Рабочая программа по физике 11 класс




Скачать 17,57 Kb.
НазваниеРабочая программа по физике 11 класс
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер17,57 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Комитет по образованию

Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Директор МОУ СОШ № 40

естественно-математических дисциплин 15 сентября 2010г _________ Г.С. Черных

Руководитель МО

_________ Нестерова Т.С.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ФИЗИКЕ


11 КЛАСС


Составила: учитель физики

Дудина Е.Д.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработанная мною рабочая программа по физике составлена в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФИЗИКА. (одобрен решением коллегии Министерства России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г №21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» от 5 марта 2004г №1089).

Также в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ И ПРИМЕРНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» от 9 марта 2004г № 1312).

Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся ос­новной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

Программа рассчитана на работу по учебнику Мякишева Г.Я. , Буховцева Б,Б. Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений и задачника А.П.Рымкевич. Физика. Задачник 10-11 классы.

Домашние задания учитывают подготовку к единому государственному экзамену по физике. При планировании уроков используется сборник ЕГЭ-2010, ЕГЭ-2011 Физика. Федерального института педагогических измерений. Авторы-составители А.В.Берков, В.А.Грибов.

В связи с отсутствием оборудования часть лабораторных работ была заменена. Темы замененных лабораторных работ полностью соответствуют программе.

Данная программа претерпела коррекцию в связи с карантином в школе с 7-21 февраля 2011г, поэтому имеются уроки, где объединены 2-3 темы.

Характеристика учебного предмета

Физика - наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает учащихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью данного предмета в учебном плане является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Вопросы воспитания учащихся в преподавании физики

1. Формирование научного мировоззрения учащихся.

Раскрытие материальной природы изучаемых физических явлений, установление связей между явлениями и правильное объяснение их; раскрытие объективного характера изучаемых физических законов; убеждение учащихся в возможности познания законов природы и использования их для её преобразования.

2. Формирование у учащихся представлений о материальности мира.
Изучая строение вещества, учащиеся узнают, что все вещества состоят из
мельчайших частиц- атомов и молекул. Всё существующее в мире - физические
тела, наша Солнечная система, газовые и полевые облака, находящиеся в космосе,

бесконечное множество миров Вселенной- все это материя. Науке известны 2 вида материи: вещество и поле. Поле - особый вид материи.

3. Формирование у учащихся представлений о движении материи.

Все тела находятся в движении, что всякий наблюдаемый нами покой относителен.

  1. Показ взаимной связи и обусловленности явлений природы.

  2. Ознакомление учащихся с переходом количественных изменений в качественные.

  3. Раскрытие закона единства и борьбы противоположностей.

  4. Показ объективного характера законов физики.

  5. Формирование у учащихся убеждения в познаваемости законов природы.

  6. Научное воспитание учащихся.

10. Политехническое обучение. Физика- научная основа техники.

В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика; машиностроение; контрольно- измерительная техника; техника устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы ( автоматика, радио, электроника, кибернетика); транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, газо- и бензонефтепроводы); связь (телефон, телеграф, радио, телевидение).

К физике имеют непосредственное отношение также отдельные области технологии (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с помощью различного рода изучений и др.).

Не следует также забывать об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно- прикладных вопросов. Это имеет большое значение для военно- патриотического воспитания учащихся, подготовки их к защите Родины.

  1. Формирование у учащихся практических умений и навыков.

  2. Формирование измерительных умений и навыков.

  3. Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям и развитие способностей к
    исследовательскому, творческому труду.


Цели изучения физики

Целями обучения физике на данном этапе физического образова­ния являются:

- формирование у учащихся знаний основ физики: эксперимен­тальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, кван­товой физики); подготовка к формированию у школьников цело­
стных представлений о современной физической картине мира;
- формирование знаний о методах познания в физике — теоретиче­ском и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;

- формирование знаний о физических основах устройства и функ­ционирования технических объектов; формирование эксперимен­тальных умений; формирование научного мировоззрения: пред­ставлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного по­знания и истинности знания, о причинно-следственных отноше­ниях; формирование представлений о роли физики в жизни обще­ства: влияние развития физики на развитие техники, на возникно­вение и решение экологических проблем;

- развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восп­риятия, мышления (эмпирического и теоретического, логическо­го и диалектического), памяти, речи, воображения;

- формирование и развитие свойств личности: творческих способ­ностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комму­0никативности, критичности, рефлексии»


В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рас­сматривать как принципы его построения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, вклю­чает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности уча­щихся.

Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания

Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.

Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровня материи.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование унитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.

Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.

Структура физики 7-11 классы:

В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физичеческие явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.

Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жид­ких и твердых тел.

Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.

Таким образом, в VII—VIII классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяс­нять их.

В IX классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, в IX классе учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика пред­ставлена как целостная фундаментальная физическая теория; предус­мотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы приме­нимости классической механики, ее объяснительные и предсказа­тельные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к ана­лизу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изу­чения электромагнитных колебаний и волн.

За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные вол­ны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых пред­ставлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях стро­ения атома и атомного ядра.

Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформиро­вать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому боль­шое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.

Как уже указывалось, в курсе реализована идея уровневой диффе­ренциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного, т. е. материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хоро­шей математической подготовки и развитой) абстрактного мышле­ния, прикладной материал. Перечень практических работ также включает работы, обязательные для всех, и работы, выполняемые уча­щимися, изучающими курс на повышенном уровне. В тексте програм­мы выделены первый и второй уровни, при этом предполагается, что второй уровень включает материал первого уровня и дополнительные вопросы.

Для каждого класса предусмотрены дополнительные темы, кото­рые изучаются при условии успешного изучения учащимися основно­го материала и наличия времени. Темы для дополнительного изуче­ния являются ориентировочными, учитель при желании может пред­ложить свои. Из перечисленных тем выбирается либо одна для всестороннего изучения, либо рассматриваются избранные вопросы из каждой темы. Темы подобраны таким образом, чтобы можно было провести обобщение знаний учащихся. Дополнительные темы также дифференцированы по уровням. Так, если тема «Оптические приборы и их применение» изучается всеми учащимися, то на повышенном уровне могут быть рассмотрены темы «Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии».


4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА


XI класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Магнитное поле

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического то­ка. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на про­водник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряжен­ные частицы. Энергия магнитного поля тока.

Электромагнитная индукция

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнит­ная индукция. Способы индуцирования тока. Использование электро­магнитной индукции. Разрядка и зарядка конденсатора.

Фронтальная лабораторная работа № 1

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитные колебания

Свободные и вынужденные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Переменный электрический ток. Сопротивление в цепи переменного тока.

Производство, передача и использование электрической энергии

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электроэнергии.

Электромагнитные волны

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. Радиолокация. Развитие средств связи. Распространение электромагнитных волн.

Оптика

Световые волны. Скорость света. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Линза. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Корпускулярно-волновой дуализм свойств света.

Лабораторная работа № 2

Определение главного фокусного расстояния линзы.

Лабораторная работа № 3

Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа № 4

Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

Элементы теории относительности.

Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. Зависимость массы от скорости. Связь между массой и энергией.

Излучение и спектры

Спектры. Спектральные аппараты. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

Квантовая физика

Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света.

Лабораторная работа № 5

Определение постоянной Планка

Атомная физика и физика атомного ядра

Строение атома. Опыты Резерфорда. Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма –излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Лабораторная работа № 6

Определение треков заряженных частиц

Элементарные частицы

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

Образование и строение Вселенной

Расширяющаяся Вселенная. Возраст и пространственные масшта­бы Вселенной. Основные периоды эволюции Вселенной. Образование и эволюция галактик, звезд (источники их энергии). Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.

  1   2

Похожие:

Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа по физике Дорониной Елены Анатольевны 11 «А», «Б» класс (базовый уровень) 2012 г
Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа по физике 7 класс
Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.(Программы...
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа учителя физики Николаевой Ольги Ивановны
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11...
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа по физике для 7-9 классов на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по физике 11 класс iconУчебнике по физике за 7-й класс
Продолжаем анализ ошибок в школьных учебниках по физике. Ниже – лицевая страница обложки учебника по физике для 7-го класса
Рабочая программа по физике 11 класс iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильевская Муниципальная основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по физике (9 класс) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа По предмету физика
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа по физике в 5 классе с пропедевтическим уровнем обучения
Настоящая программа по физике для 5 класса создана на основе учебно-методического комплекса А. Е. Гуревич. Курс рассчитан на 35 часов...
Рабочая программа по физике 11 класс iconРабочая программа по физике для 7 класса
Примерной программы основного общего образования по физике, Программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница