Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г




Скачать 37,56 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер37,56 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


«И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова…»


(К годовщине битвы под Москвой)


Методическое пособие по проведению урока

1 сентября 2006 г.


УДК 371


Авторы-составители: Захарова Е.Н., Каткова Е.Г., Копылова А.В., Кошмина И.В., Круглова Т.А., Лукутин А.В., Макарова Л.А., Никитина А.Б., Тороп В.В., Фадеева Д.А., Фоминова М.А.,


В рекомендациях использованы материалы: Козленко С.И., Гусенко И.В., Святославского А.В.


Ответственный редактор: Фадеева Д.А.

Ответственный за выпуск: Семенов А.Л.


«И врагу никогда не добиться, / Чтоб склонилась твоя голова…» Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г. – М.: МИИО, 2006. – 112 с.


Данное пособие предназначено для проведения 1 сентября 2006 г. урока, посвященного 65-летней годовщине битвы под Москвой и последующей организации работы по этой теме на протяжении учебного года. Книга содержит разнообразные материалы об истории Московской битвы, положившей начало коренному повороту в ходе всей Великой Отечественной войны.

Методическое пособие предоставляет учителю возможность организации вариативного и разноуровнего обучения. Вопросы и задания ориентируют учащихся на развитие активной самостоятельной работы в школе и дома.

Пособие адресовано учащимся 1-11 классов, учителям, родителям.


Подписано в печать 20.07.06.

Отпечатано с готовых диапозитивов в
ОАО « Московские учебники и Картолитография»
125252, Москва, ул. Зорге, 15
Формат 6090/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.п.л. 7

Тираж 3000 экз. Заказ №


ISBN 5-94898-101-0 © Издательство МИОО

СОДЕРЖАНИЕ


Методические рекомендации по проведению первого урока

в 2006/2007 уч. году 4

Урок для 1 и 2 класса 7

Урок для 3 и 4 класса 13

Материалы для урока в 5-8 классах 20

Материалы для урока в 9-11 классах 29

Материалы к внеклассному мероприятию «Поэты и война» 49

Список литературы 51

Приложение 1. Москва в годы Великой Отечественной войны

(историческая справка) 53

Приложение 2. Стихи о Московской битве 57

Приложение 3. Интернет-ресурсы по истории Московской битвы 65

Приложение 4. Рекомендуемые музыкальные произведения к прове-

дению урока, посвященного 65–летию разгрома немцев под Москвой 68

Приложение 5. Список кинофильмов, посвященных
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 69

Приложение 6. Память о Великой Отечественной войне
в экспозициях центральных московских музеев 69

Приложение 7. Улицы Москвы, названные именами москвичей –

защитников Родины 70


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВОГО УРОКА
В 2006/2007 УЧЕБНОМ ГОДУ



Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н. Толстой


В июне 2006 г. исполнилось 65 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а осенью, 65 лет назад, началось одно из решающих сражений той войны – Московская битва, в которой враг потерпел первое значительное поражение во Второй мировой войне.

Поэтому первого сентября уроки начнутся с занятия по теме «И врагу никогда не добиться,/Чтоб склонилась твоя голова…», посвященной этому знаменательному событию. Эту тему нужно рассматривать не только в связи с проведением урока 1 сентября, но и в рамках проведения праздничных мероприятий, посвященных 65-й годовщине победы в битве под Москвой. Поэтому в течение всего учебного года этой теме будет уделено достаточно много внимания.

Обращение к отдельным эпизодам истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. особенно важно для формирования самосознания учащихся, поскольку:

  • именно в трудные периоды нашей истории проявляются лучшие черты народа, раскрываются возможности единения в многонациональном государстве;

  • победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости, самоотверженности советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и близким, своей Родине;

  • решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории.

Важнейшая цель первого урока – воспитательная. Именно на таких занятиях, в первую очередь, реализуется основная задача в рамках достижения поставленной цели – обогатить духовный мир учащихся через обращение к героическому прошлому нашей страны. Ведь история – это, прежде всего, уважение к предкам, проявление души народа, его золотой запас. Это и боль за свою Отчизну в минуты ее страдания, и гордость в минуты великих побед. Тогда не вырастут наши дети «Иванами, не помнящими родства», а будут любить семью, родной город, Родину. А значит, будут любить свою историю.

Критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и «вспомнить что-то вновь». То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.

Важно, чтобы учащиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу, несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у учащихся образ военной Москвы, показать столицу того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».

Важнейшей задачей рассмотрения Московской битвы, Москвы военной является обращение учащихся к истории своей семьи, которая (таковы реалии прошлого нашего народа) обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.

Изучение истории Москвы и москвичей в годы войны целесообразно рассматривать, привлекая материал экспозиций школьных, районных, городских музеев, в которых отражены события, связанные с историей битвы под Москвой.

Методическими условиями успешного проведения занятия являются:

  • Опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в обороне Москвы выпускников школы, местных жителей, рассказ о Московской битве, Москве времен Великой Отечественной войны с опорой на историю тех мест округа, района и микрорайона школы, которые связаны с рассматриваемым историческим событием.

  • Возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.).

  • Приглашение на урок ветеранов Великой Отечественной войны – участников Московской битвы и трудового фронта времен войны.

  • Использование социокультурных возможностей Москвы при проведении занятия.

  • Формирование (уточнение) совместно учащимися и учителем, ведущим урок, планов работы класса по программе празднования 65 летия разгрома фашистских войск под Москвой, ориентация школьников на активные формы работы по этому направлению.

  • Максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей.

Следует обратить внимание на то, чтобы первый урок нового учебного года, посвященный 65-летию битвы под Москвой, не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию московскими школьниками себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.

На уроке возможно использование такого, например, оборудования:

  • Ксерокопии плакатов военных лет.

  • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, облика Москвы военного времени).

  • Творческие работы учащихся: их сочинения, доклады, эссе, проекты, например те, которые были подготовлены в рамках конкурса «Нет фашизму!».

  • Предметы быта военных лет.

  • Фотографии, предоставленные семьями учащихся для проведения школьных или классных мероприятий.

  • Фрагменты кинофильмов «Битва за Москву» (Ю.Озеров, 1983), «Великий полководец Георгий Жуков (Ю. Озеров, 1985)» и др.

  • Настенная карта «Великая Отечественная война» и т.п.

  • Выставки литературы по теме.

  • Песни военных лет, российских композиторов, посвященные событиям Московской битвы.

  • Фрагменты компьютерных программ «От Кремля до Рейхстага» (1С, 2001), «Битва за Москву» (РМЦ, 2001) и др.

УРОК ДЛЯ 1–2 КЛАССОВ

Составитель: Круглова Т.А., зав УМЛ педагогики и методики нач.образ. МИОО.


Дети заходят в класс, звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

На доске написаны печатными буквами слова: МОСКВА, РОССИЯ, РОДИНА.

Кто из вас может прочитать эти слова?

Почему эти слова написаны рядом?

Кто знает, что означает слово «Москва»?

Древние города возводили по берегам рек. Наш город возник на высоком берегу реки Москвы при слиянии ее с речкой Неглинкой (сейчас Неглинка убрана в трубы). По имени реки Москвы и был назван город. О происхождении названия реки до сих пор ученые не пришли к единому мнению. Одни говорят, что это слово означает «мокрый», влажный, болотистый; другие переводят его как «коровья река», «медвежья река»…

Почему так говорят: «Москва всем городам мать»?

Когда-то, много-много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли, которая тогда называлась Русь.

Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названиях улиц, бульваров, проспектов нашего города. Многим из них воздвигнуты памятники.

Бывали ли вы на Красной площади?

Недалеко от Красной площади, у Исторического музея установлен памятник выдающемуся полководцу Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). (Учитель показывает фотографию памятника Г.К. Жукову у Исторического музея.) Справка: бюст Г.К. Жукова установлен у станции метро Каширская, памятник – у развилки проспекта Маршала Жукова и улицы Мневники.

Кто может назвать имя этого воина?

Что вы знаете о Г.К. Жукове? (Г.К. Жуков – участник Первой мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов (Георгиевский крест – солдатский знак отличия в дореволюционной России). В мирные годы в 26 лет командовал полком, в 36 – дивизией, в 40 лет – конным корпусом, в 47 лет – начальник Генерального штаба Красной Армии. Полководец Великой Отечественной войны.)

Самая тяжелая из бед, которые бывают, – война. 22 июня 1941 г. в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами».

А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский, глава православной церкви в России Сергий:

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем дол­ге пред Родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может...

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника».

О каком священном долге перед Родиной говорит глава православной церкви Сергий?

К чему он призывает сограждан?

Что вы знаете о русских князьях и легендарных богатырях – защитниках земли Русской, которых упоминает митрополит Сергий?

Кто знает, чем они прославились? (Перед вопросами учитель зачитывает второй раз абзац обращения митрополита Сергия.)

Поэт В. Лебедев-Кумач, вместе с композитором А. Александровым, уже в первые дни войны написал песню «Священная война». (Звучат первые куплеты песни или учитель зачитывает.)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идет война народная,

Священная война!

Дети, как вы думаете, почему поэт называет войну «народной», «священной»?

Слова этой песни вселяли мужество в сердца, уверенность в победе. Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г. (через 3,5 месяца после начала войны) фашистские войска вплотную подошли к Москве. Их солдаты шли по разоренной земле, распевая песню:

Если весь мир будет лежать в развалинах,

К черту! Нам на это наплевать!

Сегодня нам принадлежит Германия,

А завтра будем миром всем повелевать...

Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее даже разработали план уничтожения Москвы. Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Эти слова одного из защитников Москвы Василия Клочкова стали девизом обороны столицы.

Как вы понимаете эти слова?

Почему Москву называют «сердцем» России?

В эти тяжелые для Москвы, для всей России дни оборону столицы возглавил Г.К. Жуков. В армии говорили: «Где Жуков – там наступление. Где Жуков – там победа».

Ребята, вы запомнили имя Жукова? Как его звали?

Символично, что его имя совпадает с именем человека, изображенного на гербе нашего города, – святого Георгия Победоносца. У русского народа Георгий Победоносец считается защитником от вражеских нападений, хранителем Москвы. Душой обороны столицы стал Георгий Жуков. А вот что он написал о защитниках столицы в своей книге: «Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии – героических советских бойцов и командиров. То, что было достигнуто на фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказала армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ».

«Все для фронта! Все для победы!» – вот лозунг тех дней.

Рабочие Москвы трудились по 12–18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком, чтобы не допустить врага в Москву.

И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в цехах заводов. Те, кто был мал ростом, стояли у станка на скамейке и наравне со взрослыми выполняли рабочую норму. После занятий школьники работали в госпиталях, помогали по дому тем, кто был болен и слаб.

В декабре 1941 г. в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку. Позднее имя Зои Космодемьянской узнала вся страна.

На защиту родного города встали даже те москвичи, которых не призвали в армию из-за плохого здоровья или преклонного возраста. Необученные и плохо вооруженные, почти все они погибли в первых же боях. В Москве есть улица Народного Ополчения, названная в их честь. На ней установлен им памятник.

Но основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии. 7 ноября 1941 г. состоялся традиционный парад на Красной площади. Бойцы прямо с Красной площади шли на фронт. Особенно отличилась дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова.

Кто из вас слышал о подвиге 28 советских солдат?

16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивала танковые атаки. Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Это возглавлявший их Василий Клочков произнес слова, облетевшие всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Это о них поется в песне «Моя Москва», ставшей гимном Москвы (музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского):

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

Москва жила,

Москва сражалась,

Москва знала, что победит.

5 декабря 1941 г. началось контрнаступление наших войск под Москвой (контрнаступление – подготовленное в ходе оборонительных действий ответное наступление на противника. Толковый словарь).

Утреннее, еще темное небо осветилось тысячами огненных линий. Это заговорили знаменитые «катюши», а вслед за ними пушки и минометы. Могучие раскаты их залпов прозвучали для защитников Москвы как долгожданный, радостный сигнал к атаке. Снега ожили, и на позиции врага понеслись лыжники в белых маскхалатах, с ревом двинулись из своих снежных укрытий танки, ринулись в атаку, сверкая клинками, конники, пошли в бой стальные сибирские дивизии… Немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на запад на 150–300 километров. Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения.

Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны.

Но к окончательной победе над фашизмом мы шли долгих 4 года.

Воины разных национальностей освобождали Советский Союз и всю Европу.

Справка. До 1991 г. наша страна была частью другого, более крупного государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик, и играла в нем ведущую экономическую и политическую роль. 15 входящих в СССР республик превратились в суверенные (независимые) государства.

В героической панфиловской дивизии, защищая Москву, бок о бок сражались русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы. В наступлении под Москвой отважно бились бойцы латышской дивизии.

Все народы Советского Союза защищали от общего врага родину каждого и всю огромную страну. И это единство всех народов помогло одолеть врага.

Послушайте стихи о нашей победе Е. Трутневой:

Солнце в трубу золотую трубит:

«Слава герою-бойцу!»

Враг побежден,

Уничтожен, разбит.

Слава герою-бойцу!

– С врагами я бьюсь, –

Сказал боец. –

На это и жизни не жаль.

Но штык для меня ковал кузнец –

Крепка закаленная сталь!

– Я выковал штык, –

Кузнец говорит,

Но звонкую сталь,

Драгоценный дар,

Выплавил брат-сталевар.

– Конечно, – сказал сталевар, – металл

Я сам из руды достал.

Но в темные недра Уральских гор

Спускался не я, а шахтер.

– Да, это правда, – шахтер сказал, –

Забой у меня каменист.

Руду я достал, но к вам на вокзал

Ее привозил машинист.

– Ну да, – сказал

Машинист, – по стране

Я езжу во все концы.

Но хлеб добывают и вам и мне

Родные наши жнецы.

– Что ж, это верно,

Я всех кормлю, –

Сказал машинисту жнец,

Но землю, которую я люблю,

Сберег для меня боец.

Дети, кто помогал нашим бойцам в тылу сберечь родную землю?

Расспросите у старших, кто из вашей семьи, родственников участвовал в этой войне?

Кто защищал Москву?

Кто из них награжден медалью «За оборону Москвы»?

Какие ордена и медали хранятся в вашей семье? За какие заслуги перед Родиной они получены?

Знаете ли вы названия улиц, площадей, проспектов, носящих имена защитников Москвы, России?

Есть ли памятники им в вашем районе?

После войны в своей книге Г.К. Жуков писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!»

Как вы понимаете выражение «склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть»?

Справка. За массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в ознаменование 20-летия Победы Москве 8 мая 1965 г. было присвоено звание «город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В честь 30-летия Победы площадь недалеко от Поклонной горы получила название площадь Победы. В главном здании мемориала на Поклонной горе на стенах зала Славы записаны имена всех воинов, получивших звание Героя Советского Союза, высшей воинской награды. Среди них можно встретить бойцов разных национальностей.

У кого из вас родственники погибли в Великой Отечественной войне?

Великий полководец Г.К. Жуков всегда подчеркивал, что главный победитель в войне – простой Солдат. Недаром книга Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления» открывается словами: «Советскому солдату посвящаю». У стен Кремля покоятся останки Неизвестного солдата, погибшего при защите столицы. На его могильной плите начертаны слова:

«Имя твое неизвестно,

Подвиг твой бессмертен».

(С детьми можно рассмотреть фотографию могилы Неизвестного солдата.)

Ребята, посещали ли вы мемориал (памятное сооружение) на Поклонной горе?

Были ли вы у могилы Неизвестного солдата?

Почему великий полководец Георгий Константинович Жуков всегда подчеркивал, что главный победитель в войне – простой Солдат?

Весной, когда вы будете заканчивать свой первый учебный год, 9 мая 2007 г., в 62-й раз будут звучать праздничные залпы салюта в память о нашей Великой Победе над фашизмом.

В 62-й раз мы будем праздновать День Победы «со слезами на глазах». Самым первым законом, который приняло Советское правительство в 1917 г., был закон о мире. Никто не желает мира так, как наша страна, ибо никто не изведал столько страданий и горя от войны, как мы.

Фельдмаршал Монтгомери, который командовал английскими войсками во Вторую мировую войну, для своих коллег написал следующее: «В книге войны первым же правилом на первой странице является: «Не ходи на Москву!»

Различные лица – Наполеон, Гитлер – пытались это сделать, и ни к чему хорошему это не привело».

Как вы думаете, почему первым законом, принятым советским правительством, был закон о мире?

Почему английский фельдмаршал написал для своих коллег следующее: «В книге войны первым же правилом на первой странице является: «Не ходи на Москву!»

Прослушайте гимн столицы.

Почему мы гордимся Москвой?

За что мы ее любим?

Расскажите своим близким о сегодняшнем уроке, расспросите взрослых, как члены вашей семьи приближали Великую Победу, скажите теплые слова нашим ветеранам.

УРОК ДЛЯ 3–4 КЛАССА

Составитель: Каткова Е. Г., методист лаборатории педагогики и методики начального образования МИОО.


Целью данного урока является знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в БИТВЕ ЗА МОСКВУ 1941 г., со значением этой битвы в РЕШАЮЩЕЙ ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

Главная задача урока – не только познакомить детей с такими памятными датами в истории нашей Родины, как 60-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ и 65-летие ПОБЕДЫ В БИТВЕ ЗА МОСКВУ, но и воспитание проявления толерантности в современном обществе, в окружающей жизни.

Опорные понятия урока:

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.;

Битва за Москву 1941 г.;

Примеры героизма различных народов, участвовавших в битве за Москву и в годы всей Великой Отечественной войны;

Подвиг героев - панфиловцев;

Подвиг всех москвичей в годы Великой Отечественной войны.

Словарь терминов и понятий урока:

Отечественная война, Священная война, эвакуация, добровольцы, гитлеровцы, диверсанты, противотанковые рвы, противотанковые ежи, бомбоубежище, Россия – многонациональное государство, гражданин России.

Оборудование урока:

  • карта-схема «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой;

  • аудиозапись ГИМНА РОССИИ, ГИМНА МОСКВЫ, ПЕСНИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» и других музыкальных произведений, посвященных Великой Отечественной войне;

  • на отдельном стенде можно оборудовать выставку фотографий военного времени;

  • так как для большей части урока необходима работа в группах, то детей заранее следует разделить на 4 группы;

  • учебник Н.И. Ворожейкиной, Н.Ф Виноградовой, Д.В. Заяц «Наша Родина и современный мир. Беседы о России»;

  • книга издательства центра «Школьная книга» «Это победа твоя и моя», проект Департамента образования города Москвы «Нет фашизму!» (М.: Центр «Школьная книга», 2006.)

Ход урока

Вводная часть урока проводится в форме беседы с учащимися по следующим вопросам:

Знаете ли вы, что в 2006 г. будет отмечаться 65-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В БИТВЕ ЗА МОСКВУ?

Когда будет отмечаться это событие?

В какие годы была Великая Отечественная война?

На доске надписи:

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. – 3 года, 10 месяцев, 18 дней;

зима 1941–1942 года – битва за Москву.

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что тяжелейшим испытанием для нашей страны стала Великая Отечественная война.

1. Учитель рассказывает о начале войны (рассказ учителя целесообразно проводить под негромко включенную аудио- или грамзапись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).

Теплый солнечный день 22 июня 1941 г. стал для нашей страны началом долгой кровопролитной войны с гитлеровцами. Жизнь нашего родного города, как и всей страны, стала быстро меняться. Были эвакуированы детские сады, школы, многие заводы. Большинство оставшихся в военной Москве предприятий выпускало военную продукцию, люди работали сутками. Нелегкие профессии осваивали женщины и подростки. Они заменяли ушедших на фронт мужчин.

В первые же дни войны в Москве тысячи призывников спешили на сборные пункты военкоматов, и рядом с ними – добровольцы, не состоявшие на воинском учете (заявлений от них в первые дни войны в военкоматы поступило свыше 300 тысяч). Отвечая их патриотическим чувствам, военные органы приступили к формированию на добровольных началах вспомогательных подразделений – отрядов противовоздушной обороны, истребительных батальонов, на которые возлагались задачи борьбы с фашистскими парашютистами и диверсантами, охраны важнейших оборонных и народно-хозяйственных объектов.

Москва превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Гитлеровцы отчаянно рвались к нашему городу. В Подмосковье были вырыты противотанковые рвы, установлены проволочные заграждения. На улицах города появились противотанковые ежи. Для защиты города от авиации немецко-фашистских захватчиков на площадях и дворах установили зенитные орудия, в небо поднимались аэростаты. Были замаскированы важнейшие архитектурные сооружения города, окна закрывались так, чтобы свет не попадал на улицу. Станции московского метро стали надежными бомбоубежищами.

Маршал Георгий Константинович Жуков командовал войсками в Битвах за Москву, Сталинград, Курск и другие. Его дар умелого полководца подтвержден не одной победой над фашистами в Великой Отечественной войне. Под командованием маршала Г.К. Жукова защищали свою Родину солдаты многочисленных национальностей. Подумайте и ответьте, как защитникам нашей Родины многих национальностей помогала в победе над фашизмом дружба и взаимовыручка? (5 – 7 ответов учеников.)

На доске – запись:

Маршал Г.К. Жуков (1896 – 1974 гг.) – советский полководец в годы Великой Отечественной войны.

Подумайте и ответьте, почему москвичи так тщательно маскировали архитектурные сооружения, окна домов во время войны?

Почему станции московского метро могли выполнять роль надежных бомбоубежищ?

65 лет назад, осенью 1941 г. враг подошел к окраинам Москвы. На защиту родной столицы встала вся страна, воины всех национальностей великой страны. Как призыв звучали слова из ГИМНА МОСКВЫ: «…И ВРАГУ НИКОГДА НЕ ДОБИТЬСЯ, ЧТОБ СКЛОНИЛАСЬ ТВОЯ ГОЛОВА, ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА, ЗОЛОТАЯ МОЯ МОСКВА»

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока (открыть запись темы на доске).

О чем пойдет далее речь на нашем уроке?

(После ответов учеников можно поработать со схемой разгрома немецко-фашистских войск под Москвой зимой 1941–1942 гг. Также одному из хорошо читающих учеников предложить познакомить класс с текстом воззвания к войскам.)

«Товарищи! В грозный час опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне. Родина требует от каждого из нас величайшего напряжения сил, мужества, геройства и стойкости. Родина зовет нас стать нерушимой стеной и преградить путь фашистским ордам к родной Москве. Сейчас, как никогда, требуется бдительность, железная дисциплина, организованность, решительность действий, непреклонная воля к победе и готовность к самопожертвованию».

2. – Попробуйте еще раз повторить, какие качества характера, требующиеся Родине от каждого защитника Отечества, перечислены в этом воззвании? Подумайте, есть ли они у вас? Какие слова этого воззвания, по вашему мнению, говорят о том, что в них имеется в виду проявление толерантности?

Многих героев событий тех трагических лет помнит и чтит наш народ. О сложности военной обстановки того времени, о подвигах некоторых из защитников Москвы различных национальностей вы сможете узнать, поработав с текстами в группах. После прочтения текстов вам необходимо запомнить фамилии героев Великой Отечественной войны и приготовиться кратко пересказать прочитанное всему классу.

(Далее работа проводится в группах по заранее приготовленным карточкам.)

Карточка № 1.

Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 - часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

Карточка № 2.

В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Это был первый воздушный таран в небе Москвы.

Карточка № 3.

К концу сентября 1941 г. центральное место в плане гитлеровского командования отводилось захвату нашей столицы – Москвы. На этом участке фронта к исходу сентября противник сосредоточил более миллиона человек и свыше двух тысяч танков. Для поддержки наступления наземных войск было выделено около 1000 самолетов. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа».

Карточка № 4.

Задание. Найти в словах Гимна Москвы строчки, посвященные защитникам нашего города в битве за Москву. ( Необходимо для данной группы приготовить полный текст Гимна Москвы на слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского.)

Карточка № 5.

Подумайте, о каком событии рассказывают пословицы? Постарайтесь объяснить их смысл.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Москва – что гранит, никто Москву не победит.

Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.

3. При подведении итогов работы в группах можно предложить детям разгадать кроссворд:

Название столицы нашей России поможет отгадать вам кроссворд.





М





1.



















О












2.

С




К



















3.













В







4.










А















  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconУчебно-методическое пособие. Мн., 2006 Оглавление
Процко Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. Мн.,...
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconМетодическое пособие 2006 Приходько О. Г. Методическое пособие. С спб.: Издательство «каро», 2006 г
Систематизированы клинические проявления задержки моторного и психоречевого развития, позволившие автору вынести на обсуждение различные...
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г icon2006-2009гг. Е. А козулин К. Я. Терешин Скрининговая диагностика профдерматозов (Методическое пособие)
Е. а козулин К. Я. Терешин Скрининговая диагностика профдерматозов (Методическое пособие). Хабаровск 2006
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconМетодическое пособие для выполнения расчётно-графической работы «Расчёт статически неопределимого прямого стержня ступенчато-переменного сечения на действие осевой нагрузки с учётом неточности изготовления и температурного фактора» Ставрополь -2006
Представлен численный пример – образец выполнения этой работы, сопровождаемый соответствующими комментариями. Методическое пособие...
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconМетодическое пособие по проведению лабораторных работ по теме “Линейное программирование”
Охватывает основные темы исследования операций, теории массового обслуживания и теории игр
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconМетодическое пособие «Цели урока»
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов экономических специальностей разных форм обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей разных форм обучения. В данном пособии изложены...
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница