Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба




Скачать 21,58 Kb.
НазваниеАльфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба
страница1/15
Дата03.02.2016
Размер21,58 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
«Гамлет»: в фабуле показан автор
как сын королевы, с элементами
биографии Кристофера Марло.
Теория литературы доказывает,
что «Шекспир»— псевдоним Марло.



Уильям Шекспир


1564 — 1616

Кристофер Марло


26 февраля 1564 г. — 30 мая 1593 г. (апрель 1564 г.? — 1612 г.?)


Альфред Барков

«Гамлет»: трагедия ошибок
или трагическая судьба автора?


Вниманию читателей предлагается аналитический этюд, посвященный вскрытию внутренней структуры "Гамлета" и авторского замысла того, кто подписывал свои произведения псевдонимом "Шекспир". Как и в других случаях мениппей "крупных форм" (А. С. Пушкин, М.А. Булгаков — см., например, работы с анализом структуры романов "Евгений Онегин" и "Мастер и Маргарита"), оказалось, что "Гамлет" содержит скрытую фабулу с автобиографическими отсылками, в соответствии с которыми "Шекспир" не только имеет университетскую подготовку, но и считается покойным с 1593 года. Именно в 1593 году трагически погиб Кристофер Марло, создатель английской версии безрифменного пятистопного ямба (который использован в подавляющей части произведений, подписанных псевдонимом "Шекспир"). Сторонники версии его авторства считают, что смерть Марло была сымитирована, и что он продолжал творить под псевдонимом "Шекспир" (каковой явился миру через две недели после даты гибели Марло).

Поскольку такие отсылки являются частью структуры, то исследование пришлось несколько расширить. Оказалось, что сложнейшая внутренняя многофабульная и многосюжетная структура "Гамлета" Шекспира до мельчайших деталей идентична структуре произведений Марло "Доктор Фауст" и "Мальтийский еврей", что это — мениппеи, как и другие произведения, автором которых считается Шекспир. Из этого следует вывод, что у этих произведений один автор, что Кристофер Марло и "Шекспир" — одно и то же лицо.

Но это еще не все. Имеются основания считать, что имитирована была не только смерть Марло: похоже, он был рожден не в Кентербери и не 26 февраля 1564 года, и уж тем более не в семье сапожника, а... Впрочем, перед вами весь текст моей работы. Она опубликована вместе с работой П.Б. Маслака Образ рассказчика в "Белой гвардии" как основное композиционное средство романа — в нашей совместной книге "У. Шекспир и М. Булгаков: невостребованная гениальность" (издана в июле 2000 года в издательстве "Радуга" (Киев), ISBN 966-7121-04-6).

При подготовке этой работы, имея некоторый "задел" в виде основанной на философских разработках М.М. Бахтина и уже достаточно подробно описанной теории (см. на страничке, посвященной Пушкину, текст моей книги Прогулки с Евгением Онегиным), я стремился продемонстрировать методику исследования — с чего следует начинать структурный анализ и как его вести.

Итак, ближе к тексту работы о творчестве Шекспира:

Оглавление


Вступление к изданию 2000 года
Мениппея Шекспира Гамлет: прозаический роман в форме драмы

Глава I. Сколько отцов у принца Датского?
Роман-мениппея Шекспира Гамлет: три принца по имени Гамлет

Глава II. Как погибла невинная Офелия?
Гамлет знал, что Офелия утратила девственность с другим

Глава III. Сын короля Гамлета
Горацио — сын короля Гамлета; принц Гамлет — его сводный брат

Глава IV. "Мышеловка" — для ... рассказчика драмы Шекспира?
Мышеловка: автор — Гамлет, объект сатиры — ее рассказчик Горацио

Глава V. "Поведавший правду"
Совратив и утопив Офелию, Горацио-рассказчик искажает правду

Глава VI. Тот, который не лежит в своей могиле
Через девять лет после смерти Шекспир не лежит в своей могиле

Глава VII. Что ему королева, и что он королеве?..
Что королева для Марло, и что Марло для королевы?

Глава VIII. Вторая Дева в истории человечества?
Королева Елизавета и Кристофер Марло: принц Гамлет и Гертруда?

Глава IX. Эйвонский Лебедь
Эйвонский Лебедь (Шекспир): Марло тоже рожден на реке Эйвон

Тема авторства произведений, подписанных псевдонимом "Шекспир", получила дальнейшее развитие в другой работе, с содержанием которой можно ознакомиться на сайте shaxper.narod.ru. Оказалось, что в тексте драмы "Шекспира" "Король Генрих VIII" содержится намек на то, что королева Елизавета — мать "Шекспира".

Желающих ознакомиться с содержанием других моих работ приглашаю посетить разделы, где, кроме вопросов философской эстетики, семиотики и теории литературы, рассматриваются вопросы скрытого содержания в произведениях А.С. Пушкина, М.А. Булгакова и других авторов:

А.С. Пушкин, включая текст книги "Прогулки с Евгением Онегиным" (350 стр.)

Пушкин и романтизм: роман "Евгений Онегин" и ошибки пушкинистики — два варианта сокращенного изложения содержания книги.

Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": альтернативное прочтение — текст книги (Киев, Текма, 1994, 300 с.) с разбором скрытого содержания романа.

Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita: the true content — a rendition of the text of the book in English.

Тайны романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" — изложение содержания книги (в объеме журнальной статьи).

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита": верно-вечная любовь или литературная мистификация?. Текст книги 1996 г. с анализом внутренней структуры романов "Мастер и Маргарита", "Кабала святош", а также некоторых документов, проливающих дополнительный свет на детали биографии Булгакова и некоторых его близких.

Парадоксы в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Сокращенный текст превой аналитической работы, посвященный анализу скрытого содержания романа "Мастер и Маргарита".

"Евгений Онегин" и "Мастер и Маргарита": традиция литературной мистификации. Опубликованный в 1996 году сокращенный вариант книги "Роман Булгакова "Мастер и Маргарита": верно-вечная любовь или литературная мистификация?"

Теория литературы, эстетика, семиотика, нарратология   — статьи и заметки, в основном посвященные анализу внутренней структуры мениппей Шекспира, Пушкина, Булгакова.

Интеллект — страничка посвящена разбору вопроса о том, что такое интеллект, и в какой форме происходит его блокирование (в том числе у литературоведов, неправильно интрепретирующих содержание творчества Шекспира, Пушкина, Булгакова).

The sites containing some materials in English


A rendition of the content of Hamlet: A Tragedy of Errors or the Tragical Fate of the Author? paper (a summary and comments in English)

WEB page containing the text of the book The Master and Margarita: an everlasting love or a literary mystification? (a summary in English).

The Alexander Pushkin page containing the text of my book The Promenades with Eugene Onegin with a summary in English.

The Home page in English.

The Literary Theory page in English.
Another Literary Theory page in English.
Содержание «Гамлета» трактуется неверно:
это — прозаический роман, в котором весь
стихотворный текст — вставная новелла
(«Мышеловка»).

Альфред Барков

«Гамлет»: трагедия ошибок
или трагическая судьба автора?


This page in English

Эта работа была опубликована в 2000 году в издательстве "Радуга" (Киев) совместно с работой П.Б. Маслака, посвященной анализу внутренней структуры мениппеи М.А. Булгакова "Белая гвардия". Общее название нашей книжки — "У. Шекспир и М.А. Булгаков: невостребованная гениальность". Хотя вступление общее для всей книги, оно в равной степени относится как к "Гамлету", так и к "Белой гвардии". Поэтому считаю вполне уместным привести здесь его текст.

Вступление к изданию 2000 года

Уважаемый читатель!


Уже не один век продолжаются споры в отношении содержания знаменитых произведений, созданных авторами, которых человечество небезосновательно причисляет к гениям. Причем во многих из этих произведений содержится такое количество противоречий и логических нестыковок, что впору ставить вопрос о способности их создателей правильно построить план произведения.

При подготовке предлагаемых читателям двух аналитических этюдов авторы исходили из презумпции, что из-под пера гениальных писателей в принципе не может выйти ничего такого, что не имело бы композиционного значения. То есть, что противоречия и нестыковки — вовсе не следствие авторской небрежности, а свидетельство наличия в произведении более высокого уровня композиции. Поэтому мы подходим к противоречиям как к преднамеренно вводимым в текст композиционным элементам, несущим решающую информационную нагрузку.

Как оказалось, неудачи в интерпретации содержания объясняются тем, что такие произведения принято воспринимать как чисто эпические структуры, в которых повествование ведется беспристрастно и отстраненно. При этом такая литературная категория, как рассказчик, практически отождествляется с титульным автором произведения; не учитывается и то обстоятельство, что не только в художественной литературе, но даже при общении на бытовом уровне нередко используется совершенно иной способ подачи материала — через посредника-рассказчика, который выступает в роли самостоятельного персонажа. При создании сатирических мениппей титульный автор как бы "делегирует" ему свои права по ведению сказа и формированию композиции. В наиболее "ярких" случаях — как раз тех, когда содержание произведения знаменитого автора остается неразгаданным — такой персонаж занимает позицию, не совпадающую с позицией автора; то есть, автор как бы "позволяет" этому персонажу врать все, что тот захочет, "считая", что он все равно в чем-то проговорится, невольно допустит противоречия, а читатель, сопоставив эти противоречия, восстановит истинный ход событий.

Постижение смысла таких произведений затруднено тем, что, получив возможность перевирать суть событий и характеристики персонажей, рассказчик нередко скрывает от читателя не только свою предвзятую позицию, но и сам факт своего присутствия в романном поле, внушая ложное впечатление о том, что повествование ведется титульным автором. Все знают, что "Белую гвардию" создал Булгаков, а "Гамлета" — Шекспир; многие видят противоречия в фабулах этих произведений, но не у всех хватает духу признать их наличие, а если и признают, то "огрехи" великодушно списываются либо на небрежность автора, либо на "специфику эпохи".

Хотя авторы таких произведений обязательно включают в текст элементы, сигнализирующие читателю о наличии в корпусе произведения рассказчика, являющегося как бы "истинным автором", эти элементы до сих пор интерпретируются неверно или вообще игнорируются, что не дает возможности постичь авторский замысел. К сожалению, существующие версии теории литературы не вооружили исследователей не только методикой анализа таких произведений, но даже стройным понятийным аппаратом; до сих пор нет четкого мнения относительно того, что считать фабулой, а что — сюжетом, каково место композиции в структуре произведения. Для чисто эпических структур это не играет особой роли — ведь при чтении произведений в диапазоне от "Муму" до "Войны и мира" проблем с интерпретацией содержания не возникает. Здесь же речь идет о произведениях совершенно иного класса, которые невозможно отнести ни к эпосу, ни к лирике, ни тем более к драме, в то время как теория литературы числит только эти три фундаментальных рода литературы ("эпос" — отстраненная позиция рассказчика предельно объективирована; "лирика" — позиция предельно субъективна, повествование ведется "изнутри" образа лирического героя; "драма" — внешний рассказчик отсутствует вообще, в тексте остается только прямая речь персонажей). При такой классификации не находится места для рассказчика мениппеи, которую нельзя отнести ни к эпосу (поскольку повествование сильно окрашено его собственной интенцией), ни к лирике (поскольку этот персонаж стремится выдать свой сказ за эпический, объективный), ни к драме. Более того, основным содержанием любой мениппеи является показ не того, о чем повествует рассказчик, а его действий по ведению повествования, психологических особенностей, предвзятой позиции, в силу чего характеристики описываемых им событий и персонажей подвергаются серьезной деформации. При этом наиболее важным является то, что "восстановление истины" с учетом предвзятой позиции рассказчика оказывается не завершающим этапом постижения смысла произведения, а очередным композиционным этапом; путем сопоставления истины с тем, как она изображена рассказчиком, формируется объемное содержание образа рассказчика как главного героя любой мениппеи. Иными словами, не Турбин является главным героем романа Булгакова, а тот персонаж, который изображает его в виде "тряпки". И вот то, почему анонимный "автор" показывает своего героя в таком виде, и является одним из основных элементов, формирующих его образ, который оказывается гораздо более емким и глубоким, чем образ самого Турбина.

Изучение вопроса о позиции рассказчиков в произведениях такого класса показало, что их особая интенция представляет собой композиционный элемент более высокого, чем в эпосе и лирике, уровня. Это резко усложняет внутреннюю структуру произведения, приводит к появлению на общем текстовом материале нескольких автономных фабул и сюжетов, представляющих собой образы всего произведения, спроектированные с разных позиций (точек зрения). Такие структуры — мениппеи, широко распространенные даже в бытовых жанрах, имеют целый ряд преимуществ перед чисто эпическими структурами. Во-первых, с точки зрения семиотики, в силу того, что формирование завершающей эстетической формы такого произведения происходит на более высоком композиционном уровне, а также того, что в этом процессе участвуют не первичные образы, а укрупненные знаки — образы всего произведения, информационная емкость такой системы намного превосходит емкость чисто эпических произведений (при одинаковом объеме текстового материала). Во-вторых, с точки зрения эстетики, по сравнению с сатирическими эпическими произведениями, в которых дидактика вынужденно занимает место в единственном сюжете, резко снижая художественные достоинства, структура мениппеи позволяет устранить этот недостаток за счет вывода дидактики за рамки первичных сюжетов, на самый верхний уровень композиции (в завершающую эстетическую форму — метасюжет).

Впрочем, для постижения на читательском уровне сатирического замысла авторов, прибегающих к использованию таких сложных структур, теория вовсе не нужна — ведь понимает же подросток содержание миниатюр Хазанова, а их структура не намного проще, чем у мениппеи "большой формы". Просто читателю нужно подсказать, что противоречия и нестыковки в мениппеях объясняются психологическими характеристиками рассказчиков, у которых (как сатирических персонажей) всегда имеются серьезные мотивы для того, чтобы исказить содержание описываемых событий. Представляется, что выявление этих моментов — основная задача структурного анализа. Разумеется, в каждом из таких произведений рассказчики разные, мотивация их действий различна. Но зато, когда эти элементы выявлены, то оказывается, что образ такого персонажа (а вместе с ним и все произведение) обретает колоссальную глубину. "Гамлет" вначале раскрывается как сатира, направленная против самого принца Датского, однако углубленный анализ показывает, что это сам Гамлет пишет "вставную новеллу" с позиции объекта своей сатиры, который стремится показать его, Гамлета, с негативной стороны. Хотя образ Алексея Турбина насыщен автобиографическими чертами самого Булгакова, это персонаж показан с сатирических позиций, как "человек-тряпка"; как оказалось, такой парадокс объясняется тем, что повествование ведется анонимным "автором".

Во избежание излишнего углубления в вопросы теории, предлагаемые работы построены таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать только методику анализа, доступную для использования любым читателем, который пожелает самостоятельно вскрыть структуры других мениппей. Те, кто заинтересуются теорией мениппеи, могут ознакомиться с нею более подробно в книге А. Баркова "Прогулки с Евгением Онегиным" (Тернополь, "Астон", 1998).

Хотелось бы, чтобы читатели этой книги проявили максимум недоверия к авторам, сделали все возможное, чтобы опровергнуть сделанные выводы. Поэтому убедительная просьба: не приступайте к чтению, пока не освежите в памяти тексты "Гамлета" и "Белой гвардии" (умышленно избегаем употребления здесь понятия "содержание"); держите эти тексты в процессе работы перед собой и как можно чаще к ним обращайтесь. Со своей стороны, мы сделали все возможное, чтобы переложить часть работы на Вас, читатель. Работайте вместе с нами (лучше — против нас); не принимайте на веру ни единого нашего слова; сопротивляйтесь, перепроверяйте и опровергайте... Другие читатели нам не нужны: четыреста лет ошибочного толкования содержания "Гамлета", извращенное толкование гражданской позиции Булгакова — слишком высокая цена, чтобы мы могли позволить себе и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, подходить к творениям истинных гениев с примитивными мерками. Конечно, гений вызывает преклонение, а оно парализует мысль; и все же мы должны попытаться хоть чуточку преодолеть свою косность — затем, хотя бы, чтобы убедиться, насколько мы неправы, принимая за гениальность вовсе не то, что есть на самом деле. К тому же, гении от нас ничего не скрывают, в текстах есть все необходимое для постижения смысла; наоборот, доверяя нашему интеллекту, они, гении, не слишком подробно расписывают, где "наши", а где "ихние", кто из персонажей "хороший", а кто — "плохой". К тому же, как у Шекспира, так и у Булгакова были чисто политические мотивы, чтобы поглубже скрыть истинное содержание своей сатиры; за такую сатиру их могли просто казнить...

Если же Ваше сопротивление окажется сломленным, не чувствуйте себя побежденными; считайте, что Вам удалось преодолеть в себе раковую опухоль интеллекта — стереотип мышления, который не позволяет понять содержание поистине гениальных произведений и побуждает нас восторгаться тем, что едко высмеивается... Будем счастливы, если в результате чтения у кого-то возникнет потребность самому попробовать свои силы и вскрыть содержание знаменитых, но не понятых пока произведений этих и других гениев, среди которых и Рабле, и Сервантес, и Гоголь, и Джойс, и...

В разные фабулы «Гамлета» Шекспир ввел
разных персонажей по имени Гамлет. Поэтому
Гамлет воспринимается как противоречивый
и низкохудожественный образ (Т.С. Элиот).

Альфред Барков

«Гамлет»: трагедия ошибок
или трагическая судьба автора?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconТрагическая судьба Григория Мелехова
Это роман о том, как ломались судьбы, рушились мечты, о том, как до этого единая судьба народа резко разделилась, о том, как ломались...
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconАльфред Барков Теория литературы, семиотика, философская эстетика
Эти материалы отражают разные стадии формирования теории литературы, поэтому используемые в них определения могут несколько отличаться...
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconАльфред Барков Вадиму Григорьевичу Редько, моему неизменному научному редактору
Предлагаемая Вашему вниманию книга — не только о творчестве А. С. Пушкина. Это попытка преодолеть стереотипы мышления, выявить причины,...
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconЖизнь замечательных людей
Отечества, отстоявших завоевания Октября в суровые годы гражданской войны, оградивших страну и народы Европы от посягательств фашистских...
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconДорогие абитуриенты! Географический факультет
Мпгу ведется с 1906 года. В разное время на факультете работали известные ученые и педагоги: В. И. Вернадский, Д. Н. Анучин, Н. Н....
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconOrosz irodalom a 19. század közepén (or-232 Orosz irodalom a 19. század közepén)
И. С. Тургенев. Записки охотника (Хорь и Калиныч, П. П. Каратаев, Певцы, Бежин луг, Бурмистр, Гамлет Щигровского уезда)
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconКурсовая работа на тему: «Поэзия Ф. И. Тютчева: трагедия и исповедь души»
В его поэтических философских созерцаниях и раздумьях есть внутренняя связь, а в стихах интенсивность философской мысли имеет определенную...
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба icon«Необычная судьба гордого чайника. Образ сказочного героя, приёмы его создания». По авторской литературной сказке Г. Х. Андерсена «Чайник»
Тема урока: «Необычная судьба гордого чайника. Образ сказочного героя, приёмы его создания». По авторской литературной сказке Г....
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconCountry: Bulgaria Introduction
Кондаков, И. В. К феноменологии русской интеллигенции. – Русская интеллигенция. История и судьба. М.,1999, с. 63-90
Альфред Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба iconДипломатия
Альфред Киссинджер (Henry Alfred Kissinger) (р. 1923) – американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница