Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва




Скачать 13,92 Kb.
НазваниеЭнциклопедия образовательных технологий том 1 Москва
страница1/108
Дата03.02.2016
Размер13,92 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   108


Селевко Г.К.


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ


Том 1


Москва

Народное образование

2005


Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва

О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков


Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.


Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.


© Селевко Г.К.

© Народное образование

Оглавление

Предисловие к первому тому 7

Введение: Технологический подход в образовании 10

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий 13

1.1. Основные категории и закономерности педагогики 13

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 17

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 21

1.4. Способы умственных действий (СУД) 23

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 25

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 26

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 27

1.8. Сфера творческих качеств (СТК) 28

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) 29

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности 29

Вопросы и задания для самоконтроля 34

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий 35

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии 36

2.2. Структура педагогической технологии 39

2.3. Терминологические взаимоотношения 41

2.4. Основные качества современных педагогических технологий 44

2.5. Научные основы педагогических технологий 47

2.6. Классификация педагогических технологий 55

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 61

Вопросы и задания для самоконтроля 67

III. Современное традиционное обучение (ТО) 68

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения 70

3.2. Технология классического и современного урока 77

Урок в малочисленной сельской школе 83

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии 86

Вопросы и задания для самоконтроля 91

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 92

4.1. Педагогика сотрудничества 94

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 109

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 112

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 115

Предтечи, разновидности, последователи 118

Вопросы и задания для самоконтроля 125

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 126

5.1. Игровые технологии 129

Игровые технологии в дошкольном периоде 132

Игровые технологии в младшем школьном возрасте 134

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 135

5.2. Проблемное обучение 142

5.3. Технология современного проектного обучения 147

5.4. Интерактивные технологии 155

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 158

Технология проведения дискуссий 160

Технология «Дебаты» 163

Тренинговые технологии 170

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 184

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) 189

Вопросы и задания для самоконтроля 194

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 196

6.1. Технология программированного обучения 199

6.2. Технологии уровневой дифференциации 206

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 208

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 210

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 212

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 217

Модель «Профильное обучение» 220

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 227

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования 232

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 233

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 243

Вертикальный вариант (Красноярский) 246

Горизонтальные варианты 247

6.6. Технологии групповой деятельности 254

Модель: групповая работа в классе 255

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). 259

Модели коллективного творческого решения проблем 261

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 265

Вопросы и задания для самоконтроля 268

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 269

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 272

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 277

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 282

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 286

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 290

7.6. Технологии интеграции в образовании 296

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева 298

Модель «Технология воспитания экологической культуры» 302

Модель глобального образования 306

Концепция холистической педагогики 308

Концепция гражданского образования 311

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах 314

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» 315

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем 316

Модель межпредметных связей 316

7.8. Технологии концентрированного обучения 319

Модель суггестивного погружения 320

Модель временнóго погружения М.П. Щетинина 322

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур 324

Особенности идеографических моделей 326

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга 330

Вопросы и задания для самоконтроля 338

VIII. Частнопредметные педагогические технологии 339

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 341

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 343

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 347

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 350

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 352

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 355

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе 361

8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» 367

Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года – 90» А.Е. Сутормина 370

Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя года – 91» В.А. Гербутова 371

Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы 373

Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова 376

Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского 378

Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской 379

Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России   96» Е.А. Филипповой 380

Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России   97» А.Е. Глозмана 381

Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина 383

Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова 385

Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара 386

Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова 388

Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова 390

Авторская концепция преподавания истории и обществознания «Учителя года России – 2003» И.А. Карачевцева 391

Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского 392

8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов 394

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» 397

Вопросы и задания для самоконтроля 410

IX. Альтернативные технологии 412

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 413

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 420

Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка 424

9.3. Технология мастерских 426

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 432

Предтечи, разновидности, последователи 436

Вопросы и задания для самоконтроля 437

X. Природосообразные технологии 438

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 440

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) 453

Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира 454

Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира 457

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 463

10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности 466

Вопросы и задания для самоконтроля 475

XI. Технологии свободного образования 476

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 478

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 482

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 486

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) 490

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) 495

11.6. Технология свободного труда (С. Френе) 498

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) 500

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко 505

Вопросы и задания для самоконтроля 510

Предметный указатель для 1 и 2 тома 511

Именной указатель для 1 и 2 тома 554

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 562
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   108

Похожие:

Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconГ. Москва Портфолио учителя логопеда
Использование современных образовательных технологий и методик стр. 7
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconМуниципальная средняя общеобразовательная
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе (динамика...
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconПриказ Министерства образования и науки от 06 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Устав Г(О)боу спо «Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий». Используемые сокращения
Положение определяет условия реализации образовательных программ с использованием технологий дистанционного обучения Г(О)боу спо...
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconЭнциклопедия средиземья, том IV
Эдуард Клочко, «Словарь языков хоббитов, гномов, орков и других созданий Средиземья, Нуменора и Амана»
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconЦель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи
Использование современных образовательных технологий Федоровой В. П., учителем химии и биологии
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconФилип Н. Мифология. Энциклопедия / Пер с англ. С. В. Архиповой
Большая детская энциклопедия / Пер с англ. А. И. Кима, В. В. Демыкина. М.: Зао «росмен-пресс», 2006. 333с
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconЭнциклопедия
Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика...
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconЭнциклопедия
Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика...
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconНаучные труды гпз “Присурский”. Чебоксары-Москва: Клио, 2003. Том 11. С. 206 217. Удк. 595. 763. 71 К фауне c ryptophagidae и languriidae ( insecta, coleoptera ) чувашской республики
Роль особо охраняемых территорий в сохранении исчезающих степей и сурков Евразии/ Материалы двух международных научных форумов (Россия,...
Энциклопедия образовательных технологий том 1 Москва iconСмирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике [Текст] / А. В.
Требования к разработке и реализации программ пк для педагогов Воронежской области, направленных на освоение образовательных технологий,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница