О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма»




Скачать 16,64 Kb.
НазваниеО книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма»
страница1/35
Дата03.02.2016
Размер16,64 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
JOSEPH MARGOLIS

PERSONS AND MINDS

The Prospects of Nonreductive Materialism

D. REIDEL PUBLISHING COMPANY DORDRECHT — HOLLAND/BOSTON — USA

ДЖ. МАРГОЛИС

ЛИЧНОСТЬ

и

СОЗНАНИЕ

Перспективы нередуктивного материализма

Перевод с английского

Общая редакция

доктора философских наук, профессора ДУБРОВСКОГО Д. И.

кандидата философских наук, доцента ГРЯЗНОВА А. Ф.

Вступительная статья ДУБРОВСКОГО Д. И.

«ПРОГРЕСС» МОСКВА 1986

Редактор Леонтьев В. M.

Автор книги — профессор Темплского уни­верситета (США) — обосновывает концепцию «эмерджентистского материализма», получившую в последние годы довольно широкое распростра­нение среди прогрессивных западных философов и естествоиспытателей. Сторонники этой концеп­ции убедительно выступают против идеализма и религиозного мировоззрения. Вместе с тем автор книги подвергает аргументированной критике так называемый «научный материализм» и показы­вает ошибочность его физикалистских и редукци-онистских принципов. Концепция «эмердженти­стского материализма» носит в целом прогрес­сивный характер и свидетельствует о стихийном движении западной материалистической мысли в направлении к диалектическому материализму.

Рекомендуется философам и психологам.

Редакция литературы по философии и лингвистике

(Є) D. Reidel Publishing Company, Dordrecht, Holland, 1978

Перевод, вступительная статья и примечания «Прогресс», 1986

0302000000—430 м 006 (01)-86 -14-86

О КНИГЕ ДЖ. МАРГОЛИСА И ЕГО КОНЦЕПЦИИ «ЭМЕРДЖЕНТИСТСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА»

(Вступительная статья)

Предлагаемая советскому читателю кн'ига известно­го американского философа Дж. Марголиса (профессо­ра Темплского университета, г. Филадельфия) пред­ставляет значительный интерес прежде всего тем, что ее автор выступает с позиций материализма и стремится подвергнуть основательной критике философские прин­ципы идеализма и дуализма. Главной целью книги, как видно из ее подзаголовка, является обоснование «нере-дуктивистского материализма». Тем самым Дж. Марго-лис сразу же определяет особенности своего понимания материализма, противопоставляя его различным вер­сиям «редуктивистского материализма», широко распро­страненного в современной американской философии и выступающего под общим названием «научного мате­риализма».

Надо сказать, что это широкое и быстро развиваю­щееся философское направление пока еще не получило в нашей литературе достаточно полного и глубокого критического освещения', хотя оно давно уже того за­служивает, ибо знаменует существенный сдвиг в совре­менной буржуазной философии—поворот ряда ее вид-

' Только в англоязычной литературе «научный материализм» и близкие к нему концептуальные построения представлены сейчас многими десятками книг и многими сотнями статей. Между тем у нас пока нет ни одного монографического исследования этого влиятельного и во многих отношениях симптоматичного направле­ния. Попытки систематизированного критического анализа «научно­го материализма» содержатся в работах: Ю.лина И. С. Пробле­мы метафизики в американской философии XX века. М., 1978. гл. V, § 3; Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М., 1980, гл. I и II; Григорьян Б. Т. Современная ситуация в западной буржуазной философии.—«Вопросы философии», 1985, № 1.

ных представителей в сторону материализма и усилива­ющуюся в связи с этим конфронтацию материализма и идеализма в рамках современной буржуазной филосо­фии—весьма любопытный и важный феномен, подме­ченный еще в начале 60-х годов А. С. Богомоловым, ко­торый дал ему уже тогда четкую марксистскую оценку1.

Сторонники «научного материализма» (Г. Фейгл, Дж. Смарт, Д. Армстронг, А. Куинтон, Р. Рорти и др.) связывают свои взгляды с традицией, идущей от Демо­крита, ссылаются на Ламетри, Гоббса и других домарк­систских материалистов как на своих идейных предшест­венников, решительно критикуют идеалистов и дуалис­тов, выступают с позиций атеизма. Это знаменательное для современной западной философии явление связано с инфляцией ее традиционных символов веры, вызвано глубокими социально-экономическими причинами.

Не претендуя на анализ многомерного комплекса факторов, обусловивших нарастание указанных мате­риалистических тенденций, отметим некоторые из них. Это прежде всего те социальные изменения и противо­речия, которые вызваны научно-технической революцией. Это заметное падение акций идеалистического миропо­нимания, теснимого наукой и всем ходом общественной практики. Сюда относится и глубокий кризис неопози­тивизма, который привел к довольно существенным пре­образованиям в самих основах западной эмпирико-сциентистской философии. Выражением этого и явилось так называемое «постпозитивистское» движение, в русле которого возник и оформился «научный материализм».

Необходимо подчеркнуть, что «научный материа­лизм» представляет собой типичный продукт разложе­ния логического позитивизма и связанного с этим про­цесса реабилитации «метафизических» оснований науки, возврата к онтологической проблематике, зачислявшей­ся, как известно, логическими позитивистами в разряд псевдопроблем. В центре интересов «научного материа­лизма» стоит проблема соотношения духовного и телес­ного (mind-body problem), именуемая в нашей литерату­ре чаще всего как психофизическая проблема. Эта про­блема имеет давнюю философскую традицию, она ин­терпретируется различными способами, но во всех слу-

См.: Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной фи­лософии XIX и XX веков. М„ 1962, с. 336.

чаях очевидна ее теснейшая связь с основным вопросом философии. При этом тот или иной способ решения во­проса о соотношении духовного и телесного во многом определяет подход к двум особенно актуальным в наше время фундаментальным проблемам: о природе челове­ка и о единстве научного знания. Это обстоятельство всегда подчеркивают не только ведущие представители «научного материализма», но и их оппоненты. Отсюда острота дискуссий вокруг «научного материализма», идущих в западной философской литературе вот уже около тридцати лет, ибо они затрагивают принципиаль­ные методологические и мировоззренческие проблемы.

До недавнего времени критиками «научного материа­лизма» в западной философии выступали, как правило, идеалисты и дуалисты. В книге Дж. Марголиса деталь­ный, тщательно продуманный критический анализ этого направления проводится с материалистических позиций, которые в изложении автора приобретают черты своеоб­разной концепции, именуемой им «эмерджентистским материализмом».

Чтобы оценить значение этой критики и книги в це­лом, важно иметь в виду, что большинство сторонников «научного материализма» отстаивают принципы ради­кального редукционизма и физикализма. Всякая объек­тивная реальность сводится ими к физической реально­сти. Человек в принципе не отличается от остальной природы и выступает в качестве физического объекта. Поэтому «методы естествознания, в частности физики, способны дать исчерпывающее описание человеческого существа»1. Такое описание должно охватить, разумеет­ся, и весь круг духовных, психических явлений, образую­щих наиболее трудный пункт для этого направления. «Научные материалисты» идут здесь по стопам филосо­фов, близких к вульгарному материализму. Поскольку все объективно существующее, с их точки зрения, пред­ставляет собой физические процессы, то это относится и к «ментальным» (духовным) явлениям, которые рас­сматриваются как подкласс «физического». Ставится теоретическая задача отождествления ментальных, пси­хических явлений с некоторым подклассом физических явлений, в частности, с мозговыми процессами. Она ре-

' О'Connor J. Introduction.—In: Modern Materialism:

Readings on Mind-Body Identity. New York, Chicago, 1969, p. 5.

шается путем разработки специальной «теории тождест­ва ментального 'и физического», призванной обосновать справедливость материалистической позиции. Конкретно же такого рода редукция «ментального» к «физическо­му», согласно данной концепции, должна быть осуще­ствлена наукой (нейрофизиологией, психофизиологией, биохимией, биофизикой и т. д.), и, следовательно, ре­шающее доказательство истинности материализма все­цело зависит от развития науки, под которой имеется в виду естествознание и его основа—физика. Этим объ­ясняется и само название данного философского на­правления: «научный материализм». Как видим, оно демонстрирует крайний сциентизм в решении коренных философских проблем, игнорирует специфику гуманитар­ного знания, качественное своеобразие духовной дея­тельности и явлений культуры. Несмотря на то что «на­учный материализм» в весьма существенной степени от­личается от логического позитивизма, он тем не менее сохраняет такие методологические каноны последнего, как физикализм и редукционизм.

Правда, существует одно ответвление «научного ма­териализма», которое решительно отвергает принцип радикального физикализма и соответствующие ему мето­дологические установки. Оно именуется «функциональ­ным материализмом», поскольку его представители (X. Патнэм, Дж. Фодор, Д. Льюис, А. Данто и др.) счи­тают, что психическое, «ментальное» эквивалентно не физическим процессам в их обычном понимании, а опре­деленным функциональным состояниям живой системы или материальной системы вообще. X. Патнэм подчер­кивает, что «функциональная организация системы в принципе логически отличается как от описания в плане ее физико-химического состава, так и от описания в пла­не ее актуального и потенциального поведения»1. Функ­циональные свойства не редуцируемы к известным физи­ческим свойствам, что доказывается теоретическим и практическим опытом кибернетики. Поэтому, продол­жает X. Патнэм, «если материализм принимается только на условиях отрицания существования «нефизических» качеств, то он является неверным даже для роботов»2.

' P u tn¹ m H. The Mental Life of Some Machines.—In: Modern Materialism..., p. 281. 2 Ibid., p. 246.

Справедливо критикуя физикалистский вариант «тео­рии тождества», «функциональные материалисты» де­лают определенный шаг вперед в истолковании и раз­работке психофизической проблемы. Однако в целом они все же остаются в рамках «научного материализ­ма», так как сохраняют характерные для него установ­ки крайнего сциентизма и принцип редукционизма в обосновании своей материалистической позиции; это, так сказать, кибернетизированный вариант «научного материализма».

Концепция Дж. Марголиса противостоит всем разно­видностям «редуктивистского материализма». Автор убедительно показывает его несостоятельность, но в то же время стремится защитить и обосновать материали­стическое миропонимание, выявить несовместимость с наукой идеалистических и дуалистических трактовок психики и личности.

Дж. Марголис обстоятельно рассматривает весь спектр концептуальных построений «научного материа­лизма», взгляды тех философов, которые придержива­ются бихевиористской ориентации в решении проблем сознания и личности, концепцию П. Стросона и других современных представителей аналитической философии. Он показывает, что предлагаемые ими модели челове­ческой психики носят упрощенный характер, неадекват­ны, ибо игнорируют или недооценивают специфику и фундаментальное значение человеческой культуры. Именно феномены культуры вскрывают, по словам Дж. Марголиса, решающую «неадекватность всех форм радикального, или редуктивистского, материализма» (с. 41). Он подчеркивает, что личность не существует и не может быть понята вне культуры, а последняя, как и обусловливаемые ею свойства человеческой психики, принципиально нередуцируема к физическому базису и к сугубо телесным свойствам. В частности, невозмож­но чисто физическое объяснение психологической спо­собности к лингвистическому поведению (см. с. 57).

Вместе с тем Дж. Марголис убедительно опровергает точку зрения, согласно которой только идеализм и дуа­лизм способны создать достаточные теоретические ос­нования для объяснения духовных, в том числе творче­ских, способностей личности, а также человеческой куль­туры вообще. Весьма эффективна его критика взглядов дуалиста Э. Полтена, специально посвятившего объемистую монографию опровержению «научного материализ­ма»'. В ней Э. Полтен из доказательства ложности «тео­рии тождества» заключает о ложности материализма вообще и таким путем стремится оправдать дуалистиче­ское решение проблемы духовного и телесного. Дж. Марголис показывает несостоятельность подобных умозак­лючений: из отрицания физикализма и «теории тождест­ва» вовсе не следует ложность материализма вообще, так как существуют концепции материализма, логически независимые ни от физикализма, ни от «теории тожде­ства». И наоборот: «Отбрасывание онтического дуализма (картезианства) ведет не к теории тождества, а к онтическому монизму» (с. 118). Наиболее приемлемой же формой «онтического монизма» является материализм (см. там же). Его неоспоримые преимущества по срав­нению с дуализмом и идеализмом автор видит в том, что материализм способен дать наиболее последователь­ную картину единства мира и тем самым единства на­учного знания (см. с. 78). Такой формой материализма, качественно отличающейся от «научного материализ­ма», по мнению автора, и выступает «эмерджентистский атериализм».

Суть последнего состоит в том, что духовные явления и вообще явления человеческой культуры должны, со­гласно Дж. Марголису, определяться как «эмерджентные свойства» высокоразвитых материальных систем. Эти свойства называются эмерджентными потому, что они представляют собой продукт развития сложных ма­териальных систем и присущи им лишь как целостным образованиям. Будучи по самой своей сути необходимо воплощенными в определенных по своей организации материальных субстратах, эти свойства образуют осо­бое качество по отношению к свойствам элементов и подсистем той целостной системы, которой они припи­сываются. Отсюда вытекает невозможность их редукции к физическим свойствам. Такова в самых общих чертах суть концепции «эмерджентистского материализма». Как утверждает автор, эта концепция обосновывается им путем «диалектического» (!) объяснения принципиаль-

' См.: Polten E. P. Critique of Psycho-Physical Identity Theory:

A Refutation of Scientific Materialism and Establishment of Mind-Mat­ter Dualism by Means of Philosophy and Scientific Method. The Hague, Paris, 1973.

10

ных черт духовной жизни, которое опирается на осно­вательное и подробное описание таких феноменов, как сознание, ощущение, интенция, мысль, желание, эмо­ция, действие и речь, и на оценку конкурирующих тео­рий относительно такого рода феноменов (см. с. 44).

Знаменательно, что, стремясь преодолеть ограничен­ность и слабость «физикалистского материализма», Дж. Марголис апеллирует к диалектике, широко ис­пользует категории качества, целостности, системности, развития. В книге, однако, нет даже упоминания о диалектическом материализме, о работах советских фи­лософов. Вряд ли это можно объяснить только неведе­нием. Скорее всего, тут сыграли свою роль и предубеж­дения автора, и особенно идеологические факторы. В итоге же некоторые азбучные для диалектического материализма истины, встречающиеся в книге, выдаются автором чуть ли не за откровение.

Нельзя не обратить внимания на бедность и упро­щенность средств диалектического анализа, используе­мых автором, на непоследовательность и фрагментар­ность его попыток диалектического подхода к проблеме духовного и телесного как в обосновании «эмердженти­стского материализма», так и в плане критики альтер­нативных концепций (это обнаруживается в книге при обсуждении автором соотношения тождества и разли­чия, общего и отдельного, эмпирического и теоретиче­ского, чувственного и рационального и т. п. в целях анализа психофизической проблемы, теоретических оп­ределений личности и феноменов культуры). И важно подчеркнуть, что все это связано с нечетким и не вполне адекватным пониманием самой диалектики. Термин «диалектика» в большинстве случаев берется автором в сократовском смысле, ограничивается значением логиче­ского анализа, искусства столкновения противополож­ных мнений, выводов, обнаружения противоречий в рас­суждениях оппонентов, эвристического напряжения мыс­ли и т. п. В тени остается вопрос о соотношении субъек­тивной и объективной диалектики. Можно еще ска­зать, что автор смотрит на диалектику сквозь призму аналитической философии, и это резко ограничивает возможности соединения материализма с диалектикой в предлагаемой им концепции.

Перейдем теперь к более подробному рассмотрению содержания книги, ее основных разделов, позитивных и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconМаршал Жуков. Вы знаете его по книгам и фильмам, по кинохронике и фотографиям. Его имя навсегда вписано в историю XX столетия. В новой книге Виктора Суворова
Маршал Жуков. Вы знаете его по книгам и фильмам, по кинохронике и фотографиям. Его имя навсегда вписано в историю XX столетия. В...
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconВ. Б. Кудрин к новой концепции христианской науки
Говоря о мiре в целом, человек греческой культуры подразумевал актуальное существование всех его моментов, а в латинской культуре...
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconПредисловие в этой книге
В этой книге изложение геометрических сведений представляет некоторые особенности, облегчающие усвоение предмета
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconМонография опубликована в книге «Династия уйгурских интеллектуалов»
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» icon-
Этот вопрос отвечает их имам Ниаматулла Аль-Джазаири в книге «Анвар-аннуамания» (2 том, стр. 360): «И если мы спросим, как можно...
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconПубликуется по книге: Кузнецов А. Г. Из истории американской музыки. Классика. Джаз. Бишкек: Изд-во крсу, 2008. 130 с
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconАльбер Гарро Людовик Святой и его королевство Предисловие к русскому изданию
Людовика IX, что можно ясно представить себе, как он выглядел в разные годы жизни, как вел себя в различных ситуациях, как одевался,...
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconВиктор Нидерхоффер "Университеты биржевого спекулянта"
Книга Виктора Нидерхоффера его оригинальный взгляд на искусство биржевых спекуляций. В книге он рассказывает о уроках, которые преподнесла...
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» iconКонспект классного часа на тему
Цель: открыть для детей имя Д. С. Лихачева через обзор его творчества в книге «Письма о добром и прекрасном»; учить думать, размышлять...
О книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма» icon«Мэри Стюарт. Хрустальный грот. Полые холмы (Авторский сборник)»: аст; 2001 isbn 5 17 009276 8
Артура. История в книге облекается живой яркой плотью романтического рассказа о детстве и отрочестве будущего короля, а также о жизни...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница