По какому принципу образованы ряды?




Скачать 166.45 Kb.
НазваниеПо какому принципу образованы ряды?
Дата14.02.2013
Размер166.45 Kb.
ТипВопрос
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2006 г.

9 класс


  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. (8 баллов).

1) 1378, 1380, 1480 гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, тарифная система оплаты труда.

4) Фендрик, инженерский фендрик, корабельный комиссар, коллежский регистратор.


  1. Заполните пропуск в ряду. (4 балла).

1) 1-й Белорусский фронт, Г.К. Жуков; 2-й Белорусский фронт, […]; 1-й украинский фронт, И.С. Конев.

2) Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; освобождение Москвы Вторым народным ополчением, памятник К.Минину и князю Д.Пожарскому; […], Храм Христа Спасителя в Москве.


  1. Расположите в хронологической последовательности. (8 баллов).

А. «Народная воля».

Б. «Союз Михаила Архангела».

В. «Северный союз русских рабочих».

Г. «Союз освобождения».

Д. Группа «Освобождение труда».

Е. «Союз благоденствия».


  1. Представьте себе такую ситуацию. (5 баллов). Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли. Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?




  1. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Правильно ЗАПИШИТЕ каждое слово. (5 баллов).

1) Хр…ст…матия – учебное пособие, сборник избранных текстов.

2) Ц…л…бат – обязательное безбрачие католического духовенства.

3) Д…ль…мены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб.

4) …встрал…п…тек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) М…м…р…альный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.


  1. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о партии октябристов. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о «Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях начала ХХ века. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия политических партий. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. (14 баллов).

1.Датой рождения партии считается публикация проекта его программы в газете «Слово» 9 ноября 1905 года.

2. Лидером партии стал известный историк профессор Павел Николаевич Милюков.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. По национальному вопросу придерживались идеи о широкой культурно-национальной автономии.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. На роспуск I Государственной думы ответили Выборгским воззванием, где призвали население к пассивному сопротивлению.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10. В годы Первой мировой войны партия постепенно прекратила свое существование.


Октябристы



















  1. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. (12 баллов).

Ровно 110 лет назад, в 1796 г. скончалась императрица Екатерина II. София Августа Фредерика Ангальт-Цербтская приняла имя «Екатерина» при восшествии на престол (1) в 1762 г. (2). По-русски говорить она так и не научилась (3), но Россию полюбила и верно служила ее интересам. Созванной ею в 1767 г. (4) Уложенной комиссии удалось принять новый Свод законов Российской империи (5), а самой императрице было суждено войти в историю России как правительнице, запретившей употребление слова «раб» в обращениях к ней подданных» (6).


  1. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К. Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Запишите (в столбик!) порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности. Рядом с каждым номером напишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов и т. д.). (28 баллов).

1) В октябре [….] года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Фашистская пропаганда развернула кампанию за «более тщательную и своевременную подготовку ко второй русской зиме». Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

2) 30 июня [.…] года был создан чрезвычайный орган – […… …..] во главе с […..]. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

3) В середине мая [….] года вернулся в Москву А.М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции [……] (такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

4) Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей… Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник [….…] обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.

5) В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В.И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал Кребс сообщил ему о самоубийстве […..]. По словам Кребса, это произошло [………] в 15 часов 50 минут.

6) На декабрьском совещании в Ставке [подводились итоги года]. К концу [….] года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и, обладая мощными силами и средствами борьбы, прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу и уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончании войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

7) 5 мая Ставке стало известно о восстании чехов в [….] и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинскому фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на […] мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

8) Положение Ленинграда с […….] [….] года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через […..] озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации. Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

9) 23 [……] [….] года взятием […….] завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода… Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.


  1. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа: (12 баллов)

«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих кретьян не принимать, и за собою не держать».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».

2) Что такое урочные года?

3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.


  1. Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания. (14 баллов).

Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей

датой

Численность

населения

в % к 1863 г.

в тыс.

в %

1863

3141,2








1885

4313,7

1172,5

37

137

1897




1444,7




183

1913

9894,5




72




1) Перерисуйте таблицу и, произведя необходимые расчеты (можно пользоваться калькулятором), заполните все пропуски (ячейки с прочерком «–» не заполнять).

2) Укажите период, на который приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

3) Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.

А. На протяжении всего пореформенного периода наблюдалась положительная динамика численности населения Сибири.

Б. В пореформенной России шел бурный процесс урбанизации.

В. Население Сибири росло, прежде всего, за счет строительства промышленных предприятий.

Г. По сравнению с 1863 г. в 1913 г. население Сибири выросло более чем в 3 раза.


  1. Внимательно прочитайте документ, в котором говорится о событиях, произошедших на территории нашего Марийского края. Ответьте на вопросы. (22 балла)

«Казанской губернии губернатору Якову Ларионовичу фон Бранту от коллежского асессора и города Царевококшайска воеводы Веригина покорнейший репорт.

Сейчас на заставе от Царевококшайска в 35 верстах поиман злодейской партии Петр Афонасьев и объявил, што вся толпа ево под Казанью разбита и разсеяна. А сам злодей, оторвавшись в 300 человеках, бежал по дороге царевококшайской, лежащей от Казани. И бежав безостановочно до Кленовой горы, проехав оную и неподалеку реку Илеть переехал, поворотился влево, уклоняется к Волге. И во время де следования приговаривал предписанной злодей, чтоб ему бежать на прежнее место, откуда он прежде взялся, то есть на Дон и Яик. О чем в.в.п. в покорности моей сим и рапортую.

А о том же в предосторожность в лежащей по Волге реке село Сундырь к экономическому казначею от меня дано знать. И в окрестный город Царевосанчурск сообщено сей же час».


1. Эпизод какого крупного исторического события отражен в данном документе?

2. Укажите дату (дни, месяц и год) описываемых событий.

3. Назовите имя, отчество и фамилию «злодея», о котором говорится в рапорте.

4. Какой из ныне существующих памятников истории свидетельствует о пребывании «злодея» на Кленовой горе?

5. Как сейчас называются населенные пункты, упомянутые в документе (Царевококшайск, Сундырь, Царевосанчурск)?


  1. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое крупное событие произошло в год х? (10 баллов).

(основание Царевококшайска – первое упоминание о Москве + Берлинский конгресс после Сан-Стефанского мира):5 + (переход А.В. Суворова через Альпы + начало Первой мировой войны – Деулинское перемирие – восстание древлян) = х.


  1. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Дайте его определение. (12 баллов).










4







7










1

2
















8




10







3




5

6







9




















































































































































































































































1. Вертикальный шест для подъема флага. 2. Династия византийских императоров. 3. Элемент герба Российской империи и Российской Федерации. 4. Символ власти монарха. 5. Элемент государственного флага СССР. 6. Автор музыки к гимну Российской империи. 7. Флаг главы государства. 8. Художник, автор государственного герба, введенного Временным правительством. 9. Автор слов к государственному гимну Российской империи. 11. Предмет, на котором появилось первое изображение двуглавого орла как герба Российского государства. По горизонтали…

* * *

  1. Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите любое из этих высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными. (50 баллов).

  1. «В истории Руси Рюрик не делает никакой грани. Гранью, и весьма существенной, является объединение Новгорода и Киева… в одно большое государство». (Б.Д. Греков).

  2. «Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека». (И.Н. Данилевский).

  3. «Троица» Андрея Рублева – это исток и «стояния на Угре», и освобождения Руси от… ига». (С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов).

  4. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». (Л.Н. Гумилев).

  5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

  6. «Петр I к ликвидации крепостничества не стремился и… не считал возможным подражать в этом тем странам, у которых так старательно копировал иные политические институты». (А.Б. Каменский).

  7. «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя». (Н. Чиняков).

  8. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар монархическому чувству крестьянства». (Г.П. Федотов).

  9. О Крымской войне 1853 – 1856 гг.: «Мы мнили себя непобедимыми и горько в том разочаровались: врага мы не закидали шапками». (В.А. Докудовский).

  10. «Настоящий прорыв был совершен в 1905 – 1907 гг. в процессе создания в России многопартийной политической системы». (С.В. Тютюкин).

  11. «Для историка всегда останется Февраль – зачинатель и Октябрь – завершитель». (Г.П. Федотов).

  12. «Автономия была дарована таким народам, как марийский, как бы в обмен на поддержку Советской власти, политики большевиков». (К.Н. Сануков).

  13. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. «покрывал нашу политику позором, не обеспечивая действительной военной безопасности». (Е.В. Гутнова).

  14. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)

  15. «Россия должна сохранить исторические государственные символы, также как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности». (Г.В. Вилинбахов).



Максимальная сумма баллов – 204.


Ответы и комментарии (9 класс)


  1. (По 2 балла за полный правильный ответ). 1) успехи в борьбе против Золотой Орды; 2) руководители партизанских отрядов в период Отечественной войны 1812 г.; 3) мероприятия нэпа; 4) низшие чины по Табели о рангах соответственно сухопутные, артиллерийские, морские и статские.

  2. (По 2 балла за полный правильный ответ). 1) К.К. Рокоссовский; 2) Отечественная война 1812 г.

  3. (8 баллов за правильную последовательность). Е, В, А, Д, Г, Б.

  4. (5 баллов за полный правильный ответ; за частично правильный ответ – от 1 до 4 баллов). Герольдов предложил им понизить повинности, которые они должны были отбывать в пользу помещика.

  5. (По 1 баллу за правильный ответ). 1) Хрестоматия; 2) Целибат; 3) Дольмены; 4) Австралопитеки; 5) Мемориальный.

  6. (По 1 баллу за правильные номера предложений, по 2 балла за правильные названия партий).

    Октябристы

    Кадеты

    Эсеры

    1, 3, 9, 10

    2, 5, 8

    4, 6, 7

  7. (По 2 бала за каждый правильный ответ; по 1 баллу за частично правильный ответ). 1) Нет, имя Екатерина немецкая принцесса приняла при крещении в православие; 2) Да; 3) Нет, Екатерина II говорила по-русски, хотя и с акцентом; 4) Да; 5) Нет, Свод законов Российской империи был разработан под руководством М.М. Сперанского и вступил в силу в 1835 г.; 6) Да.

  8. (10 баллов за правильную последовательность и по 1 баллу за каждый правильный элемент).

2 – 1941; Государственный комитет обороны; Сталин.

4 – Генштаб.

8 – сентябрь; 1941; Ладожское.

1 – 1942.

9 – август; 1943; Харьков.

6 – 1943.

3 – 1944; «Багратион».

5 – Гитлер; 30 апреля.

7 – Прага; 9.

  1. (По 4 бала за каждый полный правильный ответ; от 1 до 3 баллов за каждый частично правильный ответ). 1) 1646 и 1647 гг.; 2) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян; 3) Соборное Уложение 1649 г.




  1. (По 1 баллу за каждый элемент таблицы, 5 баллов за полный правильный ответ на вопрос 2 (от 1 до 4 баллов за частично правильный ответ) по 2 балла за каждый правильный ответ на вопрос 3).

1)

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей

датой

Численность

населения

в % к 1863 г.

в тыс.

в %

1863

3141,2





100

1885

4313,7

1172,5

37

137

1897

5785,4

1444,7

34

183

1913

9894,5

4136,1

72

315

2) 1897 – 1913 гг. Рост населения Сибири связан с переселенческой политикой, проводимой в рамках столыпинской аграрной реформы.

3) А, Г.

  1. (По 1 баллу за каждую дату и за определение события, 2 балла – за правильный год х). (1584 – 1147 + 1878):5 + (1799 + 1914 – 1618 – 945) = 1613 (Земский собор, воцарение Романовых).

  2. Максимум – 22 балла:

1. Речь идет о крестьянской войне (крестьянском восстании) 1773–1775 гг. (2 балла)

2. 15-16 июля 1774 г. (за правильный год – 2 балла, за правильный месяц и год – 5 баллов, за правильные дни, месяц и год – 10 баллов)

3. Емельян Иванович Пугачев. (2 балла)

4. «Дуб Пугачева». (2 балла)

5. г.Царевококшайск – г.Йошкар-Ола (1 балл), с.Сундырь – г.Мариинский Посад (3 балла), г.Царевосанчурск – п.Санчурск (2 балла).

  1. (По 1 баллу за каждый правильный ответ, 2 бала за правильное определение слова по горизонтали). 1. Флагшток. 2. Палеологи. 3. Корона. 4. Держава. 5. Молот. 6. Львов. 7. Штандарт. 8. Билибин. 9. Жуковский. 10. Печать. По горизонтали: Геральдика – гербоведение; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; искусство составления и толкования гербов.

* * *

  1. Эссе оценивается по следующим критериям: 1) понимание сущности поставленной проблемы; 2) логичность раскрытия темы; 3) умение делать выводы и обобщения; 4) самостоятельность суждений, умение аргументировать собственную точку зрения; 5) грамотность использования исторического материала. (За каждый критерий по 10 баллов).

Похожие:

По какому принципу образованы ряды? iconПо какому принципу образованы ряды?
Восстановление отраслевых министерств, создание фонда материального поощрения, сокращение числа планируемых показателей
По какому принципу образованы ряды? iconПо какому принципу образован ряд?
В успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого
По какому принципу образованы ряды? iconПрограмма курса лекций по тфкп (3 курс, 2 поток)
Кривые Жордана. Гладкая кривая Жордана и ее стандартный радиус. Кусочно-гладкие кривые Жордана. Функциональные ряды. Признак Вейерштрасса....
По какому принципу образованы ряды? iconГанс ф. К. Гюнтер пророк нордической расы я предупредил тебя, случайность, и отгородился от всякого твоего тайного проникновения. Ни тебе, ни другому какому
«Я предупредил тебя, случайность, и отгородился от всякого твоего тайного проникновения. Ни тебе, ни другому какому обстоятельству...
По какому принципу образованы ряды? iconО проблемах правового регулирования
В число таких проектов, по которым должны быть образованы рабочие группы, вошел законопроект «О внесении изменений в Закон Российской...
По какому принципу образованы ряды? iconРоссийской федерации
Математический анализ (ряды, дифференциальное и интегральное исчисления, нахождение экстремумов функций)
По какому принципу образованы ряды? iconТеория русский язык 11 класс орфография (теория)
В производных существительных н или нн пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии...
По какому принципу образованы ряды? iconЛитературная игра для учащихся 9-х классов
Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию (ода)
По какому принципу образованы ряды? iconФакультет компьютерных наук и технологий
Моделирование, нелинейные динамические системы, временные ряды, фрактальное сжатие изображений, обучающие системы
По какому принципу образованы ряды? iconЛитература 10 класс
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница