Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.)




Скачать 16,18 Kb.
НазваниеДиффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.)
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер16,18 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


Алексеева Елена Вениаминовна


ДИФФУЗИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

(XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.)


Специальность 07.00.09 –

Историография, источниковедение и методы исторического исследования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Екатеринбург – 2007

Работа выполнена в Отделе истории России XVI–XIX вв. Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук


Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Тимошенко Владимир Петрович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Пушкарёва Наталья Львовна


доктор исторических наук, профессор

Рогинский Вадим Вадимович


доктор исторических наук, профессор

Тертышный Анатолий Тихонович


Ведущая организация: Институт российской истории Российской академии наук


Защита состоится «10» октября 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 004.011.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук при Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук по адресу: 620026, г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 56.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук.


Автореферат разослан «____» _____________ 2007 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Е.Т. Артёмов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность темы. История любого народа – это история его саморазвития во взаимодействии с другими человеческими общностями. Узнавание о новейших мировых достижениях, стремление перенять или учесть их в собственном развитии – естественная составная часть эволюции человеческой культуры. Россия, расположенная между двумя цивилизационными мирами – западным и восточным, в течение многих веков органично вбирала в себя их элементы. Этот естественный и постепенный обмен знаниями и материальными объектами неоднократно перемежался продолжительными периодами интенсивного внешнего влияния. В эпоху Древней Руси и русского средневековья заметное воздействие на неё оказали скандинавский, византийский, тюркский миры. Становление и развитие России как империи в XVIII – начале XX в. разворачивалось в тесном общении с Европой.

Актуальность изучения темы взаимоотношений России и европейских стран признается исследователями как в нашей стране, так и за рубежом. М.-П. Рэй называет их важнейшим вопросом для России, начиная с царствования Ивана IV (1547–1584) и особенно с правления Петра I (1696–1725)1. И в дальнейшем, вплоть до революции 1917 г., вектор российского развития постоянно сверялся с траекторией движения западноевропейского общества, по многим параметрам признавашегося передовым, прогрессивным. Пристальное внимание к зарубежью, стремление узнать о способах эффективного решения тех или иных задач общественного развития на Западе, применить их в нашей стране постоянно демонстрируют и современные российские политики и государственные деятели, что актуализирует обращение к анализу европейских ориентиров нашего исторического пути. Таким образом, истоки этого интереса уходят еще в допетровскую эпоху, а ныне проявляются в колебаниях между включением в глобальный контекст и изоляционизмом, стремлением угнаться за быстро меняющимся миром и необходимостью сохранить свою идентичность. Обращение к историческому опыту взаимодействия нашей страны с западным миром, его влиянию на отечественную судьбу представляется важным и насущным в настоящее время, когда Россия в очередной раз выбирает перспективные ориентиры.

Всегда присутствуя в общественном сознании, наибольшее внимание эти проблемы притягивают в кризисные, переломные периоды жизни российского общества, когда с новой силой встаёт вопрос о радикальных преобразованиях социальных и политических структур, о необходимости выбора путей и средств дальнейшего развития страны. Так было в конце XVII в., в середине XIX столетия, в революционные десятилетия начала XX в. и после крушения Советской империи в его конце. Сегодня, в драматической ситуации постимперского существования, утраты приоритетного положения в мировом политическом сообществе, вопросы о месте и роли России в мире, о степени её зависимости от внешнего мира и собственной способности изменять мир актуальны как никогда. Серьёзную помощь в поиске ориентиров дальнейшего пути может оказать осмысление богатейшего опыта, накопленного российской общественной мыслью и нашей историей.

Объектом исследования в диссертации является модернизация России XVIII – начала XX в. Модернизация – главный вектор развития человеческой цивилизации на протяжении последних пяти веков. Её исходным центром признаётся Западная Европа. В ходе модернизации, постепенно охватывающей другие территории, на исторической сцене появляется и начинает играть ведущую роль современное общество. Для него характерны развитая промышленность, урбанизация, широкий спектр личных свобод, авторитет рационального, научного знания, секуляризация культуры, которые приходят на смену аграрным отношениям и патриархальным ценностям прежней эпохи. В России процесс модернизации всех сторон общественной жизни по западноевропейскому образцу начался с петровских времен. Понятие модернизации не равнозначно понятиям европеизации, вестернизации. Однако их значимость для российской истории Нового времени чрезвычайно велика. Поэтому в диссертации внимание фокусируется на европейских составляющих российского модернизационного процесса.

Предмет исследования – концепция диффузионизма, применяемая для изучения распространения феноменов и факторов инновационного развития в ходе модернизационных процессов в России XVIII – начала XX вв. Предмет исследования включает каналы, процесс и результаты проникновения западноевропейских инноваций в различные области российского общественного бытия указанного периода.

В диссертации ставятся цели:

1. Разработать и описать модель диффузии инноваций, порожденных западной цивилизацией эпохи модерна, в обществе-реципиенте.

2. Апробировать концепцию диффузионизма и модель диффузии инноваций на материале модернизации России в XVIII – начале XX вв.

В соответствии с объектом, предметом и целями исследования сформулированы задачи:

1. Изучить каналы и механизмы диффузии западноевропейских инноваций в российский социум;

2. Выявить европейские компоненты в различных сферах жизни изучаемого общества;

3. Исследовать реакцию общества-реципиента на проникновение инноваций в традиционный уклад жизни;

4. Проанализировать результаты диффузии и её эффективность;

5. Соотнести основные западноевропейские центры распространения инноваций с модернизационными трансформациями в России, и установить масштабы европейского влияния на отечественную историю изучаемой эпохи;

6. Оценить с позиций исторического опыта целесообразность внедрения экзогенных новаций в социальную практику общества-реципиента.

Хронологические рамки работы. Россия не была изолирована от своих европейских соседей до XVIII в. Более того, на протяжении XVII столетия она испытывала всё нараставшее влияние Запада и даже столкнулась с его угрозой. Однако интенсивный процесс модернизации всех сторон общественной жизни по западноевропейскому образцу в России начался с петровских времен. Официальный курс на обмирщение социальной и культурной жизни общества (а, значит, и на ревизию традиции в широком смысле) был зафиксирован в 1700 г., когда Пётр I упразднил Патриаршество. С этой же поры отмечаются перемены в традиционной практике управления, функционировании государства; закладываются основы современной экономики; организуется подготовка и деятельность новых профессиональных кадров; претерпевают радикальные изменения виды деятельности и досуга; европеизируется внешний облик поселений и их жителей, бытовая повседневность; вышедшее из рамок церковного канона искусство приобретает преимущественно светский характер. Эта эпоха завершилась революционным сломом 1917 г., после которого отношения Советской России и западного (капиталистического) мира стали определяться совсем другими императивами. Поэтому наше внимание сосредоточено преимущественно на имперском периоде отечественной истории – XVIII – начале XX в.

Территориально исследование очерчено Россией в изменчивых границах XVIII – начала XX вв. Поскольку в центре внимания – исследование общегосударственных процессов, перед нами не стоит задача описывать те или иные модернизационные явления в границах отдельно взятой губернии или края. В то же время, региональная компонента в диффузии и признается, и рассматривается.

Другая взаимодействующая сторона в процессе распространения инноваций – Запад. Употребление в диссертации словосочетания «Западная Европа» или синонимичного ему «Запад» апеллирует к сущностному цивилизационному единству этого крупного региона, представленному полифонией экономических, социальных, политических, культурных и конфессиональных различий в объемлемых им странах. Под «западными заимствованиями» применительно к рассматриваемой истории России подразумеваются инновации, проникавшие в наше государство из стран – пионеров и лидеров процесса трансформации традиционного мира в современный. На разных этапах ими являлись Республика Соединенных провинций, Швеция, Великобритания, Франция, германские государства.

Научная новизна диссертации связана с разработкой методов исторического исследования и с вкладом в изучение теоретических и конкретно-исторических аспектов российской модернизации.

Во-первых, впервые применяя концепцию диффузионизма (традиционно использовавшуюся в антропологии, этнологии и других науках) к комплексу инновационных процессов отечественной истории XVIII – начала XX вв., связанных с переориентацией на европейский путь развития, диссертация вносит вклад в определение возможностей и пределов применения междисциплинарных методов, развивает методологию современной исторической науки.

Во-вторых, диссертационное исследование разрабатывает теорию диффузии модернизационных процессов. Существующие исследовательские практики изучения модернизации России XVIII – начала XX вв. дополнены впервые разработанной моделью диффузии европейских инноваций в социальную реальность России Нового периода отечественной истории. Выполненное на её основе исследование углубляет понимание российской модернизации. Через призму разрабатываемой теории инновационные процессы изучаются не сами по себе, не как фактически автономный, «внутренний» феномен, что типично для историографии, а в единстве с источником, побудителем и движителем процесса.

В-третьих, на основе сконструированной модели впервые в историографии применительно к отечественной истории XVIII – начала XX вв. проанализированы и типизированы каналы и механизмы диффузии инноваций; определены основные агенты диффузии; в каждой из названых групп (вычлененных по социальному, профессиональному, национальному признакам) обобщено количество, представлена динамика численности носителей инновационных практик и информации.

В-четвёртых, в работе впервые систематизированы и проанализированы основные европейские компоненты отечественного модернизационного процесса, развивавшегося до революционной смены власти в 1917 г., рассмотрены результаты диффузии и её эффективность, установлены масштабы европейского влияния на российскую историю изучамой эпохи, оценена целесообразность внедрения экзогенных новаций в отечественную социальную практику. Тем самым, включаются в мировой контекст, соотносятся с основными западноевропейскими центрами распространения инноваций, конкретизируются и генерализируются в аксиологическом ключе отправные точки, механизмы, ход и результаты модернизации дореволюционной России.

Практическая значимость работы. Проведенное исследование позволяет осмыслить политическую и практическую целесообразность привлечения и использования иностранных инноваций. Выполненное обобщение европейских прототипов отечественных реалий, анализ исторического опыта ориентации на европейское развитие с его положительными и негативными сторонами может быть практически полезно для политиков, государственных деятелей, дипломатов, деятелей культуры, предпринимателей.

Разработанная исследовательская модель, наблюдения и теоретические обобщения автора доказывают возможность и плодотворность применения концепции диффузионизма для изучения исторических аспектов отношений стран-доноров и реципиентов в эпоху Нового времени, приводят к углублённому пониманию процессов модернизации, шедших в России в имперский период истории, предметному включению её в общеевропейский модернизационный контекст. Поскольку в исследовании прослежены длительные тренды развития инновационных процессов в широком диапазоне явлений общественной жизни, результаты диссертационного труда полезны для написания новых работ по отечественной истории XVIII – начала XX вв. как обобщающего, так и конкретного характера. Реализованный автором подход чёткого вычленения сюжетных линий исследования и их прослеживания от генезиса до реализации заложенного в них потенциала, привлекателен для вузовских преподавателей, так как позволяет генерализировать историческую фактуру читаемых курсов.

Апробация исследования. Ключевые положения и результаты исследования представлены в двух авторских монографиях «Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX века)». М.: РОССПЭН, 2007 (23 п.л.) и «Европейская культура в имперской России: проникновение, распространение, синтез» (15,2 п.л.), Екатеринбург: Изд. УрГИ, 2006; а также в коллективных монографиях: опубликованных – Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Денисевич М.Н., Побережников И.В. «Региональное развитие в контексте модернизации». Екатеринбург - Лувен: ИИиА УрО РАН, 1997; Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. «Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX вв.». М.: Наука, 2004, «Россия в XVII – начале XX вв.: региональные аспекты модернизации». Отв. ред. И.В. Побережников. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2006; подготовленной к печати «Россия в XVIII – начале XX в.: экзогенные факторы и диффузионные механизмы развития» (по гранту РГНФ-Урал (проект № 04-01-83117 а/У)); учебно-методическом пособии, статьях и материалах докладов на научных конференциях (21 работа на русском и иностранных языках общим свыше 70 п.л.).

Основные положения диссертации представлялись в виде докладов и сообщений на следующих конференциях: за рубежом (в качестве приглашённого докладчика: г. Труа, Франция, 2001; г. Аи, Франция, 2002; г. Киркенес, Норвегия, 2002; г. Реймс, Франция, 2004); международных (Екатеринбург, 2006); российских (Челябинск, 2003; Екатеринбург, 2001; 2003; 2006 гг.).

На основе предложенной модели диффузии инноваций автором был разработан и введён в учебный процесс курс «Россия и Запад: проблемы общения и взаимодействия культур», читаемый на факультете иностранных языков и межкультурной коммуникации Уральского гуманитарного института. Опубликован учебно-методический комплекс «Россия и Запад: проблемы общения и взаимодействия культур» 2,3 п.л. (Екатеринбург: Изд. УрГИ, 2003).

Рукопись диссертации обсуждалась на заседании отдела Истории России XVI – XIX вв. Института истории и археологии УрО РАН. Исследования, связанные с диссертационной тематикой, велись при поддержке грантов РГНФ-Урал (проект № 04-01-83117 а/У); Программы Президента РФ по поддержке ведущих научных школ (проект № НШ-7455.2006.6).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, шести глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, включающего 798 позиций, трёх приложений.

  1   2   3   4

Похожие:

Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconДиффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.)
...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconРабочий лист по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века»1
Прочитайте пункт «Состояние экономики России на ру­беже XVII-XVIII веков» (стр. 122) и выделите черты экономики страны к началу XVIII...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconКомплект электронных образовательных ресурсов к уроку по предмету
Тема курса/название урока – Российская империя в XVIII в. / Народы России в XVIII в
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconПрограмма история России. XX начало XXI века
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconВладимир Предприниматели Владимирской губернии и здравоохранение (2-я половина xix-начало XX вв.)
К концу XIX в он составлял в среднем – 28 лет, что значительно ниже развитых европейских стран. Так, во Франции средняя продолжительность...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) icon«Культура России во II половине XVIII века»
Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconВ работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций
Антонина Сидорова, доктор экономических наук, зав кафедрой «Экономическая статистика», Донецкий национальный университет
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconКалинина Е. М. История России в лицах. VIII-XVIII вв в форме викторины «Умницы и умники». (10класс)
...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Данилов К. К., Клоков В. А. и др. История России (20-начало 21 века) Цель урока: изучение трагических событий начала Великой Отечественной...
Диффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.) iconКурс Специальность “История. Английский язык”. Тема индия в период британского завоевания XVIII сер. XIX вв
Зарождение идеологии национально-освободительного движения XIX – начало ХХ в.: Очерки по истории общественной мысли народов Востока....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница