Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования»




Скачать 34,32 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования»
Дата03.02.2016
Размер34,32 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





«Согласовано»

«Утверждаю»


___________________

Руководитель ООП

по направлению 151000

профессор В.В. Максаров


_______________________

Заведующий кафедрой

Машиностроения

профессор В.В. Максаров



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»


Направление подготовки:151000 Технологические машины и оборудование


Профиль подготовки: «Металлургические машины и оборудование»;

«Оборудование нефтегазопереработки»;

«Технологические машины и оборудование для

разработки торфяных месторождений»

«Технологические процессы в машиностроении»


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Составители: проф. Иванов С.Л., доц. Кувшинкин С.Ю., доц. Фокин А.С.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины: дисциплина «Основы проектирования» является одной из основных специальных дисциплин при подготовке бакалавров по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование».

Целью преподавания дисциплины является: ознакомление студентов с общими подходами и методами проектирования и основными положениями активного конструирования изделий, в том числе машин и механизмов.

Активное конструирование предполагает: осмысленное проектирование, без слепого подражания прототипу, выбор конструктивных решений наиболее целесообразных в конкретных условиях; умение сочетать различные решения и находить новы наилучшие; исходя из наработанного опыта улучшать показатели машин; создавать оборудование высоким сроком устаревания.

Задачами данной дисциплины являются - привитие студентам практических навыков, необходимых при расчете и конструировании механизмов, узлов, машин и комплексов, умения производить выбор современных типовых решений, ставить и решать технические и проектно-конструкторские задачи.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой его части и является общей для всех профилей подготовки.

Для успешного усвоения дисциплины приобретения необходимых знаний, умений и компетенций к началу изучения дисциплины «Основы проектирования» студент должен обладать соответствующими знаниями, умениями и компетенциями, полученными им при освоении Учебных дисциплин: Философии, Иностранного языка, Технического перевода иностранной литературы по профилю подготовки, Математики, Физики, Химии, Информационных технологий, Экологии, Теоретической механики, Компьютерной графики, Гидравлики, Инженерной графики, Технической механики, Технологии конструкционных материалов, Материаловедения, Метрологии, стандартизации и сертификации, Электротехники и электроники, Основ проектирования, Основ технологии машиностроения, Основы теории трения и изнашивания.

Учебная дисциплина «Основы проектирования» является предшествующей для ряда учебных дисциплин по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», профилю подготовки «Металлургические машины и оборудование» и на основе знаний, умений и компетенций, приобретенных студентом в процессе ее освоения формируются соответствующие знания, умения и компетенции для последующих учебных дисциплин для которых учебная дисциплина «Основы проектирования» является предшествующей. К таким дисциплинам относятся: Надежность технологических машин и оборудования, Подъемные и транспортные технологические машины и установки, Технология ремонта металлургических машин и оборудования, Оборудование для вторичной обработки материалов и сплавов, Исследование машин и оборудования металлургического производства, Моделирование металлургических машин и оборудования, Механическое оборудование металлургического производства, Механическое оборудование для подготовки металлургической шихты, Основы научных исследований, Технология монтажа и ремонта оборудования нефтепереработки, Машины и аппараты нефтепереработки, Машины и аппараты газопереработки, Торфяные машино-транспортные агрегаты, Выемочно-погрузочное оборудование при добыче торфа на топливо, Насосы, компрессоры и коррозионная защита оборудования, Машины и оборудование обогащения твердого топлива, Горные машины и оборудование, Машины и оборудование открытых разработок, Стационарные машины.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками са­мостоятельной работы (ОК-6);

  • способность приобретения с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);

  • способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосо­вершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-8);

  • целенаправленное применение базовых знаний в области математических, есте­ственных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);

  • умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профе­сиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-16).

  • способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовле­ния, умение контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий (ПК-1);

  • способность участвовать в работах по доводке и освоению технологических про­цессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции (ПК-3);




  • умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчетов (ПК-14);

- способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ПК-17);

  • способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-20);

  • умение применять стандартные методы расчета при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения (ПК-21);

  • способность принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (ПК-22);

  • способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-23);

  • умение проводить предварительное технико-экономическое обоснование проект­ных решений (ПК-24);

- умение применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ причин нарушений технологических процессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению (ПК-26).

- понимание основных тенденций развития машин и оборудования (ПКД-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: методологический аппарат и предмет курса, основной круг решаемых им задач, современные методы и технические средства, применяемые при их решений; этапы проектирования и требования к конструкции; методические и нормативные материалы по проектированию машин оборудования, их элементов и технологии их производства; материалы, применяемые в конструкциях, и их свойства; методы конструирования; показатели качества конструкции;

    Уметь: методы проектирования конструкций, машин и механизмов и технологических процессов их производства; применять на практике, оформлять конструкторскую документацию; оценивать технологичность деталей и изделий; пользоваться нормативной, справочной литературой, ГОСТами.

    Владеть навыками применения положений теории для решения практических задач.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____5_____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

90

90

В том числе:

-

-

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

54

54

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

90

90

В том числе:

-

-

Курсовая работа







Расчетно-графические работы

36

12*3=36

Реферат

18

9*2=18

Другие виды самостоятельной работы







Домашнее задание

36

6*6=36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

180




5

5

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Стадии проектирования

Системный подход при проектировании и конструировании. Понятие системы и системности. Потребность – как основа для создания техники. Задачи конструирования. Общие сведения о машинах и механизмах. Общие понятия о надежности. Служебное назначение технологического оборудования и ТУ на оборудование. Требования предъявляемые к изделиям; эксплуатационные, социальные, экономические, эксплуатационные, технологические. Стадии проектирования и конструирования. Содержание проектных и конструкторских работ - перечень работ, выполняемых при проектировании и конструировании. Ошибки при конструировании.




Продолжение таблицы

1

2

3

2.

Конструкторская документация

Типы, виды и комплектность конструкторских документов на проектируемое оборудование. Обозначение изделий и конструкторских документов. Классификатор ЕСКД. Система обозначения конструкторских документов. Образование производных машин на базе унификации и стандартизации. Методы создания производственных унифицированных машин Конструкционные материалы. Взаимозаменяемость и стандартизация. Технологичность.

3

Конструирование деталей машин с учетом способа получения заготовок

Выбор метода получения заготовок конструируемой детали. Технологические процессы механической обработки заготовок резанием. Обработка поверхностей заготовок резанием. Конструирование деталей, изготавливаемых с использованием механической обработки заготовок резанием. Конструирование и изготовление заготовок обработкой давлением. Технологические особенности изготовления поковок объемной штамповкой. Технологические особенности изготовления изделий листовой штамповкой. Конструирование и изготовление заготовок методами порошковой металлургии. Изготовление заготовок методом литья. Конструирование технологичных отливок. Изготовление сварных заготовок. Конструирование технологичных сварных изделий. Примеры конструирования и изготовления типовых деталей

4.

Творчество при проектировании

Эргономика в конструировании. Творческий процесс при конструировании. Этапы творчества и препятствия. Элементы дизайна



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

1.

Надежность технологических машин и оборудования


+

+

+




2.

Подъемные и транспортные технологические машины и установки

+

+

+




3

Технология ремонта металлургических машин и оборудования

+

+

+

+

4

Оборудование для вторичной обработки материалов и сплавов

+




+







Продолжение таблицы

5

Исследование машин и оборудования металлургического производства

+

+




+

6

Моделирование металлургических машин и оборудования

+

+

+




7

Механическое оборудование металлургического производства

+

+

+




8

Механическое оборудование для подготовки металлургической шихты

+

+

+




9

Основы научных исследований

+

+

+

+

10

Технология монтажа и ремонта оборудования нефтепереработки

+

+

+

+

11

Машины и аппараты нефтепереработки

+

+

+




12

Машины и аппараты газопереработки

+

+

+




13

Торфяные машино-транспортные агрегаты

+

+

+




14

Выемочно-погрузочное оборудование при добыче торфа на топливо

+

+

+




15

Насосы, компрессоры и коррозионная защита оборудования

+

+

+




16

Машины и оборудование обогащения твердого топлива

+

+

+




17

Горные машины и оборудование

+

+

+




18

Машины и оборудование открытых разработок

+

+

+




19

Стационарные машины

+

+

+




5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Стадии проектирования

6

12




12+6

18

36

2.

Конструкторская документация

6

12




12+6+9

27

45

3

Конструирование деталей машин с учетом способа получения заготовок

8

24




12+3*6

30

62

4

Творчество при проектировании

4

8




9+6

15

27




ИТОГО

36

54







90

180


6. Лабораторный практикум не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Машины и механизмы. Кинематические схемы.

2

2.

1

Надежность систем

2

3

1

Служебное назначение технологических машин и оборудования

2

4

1

Стадии проектно-конструкторских работ. Конструкторские работы. Конструирование.

6

5

2

Комплектность конструкторских документов.

2

6

2

Классификатор ЕСКД.

2

7

2

Выбор конструкционных материалов при проектировании

2

8

2

Унификация, взаимозаменяемость, стандартизация. Отработка на технологичность

6

9

3

Конструирование технологичных деталей из заготовок, получаемых методом литья, штамповки, поковки, свободной ковки, сварки, листовой штамповки, порошковой металлургией с последующей механической обработкой.

24

10

4

Творческое конструирование

4

11

4

Дизайн конструкций

4


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрен.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х томах.2006

2. Бойцов Ю.П., Иванов С.Л., Фокин А.С. Надежность, эксплуатация и ремонт металлургических машин и оборудования. СПб.: РИЦ СПГГИ, 2006

3. Воячек А.И., Сенькин В.В. Основы проектирования и конструирования машин: учебное пособие. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2008. - 228 с.

4. Семеенков С.Д., Шпынев В.М., Зюзин Б.Ф. Проектирование и расчет технологических машин: Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2006. - 129 с.

б) дополнительная литература

1. Анухин В.И.. Допуски и посадки. Учебное пособие. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с

2. Иванов С.Л., Баталов А.П., Янкилевич А.А. Метрология, стандартизация, взаимозаменяемость. СПб.: РИЦ СПГГИ. 2000.

3. Иванов, С. Л. Технология конструкционных материалов: конспект лекций / С. Л. Иванов, С. Ю. Кувшинкин ; С. – Петер. гос. горн. ин-т им. Г. В. Плеханова (техн. ун-т). – СПб. : Изд-во СПГГИ(ТУ), 2001

4. Лоцманенко В.В., Кочегаров Б.Е. Проектирование и конструирование (основы) Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ. 2004.- 96 с.

5. Мягков В.Л. Допуски и посадки: Справочник в 2-х частях/ В.Л. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов и др. Л.: Машиностроение. 1983.

6. Нилов В. А Введение в конструирование и проектирование машин .Учебное пособие / - Воронеж : Изд-во ВГТУ, 1998. - 212 с.

7. Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие. В 3-х книгах. КН 1, 2, 3. Издание 2-е перераб. и доп. М.: Машиностроение. – 1977.

8. Самсонов В.В. Автоматизация конструкторских работ в среде Компас-3D: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Самсонов, Г.А. Красильникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с.

9. Технология конструкционных материалов : учеб. пособие / Ю. П. Бойцов, С. Л. Иванов, С. Ю. Кувшинкин, Э. А. Кремчеев ; С. – Петер. гос. горн. ин-т им. Г. В. Плеханова (техн. ун-т). – СПб. : Изд-во СПГГИ(ТУ), 2005.

10. Технология конструкционных материалов: учеб.пособие для вузов / А.Г. Алексеев, Ю.М. Барон, М.Т. Коротких, В.С. Медко, В.И. Никифоров, М.М. Радкевич, И.А. Сенчило, Е.И. Серяков, Л.А. Ушомирская, М.А. Шатерин / Под ред. М.А. Шатерина. - СПб.: Политехника, 2005. - 597 с.

11. Шелофаст В. В., Чугунова Т. Б. Основы проектирования машин. Примеры решения задач Изд-во: АПМ. - 2007.- 204 с.

в) программное обеспечение

Microsoft Windows XP, Microsoft Office, Универсальная система автоматизированного проектирования КОМПАС-График.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Общероссийский классификатор стандартов [сайт] URL: http://www.gostedu.ru/001/ (дата обращения: 29.12.2010)

Конструирование [сайт] сайт для инженеров конструкторов - URL: http://constructer.ru (дата обращения: 29.12.2010)

knigka.su [сайт] Электронная техническая библиотека «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» http://www.knigka.su/tehnich__lit/proektirovanie_i_konstruirovanie/page/1/ (дата обращения: 29.12.2010)


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Занятия по дисциплине проводятся в специально оборудованных аудиториях и с применением персональных компьютеров.

Компьютерный класс – ауд. 7215, общая площадь 46,7 м2. В компьютерном классе установлены 6 компьютеров P4-2400, 8 компьютеров Celeron1700, лазерный принтер и сканер. На стенах вывешены наглядные пособия с основными программами по специальным дисциплинам. В классе проводятся занятия в соответствии с расписанием, а также выполняются курсовые и дипломные проекты по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование». В классе одновременно могут заниматься до 20 человек, из них 13 человек непосредственно за компьютерами.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Все домашние и расчетно-графические задания, рефераты связаны единой тематикой. Каждое последующее задание базируется на результатах предыдущего.

В качестве расчетно-графических работ, выполняемых студентами самостоятельно, выполняются следующие:

  • Стадий проектирования и разработка конструкции механизма

  • Выбор и обоснование применяемы для проектирования конструкционных материалов и точности выполнения размеров деталей и посадочных размеров механизма.

  • Конструирование заготовок и деталей механизма.

Тематика рефератов носит опережающий характер, способствующий самостоятельному ознакомлению с программой учебной дисциплины. Способствует сознательному выбору темы курсового проекта и подготовке студента к выполнению бакалаврской работы.

Тематика рефератов соответствует второму и четвертому разделам учебной дисциплины и посвящена вопросам связанными с конструкторской документацией и творчеством при проектировании, элементами дизайна машин.

Тематика домашних заданий связана с углубленным изучением материала рассматриваемого на практических занятиях и органично с ним связана. Домашние задания предусмотрены по всем разделам учебной дисциплины.

Вместе с тем, образуется единая система контроля и стимулирования студента в приобретении им соответствующих компетенций, т.е. его способности применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности


Разработчики:

каф. Машиностроения профессор Иванов С.Л.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


каф. Машиностроения доцент Кувшинкин С.Ю.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


каф. Машиностроения ассистент Фокин А.С.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономики по профессиям 16675 Повар и 12901 Кондитер Форма обучения: очная с. Выдрино 2012 год Программа учебной дисциплины «Основы экономики»
Программа учебной дисциплины «Основы экономики» разработана на основе фгос нпо по профессии 260807. 01 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» разработана на основе
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины «Научные основы проектирования, эксплуатации и ремонта трансмиссий технологических машин для добычи и переработки торфа»
Изучение дисциплины базируется на общеинженерных технических и специальных знаниях, умениях и навыках, полученных при обучении на...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа дисциплины основы философии
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» ( факультатив) для средних школ
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы технологии машиностроения»
Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний о производственном и технологическом процессах изготовления машин...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Основы социально-культурного проектирования»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины техническая механика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы и узлы периферийных устройств компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»
Рабочая программа согласована с заведующим выпускающей кафедры «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»
Рабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы теории решения изобретательских задач»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница