Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность




Скачать 21,74 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер21,74 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Настоящая программа является результатом апробации её основного содержания, реализованного в кружке «Изостудия» через ряд программ по изобразительному искусству, которые были созданы в предшествующие годы: Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Рисунок и живопись», С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, 1981 г.; «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.).

Эти программы стали своего рода «классикой» в московской городской системе дополнительного образования детей: именно на их основе были разработаны образовательные программы изостудий целого ряда образовательных учреждений города.

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.


Актуальность, педагогическая

целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия кадет изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Педагогические задачиразбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.


Отличительные особенности

и новизна программы

Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.

Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

Тем самым программа «Изостудия» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки.

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях Корпуса, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты, спектакли стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.


Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

        • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

        • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

        • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

        • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

        • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

      • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

      • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

      • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

      • воспитание аккуратности.


Сроки реализации программы

и возраст обучающихся


Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 342, в том числе в 1-й год обучения – 114 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 114 часов в каждый год.

Возраст обучающихся: первого года обучения – 10-12 лет, второго года обучения – 12-13 лет, третьего года обучения – 14-17 лет.

Наполняемость учебной группы – 15 человек.


Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятиепедагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятиепедагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натурыспециальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памятипроводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятиедетям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное(на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятиестроится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсияпроводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.


Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения – один раз в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом;

– во второй и третий год обучения – один раз в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом каждый час.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

  • понятие симметрии;

  • контрасты форм;

  • свойства красок и графических материалов;

  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

Уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

  • работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения

и личностные качества:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

  • трудолюбие;

  • самостоятельность;

  • уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;

  • гармонию цвета;

  • азы композиции (статика, движение);

  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;

  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

  • основы линейной перспективы

Уметь:

  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

  • работать с натуры;

  • работать в определённой гамме;

  • доводить работу от эскиза до композиции;

  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

у них получат развитие общеучебные умения

и личностные качества:

    • умение работать в группе;

    • умение уступать;

    • ответственность;

  • самокритичность;

  • самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

  • основные законы композиции;

  • пропорции фигуры и головы человека;

  • различные виды графики;

  • основы цветоведения;

  • свойства различных художественных материалов;

  • основные жанры изобразительного искусства;

Уметь:

  • работать в различных жанрах;

  • выделять главное в композиции;

  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;


у них получат развитие общеучебные умения

и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;

  • способность к адекватной самооценке;

  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

  • трудолюбие, упорство в достижении цели;

  • эмпатия, взаимопомощь.


Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

    1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

    2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала


Первый год обучения

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

фиолетовый цвет?

зелёный цвет?

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

Какие цвета относятся к холодной гамме?

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

Что такое орнамент?


Второй год обучения

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

Чем отличается эскиз от композиции

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?

Какие линии используются в рисунке?

Что такое линия горизонта?

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

Какие объёмные формы ты знаешь?

Какие цвета являются контрастными?


Третий год обучения

Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)

Что такое ритм в орнаменте?

Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?

Какие народные промыслы ты знаешь?

Что означает рефлекс в живописи?

Что означает тон в рисунке?

Какие графические материалы ты знаешь?

Что такое стилизация природных форм?

Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?

Что означает техника «гризайль»?

Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)

Что такое ритм в орнаменте?

Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?

Какие народные промыслы ты знаешь?

Что означает рефлекс в живописи?

Что означает тон в рисунке?

Какие графические материалы ты знаешь?

Что такое стилизация природных форм?

Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?

Что означает техника «гризайль»?
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПрограмма дополнительного образования по курсу «изо-студия»
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на обучение, воспитание и развитие детей средствами...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПояснительная записка Направленность программы
Направленность программы «Акварелька» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПрограмма дополнительного образования
Кружок направлен на художественно-эстетическую направленность школьной системы дополнительного образования
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconОбразовательная программа «Химия вокруг нас» для учащихся 14 16 лет Срок реализации программы 1 год Автор-составитель Шашкова О. В. педагог Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас»
Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПрограмма кружка художественно-творческой направленности
Направленность программы «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПояснительная записка Направленность Данная образовательная программа относится к программам социально-педагогической направленности
...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПояснительная записка Образовательная область программы
Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПояснительная записка направленность программы дополнительного образования
Получение учащимися знаний в этих областях позволит не только освоить теоретические, но практические аспекты оказания первой медицинской...
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПояснительная записка Направленность дополнительной программы
Предмет этого цикла, раскрывая ребятам мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формирует духовный мир
Пояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность iconПояснительная записка На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск рмэ
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница