Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош»




Скачать 18,96 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош»
Дата03.02.2016
Размер18,96 Kb.
ТипРабочая программа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора поУР Директор МБОУ «Верхнесуньская СОШ»

____________/Назипова М.Х,/ МБОУ « Верхнесуньская СОШ» ___________ /Ярмиев Н.Г./

Протокол №1 ________/Газизова М.Н./ Приказ № 31\12 от « 27» августа 2012г. « 31 » августа 2012 г. от «1» сентября 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса


МБОУ «Верхнесуньская СОШ»

наименование ОУ


Габидуллина Миляуша Хатиповна, высшая квалификационная категория

Ф.И.О , категория


Лечебное дело , 9 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

протокол № 1, от

«29» августа 2012 г.


    1. учебный год


Пояснительная записка

Цель: создание ориентационной и мотивационной основы
для осознанного выбора медицинского профиля обучения



Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов деятельности, которые будут для школьников ведущими. Программа курса рассчитана на 17 ч, из них 2 ч — семинарские занятия и 15 ч отведно на выполнение лабораторного практикума.

Главным в содержании курса является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как на­блюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных уме­ний (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность курса — его интегрированность и междисциплинарность.

Факультет медицинских вузов «Лечебное дело» готовит врачей общего профиля для взрослого населения. В содержа­нии элективного курса «Лечебное дело» особое внимание об­ращается на ухудшение здоровья подрастающего поколения. Курс может быть реализован на основе того оборудования, которое есть в школьных кабинетах биологии, с добавлением небольших модулей.


В процессе обучения учащиеся овладеют умениями:

  • постигать основы методов диагностики заболеваний;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • выполнять физиологические и медицинские измерения;

  • наблюдать и описывать результаты своих наблюдений;

  • обсуждать результаты экспериментов и участвовать в дис­куссии;

  • противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ (критическое отношение к рекламе);

  • описывать микропрепараты;

  • формулировать выводы.

Содержание курса

Тема 1. Диалог через века: «Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?» (1 ч)

Ролевая игра с целью ознакомления учащихся с развитием и накоплением знаний по анатомии и физиологии человека. Уче­ники-журналисты берут интервью у учеников-ученых, а веду­щий дает краткую информацию об ученых прошлых столетий. Учащимся представляется возможность на машине времени перенестись в далекое прошлое и взять интервью у великих уче­ных, сравнить их представления об организме человека с пред­ставлениями ученых XXIв., а также дать оценку научной и практической деятельности ученых в минувшие времена.

Материалы и оборудование: портреты биологов; электрон­ная библиотека «Просвещение». Биология. Анатомия и фи­зиология человека. Биографии и портреты выдающихся био­логов, хирургов, физиологов и анатомов; учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы» раздел «Хрестоматия» (использование информационных ре­сурсов Интернета).

Тема 2. Общее знакомство с организмом человека (3 ч)

Типы телосложения человека (конституция): мезоморф­ный, брахиморфный и долихоморфный; плоскости и оси, вы­деляемые в анатомии. Пропорции тела. Расположение внут­ренних органов человека.Расспрос и осмотр больного. Определение некоторых забо­леваний по внешнему виду пациента.

Типы тканей и их свойства, связь строения с выполняемы­ми функциями. Основы гистологии.

Практические и лабораторная работы

  1. Пальпация лимфатических узлов.

  2. Измерение температуры тела.

  3. Самооценка текущего состояния здоровья по результа­там анализа объективных и субъективных показателей.

  4. Изучение микропрепаратов тканей животных и че­ловека.

Материалы и оборудование: самодельные таблицы «Типы телосложения человека», «Оси и плоскости, делящие тело че­ловека»; разборная модель «Торс человека»; атлас по анато­мии в учебном электронном издании «Лабораторный практи­кум. Биология. 6-11 классы»; фрагмент видеофильма «Общее знакомство с организмом человека».

Тема 3. Эндокринная система человека (1ч)

Гуморальная регуляция функций. Гормоны. Классифи­кация и строение желез внутренней секреции. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-эндо­кринолога. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога», врач и медсестра ведут прием больных, остальные — студенты-ме­дики на практике. Сестра сообщает данные о больных, врач обращается к студентам, спрашивает их мнение, ставит диаг­ноз и назначает лечение. Студенты сравнивают свои записи с рекомендациями врача.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; барельеф­ная модель «Железы внутренней секреции человека»; учеб­ные таблицы по анатомии.

Тема 4. Нервная система человека (2 ч)

Спинной мозг и спинномозговые нервы. Знакомство с особен­ностями профессиональной деятельности врача-невропатолога.

Отделы головного мозга. Классификация проводящих пу­тей головного и спинного мозга. Локализация функций в коре полушарий переднего мозга.

Практическая и лабораторная работы

  1. Определение безусловных рефлексов разных отде­лов мозга.

  2. Строение нервной ткани.

Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; рельефная модель «Строение спинного мозга человека»; раздаточные рель­ефные модели для самостоятельной работы «Строение спинного мозга человека»; микроскоп и микропрепараты; муляж «Голов­ной мозг»; рельефная модель «Доли, извилины, цитоархитек-тонические поля головного мозга»; барельефные модели «Про­водящие пути головного мозга», «Ромбовидная ямка, проекции ядер черепных нервов и желудочков головного мозга».

Тема 5. Анализаторы (3 ч)

Строение зрительного анализатора, вспомогательных систем глаза и их значение. Знакомство с особенностями профессио­нальной деятельности врача-офтальмолога. Гигиена зрения.

Строение слухового анализатора и его значение. Знакомст­во с особенностями профессиональной деятельности врача-отоларинголога. Гигиена слуха.

Роль анализаторов во взаимодействии организма и окружа­ющего мира. Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус. Практические работы

  1. Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза.

  2. Измерение остроты слуха речью.

  3. Распознавание знакомых веществ.

Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; модель «Череп человека»; влажный препарат «Глаз крупного мле­копитающего»; раздаточный материал для самостоятельной работы «Глаз человека»; рельефные модели «Глаз. Строение» и «Строение уха человека»; объемная модель «Глазное ябло­ко»; модели остеологические «Косточки слуховые»; цвету­щие растения; набор предметов (кубик, кусок сахара, камень, коробочка). Для практической работы необходимы: бальзам «Золотая звезда», растворитель, духи, нашатырный спирт, сердечные капли, подсолнечное масло.

Тема 6. Меры доврачебной помощи при повреждении опор­но-двигательного аппарата (1ч)

Закрытые механические повреждения (ушибы и растяже­ния, вывихи, переломы). Ролевая игра «На приеме у травма­толога» (первая помощь при закрытых переломах предплечья, плеча, бедра, голени, позвоночника и грудной клетки, черепа; наложение закрутки при открытом переломе предплечья).

Лабораторная работа

Первая помощь при повреждении скелета человека.

Материалы и оборудование: модель «Скелет человека»; видеофильм «Основы медицинских знаний»; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при переломах и вывихах»; лабораторные работы на диске «Биология. 6-11 классы»; справочник по оказанию первой медицинской помощи.

Тема 7. Кровь и кровообращение (4 ч)

Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Плазма крови, ее состав. Форменные эле­менты крови. Лимфатическая система.

Давление и пульсодиагностика. Возникновение и поддержа­ние кровяного давления. Знакомство с медицинским обору­дованием. Генетика групп крови. Переливание крови. Донор­ские традиции в России.

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция ра­боты сердца. Тоны сердца. Регистрация электрических про-

цессов в сердце. Знакомство с функционалом врача-кардиоло­га. Изучение кардиограмм.

Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца».

Первая помощь при заболеваниях органов кровообраще­ния. Меры, направленные на остановку кровотечений.

Лабораторная и практические работы

  1. Мазок крови человека и лягушки.

  2. Измерение артериального давления.

  3. Изучение электрокардиограммы (ЭКГ).

  4. Приемы остановки кровотечений.

Материалы и оборудование: микроскоп и набор микропре­паратов; атлас по анатомии; тонометр; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; модели-аппликации «Генетика групп крови» и «Переливание крови»; портрет И.П.Павлова; рельефная модель «Сердце человека»; объемная модель «Сердце»; элект­рифицированная модель «Сердце человека»; фрагменты ЭКГ; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при сердечном приступе и кровотечениях»; имитаторы ранений (в картонной упаковке); справочник по оказанию первой медицинской помощи.

Тема 8. Заболевания органов дыхания и их предупрежде­ние (1ч)

Дыхательные процессы. Болезни, передающиеся через воз­дух. Оказание первой помощи при нарушении дыхания.

Практическая работа

Определение состояния пострадавшего. Первая по­мощь при остановке дыхания.

Материалы и оборудование: рельефная модель «Строение легких»; прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса); модель объемная «Максим 111-01» — тре­нажер сердечно-легочной и мозговой реанимации; материалы

для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при несчастных случаях. Приемы искусственного дыхания»; таблица по гигиене «Профилактика воздушно-капельной инфекции»; справочник по оказанию первой меди­цинской помощи.

Тема 9. Выделение (1 ч)

Строение и работа почек. Заболевания почек и их преду­преждение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-уролога.

Лабораторная работа Исследование мочи.

Материалы и оборудование: модель «Мочевая система че­ловека»; атлас «Микроскопия осадков мочи»; рельефная мо­дель «Строение почки человека».


Учебно – тематическое планирование.

по элективному курсу « Лечебное дело»

Класс 9

Учитель Габидуллина Миляуша Хатиповна

Количество часов

Всего 18 часов; в неделю_0,5 час.

Плановых контрольных уроков__ч., за чётов - ч., тестов -ч. Практические работы -10, лабораторные работы- 4.

Рабочая программа составлена на основе методического руководства «Элективные курсы .Биология для 9-11 классов» (Автор: О.Е. Аверчинкова , 2007г. )





Дополнительная литература:



  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников. – М: АСТ-ПРЕСС, 2006. 2. Коган Т.В., Косицкий Г.И., Кураев Г.А. Кызыклы физиология.

  2. Т.А.Козлова., Биология в таблицах и схемах. Дрофа, 2007.

  3. Осмоловская Л.И. Биология. Человек. 8 класс. Дидактические материалы. 2005.



ЦОР:

http://school-collection.edu.ru/ мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

http://www.kozlenkoa.narod.ru , Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко

www.bio.1 september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://school-collection.edu.ru/


 


Календарно- тематическое планирование

№ п/п№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


примечание

По плану

фактически

1

Диалог через века: «Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?»

1

14.01







2-4

Общее знакомство с организмом человека

• Конституция (рост, масса). Температура. Рас­положение внутренних органов. Пальпация внутренних органов

брюшной полости и лимфатических узлов. Практические работа №1: «Пальпация лимфатических узлов», «Измерение температуры тела»

• Расспрос и осмотр больного. Практическая ра­бота №2 «Самооценка текущего состояния здоровья
по результатам анализа объективных и субъек­тивных показателей»

• Типы тканей и их свойства. Лабораторная ра­бота №1 «Изучение микропрепаратов тканей живот­ных и человека»

3

21.01

28.01


4.02







5

Эндокринная система человека

• Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»

1

11.02







6-7

Нервная система человека

• Спинной мозг (ролевая игра «На приеме у нев­ропатолога»). Практическая работа №3 «Опреде­ление безусловных рефлексов разных отделов мозга»

• Головной мозг. Лабораторная работа №2 «Строе­ние нервной ткани»

2

18.02


25.02







8-10

Анализаторы

• Зрительный анализатор (ролевая игра «На приеме у офтальмолога»). Практическая работа №4 «Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза»

• Анализатор слуха и равновесия. Практическая
работа №5 «Измерение остроты слуха речью»

• Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус.
Практическая работа №6«Распознавание знакомых веществ»

3

4.03


11.03


18.03







11

Меры доврачебной помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата

• Ролевая игра «На приеме у травматолога». Ла­бораторная работа №3 «Первая помощь при повреж­дении скелета человека»

1

1.04







12-15

Кровь и кровообращение

■ Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Лабораторная работа №4 «Мазок крови чело­века и лягушки»

• Движение крови по сосудам. Давление и пульсодиагностика. Практическая работа №7 «Измерение артериального давления»

• Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца». Практическая работа №8«Изучение элект­рокардиограммы (ЭКГ)»

• Первая помощь при заболеваниях органов кровообращения и кровотечениях. Практи­ческая работа№9 «Приемы остановки кровоте­чений»

4

8.04


15.04


22.04


29.04








16

Заболевания органов дыхания и предупреж­дение

• Практическая работа №10«Определение состояния пострадавшего. Первая помощь при остановке дыхания»

1

6.05







17

Выделение

• Лабораторная работа№4 «Исследование мочи»

1

13.05







18

Обобщающий урок по курсу

1

20.05







Похожие:

Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconПрограмма элективного курса для обучающихся 10 класса средней школы Тип элективного курса: межпредметный
Мбоу «Нелюбинская сош» Томского района Томской области, высшая квалификационная категория, 2012 г
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconРабочая программа учебного предмета мбоу «Верхнесуньская» сош
Протокол №1 от«27» августа2012г. «31» августа2012г Приказ №31/12 от «1»сентября 2012г
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconПрограмма элективного курса Образовательная область, учебный предмет: физическая культура фио автора: Серышева Людмила Александровна, учитель физической культуры мбоу «сош №40»
Фио автора: Серышева Людмила Александровна, учитель физической культуры мбоу «сош №40», 665732, г. Братск, ул. Гагарина 21А
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconРабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» разработана на основе программы элективных курсов по...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconПрограмма элективного курса по математике «Мир алгебры»
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconПрограмма дистанционного элективного курса по биологии «Основы рационального питания»
Программа дистанционного элективного курса «Основы рационального питания» предназначена для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconМбоу «Основная общеобразовательная школа №6»
«Воспитание толерантности учащихся посредством элективного курса «История религий»
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconМуниципальное образовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса по алгебре и началам анализа
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconПрограмма элективного курса «В мире случайных закономерностей»
Программа элективного курса «В мире случайных закономерностей (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики»)...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Верхнесуньская сош» iconПояснительная записка Настоящая авторская образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница