Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна




Скачать 17,64 Kb.
НазваниеПрограмма «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17,64 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования для детей «Истоки»

г. Волгограда


ПРОГРАММА

«Волшебная кисточка»

срок реализации 2 года

возраст детей 5-7 лет


Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории


Волгоград 2011г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой Ириной Александровной, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста.


В основе программы курса «Волшебная кисточка» лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.

Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом МОУ Центра «Истоки». Преподавание курса ведётся на культурологической основе.

Преподавание религиозно-познавательных дисциплин, не сопровождающихся совершением религиозных обрядов и имеющих информативный характер, может входить в программу государственных учебных заведений. Этому есть подтверждение в следующих документах:

  • Конституция Российской Федерации, ст. 28, 29, 44;

  • Федеральный закон «О свободе совести», ст. 5;

  • Конвенция о правах ребёнка, ст. 13, 14, 15;

  • Семейный кодекс, ст. 54 — 60;

  • Закон об образовании. Письмо от 04.06.99, ст. 14.

Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.


Актуальность программы.


Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.


Главные цели:

– формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;

- развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.

Ведущие задачи:

- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

- способствовование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского искусства;


Особенности методики и организации образовательного процесса.


Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

Особенностью программы является выделение большего, чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.


Структура программы.


1.Основы рисования

Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.

Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.

Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.

Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.

В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа

Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).


2.Композиция

Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.

Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.


3.Азбука народного искусства.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков. Именно через знакомство с традиционным народным искусством дети смогут по-настоя­щему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художествен­ный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового искусства.

Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.


Численность группы — 8-10 человек. Программа рассчитана на два года обучения.


Первый год обучения (возраст детей 5-6 лет) - 34 часа;

Второй год обучения (возраст детей 6-7 лет)-34 часа;

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.


Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);

  2. репродуктивных (работа по образцам);

  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

  4. творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

  5. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).



Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.


Условия реализации программы.


Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.

Бумагу и карандаши для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами, для выполнения работ общественно-полезного значения и коллективных их обеспечивает учреждение.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;

б) Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г) Схемы, технологические карты;

д) Индивидуальные карточки.


Критерии определения уровня освоения программы.


А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;

В — способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

С — рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.


Карта определения уровня освоения программы.


Ф.И. ученика

Уровни освоения программы

А

В

С

1. Иванов Женя










2. Петров Игорь










…………………










…………………










12. Сидорова Соня










Итого:

6

4

2


Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу три раза в год разными цветами.

1-й раз — на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений.

В случае если ни один из уровней А, В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.

2-й раз — во время промежуточной аттестации учащихся (декабрь).

3-й раз — на конец учебного года (май).

Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских и окружных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.


  1   2   3

Похожие:

Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconПрограмма «Ритмика и танец» Срок реализации 7 лет Возраст детей 7 14 лет
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconОбразовательная программа «Пешеходный туризм» Возраст обучающихся 11 16 лет. Срок реализации программы 3 года. Программу разработал: Андреев А. А. заместитель директора по увр мкоу дод «Станция юных туристов»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconОбразовательная программа срок реализации 5 года для обучающихся 5-9 классов (возраст обучающихся 11−15 лет) Автор составитель: Морозова И. Н. Старшая вожатая моау «сош №1»
Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной...
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconДополнительная образовательная программа «православный воин» 1 часть «Дружина» Срок реализации 5 лет Возраст воспитанников- 8-14 лет 2 часть
«Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconПрограмма дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconПрограмма дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconПрограмма дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconПрограмма кружка «Изготовление простой табуретки» (Возраст учащихся: 10-15 лет. Срок реализации программы 3 года). Автор: Шилов Александр Федорович
Когда люди поняли что на земле сидеть холодно и сыро они стали придумывать разные приспособления. Одним из них стало бревно. Но так...
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconВозраст обучающихся: 14-18 лет Срок реализации: 2-ой семестр 2012 2013 учебного года
Кроме того, важно подготовить профессионально и культурно ориентированную личность, обладающую мировоззренческим потенциалом, способностями...
Программа «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна iconДополнительная образовательная программа «Организатор и ведущий массовых мероприятий» Возраст воспитанников: 15-18 лет Срок реализации: 3 года Салатова Валентина Анатольевна, методист
Наиболее полно развить потенциальные возможности, индивидуальные способности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, организаторские...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница