I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников




Скачать 11,26 Kb.
НазваниеI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
страница1/14
Дата03.02.2016
Размер11,26 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.А. БУНИНА


Факультет физико-математический

Кафедра математического анализа и элементарной математики


Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования.


Выпускная квалификационная работа студентки 6 курса

(заочной формы обучения)

Зверевой Дианы Александровны


Научный руководитель -

кандидат педагогических наук, доцент

_________________________________


Допущена к защите

«___»__________ (протокол №____)

Зав. кафедрой __________________


2011 г.

Оглавление.
Введение……………………………………………………………………….…….3
Глава I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников……………8
§1. Историко-педагогический аспект…………………………………..………….8
§ 2. Психолого-педагогические аспекты……………………………..…………..12
2.1.Понятие «познавательный интерес». Познавательный интерес в учебном процессе……………………………………………………..………………….…..12
2.2. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности…………….…26
2.3. Познавательный интерес как устойчивое качество личности………….….36
2.4. Познавательный интерес и модернизация математического образования…………………………………………………..…………….….…...42
Глава II . Методика формирования познавательного интереса………...………45
§1. Современные технологии обучения школьников и познавательный интерес школьников…………………………………………………….…………….…….45
§2. Формирование познавательных интересов в обучении у школьников в условиях модернизации образования………………………………….…………50
2.1. Методы развития познавательных способностей у учащихся на уроках математики………………………………………………………………….……...62
2.2. Анализ исследовательской работы …………………………………………74
Заключение……………………………………………………………….………..82
Источники..………………………………………………………………………...84
Приложения…………………………………………………………….……….…88



Введение.


Проблема познавательного интереса — одна из самых актуальных в образовательном процессе. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Смена парадигм образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Ещё Л.С. Выготский1 указывал, что «правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических способностей человека». Мысли выдающегося русского учёного не потеряли своей актуальности и в современном обществе.

В сфере образования России происходят радикальные изменения.

Модернизация образования, посредством влияния на познавательный интерес, оказывает различного рода воздействие на развитие личности учащихся в процессе обучения и воспитания.

Мы постараемся рассмотреть проблему формирования познавательного интереса через призму модернизации образования. Эта проблема не теряет своей актуальности в связи с постоянным развитием образования. И сегодня не прекращается реформирование российского образования, что в свою очередь по-разному отражается на его развитии.

Так на начало текущего столетия в системе образования России были намечены судьбоносные преобразования. В 2002 году председатель правительства М.А.Касьянов подписал приказ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В связи с этим произошел ряд перемен во всем российском образовании. Отсюда в образовательной политике России появились новые приоритеты;

- введение единого государственного экзамена, заменяющего выпускной

экзамен в общеобразовательных учреждениях и вступительные испытания в вуз;

  • профильное обучение в старшей школе;

  • постепенный переход к 12 летнему образованию;

  • разработка государственных образовательных стандартов;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся (экономика, право, иностранный язык и др.);

  • обеспечение знаний выпускников средних школ на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;

  • введение со второго класса информатики и иностранных языков.

Сегодня министерство образования продолжает курс реформ образования в целом и математического образования в частности.

Таким образом, описанные нами преобразования окажут коренное влияние на математическое образование в целом. В связи с этим могут измениться тенденции в развитии российского математического образования. Множество различных реформ в современном образовании позволяет по-разному взглянуть на проблему формирования познавательного интереса.

В центр всей учебно-воспитательной работы выдвигается учащийся с его возрастающим потенциалом, познавательными интересами, способностями.

Возникла настоящая потребность в воспитании таких черт личности, которые позволили бы человеку чётко определять цели, реализовывать планируемое, уметь исследовать предметную сторону явлений, а также устанавливать причинно - следственные связи, пытаться проникнуть в глубины исследуемого. Удовлетворение этих потребностей связано с проблемой воспитания познавательного у школьников.

Одним из аспектов общей проблемы обучения и воспитания ребёнка является формирование у него познавательного интереса. Изучению этой проблемы посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.С. Выготского, В.В.Давыдова, И.Ф. Добрынина, А.И. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф, Талызина, Г.И. Щукиной и др.

Актуальность исследования определяется необходимостью раскрытия потенциальных возможностей, математического образования в воспитании познавательного интереса у школьников как значимого качества личности.

Изучение состояния исследуемой проблемы показали наличие комплекса противоречий между:

  • возросшей ролью знания в жизни отдельного человека и общества в целом и уровней его отражения сознании,

  • необходимостью использования целостного подхода к процессам обучения, воспитания, развития и предметной областью познания,

  • потребностью воспитания познавательного интереса у школьников и уровнем разработанности дидактического и методического обеспечения этого процесса при обучении математики.

Наличие этих противоречий обуславливает:

  • проблему интенсификации образовательного пространства;

  • проблему активизации познавательных процессов учащихся.

Поиск возможностей решения этих проблем составляет суть настоящего исследования.

Познавательный интерес формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Последнее проявляется, прежде всего, через познавательную активность и познавательную самостоятельность. На воспитание познавательного интереса как социально — значимого качества огромное влияние оказывает мотивационная сфера.

Цель работы - исследование путей воспитания познавательного интереса у учащихся в процессе обучения математики.

Объект исследования - формирование и развитие познавательного интереса у школьников.

Предмет исследования - воспитание познавательного интереса как социально-значимого качества личности, роль творческих заданий в формировании познавательных интересов школьников.

Анализ проблемы, объекта и предмета исследования позволили сформулировать гипотезу: познавательный интерес становится социально значимым качеством личности, если его формирование и развитие становится ведущей целью образовательного процесса по математике и эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через использование творческих заданий, направленных:

а) на закрепление материала,

б) на формирование понятий.

Задачи исследования:

  1. Изучить роль модернизации образования в развитии личности школьников.

  2. Проанализировать историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников.

  3. Исследовать влияние модернизации математического образования на формирование познавательного интереса в процессе обучения.

  4. Выяснить возможности применения современных технологий обуче­ния к процессу формирования познавательного интереса.

  5. Рассмотреть практические методы формирования познавательного интереса у учащихся к математике в условиях модернизации современного образования.

  6. Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

  7. Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, объект, предмет, гипотеза и следование.

В первой главе «Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников» анализируется историко-педагогическая и психолого-педагогическая литература по вопросу исследования. Особое внимание уделяется влиянию мотивационной сферы на интерес и формированию его как устойчивого качества личности.

Во второй главе «Методика формирования познавательного интереса» предлагается разработанная программа формирования интереса как социально - целостной черты школьника. Кроме этого рассматриваются методы, приёмы и средства формирования интереса как мотива и как качества личности.

В заключении подводятся итоги проведённой теоретической и практической работы.




Глава I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПедагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры
Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПсихолого-педагогические условия формирования интеллектуальной продуктивности младших школьников
Работа выполнена в фоу впо «Калининградский государственный технический университет»
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПсихолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников
Работа выполнена в фгаоу впо «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников icon«Этап диагностики разработанных моделей» Государственный контракт №14. 740. 11. 0234 от «15» сентября 2010 г
Тема: «Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарно-экологичес­кое...
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПрактическая работа с «трудными» детьми в классе
Индивидуальная работа с «трудными» детьми. Изучив понятие, аспекты трудновоспитуемости, категории трудновоспитуемых детей, их индивидуальные...
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПсихолого-педагогические и социально-экономические аспекты профилактики аддиктивного поведения

I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПсихолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПсихолого-педагогические основы проблемы развития

I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconСоциально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект)
Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан
I. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников iconПрезентация книги «Патриотизм в делах и творчестве выдающихся людей России»
«Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница