Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год




Скачать 28,03 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер28,03 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании РМО Директор МОУ

протокол № _____ от ____________ «_____» ____________ 20 __г «_____» ____________ 20 __г

Руководитель РМО:

___________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

для учащихся 8-го класса

на 2011-2012 уч.год








Составитель:

Учитель биологии:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

  • Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312)

  • Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
    (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004

  • Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Школьный учебный план на 2010- 2011 учебный год.

  • Программа курса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш /Биология в основной школе: Программы. - М.:Вентана -Граф, 2006.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.


Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2005

Место предмета в учебном плане.

По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю, 20 лабораторные работы.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится школьная предметная олимпиада.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

Знать:


  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющих здоровье,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

Планирование составлено на основе : примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)

Учебники и методическая литература:

  1. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя М. Вентана-Граф, 2009 г.

  2. Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек для 8−го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005

  3. О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005

4. И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.

5 А.Г. Хрипкова "Возрастная физиология и школьная гигиена".


КАЛЕНДАРНО−ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

Содержание, тема

часы.

Прогнозируемый результат

ЗУН

Лабораторные, практические работы



Демонстрация

оборудование




I. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР

6










1


Введение. Науки об организме человека.

1

Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала я.








2

Структура тела. Место человека в живой природе

1

Знать: Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,








3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Л.Р.№1.Действие фермента каталазы на пероксид водорода

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

4

Ткани.

1

Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Л.Р.№2. Клетки и ткани под микроскопом.




5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции.


1

Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Уметь: ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



П.Р. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение




6

Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».


1




Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».







II ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


8










7

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


Л.Р.№3 "Строение костной ткани".

Л.Р.№4 Состав костей.

Скелета и муляжей торса человека, черепа, кости конечн. распилов костей.


8

Скелет головы и туловища


1

Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,

.








9

Скелет конечностей

1

Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,



П.Р. стр. 45

П.Р. стр. 46 об. П.Р.




10



Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,








11



Мышцы человека.


1

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм




Приемов первой помощи при травмах.

12

Работа мышц.


1

Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм








13

Нарушение осанки и плоскостопия

1

Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


П.Р. « Проверяем правильность осанки».

П.Р. « Есть ли у вас плоскостопие?»

П.Р. « Гибок ли ваш позвоночник?»

( выполняются дома)




14

Развитие опорно-двигательной системы.

Контрольная работа по теме: Опорно- двигательная система



1

Знать: Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


Контрольная работа по теме: Опорно- двигательная система







III КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ


10










15

Внутренняя среда. Значение

крови и ее состав.


1

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Л.Р.№5. "Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Моделей сердца и торса человека, приемов измерения арт.давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.



16


Иммунитет



1

Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








17

Тканевая совместимость и переливание крови.


1

Знать: Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


1

Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








19

Движение лимфы


1

Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов

П.Р. Кислородное голодание




20

Движение крови по сосудам.


1

Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

организме


П.Р. Пульс и движение крови

П.Р. Определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

П.Р. Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу.


+ + +

21

.Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.



1

Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


П.Р. Доказательства вреда курения


Выполняется дома




22


Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.


1

Знать: Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


П.Р. Функциональная сердечно-сосудистая проба




23


Первая помощь при кровотечениях.


1

Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотечений

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,








24

Контрольная работа№3 по теме:

"Кровь. Кровообращение".


1




Контрольная работа№3 по теме:

"Кровь. Кровообращение".




  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая программа по биологии 7, 9 класса комплекта (специального (коррекционного) обучения VIII вида) на 2012 2013 учебный год
Экспертное заключение методического объединения учителей начальных классов на рабочую программу по биологии для 7, 9 класса комплекта,...
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая программа по «Биологии» для 6 класса на 2012-2013 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение Силинская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая программа по математике для обучающихся 5 «Б» класса на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по математике на 2011 – 2012 учебный год в 6 классе составлена на основе
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая программа по литературе для 7 класса “Б” по программе Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого на 2011-2012 уч год

Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая учебная программа Байдашина С. Н. (уч нач кл, I категория, пед стаж 13лет) по русскому языку для 1 класса на 2011-2012 уч год (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин «Азбука»
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин «Азбука» в 2 частях: Учебник для 1 класса, Москва: Издательство «Просвещение», 2011. –127 с
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая учебная программа по предмету «Алгебра» для 9 а класса на 2011-2012 учебный год
«Алгебра 9», авт. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Пешков, С. Б. Суворова, М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая программа по биологии для 6 класса уровень: общеобразовательный
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ под руководством...
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год iconРабочая программа по географии для учащихся 6-9 класса на 2012-2013 учебный год
Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница