Рабочая программа дисциплины «История и методология науки»




Скачать 31,44 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «История и методология науки»
Дата03.02.2016
Размер31,44 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


Руководитель ООП

по направлению 140400

проф. А.Е. Козярук

«___» ___________ 2012 г.


Зав. кафедрой ЭЭЭ,

профессор

__________ А.Е. Козярук

«___» ___________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«История и методология науки»


Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и

электротехника»

Программы: «Автоматизированные электромеханические комплексы

и системы»

«Электроприводы и системы управления

электроприводов»


Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная


Составитель: _____________ профессор кафедры ЭЭЭ

Р.М. Проскуряков


Программа является приложением

к основной образовательной программе в соответствии с ФГОС



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели освоения дисциплины

Учебная дисциплина нацелена на:

  • формирование системы знаний об основных этапах развития науки и методах научного знания;

  • развитие и совершенствование интеллектуального и общекультурного уровня магистранта;

  • развитие способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению социокультурных и социальных условий деятельности;

  • свободное пользование русским и иностранным языками как средством делового общения, формирование способности к активной социальной мобильности;

  • использование знаний по научной методологии в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, управления коллективом, влияния на формирование целей команды, воздействия на социально-психологический климат коллектива, оценки качества результатов деятельности;

  • самостоятельное приобретение и использование в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширение и углубление научного мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий;

  • использование знания правовых и этических норм при оценке последствий профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

  • использование знаний методологических основ научного познания и творчества в практической и творческой деятельности;

  • развитие креативных способностей личности магистранта;

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла (физика, химия, математика, информатика) и общепрофессионального цикла в сфере электроэнергетика (проблема качества и методологии исследования), опираясь на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «История и методология науки» являются дисциплины профессионального цикла: «Дополнительные главы математики», «Компьютерные, сетевые и информационные технологии»,


3. Результаты освоения дисциплины

При изучении учебной дисциплины «История и методология науки» магистранты приобретают знания специфики, принципов и методов научного познания; умения определять наиболее эффективные и оптимальные методы решения научной проблемы; понимание роли науки в формировании картины мира.

научиться находить и решать философские проблемы электроэнергетики как науки, выбирать наиболее эффективные и оптимальные философские методы и концепции, актуализировать достижения электроэнергетики в плане формирования электроэнергетической картины мира.

После изучения данной дисциплины магистранты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. Соответствие результатов освоения учебной дисциплины «История и методология науки» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.

Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины



ОК-2


ОК-3


ОК-4

ОК-5


ОК-6

ОК-7


ОК-8


ОК-9

В результате освоения дисциплины магистрант должен знать:

новые методы исследования, научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности, социокультурные и социальные условия деятельности;

русский и иностранный языки как средство делового общения;

цели направлении, результаты деятельности;

знать ситуации риска, сущность профессиональной компетенции, разрешать проблемные ситуации;

научное мировоззрение, информационных технологий;

правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов;

методологические основы научного познания и творчества, роль научной информации в развитии науки;

современные информационные технологии в сфере библиографической работы.



ОК-1


ОК-4


ОК-5


ОК-6


ОК-7

В результате освоения дисциплины магистрант должен уметь:

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;

проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, разрешать проблемные ситуации;

самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий;

использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов.



ОК-2


ОК-3


ОК-8


ОК-9

В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть:

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных социальных условий деятельности;

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности;

способностью использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки;

владеть готовностью вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию.



*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника».



  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения






Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ./ семинар









Преднаука и наука. Основные этапы развития науки

4

4




8

16

Доклады

Рефераты

Презентации

Тестирование



Современные концепции развития науки

2

2




6

10

Доклады

Презентации



Методология научного познания

4

4




8

16

Доклады

Презентации

Тестирование



Научные революции и типы научной рациональности

2

2




4

8

Доклады

Презентации

Тестирование



Научные картины мира

2

2




6

10

Доклады

Презентации

Тестирование



Структура научного познания и знания

2

2




6

10

Доклады

Презентации

Отчёт



Философия и Наука

2

2




6

10

Доклады

Презентации

Контр. работа



Особенности современного этапа развития науки

2

2




6

10

Доклады

Презентации

Тестирование



Промежуточная аттестация
















Зачёт




Итого

20

20




50

90




При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Преднаука. Наука. Характеристика периода донаучного знания. Становление опытной науки в Новое время. Формирование науки как профессиональной деятельности. Особенности механистического естествознания и его методологии. Предпосылки возникновения экспериментального метода. Математическое описание природы. Философия как наука Нового времени. Основные стадии развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Актуальность учебного курса «История и методология науки».


Тема 2. Современные концепции развития науки

Кумулятивизм. Антикумулятивизм. Теория роста научного знания К. Поппера. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда. Концепция научных революций Т. Куна. Научно-исследовательская программы И. Лакатоса.


Тема 3. Методология научного познания. Понятия «метод», «методология». Связь методологии науки с её историей. Классификация методов научного познания. Система методов научного познания. Философские методы познания в науке. Диалектика и метафизика как методы. Общеэмпирические, общетеоретические, общелогические методы научного познания. Интуиция как специфический метод познания в науке.

Интуиция в научном познании. Характерные черты научной интуиции.


Тема 4. Научные революции и типы научной рациональности. Понятие рациолнальности. Рациональность античной философии. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. Степень преемственности античной и современной научной рациональности.


Тема 5. Наука и научные картины мира. Наука и картины мира: натурфилософская, классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира. Роль научной картины в мировоззрении исследователя. Вопрос о познаваемости мира. Агностицизм и его формы.


Тема 6. Структура научного знания и познания. Понятие «структуры научного познания». Объект и субъект научного познания. Уровни научного познания. Особенности теоретического и эмпирического познания. Формы теоретического и эмпирического знания. Проблема истины в научном познании. Основные концепции истины.


Тема 7. Философия и наука. Трансценденталистсская / натурфилософская, позитивистская, антиинтеракционистская и диалектическая концепции взаимоотношения философии и науки.


Тема 8. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Синергетика как методология: новые стратегии научного поиска. Понятийное описание нелинейной динамики самоорганизующихся систем. Глобальный коэволюционизм и его составляющие.





Формируемые

компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7




1

ОК-1

V







v




v







2

Ок-2

V

V




V




v







3

ОК-3

V




V










V




4

ОК-4

V







V













5

ОК-5

V

v




v

V




V




6

ОК-6

V




v




V

V







7

ОК-7

V
















V




8

ОК-8

V




v

V







V




9

ОК-9

V




V




V

V









  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.



Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

Семинар

ЛБ

СРС

ДИСКУССИИ

Х

Х







IT-МЕТОДЫ

Х







Х

КОМАНДНАЯ РАБОТА




Х




Х

РАЗБОР КЕЙСОВ




Х







ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СРС

Х

Х




Х

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ




X




Х

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ




Х




Х

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОПЫТА




Х




Х


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.



6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе над рефератом,

  • выполнении домашних заданий,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • подготовке к экзамену.


6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

- по истории частных наук;

- философские аспекты науки;

- методологии частных наук


6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе статистических и фактических материалов по заданной теме, проведении расчетов, составлении схем и моделей на основе статистических материалов,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах,



6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:

Современные проблемы науки: особенности современного развития науки и ее роль в развитии современной цивилизации.

  1. Цикличность развития науки.

  2. Наука и технология: особенности взаимодействия и совместного развития.

  3. Роль технологии в современной цивилизации.

  4. Функции науки в современном обществе.

  5. Наука в условиях глобализации.

  6. Актуальные проблемы корреляции общественного и научно-технологического развития на современном этапе.

  7. Современные проблемы науки: интеграционные тенденции в развитии современной науки.

  8. Онтологическая природа единства научного знания.

  9. Синтез и интеграция научного знания: общее и различное.

  10. Проявление интеграционных процессов в современной науке.

  11. Классификация интеграционных процессов в науке.

  12. Процессы дифференциации и интеграции в науке: проблема взаимодействия.

  13. Критерии, объективные показатели интеграционных процессов.

  14. Эвристическое и социокультурное значение интеграционных процессов.

  15. Деление наук на виды как отражение научного миропонимания.

  16. Проблема подбора оснований для классификации наук. Виды наук: исторический ракурс.

  17. Современная классификация наук: подходы и проблемы.

  18. Логико-методологические основы построения научной теории.

  19. Определение научной проблемы. Этапы, структура, классификация научной проблемы.

  20. Определение гипотезы. Статус гипотезы в научном познании.

  21. Понятие факта. Статус научного факта в познании. Структура научного факта. Факт и современная наука.

  22. Теоретическое знание: его специфика. Структура теоретического знания. Становление и развитие теоретического знания.

  23. Иррациональный и рациональный аспекты формирования научного гуманитарного знания.

  24. «Социальные исследования науки».

  25. Модели диссенсуса.

  26. Контекст открытия и контекст обоснования в научном познании: многообразие подходов.

  27. Иррациональный аспект формирования естественно-научного знания (на примере концепции Л. Лаудана).

  28. Проблема технического знания. Сущность технобии.

  29. Сущность деструктивизма в технике.

  30. Практическое использование научного знания: соотношение науки и техники.

  31. Эволюционная модель развития науки и техники.

  32. Наука как детерминанта становления техники. Взаимосвязь в развитии науки и техники.


7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости магистрантов осуществляется по результатам:

- анализа подготовленных магистрантами рефератов, докладов, презентаций;

- взаимного рецензирования магистрантами работ друг друга,

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите рефератов и во время зачёта в 10 семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1.Основная литература

  1. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007.

  2. Кохановский В.П. [и др.]. Философия науки в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Изд-во МГУ, 2009.

8.2.Дополнительная литература

  1. Стебаков Д.А. Эволюция представлений об истинности знания в науке и техники: автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук.- М.: Институт философии РАН, 2009. - 23 с.

  2. Степин B.C. Философская антропология и философия науки.- Минск: Высшая школа, 2006. - 191 с.


8.3.Интернет-ресурсы:

  1. Микроэволюция. Вид и видообразование. Клинальная изменчивость. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.darwin.museum.ru/EXPOS/floor2/iz_1_2.htm.

  2. Мисриханов М.Ш., Рябченко В.Н., Ситников В.Ф. Проблемы и задачи по внедрению технологии FACTS в магистральные электрические сети. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.energyland. info/library-show-2960



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении реферативных работ магистранты используют фонд НТБ, персональные компьютеры.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСпо направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника».


Разработчик: Р.М. Проскуряков

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих...
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной...
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconРабочая программа учебной дисциплины история и методология юридической науки код и направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconВ. А. Колеватов, Е. Я. Букина, С. И. Чудинов методология и история науки и техники Учебно
Методология и история науки и техники : учеб метод пособие / В. А. Колеватов, Е. Я. Букина, С. И. Чудинов. – Новосибирск : Изд-во...
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
...
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : огим, 2011. – 24 с
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : огим, 2012. – 21 с
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : огим, 2012. – 24 с
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» история экономической науки: современный этап
История экономической науки: современный этап : рабочая программа учебной дисциплины / сост. К. Г. Попов, К. В. Медведева – Оренбург...
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м б2 «История и методология юридической науки»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница