Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес»




Скачать 35,91 Kb.
НазваниеМетодические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер35,91 Kb.
ТипМетодические разработки
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№9»








Опыт работы

учителя математики

Дьяченко Натальи Ивановны

по теме:

«Нестандартные уроки

в курсе математики

основной средней школы»













г.Благодарный, 2006 г.

Содержание


Актуальность и значимость опыта……………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы ……………………………………………6

    1. Урок – основная форма организации педагогического процесса……6

    2. Нестандартный урок и его виды……………………………………….7

    3. Подготовка и проведение нестандартного урока……………………..23


Глава 2. Методические разработки нестандартных уроков…………….35

2.1. Урок – лабиринт……………………………………………………….35

2.2.Урок – «Поле чудес»…………………………………………………..37

2.3. «Счастливый случай»…………………………………………………39

2.4. Урок – «Улей»…………………………………………………………42

2.5. Педагогический эксперимент…………………………………………44


Результативность………………………………………………………………47


Литература…………………………………………………………………48

Приложение……………………………………………………………….53


Актуальность и значимость опыта

На сегодня актуальна проблема интереса школьников к занятиям, а особенно к таким наукам как алгебра и геометрия. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами. На обострение этой проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, а особенно к математике. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнение педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отчуждением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно учиться.

Как говорил Б. Паскаль: «Предмет математика, настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным!». Потому уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Особенно это надо учитывать на уроках математики в

5 – 9 классах. В этой связи возникает необходимость создания нестандартных уроков.

Нестандартные уроки обязательно должны включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Для учителя нестандартные уроки являются сложными по конструированию. Они требуют умения подчинить весь учебный материал единой теме, единым целям. Они развивают мотивацию, основу обучения, которая определяет успешность последующего обучения. Такие уроки заставляют детей думать, размышлять о различных математических законах по новому, свежим взглядом смотреть на изученное математическое понятие, вызвать интерес как в познавательном, так и в образовательном отношении.

Все вышесказанное определило актуальность данного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения математики в 5 - 9 классах основной школы.

Предметом исследования являются теоретические и практические основы разработки и включения нестандартных уроков в процесс обучения математики учащихся основной школы.

Научная проблема исследования состоит в выявлении путей совершенствования методики разработки и применения нестандартных уроков в курсе математики основной школы.

Целью исследования является разработка системы нестандартных уроков, направленных на развитие индивидуальных способностей, умений и навыков, интереса учащихся 5 - 9 классов.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что целенаправленное использование нестандартных уроков в обучении математики учащихся основной школы будет способствовать раскрытию их индивидуальных возможностей, а значит и формированию личности каждого ученика.

Цель исследования определила свои задачи.

1. Выявить теоретические и методические основы использования нестандартных уроков в обучении математике.

2. Провести анализ психолого-педагогической и математической литературы по теме исследования.

3. Помочь учителю ответить на вопрос: «Как вызвать интерес учащегося к предмету математики?».

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

– анализ математической, психолого-педагогической, методической литературы, работ по истории математики, школьных программ, учебников, учебных пособий;

– изучение и обобщение опыта работы учителей отечественной и зарубежной школ по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны:

1. Нестандартные уроки по темам курса математики для 5 - 9 классов.

2.Методические рекомендации для учителей математики по организации проведения нестандартных уроков.

Таким образом, в качестве основных результатов исследования выступают:

- разработки нестандартных уроков для учащихся 5 -9 классов;

  • методические основы использования нестандартных уроков в обучении математике;

- методические рекомендации для учителей по организации и проведении обучения с помощью нестандартных уроков.

Во введении обоснованна актуальность исследования, даны его основные характеристики.

Первая глава посвящена теоретическим основам использования нестандартных уроков в обучении математике. Рассматриваются приемы составления и виды нестандартных уроков.

Во второй главе рассматриваются вопросы методики использования нестандартных уроков в курсе математики 5 - 9 классов. Предлагаются разработки нестандартных уроков по основным темам курса математики для 5 – 9 классов. Приводятся результаты проведения педагогического эксперимента.

В заключении работы приводятся основные выводы и результаты проведенного исследования, подтвержденные в ходе опытно-экспериментальной работы. Представленные в исследовании материалы были апробированы в практике работы МОУ «СОШ №9» г.Благодарного Ставропольского края.


Глава 1. Теоретические основы

1.1. Урок - основная форма организации педагогического процесса

С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражается все преимущества классно – урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно – познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что имеет благоприятные возможности для сочетания «фронтальной, групповой и индивидуальной» работы; позволяет учителю систематически и последоваетльно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью, постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а так же для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному).

В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого их них. Овладение основами изучаемого непосредственного на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

В каждом уроке можно выделить его основные моменты, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют, таким образом, построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. структуру. А многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов. Уточненный перечень главных типов уроков следующий:

1. комбинированный

2. уроки изучения новых знаний

3.уроки формирования новых умений

4. уроки обобщения и систематизации изученного

5. уроки контроля и коррекции знаний

6. уроки практического применения знаний и умений

1.2. Нестандартный урок и его виды

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблема массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, главной целью которых является возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Термин «нестандартный» включает в себя нетрадиционные:

- подготовку и проведение урока;

- структуру урока;

- взаимоотношения и распределения ролей и обязанностей между учителями и учениками;

- подбор и критерии оценки учебных материалов;

- методику оценки деятельности учащихся;

- анализ урока.

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нестандартного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нестандартные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность), такой урок-это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общение), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных целей.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

а) урок – соревнование

б) урок – КВН

в) урок – экскурсия

г) учебная конференция

д) лекция

е) семинары и практикумы

ж) уроки общения

з) уроки – «бенефисы»

и) урок практическая работа

к) урок – лабиринт

л) уроки - консультации

м) урок - поединок

н) урок - викторина

о) математическая эстафета

п) деловая игра

р) устный журнал

с) диалог

т) урок сказка

у) урок – зачет

а) Урок – соревнование

Цель урока – закрепление умения решать задачи разных типов. Заранее формируют команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме.

Начинается урок с одного такого сообщения, затем разминка – (решение команд качественных задач; демонстрирует опыт – требуется его объяснение (далее – конкурс капитанов), (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом – конкурс команд: самостоятельное «на время» решение задач. Завершается урок подведением итогов и объявление команды – победительности.

б) Уроки типа КВН

Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественно повторение тем и разделов. Соревнование состоит из 5 этапов:

  1. разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме; один

ученик начитает рассказ, а второй продолжает.

11- конкурс «Проверка», нужно сыграть сценку, где отражается все самое главное в теме.

111 – решение задач с выбором ответа.

1У – конкурс «Угадай», один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами подсказывают физические понятия (например, молекула)

V – конкурс «Артистов» и «художников». «Художники» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объявляет его. Приглашает «художников», и для него «артист» пантомимой изображает опыт: «художник» должен его узнать и изобразить рисунком.

Поведение итогов.

в) Экскурсия – это специфическое учебно – воспитательное занятие, перенесенное в соответствие с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму.

Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии используются наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседы, демонстрации.

Образовательно – воспитательное значение экскурсий в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников, помогает установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью, способствует решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

По образовательно – воспитательным целям экскурсии, могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса – вводными или предварительными, текущими и итоговыми.

Экскурсия – важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому педагог должен заранее определять при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее напечатать задачи, план, методы проведения.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание, конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсии.

В плане проведения экскурсии должны отпечататься этапы работы (беседа, наблюдение, обобщение учителя, обработка материалов), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны в распределении времени по этапам, форме организации.

Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40 – 50 до 2,5 ч.

Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему.

г) Учебная конференция

Имеет своей целью обобщение материала, по какому либо разделу программы. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов).

В конференции могут принимать участие учащиеся других классов, учителя, представители производства. Учитель распределяет темы докладов, формирует цель дискуссии.

д) Лекция

Лекции представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этом слушания и фиксирование лекции на первых парах учащиеся необходимо указывать что записывать, но не превращать лекцию в диктовку.

В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и тексту изложения выделять подлежащие записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования. Использования обще употребительских сокращений и обозначений, учить дополнять лекции, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение разделов, программ, выполнение наблюдений и упражнений.

е) Семинары и практикумы

Используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно – ответной форме.

Сущность семинара заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Уроку семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом .Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя, затем последовательно обсуждаются объясненные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения и доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участие оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомившись с содержанием сообщений. Особой формой семинара является семинар – диспут. Имеет особую цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на участке.

Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструктажу, предусмотренному учителем.

Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений.

ж) Уроки общения

Этот вид урока следует чаще всего проводить после урока лекции. Лекция является одной из укрупненных дидактических единиц. После получения большой дозы информации, встает проблема проверки качества усвоения материала, и отодвигать ее решение на более длительный срок нет смысла. В какой то мере это урок – зачет. Существуют различные варианты такого урока. Учащиеся осведомлены, что будут опрошены все по всем опроса за урок. На уроке на доске дан перечень вопросов, подлежащих обсуждению, а также возможны задачи на непосредственное применение алгоритма; дается время 3 – 5 для подготовки к ответу (учащиеся могут пользоваться конспектами лекций, учебником, справочником) и учитель опрашивает первых 1- 3, школьников готовых к ответу. Обсудив ответы, учитель предлагает этим учащимся приступить к опросу желающих одноклассников. Оценку за ответ выставляет первоначально сам отвечающий, затем тот, кто прослушивает ответ. Учитель может подходить к любой группе беседующих и помогать объективно, оценивать отвечающих. Отвечающие ученики могут включаться в проверку знаний или решать какие – то задачи. Такой урок –общения можно применять с 5 кл., школьники этого возраста охотно вступают в общение с одноклассниками, довольно объективно оценивают и себя и своего товарища.

В старших классах можно иначе провести. Заранее готовить консультантов. Для этого приглашать на обязательные консультации учащихся проявляющих повышенный интерес к математике, с целью выявления уровня их подготовленности, а также выяснения наиболее трудных вопросов выносимых на обсуждение. Появляется реальная возможность у учителя работать с наиболее одаренными в области математики школьниками. На уроке же все консультанты и учитель одновременно опрашивают значительную группу учащихся, и оказываются все опрошены за урок.

Самооценка и оценка ассистентами обязательно присутствует на таких уроках. Возможны в организационном плане и другие модификации; в частности групповая работа. Отвечает один в группе, остальные высказывают замечания, дополнения, уточнения, выясняют непонятные моменты, возникшие в процессе изучения материала. Учитель поочередно включается в работу каждой группы, слушает, помогает, направляет. Если в какой – то группе встретится ошибка, искажающая смысл математического утверждения, то полезно обсудить ее всем классом.

Достоинство таких уроков в том, что учащиеся учатся внимательно слушать, оппонировать, четко выражать мысли, развивать математическую речь, а также давать оценку и самооценку своим знаниям и знаниям товарищей.

При сложившейся системе обучения у некоторой части школьников имеет место тенденция к завышению собственных знаний.

В какой форме проводить урок общения существенно зависит от состава класса, уровня подготовленности учащихся, изучаемого материала.

Для успешного проведения таких уроков необходимо их использовать систематически.

з) Уроки – «бенефисы»

Так называемые уроки – отчеты о самостоятельных домашних исследованиях.

У ребят обычно падает внимание на уроке, когда они все по своей конструкции одинаковы, когда за каждым учеником закреплена определенная роль: Ты способный к изучению математики, а ты нет. Тогда у неспособных фактически нет возможностей доказать, что они могут добиться успехов в изучении предмета не хуже, чем его товарищи. Им нужен толчок, стимул, задача учителя состоит в том, чтобы заставить соответствующим образом организовать деятельность такого ученика, пересмотреть свою роль в классе и тем самым настроить на более уверенную работу по изучению предмета.

Двум ученикам обычно среднему и чуть - чуть посильнее на карточках дается одна и та же задача. Им предлагается в течении двух недель представить учителю решение затем изложить его на уроке.

Практика показала. Что это хороший способ стимулирования творческой деятельности ученика. Обычно тихий, незаметный на уроке «бенефис» он находится в центре внимания своих товарищей. Чувство ответственности, которое, как правило, хорошо развито у таких ребят и огромное желание оправдать надежды учителя, не уронить, а поднять свой авторитет, среди других помогают ему мобилизовать все свои мысленные способности. Он знает, что от него ждут красивого решения, а добиться его можно только в результате огромной, кропотливой, исследовательской работы над условием задачи. Вот этот эмоциональный настрой окрыляет ученика. Может быть, поэтому решение, причем красивое, он обычно приносит на проверку уже на следующий день.

Одним из требованием, к «бенефисной» задаче является возможность увидеть несколько способов ее решения.

Ведь цель урока – стимулирование творческой деятельности школьника.

Для того чтобы решения могли применяться творчески, у ученика должна быть сформирована готовность к быстрому поиску многообразных вариантов решений проблем.

Чаще всего для «бенефиса» выбираются задачи по курсу геометрия.

и) Урок – поединок

На таком уроке происходит приобретение новых знаний. Основой является соревнование между командами при ответах на вопросы и решение упражнений, а также дополнительно математические утверждения. На равных условиях соревнуются две команды. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мыслительную деятельность учащихся, превратить процесс обучения в процесс поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны и их ассистенты. Капитан следит за порядком, дисциплиной, ассистенты дают консультации, стремятся, чтобы их работа приносила успех команде. Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи, следить за правильностью ответов у доски.

к) урок – лабиринт

Урок «Математический лабиринт» отличается от традиционных нестандартностью проведения, атрибутикой (эмблемы, таблицы для подведения итогов, карта лабиринта и др.), атмосферой соревнования.

К положительным моментам урока «Математический лабиринт» можно отнести то, что ученики к нему готовятся активно, с подъемом. Каждая команда старается показать безукоризненные знания, умения, навыки, понимание математических символов, формул, терминов и т.д. В предлагаемых вариантах происходит чередование устных и письменных заданий, что очень важно для предупреждения утомляемости.

Практика показала, что если использование соревновательных ситуаций носит не случайный, а систематический характер, тесно связано с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче поймут и запомнят способы решения промеров, задач, теоретический материал, который, быть может, недостаточно был усвоен на предыдущих уроках.

Урок «Математический лабиринт» выполняет познавательные и воспитательные функции. На нем ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; слабые школьники привлекаются к занятиям; развивается логическое мышление, смысловая и образная память, умение работать с учебными текстами.

Обязанность четкого, правильного и наиболее полного объяснения решений той или иной задачи также является положительной чертой этого урока. Соревновательность активизирует мыслительную деятельность, возбуждает ее. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.

Диалоговое взаимодействие (при обсуждении того или иного задания) способствует выработке у учеников умения аргументировано доказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; прислушиваться к мнению других, коллективно находить решения; развивает чувство взаимопомощи и взаимоуважения; формирует осознанные нормы поведения, умение оценивать и направлять свои действия с учетом позиции других членов коллектива; учит внимательности, терпимости, самоуправлению и самообладанию. Такой урок способствует развитию различных качеств личности учащегося; честности, находчивости, сообразительности, критичности мышления, скорости в отыскании ответа и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что такая форма урока, как «Математический лабиринт», позволяет разносторонне развиваться личности учащегося, то есть целостно.

л) учебная конференция

Уровень распределения темы докладов, формулирует цель дискуссии. Поставленные вопросы должны освещаться глубоко, вызывать интерес у учащихся. Докладчиков должно быть более 2 – 3 человек. На этапе сообщений и математических знаний учитель выделяет главное, приводит в совместимость новые знания.

К конференции прибегают, тогда когда предлагается изучать легкий, но объемный материал, хорошо изложенный в разных пособиях.

) уроки – консультации

В обучении математике учитель вырабатывает у школьников умения систематизировать свои знания, применять их в нестандартной ситуации. Этому в немалой степени способствуют уроки – консультации.

На консультациях в 6 классе учащимся можно предложить задания различных видов:

- составляющие основу обязательного теоретического материала;

- находящие при решении более сложных задач, олимпиадные задания;

- по данной теме, решить которые учащиеся пока не могут, так как не владеют методами, которые будут рассмотрены позднее;

- с элементами прикладной математики (теории игр, математической логики);

При подборе заданий следует акцентировать внимание на рациональных способах вычислений, основанных на применении:

- законов действий;

- приемов умножения на десятичные дроби: 0,2; 0,5; 0.25; 0,125; на 11.

- тождественных преобразований.

Пример.

1. Натуральными числами являются:

А) 0, 1, -1, 2, -2, 3, -3,… Б) 1,2,3,4,….. В) 1,1/2,1/3,1/4,….

2. На нуль можно делить:

А) каждое число

Б) только положительное число.

В) любое число нельзя делить не нуль

3. Простые числа: А) знали Древнегреческие математики

Б) открыли математики в конце 16 века, В) открыли математики в начале 20 века

4. Нуль является: А) целым числом, Б) натуральным числом, В) простым числом.

5. Число один: А) простое число, Б) сложное число, В) непросто, не сложное число.

6. На 4 делится такое натуральное число: А) которое оканчивается на 4, Б) сумма которого делится на 4, В) записанное

двумя последними цифрами, делится на 4.

7.Частное двух чисел 0,0137 и 0,1 равно: А) 0,00137, Б) 0,137, В)1,37.

8. Наименьшее общее кратное чисел 14 и 4:

А) 4; Б) 28; В) 56.

9. Наибольший общий делитель чисел 375 и 125:

А) 5; Б) 6; В) 8.

10. Число 2100 при делении на з дает остаток:

А) 1. Б) 2. В) 0.

12. Простые числа имеют только два различных делителя; 1 само на себя. Числа, которые имеют только три различных делителя;

А) 16 Б)10 В) р2, где р простое число.

13. Из чисел 3, 30, 60, 180 наименьшее число, которое кратно обоим числам 12 и 15: А) 3 Б)180 В) 60

14. 8 дм составляет: А) 0,08 м. Б) 0,8 м В) 0,125 м.

15. 20 мин составляет А) 0,2 ч Б) 0,25 ч В) 1/3 ч

16. 1 м2 составляет: А) 0,0001 га, Б) 0,00001 га, В)0,001 га.

17.Ребро куба равно 1 м. Объем куба равен: А) 1 м3, Б) 3 м3 В) 6 м.

18. Решением уравнения 15х=5 является: А) х=3 Б) х=10 В) х=1/3.

19. Решением уравнения 2/7+х=11/14 является: А) ½, Б) 9/7, В) 15/14.

20. Решением уравнения 24/32=3/х-5 является: А) 9, Б) 37, В) 7.

н) урок – викторина

Доска делится на три части, по числу рядов. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые зарабатывает во время викторины каждая команда. Каждый вопрос имеет стоимость, ее заранее сообщают классу

1 б. – вопрос, проверяющий знания, определения.

2 б. – задача.

3 б. - нестандартная задача на сообразительность.

Вопросы задаются поочередно. После викторины дается самостоятельная работа, чтобы подсчитать очки. Итоги в конце урока.

н) математическая эстафета

Каждый ряд получает таблицу с форточками. По команде ученик начинает закрывать ее, закрыв, он передает таблицу соседу. Последний отдает учителю. В конце подводят итоги.

о) деловая игра

Представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи.

ЭТАП УРОКА

Знакомство с профессией, постановка шаговой задачи бригадирам, выяснение роли в производстве.

Создание проблемной игровой ситуации, овладение необходимым теор. материалом.

Решение производственной задачи. Анализ итогов.

Идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут видеть и оценить знание математики. В производстве самостоятельно, сам овладеть необходимым теоретическим материалом, применить на практике.

п) устный журнал

Устный журнал

Не требует соревнования, важно само участие в выпуске журнала. Учащиеся должны заранее почитать математическую литературу, найти в ней интересные факты, которые можно коротко изложить на 1 – 2 листах.

Ведущие устного журнала готовят ряд коротких рассказов, историй математических и технических разделов, которые не изучаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущего состоит в том, чтобы изложить свои заготовки, увлечь беседой учащихся.

р) диалог

Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения навыков, знаний. Учитель формирует учебную проблему, а учащиеся должны ее решить.

Они понимают, что для решения проблемы недостаточно имеющихся знаний. Каждая команда имеет право задать учителю большое количество вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации. В игре учитель как бы не желает выдавать информацию, а ученики настоятельными вопросами вынуждают его к этому. И если в диалоге при минимальном количестве вопросов у ученика наступает озарение, то учитель выполнил свою задачу по развитию творческого мышления учащихся.

с) урок сказка

Уроки, опирающиеся на фантазию

Урок сказка проводят после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изученного материала. Игра проводится на основе сказки, класс разбивается на 2 – 3 команды.

Учитель начинает рассказ, ставит проблему, учащиеся, применив необходимые знания, должны решить ее. Ребята путешествуют, по какой либо сказочной планете.

т) урок – зачет

На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.

Структура урока:

  1. разминка 5 – 7 минут

  2. опрос ассистентов 1 группы без подготовки (10 – 12 минут)

  3. опрос ассистентов 2 группы, ассистентов 1 группы

  4. 1 группа решает задачи, до конца урока

  5. Вторая группа ассистентов ведет опрос, Ответившим по «4» и «5».

К зачету каждый ученик заготавливает лист учета знаний, в котором будут выставлять оценку за определенный вид деятельности.

Лист

Теория без доказательства

Решение устных задач

Теория с дополнениями

Решение задач

Итоговая оценка

у) Урок – практическая работа.

К нестандартным урокам относят такие предполагаемые практические работы, в которых проводятся какие либо измерения или построение для решения поставленной задачи. Пример, Практическая работа по теме: «Измерение углов». Учащимся заранее предлагается домашнее задание, вырезать их картона по одному треугольнику и обозначить вершины.

Перед началом практической работы учитель пронумеровывает треугольники, и выдает учащимся.

Задание:

Измерьте с помощью транспортира углы треугольника АВС, запишите результат измерения, найдете сумму углов треугольника.

Практическая работа по теме: «Площади фигур»

Эта работа проводится после того, как изучены формулы площади многоугольников. Учащимся заранее предлагается изготовить из картона модели многоугольников. Каждому ученику выдается в пронумерованных конвертах комплект моделей по вариантам: 1)прямоугольник, ромб, трапеция, тупой треугольник, 2) квадрат, параллелограмм, прямоугольная трапеция, острый треугольник, 3) ромб, квадрат, равнобедренная трапеция

Задание: Перечертите фигуры.

Сделав необходимые измерения и дополнительные построения, найдите площадь и периметр этих фигур.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» icon«Плотность вещества»
Урок посвящен решению ситуационной задачи «Архимед царю помог, и тебе с того урок», в процессе решения которой учащиеся учатся применять...
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» icon«Историческое развитие атомистических идей». Участие в обсуждении Использование опорных знаний по теме, связан­ных с современным представлением о строении вещества
А теперь рассмотрим методические разработки нестандартных уроков, развивающих непосредственно творческий потенциал учеников, рассмотрим...
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconСопроводительная записка к уроку «Мир русской иконы»
Этот урок является очередным уроком интегрированного курса История+изо, разработанного учителями истории и изо с 5 по 9 класс. Обращаясь...
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconПоложение о творческом конкурсе «Урок Просвещения-2013» Учредитель, организаторы и жюри конкурса
Учредителем творческого конкурса методических разработок уроков, внеклассных мероприятий и занятий дополнительного образования «Урок...
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconИгра «Поле чудес» по сказкам А. С. Пушкина (слайд№1) Цель: Развивать интерес детей к сказкам А. С. Пушкина
Оформление: игровое поле с волчком, иллюстрированные плакаты со сказками Пушкина, презентация
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconНазвание тем и уроков
Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Взаимодействие токов, замкнутый контур с током в магнитном поле. Принцип суперпозиции...
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconУрок №21. Слайд №1
Здравствуйте ребята. Зовут меня Полина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок информатики, как вы очевидно уже поняли, не обычный...
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconУрока: урок повторения; интегрированный (русский язык, литература)
Место урока в системе: заключительный урок по теме «Чередование в корне слова» урок №6 изучения темы «Чередование в корне слова»
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconКонспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков
Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному
Методические разработки нестандартных уроков Урок лабиринт Урок «Поле чудес» iconУрока на тему «Карбоновые кислоты»
Анализируемый урок входит в систему уроков по теме программы «Кислородсодержащие органические вещества»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница