Урок русского языка в 6 классе на тему




Скачать 17,22 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе на тему
Дата03.02.2016
Размер17,22 Kb.
ТипУрок
Урок русского языка в 6 классе на тему:

Подготовка к сжатому изложению по тексту К.Паустовского

(отрывок из рассказа «Заячьи лапы», упр. 127. учебник Львовой С. И.)

Автор разработки –

учитель русского языка и литературы

Дудкина Татьяна Николаевна,

МОУ СОШ №2 г. Гаврилов-Яма Ярославской области


Цели:

Развивающие:


  1. Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

    • учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

    • определить систему языковых средств, использованных в тексте

    • помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.

  2. Развивать творческие возможности школьников.

Образовательные:


  1. Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.

  2. Показать школьникам закономерности функционирования простых и сложных предложений в речи, возможности использования особенностей их строения.

Воспитательные:


  1. Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений человека и природы.

  2. Формировать нравственные представления учащихся о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки, о чувствах вины и благодарности.

Предварительная подготовка

Самостоятельное чтение рассказов К. Г. Паустовского

Беседа по картине А. К. Денисова-Уральского «Лесной пожар» ( С. И. Львова. Русский язык. : кл.: В 3ч. Ч.3: Справочные материалы. Приложение к учебнику)

Сообщение о писателе (индивидуальное задание)

Выразительное чтение текста изложения (двое учащихся)

Выяснить лексическое значение слова гул по толковому словарю

Оборудование

Толковый словарь С. И. Ожегова. Словарь синонимов З. А. Александровой

Портрет К. Г. Паустовского. Иллюстрации к рассказу «Заячьи лапы».

Опорные таблицы « Стили речи», «Типы речи». Памятка «Способы сжатия текста»

Ход урока






Введение. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.



Знакомство с содержанием текста изложения.



Анализ содержания и композиции.



Определение типа речи.



Определение стиля речи.



Языковой анализ текста (синтаксические средства) и составление сжатого изложения.





  1. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.


Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его тему, идею, структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т. е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Давайте вспомним, что значит сжато пересказать текст? (Слово сжато от глагола сжать – сократить, уменьшить в объёме)

Посмотрите памятку: каковы приёмы сжатия текста? …

- Итак, Мы должны исключить, убрать из текста подробности и объединить отдельные факты, действия.


Для изложения дан отрывок из рассказа Паустовского «Заячьи лапы». Вы читали этот и другие его рассказы. Что вы знаете о писателе?


Сообщение подготовившегося ученика:


Константин Георгиевич Паустовский – замечательный русский писатель 20-го века. Больше всего на свете он любил путешествовать, изъездил всю Россию, Кавказ и Украину. Бывал в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Польше, Болгарии, Турции, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швеции и в других странах. Открыл для себя и для читателей под самой Москвой заповедную землю – Мещёру. Этот скромный и тихий край писатель изобразил в повести «Мещёрская сторона». Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми и проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы. Таков и рассказ «Заячьи лапы».


-3-

Давайте прочтём отрывок из рассказа – текст изложения. Ребята, слушая, представляйте себе события и героев.

  1. Чтение текста подготовленными учениками: 1- от автора 1-ю часть, слова автора в диалоге и концовку; 2 – центральные части и слова деда Лариона в диалоге.




  1. Анализ содержания и композиции


- Ребята, что удивило вас в рассказе?

- Текст заканчивается словами: «Тогда я понял всё ». Что же понял Паустовский?

(Что спас деда тот самый заяц, в которого он стрелял на охоте, но промахнулся.

Человек хотел убить зверька, а тот оказался его спасителем, и человека мучает чувство вины.)

- О чём же текст? Как бы вы сформулировали тему?

(О том, как заяц спас человека во время страшного лесного пожара, а человек вылечил обгоревшего зверька)

- Какие синонимы к слову автор можно подобрать?


Запись на доске и в тетрадях учащихся:

К. Г. Паустовский

автор

писатель

- А какие синонимы использует автор, называя героев? … Подберём к ним ещё синонимы.

Запись на доске и в тетрадях учащихся:


дед Ларион заяц

старый лесной житель зайчонок

охотник спаситель

старик зверёк

косой

длинноухий


- Как же узнал Паустовский историю о зайце?

( Историю эту рассказал сам дед Ларион, когда писатель ночевал у него в лесной избушке на Урженском озере)


- Для чего автор сообщает о том, при каких обстоятельствах услышал историю?

(Чтобы читатели поняли, что это было на самом деле, история невыдуманная)

- От чьего лица написан рассказ? (от лица автора, писателя, Паустовского)

- Сколько частей занимает сама история о зайце? (4)

- Сколько встреч с зайцем было у деда? (2)

- В какой части говорится о первой встрече? Подчеркните глаголы, передающие действия деда. (охотился, выстрелил, промахнулся)

- Какого вида глаголы выстрелил, промахнулся? … Почему? ( стрелял 1 раз)

- Назовите синоним к глаголу промахнулся (не попал)


-4-


- Охотник пошёл дальше. Почему ему стало тревожно и трудно дышать?

(начался пожар)

- Чем был страшен пожар?

(Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью)

- Подберите синонимы к прилагательному неслыханный.


Запись: с неслыханной скоростью

с большой

с огромной

со страшной

- Какой из синонимов самый выразительный? (Авторский) Постараемся его запомнить.

- Почему дед спотыкался и падал, когда бежал?

(дым ел глаза, сзади его настигал гул и треск пламени)

- Как вы понимаете слово гул?... А как толковый словарь определяет лексическое значение слова?

Подготовившийся ученик: Гул – не вполне ясный, сливающийся шум.


- Это значение я заранее записала на доске. А теперь в тетрадях запишем точные и выразительные слова: гул и треск пламени.

- Вернёмся к тексту. Найдите слова в переносном значении.

(Смерть настигала, хватала за плечи)

- Какое это средство выразительности? (олицетворение)

-Замените словами в прямом значении (дед мог умереть)

- Как выразительнее?... Запишем авторское олицетворение, чтоб запомнить.

Запись: смерть настигала, хватала за плечи.

- Какой глагол говорит о неожиданном появлении зайца? (выскочил)

- Как вы понимаете: выскочил из-под ног? (рядом, близко)

Запись: из-под ног

рядом

близко

- Почему охотник побежал за зайцем? (Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются)

- Как сказано о спасении? (Заяц вывел деда из огня)

- Только ли заяц спас охотника?

(И охотник спас зайчонка, взял домой, вылечил: у косого были опалены ноги и живот)

- Одно из выразительных средств в тексте Паустовского – синонимы. Найдите синоним к слову опалены в 4-й части. (обгорели) Подберите ещё синоним…


Запись: опалены ноги и живот

обгорели

обожжены

- О чём говорит охотник в диалоге? (что провинился)

- Подберите синонимичные выражения…

Запись: провинился

чувствует вину


считает себя виноватым

- Как вы сформулируете главную мысль? (Человек и животные связаны незримыми нитями. Человеку надо заботиться о зверях, не убивать их, звери могут помочь, спасти. Людям важно знать и любить природу, беречь её)

- Как же можно озаглавить текст?

Запись: Охотник и заяц.

История о зайце.

Длинноухий спаситель.

Спаситель с рваным ухом.

- Какие заголовки выражают главную мысль? (2 последних)


4. Определение типа речи.


- Сколько частей обозначено в учебнике?

- Какие «фотографии» к каждой вы сделаете?


Запись на доску и в тетради:

1. Ночёвка у деда Лариона.

2. Промахнулся.

3. В лесу начался пожар.

4. За зайцем.

5. Спасение.

6. Чувство вины.

- Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста?

Да, это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. И проверка способом фотографирования показала, что это повествование. Текст условно отвечает на вопрос: что делает предмет?

- Слова какой части речи, передающие действия, часто употребляются в тексте? (глаголы) Это тоже характерно для повествования.

- Посмотрите на наши записи в тетрадях и на доске. Что в левой колонке и что в правой?

(План и опорные слова)


  1. Определение стиля речи.


- К какому стилю вы отнесёте текст и что помогает определить стиль?

(Это отрывок из рассказа, художественного произведения, следовательно, стиль художественный. Его цель – нарисовать словами картину событий, произошедших с героями на пожаре.)


  1. Языковой анализ текста. Составление краткого пересказа.


- Ребята, в тексте использованы выразительные средства художественного стиля. Мы о них говорили. Какие же? (синонимы, олицетворения)

- Какие по строению предложения использует автор? (Простые и сложные)

- Чем осложнены многие простые предложения? (однородными членами, чаще сказуемыми)

- Поучимся и мы у автора строить сложные предложения и простые с однородными членами, то есть перейдём к сжатому изложению. Как сформулировано это задание в учебнике?

(Кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (сложным или простым)


- Какие 2 сообщения главные в 1-й части? (1-е и последнее предложения)

-Замените в них 1-е лицо на 3-е и постройте простое предложение с однородными сказуемыми.

(Однажды автор ночевал у деда Лариона на Урженском озере и услышал от него историю о зайце)

- Посчитайте количество слов в авторском тексте в 1-й части и в нашем предложении.

(76 слов и 17) Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.


Перечитайте 2-ю часть и опорные слова к ней. Передайте содержание части простым предложением с однородными сказуемыми.

(В августе на охоте старик выстрелил в зайчонка, но промахнулся)


- Выделите главное в 3-й части.

( Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью )

- Можно объединить эти предложения, а можно взять начало из плана.

(В лесу начался пожар, сильный ветер с неслыханной скоростью гнал по земле огонь)


- Для пересказа 4-й части можно составить 2 предложения и по одному для 5-й и 6-й. Сделайте это самостоятельно дома, отбирая самое главное и объединяя, как мы делали в первых 3-х частях. Вам помогут опорные слова. Не забывайте о них. Желаю вам успеха, ребята. А теперь подведём итог сделанному и повторим, что должно быть отражено в сжатом изложении.


Запись на доске: 1. Стиль речи

2. Тип речи

3. Тема

4. Идея


Ответы учеников:

Текст написан в художественном стиле.

Тип речи – повествование в жанре рассказа.

Тема: текст о том, как заяц спас охотника во время лесного пожара.

Идея: людям надо заботиться о животных, и звери могут помочь им, спасти.


Домашнее задание: написать сжатое изложение.


Использованная литература:


  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. / Под ред Л. А. Чешко. – 5-е изд., стереотипное. М., Русский язык. 1986.

  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М., Русский язык, 1981.

  3. Паустовский К. Г. «Золотой линь». М., Детская литература, 1972.



Записи на доске и в тетрадях


Подготовка к сжатому изложению по тексту К. Г. Паустовского


План

Опорные слова

1.

1. 1. Ночёвка у деда Ларион

2..


К. Г. Паустовский дед Ларион

автор старый лесной житель

писатель охотник

старик


П 2. Промахнулся.


заяц

зайчонок

спаситель

зверёк

косой

длинноухий


В 3. В лесу начался пожар.



с неслыханной скоростью

с большой

с огромной

со страшной


4. За зайцем.


гул и треск пламени

смерть настигала, хватала за плечи

из-под ног

рядом

близко

С

5. Спасение.

обгорели

опалены

обожжены

6. Чувство вины

провинился

чувствует вину

считает себя виноватым




:





-

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе на тему iconПлан-конспект урока русского языка 8 классе
Тип урока: урок-семинар, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок подготовки к егэ по русскому языку в 10-м классе. Тема: "Роль языка в жизни общества" Садриева Наиля Тимуровна, учитель русского языка и литературы
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок русского языка
Это даёт возможность реализовать ценностный учебный, развивающий и воспитательный аспекты русского языка как учебного предмета
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши»
Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении...
Урок русского языка в 6 классе на тему iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок русского языка в 9 классе 27. 11. 2010г
Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных...
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок русского языка в 8 классе
С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. 8 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов....
Урок русского языка в 6 классе на тему iconПолемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?
Открытый урок в 10 классе в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы «Методика построения современного урока...
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100»)
Сегодня на уроке мы будем работать в группах (3 группы по 6-7 человек). Улыбнитесь своей группе поддержите друг друга, улыбнитесь...
Урок русского языка в 6 классе на тему iconУрок русского языка в 7 классе
Цель: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот», формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница