Методологические и теоретические проблемы психологии




Скачать 20,55 Kb.
НазваниеМетодологические и теоретические проблемы психологии
страница1/30
Дата03.02.2016
Размер20,55 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Психологический журнал


СОДЕРЖАНИЕ. Том 23, номер 1, 2002

Автор:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

К психологической теории ситуации

Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова

5

Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике

Ю. Я. Голиков

18

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА

Самопознание субъекта

В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко

31

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рациональное принятие решений в деловых организациях Нобелевская мемориальная лекция, прочитанная 8 декабря 1977 г.

Г. А. Саймон

42

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблема уверенности: история и современное состояние

И. Г. Скотникова

52

Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста

П. В. Яньшин, Ю. В. Фомина

61

К 30-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН

Психология субъекта: индивида и группы (часть I)

А. В. Брушлинский

71

Список трудов сотрудников ИП РАН за 1996-2001 гг.

(Составлен Т.И. Артемьевой, Е.В. Курятовой )

80

Когнитивная психофизиология на рубеже столетий

А.Н. Лебедев

85

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Особенности восприятия шума автомобилей с дизельным двигателем

В. Н. Носуленко, Е. Паризе

93

КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект

В. М. Вызова

101

ПСИХОЛОГИЯ И ИНТЕРНЕТ

Особенности образа "Я" "жителя Интернета"

Н. В. Чудова

113

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы

Ю. В. Щербатых

118

стр. 1



ДИСКУССИИ

Заметки психологов-исследователей о позиции методолога (к статье А.В. Юревича "Психология и методология", "Психологический журнал", 2000, N 5)

И. О. Александров, Н. Е. Максимова

123

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Психология отношений: вопросы, проблемы, подходы

С. А. Цветков

132

Научное и социокультурное значения рефлексивного движения в России

В. Е. Лепский, И. Е. Задорожнюк

135

I научно-практическая конференция негосударственных образовательных учреждений по психологии обучения

Н. С. Чернышева

139

Хроника

141

Памяти Льва Марковича Веккера

144

стр. 2


К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СИТУАЦИИ

Автор: Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова

(c) 2002 г.

Л. Ф. Бурлачук * , Н. Б. Михайлова **

* Доктор психол. наук, член-корр. АПН Украины, зав. кафедрой Киевского университета им. Тараса Шевченко

** Канд. психол. наук, ст. научный сотрудник ИП РАН

Систематизированы положения ситуационного подхода в психологических исследованиях. Содержание современной психологической теории ситуации анализируется на основе исследований трех ведущих реалий: 1) психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных; 2) субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно- эмоциональнах репрезентаций в сознании человека; 3) поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций. Центральное звено теории составляет объяснение динамики взаимодействия человека с ситуацией, анализ ситуационно обусловленных изменений в психике и поведении человека.

Ключевые слова: ситуация, событие, субъект, субъективная интерпретация ситуации, когнитивно- эмоциональная репрезентация ситуации, динамичность, поведение.

Потребность психологической науки в развитии общей теории на современном этапе очевидна. Теория деятельности А.Н. Леонтьева [19], доминировавшая в российской психологии до 80-х гг., объясняла целый ряд новых феноменов и реализовала принцип деятельностного опосредования в анализе внешней и внутренней активности человека. В последние десятилетия российские психологи обратились к новым методологическим подходам с целью преодоления недостатков и ограничений этой теории.

Б.Ф. Ломов [20] разработал системный подход к изучению психики, который был последовательно развит в работах его учеников. Теоретические идеи С.Л. Рубинштейна [29] получили свое развитие в субъектно-деятельностной концепции К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинского [1, 6]. Субъектно-деятельностный подход значительно расширил теоретические возможности объяснения процесса взаимодействия человека с миром, утвердил новые идеи в понимании психологии субъекта и его активности.

Расширение интернациональных научных связей с Западной Европой и Америкой дало мощный приток новой информации для психологической науки в России. Особый интерес теоретиков вызывает современный ситуационный подход в зарубежных психологических исследованиях. В последние годы этот подход широко используют и отечественные ученые: Л. Анцыферова [3], Т. Ушакова [32], В. Дружинин [14] и др. Появился даже первый учебник по психологии жизненных ситуаций [7].

Цель настоящей статьи состоит в систематизации положений ситуационного подхода и анализе современных направлений его развития. Необходимо сразу сказать, что общепризнанной теории ситуации как в европейской, так и в американской психологии не существует. Ситуационный подход реализуется весьма субъективно, в зависимости от интересов и теоретической ориентации исследователей, но требование последовательного развития теории ситуации все чаще звучит в работах ведущих психологов.

Психологическая теория ситуации предполагает исследование и объяснение трех основных реалий:

1. Психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных.

2. Субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно- эмоциональных репрезентаций в сознании человека.

3. Поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций.

Центральное и наиболее сложное звено теории составляет объяснение динамики взаимодействия человека с ситуацией, анализ изменений в психике и поведении человека, происходящих под влиянием изменения ситуации. Сущность ситуационного подхода, по мнению американских психологов Л. Росс и Р. Нисбетт (L. Ross, R. Nisbett), выражает теоретическая триада: ситуационизм, субъективизм, динамизм напряженных систем. Их книга "Человек и ситуация", недавно переведенная на русский язык, представляет теоретические позиции американских коллег [28].

В Германии теорию ситуации разрабатывают психологи, получившие мировое признание:

стр. 5



X. Томэ (Н. Thomae) [65], К. Грауман (К. Graumann) [50], Т. Герман (Т. Herrmann) [52], Д. Дернер (D. Domer) [44], Г. Фиссени (Н. Fisseni) [48]. В Голландии ситуативный подход представляет Утрехтская школа [40], в Швеции - Д. Магнуссон (D. Magnusson) [57, 58]. Эти ученые закладывают сейчас фундамент новой теории, построение самого здания остается перспективной задачей.

СИТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В процессе жизни человек переживает бесчисленное множество различных ситуаций, событий, которые могут быть волнующими, яркими или монотонными, обыденными, простыми или сложными, стимулирующими активность или психотравмирующими. Объективные узоры, отпечатывающиеся в психике отдельного человека, часто совершенно уникальны и закрыты для восприятия других людей. В этом смысле психика остается трагически невидимой. Другой не может, а часто и не хочет "это" понять, потому что он "это" не пережил, а рассказ о событии воспринимается им как "чужое", не "свое". Проникая в глубины объективных событий жизни отдельных людей, психологи имеют возможность по-новому увидеть проблему психического развития человека, понять его личностный склад. Л. Монтада (L. Montada) в своем учебнике по психологии развития высоко оценивает направление, связанное с исследованием критических жизненных событий, которые он называет экспериментами жизни [59]. По его мнению, следует только приветствовать новые шаги в данной области.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Пионерами, провозгласившими появление ситуационистской традиции в психологии, были не социальные психологи, а бихевиористы, ведомые Дж. Уотсоном (J. Watson) [70]. Суть их позиции сводилась к тому, что "человек" представляет собой попросту сумму ситуативных превратностей, испытанных в прошлом, которые могут быть описаны объективно, что создает основу для точного предсказания и контроля поведения. Однако ситуационизм бихевиористов был связан с их убежденностью в том, что внутренние процессы человеческой психики не могут быть объектом исследования научной психологии. Они настаивали на отходе от исследований, ориентированных на интроспекцию субъективного опыта. Своим стратегическим решением игнорировать субъективный опыт и сосредоточиться только на объективно определимых фактах бихевиористы породили дилемму, просуществовавшую на протяжении большей части XX столетия: изучение и объяснение поведения человека в объективной ситуации оказалось невозможным без изучения субъективных интерпретаций этой ситуации.

Обсуждение ситуационизма в социальной психологии начинается с работ К. Левина (К. Lewin) [56], который начал формулировать свои теоретические положения со знакомого всем трюизма о том, что поведение представляет собой функцию личности и ситуации.

Предметом особого интереса Левина была способность ситуационных факторов и социальных манипуляций влиять на поведение, которое традиционно принято считать отражением личностных диспозиций и предпочтений. Основным положением ситуационизма Левина был тезис о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение. Он вполне отдавал себе отчет в том, что эти силы зачастую упускаются из виду обыденной психологией и что их обнаружение должно являться главнейшей задачей научной социальной психологии. Не менее важная часть ситуационизма Левина - его интерес к внешне незначительным, но в действительности важным деталям ситуации. Сам он называл их часто "канальными факторами", поскольку этот термин отсылал к существованию незначительных, но вместе с тем критически важных фасилитирующих влияний или сдерживающих барьеров. Принцип канальных факторов является, по мнению Левина, одним из ключевых для понимания того, почему одни ситуационные факторы обладают большим влиянием, чем можно было бы ожидать, а другие - меньшим.

Вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или ситуационными факторами также имеет исторические корни. Начало дискуссии положил В. Мишель (W. Mishel) [60] в 1968 г., усомнившись в достоверности психометрических данных. С тех пор началась печальная эпоха для психодиагностики личности, т.к. слишком много усилий было отдано почти тридцатилетней борьбе между двумя лагерями: "чертистов" и "ситуационистов". Персоно-логи утверждали, что в поведении преобладающая роль отводится личностным факторам, и поэтому высказывались в пользу постоянства поведения в различных социальных ситуациях. Ситуационисты полагали, что поведение ситуационно специфично. Сам Мишель утверждал сначала это положение. Впоследствии он пересмотрел свои взгляды в пользу личностно-ситуационного взаимодействия. Возможно, причиной разногласий явилось различие в исследовательских подходах. Персонологи проводили исследования, "вооружась" корреляционным анализом преимущественно лиц, отклоняющихся от среднестатистического испытуемого. Применялись специально разработанные опросники, активно привлекался фактор-

стр. 6



ный анализ. Ситуационисты с помощью экспериментальных методик изучали в основном обычных "средних" испытуемых.

В настоящее время психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуационного взаимодействия. Эта интерактивная позиция нуждается в эмпирическом обосновании, т.к. высказываемые суждения во многом почерпнуты из статистических данных, недостаточно глубоко проанализированных с точки зрения психологического смысла корреляций. В наиболее общем виде эта позиция представлена Н. Эндлером и Д. Магнуссоном (N. Endler, D. Magnusson [46]:

1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации.

2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.

3. Существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности.

4. Существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации.

Изучению социальной и психологической среды обитания человека уделялось во второй половине XX века все большее внимание. Новая отрасль исследования в конце 60-х гг. получила название психологии среды (environmental psychology), или психологической экологии, основателем которой считается Р. Баркер (R. Barker) [38]. Проблемы, рассматривающиеся в психологической экологии, касаются изучения человека в реальной жизни. Среда понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточившие внимание на человеке как едином замкнутом целом.

Непомерно раздутое представление людей о значимости личностных черт и диспозиций при одновременной неспособности признать важность ситуационных факторов при их воздействии на поведение получило название "фундаментальной ошибки атрибуции" [51, 62, 64].

Между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа "компонентной перспективы", согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости изучения личности в контексте естественных социальных ситуаций, в которых она функционирует. Американские психологи утверждают, что социальное давление и другие ситуационные факторы оказывают на поведение человека более мощное влияние, чем принято обычно считать. Кроме того, чтобы понять характер воздействия отдельно взятой социальной ситуации на конкретного человека, необходимо подчас уделять внимание ее тончайшим нюансам [28].

Частое использование понятий "среда" и "ситуация" в качестве взаимозаменяемых побуждает обратиться к анализу понятия "ситуация".

ПОНЯТИЕ СИТУАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

В 30-е гг. XX века в американских социологических журналах велись оживленные дискуссии о детерминации социального поведения и роли личности и ситуации в ней. В этих дискуссиях участвовали Г. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Quenn), Дж. Рейнхардт (J. Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и др. [7]. К конкретному результату дискуссии не привели, до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения и клиническая психология. К понятию ситуации, помимо психологов, обращались философы, теологи, юристы.

Ситуация характеризуется как многослойное и многодименсиональное явление, обсуждение которого нельзя вести в одной теоретической плоскости. О ней говорят, когда экспериментальные результаты не совпадают с гипотезами. Анализ существующих теорий показывают, что ни одна из них не в состоянии выделить четкие критерии для учета общего ситуативного контекста в психологических исследованиях, объективного содержания ситуаций, субъективного отражения этого содержания. Что же касается феноменов взаимодействия человека с ситуацией, т.е. субъект-объектных отношений, то охватить их целостную картину или дать им исчерпывающее психологическое объяснение до сих пор никому не удается.

Постоянно возникает вопрос, имеется ли в психологии такой потенциал, который позволит учесть все значимые составляющие ситуации, не ведет ли это к анализу, безнадежно теряющемуся в бесконечных деталях? Научная теория должна расставлять акценты, исследователи обязаны определить свой объект и при этом отстраниться от других, возможно, тоже важных объектов. Однако по отношению к феномену ситуации такие ограни-

стр. 7



чения могут привести к искажению или полному отрыву от феномена. Психологическая характеристика реальных ситуаций находится сейчас на границе научных и обыденных рассуждений, но, как показывают многочисленные исследования, наука обращается к этой теме достаточно часто. Определения ситуации разрабатываются в плоскости отдельных дисциплин, а теория ситуации приобретает междисциплинарный характер. Используются понятия "ситуация в широком и узком смысле слова", а также понятие "жизненное положение" [65, 68]. Ситуация в широком смысле понимается как общая ситуация жизни человека, аналогичный смысл вкладывается в понятие "жизненное положение". Ситуация в узком смысле связывается с конкретными событиями жизни или экспериментальными моделями ситуаций. Так, например, изучению отношения человека к стрессогенным жизненным событиям (стрессовые ситуации) посвящены многие работы российских и зарубежных психологов.

Таким образом, ситуация может быть определена на разных уровнях, от микро - к макро. Д. Магнуссон предложил пять уровней определения ситуации [58]:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Методологические и теоретические проблемы психологии iconМетодологические и теоретические проблемы психологии
Рациональное принятие решений в деловых организациях Нобелевская мемориальная лекция, прочитанная 8 декабря 1977 г
Методологические и теоретические проблемы психологии iconРабочая программа для аспирантов
...
Методологические и теоретические проблемы психологии iconРоссийское философское общество секция «теория и методология творчества» методологические проблемы науки монография москва 2003
Методологические проблемы науки. Монография. (Под ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой). – М.: Рфо, 2003. – 136 с
Методологические и теоретические проблемы психологии iconСтатья из сб научных трудов "Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть Методологические проблемы историко-психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ип ран, 28-29 января 2002 г.
Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть Методологические проблемы историко-психологического исследования:...
Методологические и теоретические проблемы психологии iconСоциально-педагогического факультета
Гуманизация образовательно-воспитательного процесса и психологии одарённости. Проблемы психологии одарённого ребёнка. Теоретическое...
Методологические и теоретические проблемы психологии iconСовременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование примерный перечень тем выпускных квалификационных работ
Направление исследований: Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии личности и междисциплинарных аспектов...
Методологические и теоретические проблемы психологии iconБелорусский государственный университет
Теоретические и методологические основы применения ит для анализа эконометрических данных 14
Методологические и теоретические проблемы психологии iconСодержание проблемы практической психологии
Березина Т. Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии
Методологические и теоретические проблемы психологии iconРабочая программа дисциплины основные методологические проблемы прикладной математики и информатики

Методологические и теоретические проблемы психологии iconМировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для ХХI века

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница