк, оберек, краковяк [10, c. 22].

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фредерик Шопен (1810 – 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором.

На рубеже XVIII-XIX веков начинает развиваться фортепианная музыка. Большое распространение получают полонезы. В этом жанре работал Михаил Клеофас Огинский. Его произведения отличались задушевным лиризмом, мелодичностью и связью с народнопесенными истоками. На основе национальных танцев он создал не только полонезы, но и марши, вальсы, мазурки. Его принципы сочинения «полонеза не для танца» легли в основу романтизации национальных танцевальных жанров.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > icon«Воспитание нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconЭдуарда Гиббона "История упадка и крушения Римской империи"
Xxii)Глава 10 (XXIII)Глава 11 (XXIV-XXV)Глава 12 (XXVII)Глава 13 (XXVIII)Глава 14 (XXIX)Глава 15 (XXXI)Глава 16 (XXXIII)Глава 17...
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconАлександр Гурьянов историк, глава польской комиссии правозащитного общества "Мемориал"
Гость: Александр Гурьянов историк, глава польской комиссии правозащитного общества "Мемориал"
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) для 10 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10- 11 классов
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconКалендарный план работы гоу цо №1450 на ноябрь 2012 года №
Образовательный проект «Узнаем друг друга ближе». Встреча российско -польской молодёжи
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconПроект "Мое Отечество" по развитию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на 2011-2012 гг. П роектная линия "
Цель: развитие системы дополнительного художественно-эстетического образования дет ей и молодежи Нижегородской области как сферы...
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconЦель и задачи Олимпиады Целью Олимпиады является приобщение учащихся к творчеству великого композитора, воспитание любви к отечественной культуре
Целью Олимпиады является приобщение учащихся к творчеству великого композитора, воспитание любви к отечественной культуре
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconРабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и рассчитана на 34 учебных часа в каждом классе по 1 часу в неделю.
Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./...
Глава I. Приобщение молодёжи к польской народной художественной культуре > iconПрограмма О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Тема: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница