Лебедев А. Н. Психология рекламы




Скачать 34,29 Kb.
НазваниеЛебедев А. Н. Психология рекламы
Дата03.02.2016
Размер34,29 Kb.
ТипВопросы к экзамену


ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра Психологии рекламы и маркетинга

УТВЕРЖДЕНО


На заседании кафедры Психологии рекламы и маркетинга

от «07 октября»2009г., протокол №5/09

Зав. кафедрой психологии маркетинга и рекламы

Лебедев А.Н.____________________


Методические рекомендации для студентов по курсу

«Психология рекламы»


Автор:

Лебедев Александр Николаевич

Доктор психологических наук, профессор


Москва

2009


Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы

НОУ ВПО «Институт психоанализа»


Лебедев А.Н. Психология рекламы. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с.


© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Лебедев А.Н., 2009 г.









стр.




СОДЕРЖАНИЕ




I.

ПРОГРАММА КУРСА







1.

Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

4




2.

Содержание курса.

4




3.

Список основной и дополнительной литературы.

7

II.

Распределение часов курса по темам и видам работ (очное отделение)

8

III.

Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)

9

IV.

Темы рефератов и курсовых работ.

11

V.

Вопросы к экзамену

11




  1. Программа курса.




    1. Пояснительная записка. В программе спецкурса полностью реализован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 350700 "Реклама". ОПД.Ф.13. "Психология рекламной деятельности").

В рамках спецкурса рассматриваются теоретические основы психологии рекламы, история ее возникновения и развития, психологические подходы к исследованиям и разработкам в области рекламной практики, методы и результаты изучения психиче­ских процессов в рекламе, методы воздействия рекламы на человека, на его мотивацию, а также влияние рекламы на личность, культуру, социальные нормы и ценности.

В программе представлены различные точки зрения исследователей на цели и зада­чи психологии рекламы, что позволяет студентам в процессе обучения получить наибо­лее полное представление о теоретических проблемах и практическом применении данной области научных знаний.

В программу также включены вопросы для подготовки к экзамену, список рекомен­дуемой литературы по направлению, приведены некоторые психологические термины, используемые в рекламных исследованиях, а также некоторые специальные термины, используемые в области рекламных технологий. Это позволяет студентам знакомиться с основами психологии рекламы на конкретных материалах современной рекламы.

Курс рассчитан на 60 академических часов. Для студентов, специализирующихся в области психологии рекламы, массовых коммуникаций и маркетинга.

В рамках данного спецкурса студенты получают представление о сложных и противоречивых тенденциях развития психологии рекламы как отрасли пси­хологического знания. Они знакомятся с психологическими методами воздей­ствия, применяемыми в рекламной практике, с их возможностями, ограниче­ниями, положительными и отрицательными психологическими последствиями. Значительное внимание уделяется влиянию рекламы на психические процессы человека, а также на социально-психологические процессы.



    1. Содержание курса.


Раздел I. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения.


Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения. Понятие рекламы. Определение рекламы (реклама как инструмент бизнеса, вид бизнеса, этап маркетинга, информация, стимулирующая продажи, комму­никация, положительная социальная оценка и др.). Определение психологии рекламы как отрасли психологии.


Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психо­логии рекламы. Психология рекламы как прикладная дисциплина. Реклама как социально-психологическая установка. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Системный анализ реклам­ной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как "коммуни­кации для коммуникаций".


Вопросы для семинарских занятий.

  1. Рекламная деятельность с точки зрения экономики и психологии

  2. Что является предметом психологии рекламы и психологии рекламной
    коммуникации?

  3. Кто или что является объектом психологии рекламы, каковы основные психологические задачи рекламы и каковы основные задачи психологии рекламы?



Раздел II. История развития психологии рекламы, основные подходы и направления.

Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIXXX столетий. Основные теоретиче­ские положения, цели и задачи суггестивного подхода в психологии рекламы. Основные теоретические положения, цели и задачи маркетингового подхода в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "целевые группы". Срав­нительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как "опредмечивание" потребностей.


Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономиче­ской психологии. Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "нецелевые группы", на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Психические процессы в условиях рекламной коммуникации.


Вопросы для семинарских занятий.

  1. Что представляла собой психология рекламы на рубеже XIX-XX веков.

  2. Психология рекламы в середине XX столетия

  3. Состояние психологии рекламы в конце XX столетия

  4. Психология рекламы в начале XX века



Раздел III. Психические процессы в рекламе.

Тема 5. Ощущения в условиях рекламных воздействий. Абсолютные и дифференциаль­ные пороги ощущений, законы динамики ощущений. Цвет и звук в рекламе.

Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных мате­риалов. Константность восприятия. Перцептивные иллюзии и их использование в рекламе. Иллюзии Миллера-Лаера, Вундта и др. Влияние культуры на возникновение перцептивных иллюзий.

Тема 7. Внимание в рекламе. Объем, распределение, переключение, концен­трация внимания. Теории внимания.

Тема 8. Память в рекламе. Виды памяти и закономерности запоминания рек­ламной информации. Теоретические основы мнемотехники. Мнемотехника в рекламе.

Тема 9. Эмоции в рекламе. Приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений.

Тема 10. Мышление и воображение в рекламе. Принятие решений в процессе восприятия рекламных сообщений. Ти­пы принятия решений и поведение потребителей. Информация и реклама.

Тема 11. Мотивация потребительского поведения. Концепция "рекламно-информационного ком­форта". Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности.


Вопросы для семинарских занятий.

1. Какими методами исследуются ощущения потребителей в рекламных
исследованиях?

2. В чем состоит концепция "рекламно-информационного комфорта"?

3. В чем состоит специфика изучения психических процессов в условиях
коммуникации?


Раздел IV. Реклама как средство психологического воздействия.

Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора. Методы пси­хологического воздействия в рекламе (общая характеристика). Гипноз и вну­шение в рекламе. Подражание, заражение и убеждение. Миф и стереотип в рекламе. Психологические механизмы ореола, сравнения, идентификации, фрейминга и др. Тема 13. Приемы и методы скрытой рекламы. Феномен и методика "25-го кадра" Дж.Вайкери, история мифа. Психология рекламных шоу.

Тема 14. Моделирование психологической структуры рек­ламных воздействий. Модели AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR. Тео­рия "базиса отсчета". Психологическое манипулирование потребителями в ус­ловиях личных продаж. Психологическая специфика политической рекламы.


Вопросы для семинарских занятий.

  1. Как соотносятся концепция рекламы как формы психологического воз­действия на потребителя и концепция свободы выбора?

  2. Каковы возможности и ограничения применения различных форм вну­шения в рекламе?

3. Чем отличаются формы рекламного воздействия, основанные на подра­жании, заражении и убеждении?


Раздел V. Этические проблемы психологии рекламы.

Тема 15. Психологическая экспертиза рекламы. Реклама и проблема психического здоровья. Про­блема отношения населения к рекламе. Влияние агрессии в рекламе на насе­ление. Влияние рекламы на несовершеннол етних.

Тема 16. Правовое регулирование рекламы. Закон о рекламе. Закон о правах потребителей. Международный кодекс рекламной практики. Проблема защиты населения от недобросовестной, заведомо ложной, неэтичной и скры­той рекламы.

Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в реклам­ной практике, международный и российский опыт. Концепция "мозаичной культуры и роль рекламы в изменении структуры социальных норм и ценно­стей. Концепция рекламы в рамках социально-этичного маркетинга. Концепция саморегулирования рекламы.


Вопросы для семинарских занятий.

  1. Как реклама влияет на психическое здоровье людей?

  2. Каковы механизмы правового регулирования рекламы и какие психоло­гические проблемы возникают в процессе такого регулирования?

  3. Какова роль общественных организаций в практике общественного регу­лирования рекламы? С какими психологическими проблемами сталкивается
    общество из-за недостатка различных форм социального регулирования рекламы?




    1. Список литературы.


Список основной литературы


  1. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992.

  2. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. - СПб., 2002.

  3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. COOL-BRAND-стратегия. – СПб.: Питер, 2008.

  4. Шуванов В.И. Психология рекламы. – Р-н-Д.: Феникс, 2006.


Список дополнительной литературы


  1. Котлер Ф., Армстронг Г., СондерсД., Вонг В. Основы маркетинга. / Пер. с англ. 2-е ев-роп. изд. М; СПб., 1999.

  2. Краско Т.И. Психология рекламы. – К.: Студцентр, 2002.

  3. Лебедев А.Н. Две методологические традиции в организации научно-практических ис­следований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 89—97.

  4. Лебедев-Любимов А. Н. Самореклама. СПб., 2002.

  5. Лебедев-Любимов А.Н. Основные психологические модели рекламного воздействия // SALES business/продажи, 2005. - №4. – С.68-72.

  6. Лебедев-Любимов А.Н. Проблемы и перспективы развития психологических исследований в российской рекламной практике // Реклама: теория и практика, 2005. - №2. - С. 35-41.

  7. Лебедев-Любимов А.Н. Психологическое тестирование рекламы // SALES business/продажи, 2005. - №1. – С.52-58.

  8. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.

  9. Менегетти А. Власть рекламы // Психология бизнеса: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1998.

  10. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. – Ч.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004.

  11. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с франц. М, 1973.

  12. Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2003.

  13. О’Гуинн Томас С., Ален Т.К., Семеник Дж.Р. Реклама и продвижение бренда (3-е изд.), СПб. Издательский дом «Нева», 2004, 656 с.

  14. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

  15. Рожков И. Я. Реклама: планка для "профи". М, 1997.

  16. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. М., 1989.

  17. Федеральный Закон о рекламе. М., 1997.

  18. Феофанов О. А. США: реклама и общество. М., 1974.

  19. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2000.

  20. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. – Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994.



II. Распределение часов курса по темам и видам работ (очное отделение)


п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары




РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения.







2

16

1.

Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения.




2







2.

Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психо­логии рекламы.




2










РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

История развития психологии рекламы, основные подходы и направления.







2

16

3.

Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIX—XX столетий.




3







4.

Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономиче­ской психологии.




2,5










РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.

Психические процессы в рекламе.







3

16

5.

Тема 5. Ощущения в условиях рекламных воздействий.




3







6.

Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных мате­риалов.




3







7.

Тема 7. Внимание в рекламе.





3







8.

Тема 8. Память в рекламе.





3







9.

Тема 9. Эмоции в рекламе.






3







10.

Тема 10. Мышление и воображение в рекламе.





3







11.

Тема 11. Мотивация потребительского поведения.




3










РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Реклама как средство психологического воздействия.







3

16

12.

Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора.




3







13.

Тема 13. Приемы и методы скрытой рекламы.




3







14.

Тема 14. Моделирование психологической структуры рек­ламных воздействий




3










РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. Этические проблемы психологии рекламы.







2

16

15.

Тема 15. Психологическая экспертиза рекламы.




3







16.

Тема 16. Правовое регулирование рекламы.




3,5







17.

Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в реклам­ной практике, международный и российский опыт.




2







ВСЕГО:

140

48

12

80

Форма итогового контроля: экзамен



III. Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)



п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа




РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения.







16

1.

Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения.




0,5




2.

Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психо­логии рекламы.




1







РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

История развития психологии рекламы, основные подходы и направления.







16

3.

Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIX—XX столетий.




1




4.

Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономиче­ской психологии.




1







РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.

Психические процессы в рекламе.







16

5.

Тема 5. Ощущения в условиях рекламных воздействий.




1




6.

Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных мате­риалов.




1




7.

Тема 7. Внимание в рекламе.




1




8.

Тема 8. Память в рекламе.





1




9.

Тема 9. Эмоции в рекламе.






1




10.

Тема 10. Мышление и воображение в рекламе.





1




11.

Тема 11. Мотивация потребительского поведения.




1







РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Реклама как средство психологического воздействия.







16

12.

Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора.




1




13.

Тема 13. Приемы и методы скрытой рекламы.




1




14.

Тема 14. Моделирование психологической структуры рек­ламных воздействий




1







РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. Этические проблемы психологии рекламы.







16

15.

Тема 15. Психологическая экспертиза рекламы.




1




16.

Тема 16. Правовое регулирование рекламы.




1




17.

Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в реклам­ной практике, международный и российский опыт.




0,5




ВСЕГО:

86

16

70

Форма итогового контроля: экзамен



IV. Темы рефератов и курсовых работ.


Темы рефератов:


  1. История рекламы как социокультурного явления

  2. История развития психологии рекламы за рубежом

  3. История развития психологии рекламы в нашей стране

  4. Саморегулирование рекламы (Международный кодекс рекламной практики)

  5. Правовое регулирование деятельности психолога в рекламе (Закон о рекламе, Закон оправах потребителей)



Темы курсовых работ:


  1. Реклама и личность.

  2. Психические процессы в рекламе

  3. Реклама как коммуникация

  4. Реклама как социально-психологическая установка

  5. Перцептивные иллюзии в рекламе

  6. Реклама как средство психологического воздействия.

  7. Влияние рекламы на психическое здоровье населения

  8. Отношение населения к рекламе

  9. Реклама как явление массовой культуры

  10. Психология неэтичной рекламы



V. Вопросы к экзамену


    1. Какое определение рекламе дает Закон о рекламе Российской Федерации?

    2. Что такое рекламная деятельность с точки зрения экономики и психологии?

    3. Что является предметом психологии рекламы и психологии рекламной
      коммуникации?

    4. Каковы основные психологические задачи рекламы?

    5. Каковы основные задачи психологии рекламы?

    6. Чем характеризуются и отличаются различные типы рекламной комму­никации?

    7. Каковы основные теоретические положения, цели и задачи суггестивного
      подхода?

    8. Каковы основные теоретические положения, цели и задачи маркетинго­вого подхода в психологии рекламы?

    9. Что означают понятия «целевая группа» и «нецелевая группа»? Каковы принципы исследования «целевых групп потребителей»?

    10. В чем состоит психологическая концепция рекламы как «коммуникации
      для коммуникаций»?

    11. Как используются в рекламной практике законы восприятия цвета и звука?

    12. Какие психологические проблемы возникают у потребителей в процессе
      восприятия рекламной информации?

    13. Какие характеристики и виды памяти наиболее часто используются в
      рекламе?

    14. Какие приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений вам известны?

    15. В чем состоит специфика изучения психических процессов в условиях коммуникации?

    16. Как соотносятся концепция рекламы как формы психологического воз­действия на потребителя и концепция свободы выбора?

    17. Каковы возможности и ограничения применения различных форм вну­шения в рекламе?

    18. Чем отличаются формы рекламного воздействия, основанные на подра­жании, заражении и убеждении?

    19. Как реализуются в условиях рекламного воздействия мифы и стереотипы?

    20. Как используются в рекламе психологические механизмы ореола, срав­нения, идентификации, фрейминга и другие?

    21. Каковы психологические приемы скрытой рекламы, их возможности и ограничения?

    22. Что такое феномен "25-го кадра"?

    23. Чем отличаются, с точки зрения психологии, различные модели структу­ры рекламных воздействий (AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR и другие)?

    24. Как реклама влияет на психическое здоровье людей?

    25. Каковы механизмы правового регулирования рекламы и какие психоло­гические проблемы возникают в процессе такого регулирования?

    26. Какова динамика отношения российских потребителей к рекламе?

    27. Как влияет реклама на несовершеннолетних? Как защищает права несо­вершеннолетних Закон о рекламе Российской Федерации?

    28. Каковы возможности этического регулирования и саморегулирования рекламной практики в нашей стране?

    29. Какова роль общественных организаций в практике общественного регу­лирования рекламы?

    30. С какими психологическими проблемами сталкивается общество из-за недостатка различных форм социального регулирования рекламы?

    31. Что такое ненадлежащая, недобросовестная, неэтичная, скрытая, заведо­мо ложная реклама? Какие психологические проблемы возникают в связи с на­рушениями рекламного законодательства?

    32. В чем состоит концепция "мозаичной культуры" и какова роль рекламы в
      возникновении данного явления?



Похожие:

Лебедев А. Н. Психология рекламы iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconЛебедев А. Н. Психология маркетинговых коммуникаций
Лебедев А. Н. Психология маркетинговых коммуникаций. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 8
Лебедев А. Н. Психология рекламы icon«История возникновения и развития рекламы за рубежом»
Рекламные тексты античности. Формы рекламной деятельности в западно-европейском средневековье. Западная реклама в 18-19 веке. История...
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconС. А. Лебедев -создатель первого в контенентальной Европе компьютера
Нижнем Новгороде родился Лебедев С. А. выдающий ученый, которому было суждено стать создателем отечественных ЭВМ
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconЛебедев Илья Сергеевич
Лебедев Илья Сергеевич, к т н., доцент кафедры информационных систем в экономике экономического факультета Санкт-Петербургского государственного...
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconЛебедев николай александрович
Лебедев Николай Александрович инженер-физик, кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретической механики»
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconОрганизации, учреждения положение
Данное подразделение может входить в состав отдела маркетинга и именоваться "Бюро рекламы", "Сектор рекламы", пр
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconИсследовательская работа Тема: «Роль рекламы в жизни современного школьника. Оценка эффективности рекламы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconРоссийская федерация федеральный закон о рекламе
Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы...
Лебедев А. Н. Психология рекламы iconКнига будет полезна всем, кто работает в сфере маркетинга, рекламы, брендинга и pr
Переосмысливая понятие рекламы, автор книги предлагает задуматься о том, каковы ее функции в изменившихся условиях, и предлагает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница