Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год




Скачать 20,97 Kb.
НазваниеРекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер20,97 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5
Рекомендации
по составлению
учебного плана
образовательного учреждения
на 2011/2012 учебный год


Начальная ступень образования


Содержание


Раздел I. Основные документы, регламентирующие
организацию образовательного процесса


Раздел II. Санитарные нормы

Раздел III. Структура и основные особенности
составления учебного плана


Раздел IV. Особенности изучения отдельных учебных предметов

Раздел V. Московский базисный учебный план
и примерные формы учебных планов


Раздел VI. Особенности организации учебного процесса в первом классе.

Раздел VII. Требования к Пояснительной записке

Раздел I.

Основные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса


ГОУ разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и рабочие программы по предметам начального общего образовании в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Учебный план конкретного образовательного учреждения разрабатывается и утверждается самостоятельно. Учебный план образовательного учреждения должен быть составлен на основе следующих нормативных документов:

  • ФГОС

  • Закон «Об образовании» (п.1-2 статьи 15);

  • Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770;

  • Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями, утверждёнными приказом МО и науки РФ от 30.08.2010 №889;

  • Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 г. № 811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

В ОУ издаются документы, обеспечивающие условия реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Приложения к приказу: Положение о Совете по введению федерального государственного стандарта общего образования; План-график введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ступени начального общего образования общеобразовательного учреждения.

Приказ «О создании и полномочиях рабочих групп по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приложения к приказу: Положение о рабочей группе по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Форма задания на разработку единичного проекта модернизации образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения

Приказ «Об утверждении должностной инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР 1 ступени»; Приложения к приказу: Положение о должностной инструкции учителя начальных классов общеобразовательном учреждении; Положение о должностной инструкции заместителя директора по УВР 1 ступени.

Регламент выбора системы учебников и предметных линий.

Документы, обеспечивающие организацию и содержание образовательного процесса:

Приказы, учебный план;

Основная образовательная программа начального общего образования с моделью организации внеурочных занятий;

Приказ «Об утверждении Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы», приложение к приказу: положение об организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

Рабочие программы;

Приказ «Об утверждении Договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями», приложение к приказ: форма Договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждения.

Документы, обеспечивающие достижение планируемых результатов:

Приказ «Об утверждении положения о внутришкольной системе оценки качества образования в общеобразовательном учреждении», Приложение к приказу: положение о внутришкольной системе оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.

Руководители образовательных учреждений, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, при разработке и утверждении учебных планов опираются на регламентирующие документы. Учебный план образовательного учреждения должен строго соответствовать Уставу данного учреждения. В учебном плане должны находить конкретное воплощение Общеобразовательная программа данного образовательного учреждения и его Программа развития.

Учебный план, регламентирующий, в основном, урочную деятельность образовательного учреждения, должен быть тесно увязан с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, осуществляемым в данном образовательном учреждении.

Учебный план образовательного учреждения является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава.


Раздел II. Санитарные нормы


При составлении учебного плана общеобразовательного учреждения особое внимание следует обратить на строгое выполнение санитарных норм, изложенных в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Несоблюдение санитарных норм является грубым нарушением организации учебного процесса, ответственность за которое несет администрация образовательного учреждения.

Прежде всего, следует учитывать, что количество часов, отведённых на освоение учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Это значит, что экскурсионная и проектная деятельность, факультативные и индивидуальные занятия, проводимые в рамках основной образовательной деятельности, должны учитываться при определении максимально допустимой нагрузки конкретного учащегося.

Санитарные нормы строго устанавливают максимальные величины образовательной нагрузки, в соответствии с возрастными особенностями учащихся:



Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

1

-

21

2 – 4

26

23



Продолжительность урока во 2-4 классах — не должна превышать 45 минут. Недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели и учитывать:

- для учащихся 1-го класса - не более 4-х уроков в день и один день в неделю - не более 5 уроков, за счёт уроков физической культуры;

-для учащихся 2-4 классов - не более 5 уроков;

-расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий, между которыми перерыв не менее 45 минут;

-чередовать в расписании основные предметы с уроками музыки, ИЗО, технологии, физической культуры;

-в первом классе наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке, во 2-4 классах на 2-3 уроках, контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках;

- сдвоенные уроки не проводятся;

-предметы, требующие больших затрат времени на д/подготовку, не должны группироваться в один день;

- наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник и (или) среду, наименьший на понедельник и пятницу;

-уроки физкультуры рекомендуется предусматривать в числе последних уроков, после них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы;

-расписание уроков составляется с учётом дневной и недельной умственной трудоспособностью и шкалой трудности предметов;


Шкала трудности предметов в н/школе:


Предметы

Количество баллов

Математика

8

Русский язык, иностранный язык

7

Окружающий мир, информатика

6

Литературное чтение

5

История, москвоведение

4

ИЗО и музыка

3

Технология

2

Физическая культура

1


Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

  • в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 часа;

  • во 2-3 м — до 1,5 часов;

  • в 4-м — до 2 часов;

Домашние задания хорошо укладываются в нормативы, если их количество составляет не более 50% от материала, освоенного на уроке.


Особые требования предъявляются к обучению детей в первых классах. Обучение детей в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;

  • 5-дневная учебная неделя;

  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

  • использование «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии программа «Введение в школьную жизнь», далее по 3 урока в классно-урочной системе по 35 минут и один урок в нетрадиционной форме, после адаптационного периода - по 4 урока в день по 35 минут, со второго полугодия продолжительность урока в 1-ом классе по 45 минут;

  • организация дневного сна при наличии специальных условий, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

  • обучение без домашних заданий (в I полугодии) и балльного оценивания знаний обучающихся;

  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Учебные занятия в образовательном учреждении следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения не должна превышать 25 обучающихся (в классах компенсирующего обучения — не более 20 человек).


В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в начальных классах в день не должно быть более 5-ти.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

Особое внимание следует обратить использованию технических средств обучения на уроках в начальной школе. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением к/работ).


Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения.


класс

Непрерывная деятельность (в мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических

изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи

в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15



Раздел III. Структура и основные особенности составления учебного плана


Московский базисный учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. № 216) и приказом ДО города Москвы от 04.05.2011 №327 «О внесении изменений в приказ ДО города Москвы от 11.05.2010 г. №958» предусматривает:

  • 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования (1 – 4 классы)

  • Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет не менее 34 недель, в первом классе продолжительность учебного года составляет 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность учебной недели определяется образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с оптимальной учебной нагрузкой учащихся. В классах с углубленным изучением отдельных предметов не рекомендуется устанавливать 5-дневную учебную неделю.

Дополнительным резервом увеличения времени реализации московского регионального компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах. Это время может быть использовано для организации экскурсионно-краеведческой работы, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, учебной практики обучающихся, в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.


Учебный план образовательного учреждения состоит из следующих разделов:

  • пояснительная записка;

  • учебный план начального общего образования (1–4 классы);

  • распределение часов компонента образовательного учреждения.


Часы учебного плана каждого учащегося (группы учащихся, класса) складываются:

  • из часов, отводимых на изучение базовых предметов Федеральным базисным учебным планом;

  • из часов, отводимых на изучение регионального предмета Московским базисным учебным планом;

  • из часов, которыми образовательное учреждение может пользоваться самостоятельно (компонент образовательного учреждения, школьный компонент).


Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы:

  • на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

  • на организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору учащихся в рамках основной учебной сетки часов;

  • на деление на подгруппы по отдельным предметам;

  • на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности;

  • на консультации по выполнению домашних заданий.

Все эти часы должны учитываться при определении максимально допустимой нагрузки конкретного учащегося согласно СанПин.


Согласно нормативной документации, программам учебных курсов и перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, существует два вида учебных курсов в начальной школе — базовые и повышенное).

При составлении учебных планов следует учесть, что каждый из видов курсов предполагает определенное количество часов, отведенное на его изучение и использование соответствующих программ, учебников и учебных пособий.

Важно отметить, что механическое прибавление часов при изучении базового курса при условии освоения его по базовой программе и базовым учебникам, не является основанием для именования этого курса «углубленным» или «расширенным».

Поэтому при составлении учебного плана конкретного образовательного учреждения необходимо выяснить:

  • на каком уровне (базовом, повышенном) предполагается изучать каждый конкретный учебный курс;

  • есть ли в данном образовательном учреждении педагогические кадры соответствующей квалификации, способные преподавать курсы углублённого уровня;

  • есть ли в библиотеке образовательного учреждения учебники и учебные пособия Федерального комплекта соответствующего уровня;

  • готовы ли учащиеся конкретного класса изучать данный предмет на повышенном уровне.

Кроме того, следует учесть, что поскольку углубленный уровень преподавания предмета требует дополнительных финансовых затрат, то такое преподавание возможно лишь с учётом лимита финансирования на 2011 год в соответствии с приказом ЗОУО ДО (школы с углубленным изучением отдельных предметов, классы с углубленным изучением отдельных предметов).


  1   2   3   4   5

Похожие:

Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconУтверждаю Директор
Обоснование содержания учебного плана I ступени обучения. Учебный план на 2011 – 2012 учебный год
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconУчебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 Г. Сочи на 2010 2011 учебный год
При разработке учебного плана моу сош №10 г. Сочи были использованы следующие федеральные и региональные нормативные документы
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconПубличный доклад муниципального казенного общеобразовательного учреждения "мкоу кадыйская сош им. М. А. Четвертного" по итогам 2011-2012 учебного года
Публичный доклад муниципального казенного общеобразовательного учреждения мкоу кадыйская сош им. М. А. Четвертного содержит информацию...
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconПубличный отчет рачатниковского филиала моу мсош №1 (2011 2012 учебный год)
Администрация и педагогический коллектив школы, реализуя принцип открытости и доступности результатов деятельности образовательного...
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconДоклад Муниципального образовательного учреждения Новоселковская средняя общеобразовательная школа за 2011 2012 учебный год
Муниципального образовательного учреждения Новоселковская средняя общеобразовательная школа за 2011 2012 учебный год
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconДоклад директора муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №15» по итогам 2011-2012 учебного года, 2012 год
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconСведения о программно-методической обеспеченности образовательных компонентов учебного плана мбоу сош №1 на 2012-2013 учебный год
Евдокимова А. О. Методика обучения грамоте и чтению в 1 классе. М.: Вентана-граф,2011
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconМетодические рекомендации по составлению плана-конспекта урока
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и...
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconУдмуртской республики
Основные направления и задачи деятельности образовательного учреждения на 2011-2012 учебный год
Рекомендации по составлению учебного плана образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год iconПлан работы Муниципального общеобразовательного учреждения
Анализ реализации плана работы моу «Средняя общеобразовательная школа №3» Южноуральского городского округа за 2009 – 2010 учебный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница