«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации»




Скачать 34,12 Kb.
Название«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер34,12 Kb.
ТипДокументы
  1   2






Савченко Д.Н.


Приводится краткое изложение монографии: «Креатология. Исследование интуиции творческой личности, талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания», депонированную в ВИНИТИ РАН.

Эта монография является составной частью глобального фундаментального научного исследования: «Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации», разрабатываемого автором в течение 22 лет..

Работа является пионерской. В ходе этой фундаментальной теоретической работы преодолено нескольких порогов новизны: 1) новизна в постановке предмета исследования (в качестве такого феномена выступает высший психический процесс – интуиция, опыт диагностики которой отсутствует в мировой практике и теоретически чрезвычайно плохо обоснован, кроме того в качестве предмета рассматриваются качества интуитивно-одаренной личности, семантика интуитивного процесса), 2) новизна в теоретической и методологической основе (в качестве такой основы принимается новая наука – креатология и новое, в рамках креатологии направление: эволюционная диагностика талантливой личности исследователя), новизна в математическом аппарате моделирования и диагностики интуиции и качеств интуитивно-одаренной личности, а также в семантике интуитивного процесса, новизна в привлечении нескольких научных направлений для решения столь серьезной и сложной проблемы как эволюционная диагностика и моделирование интуиции (здесь привлекались синергетические направления, рассматривались диссипативные структуры в моделировании, методы теории катастроф, марковские процессы и марковские поля, минимальные поверхности в римановом многообразии, теоретические основы психологии, психоанализа и глубинной психологии, механическая проблема общей теории относительности – гравитационный коллапс массивной холодной звезды (раздел астрофизики), неевклидовые пространства (топология), динамические модели науки и др.).

Представленные в монографии теоретические разработки и модели не имеют аналогов ни в России, ни за рубежом.


Савченко Д.Н.

DN756@yandex.ru


Краткое изложение монографии:


«Креатология.

Исследование интуиции творческой личности, талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания»


Настоящая монография – это первое исследование по проблемам креатологии, нового универсального научного направления, исследующего глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). Она является одной из частей фундаментального исследования: «Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации».

В рамках настоящего исследования пересекаются знания в области новейших достижений в области теоретической физики и синергетики, а также психологии, психоанализа, глубинной психологии, здесь используются результаты исследований в области Теофании и научного знания при взаимодействии с парадигмами мировой цивилизации, здесь исследуется таинственный и божественный феномен гениальной и талантливой личности «интуиция», впервые в мировой практике интуиция исследована математическими методами.

Уникальный синтез, полученный автором в креатологии, есть первое исследование, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с существующим уровнем знаний мировой цивилизации. Исследование заставило посмотреть на человека «как творца всех вещей», как «микрокосмос», связанный со всей Вселенной и с Богом гармонично и благостно. Божий Промысел никто не отменил, потому все процессы в науке, культуре, религии (православной) есть реальная Теофания и мир как Откровение Божества есть Теофания.

В этой монографии читателя ждет встреча с пионерскими теоретическими разработками, не имеющими аналога как в России, так и за рубежом. Читатель впервые встретится с новыми понятиями, такими как «зонд интуиции», «полиморфная диалектика», «емкость креативности личности», «Мотивационный коллапс талантливой личности в науке», «мотивационные плеяды», «эволюционная диагностика гениев и талантов в науке», «интуиция как двумерная минимальная поверхность в евклидовом пространстве и в римановом многообразии», «диссипативная интуитивная структура» и многое другое, неизвестное ему.


Анализ плюралистических концепций ХХ века: экзистенциалистских, теокосмических, мистических, социологических (франкфуртская школа), логико-исторических (Кроче, Джентиле, Коллинвуд), рационалистской (Г. Башляр), мифологической (Шпенглер), метапсихологической (З.Фрейд) показал, что только в пределах новой диалектики, в пределах широкой программы исследований возможно продвижение к новой философии понимания взаимодействия творческой личности с потоком парадигм различных форм общественного сознания. Возникшая постановка новых целей привела к новой диалектике – полиморфной диалектике (8), (заявленной автором совместно с исследователем Афлитуновым), причем Кантовская «Критика чистого разума» в рамках разработанных мыслителем программ рассматривает только чистый разум, его источники и границы и предметом предложенной им науки является «рассудок, который судит о природе вещей, да и то лишь рассудок в отношении его априорных знаний», однако трансцендентальная философия Канта является наукой одного лишь чистого спекулятивного разума и не охватывает всего многообразия мира, исследуемого полиморфной диалектикой. Известно, что мы живем в плюралистическом мире, в котором можно обнаружить как детерминистские, так и стохастические явления, как обратимые, так и необратимые процессы. В этой связи обосновано существование необходимости в создании нового глобального научного направления в рамках полиморфной диалектики, направления, которое включало бы в предмет исследования не только объекты, изучаемые трансцендентальной философией Канта, но и иные объекты, явления. Это новое направление в рамках полиморфной диалектики названо Креатологией, публикации которой отражены в работах (98-106, 173-174).

Приоритет нового глобального научного направления явился результатом проведённых в 1984 – 1990 годах ученым – исследователем, старшим научным сотрудником НИИВШ Савченко Д.Н. фундаментальных научно – исследовательских работ, результаты которых были опубликованы в серии статей и в двух монографиях. Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (статья 138) результаты этих работ и термин «креатология» является интеллектуальной собственностью автора и являются объектами авторского права в смысле статей (5 – 7) Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Креатология определялась в (98-106, 173-174) как новая философия, новое мировоззрение, новая парадигма, новое глобальное научное направление, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с различными формами общественного сознания, в том числе с религией. Одним из основных исследований в креатологии является моделирование и эволюционная диагностики гениев и талантов в науке в процессе взаимодействия их с потоком парадигм разных сфер знаний. Особое место занимает интуиция – основа всех открытий в науке. А. Эйнштейн говорил, что «высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция» (147).

В работах (99, 100) под зондом интуиции понимается процесс получения новых идей (знаний) из глубинных иерархически структурированных слоев бессознательного психического, приводящий к определенной степени новизны интеллектуальной продукции талантливой или гениальной личности. Там же постулировалось: «Гений (талант высшего уровня в нашей терминологии) и талант даёт самую мощную мысль, самую близкую к идеалу силу света. Это похоже на излучение звезды в процессе возникновения сверхновой. Это излучение характеризуется мощным выбросом энергии в различных диапазонах. У таланта высшего уровня наблюдается характерное свойство интуитивного человека (см. работы К. Юнга) – умение связывать по ассоциации феномены, отстоящие весьма далеко в очень далеких областях знаний (парадоксальное мышление)». В этой связи автором была поставлена задача исследования интуиции математическими методами с использованием методов глубинной психологии (99, 100).

Для того, чтобы измерять какой – либо феномен, нужно его понимать. Для того, чтобы диагностировать талант или талант высшего уровня, нужно понимать интуитивный потенциал такой личности. Как было выяснено ранее (99, 100) в процессе воздействия внешней среды личности монады низшего уровня, в том числе и интуиция, в ходе взаимодействия порождают новое знание, новизну интеллектуальной продукции. Представим себе некий феноменологический (виртуальный, мысленно образованный) куб в пространстве. Рассматривая в качестве внешней среды мотивацию (ось У феноменологического «куба»), в качестве внутренней среды – зонд интуиции (ось Z), в качестве продукции личности в научном исследовании – новизну как фундаментальный параметр (ось Х), мы приходим к концепции диссипативной интуитивной структуры. В настоящей монографии, а также в работах (98, 99, 173, 174) определялось, что интуитивный потенциал личности есть динамичная неоднородная структура выбросов зонда интуиции, взаимодействующая с поверхностью мотивационной сферы и порождающая продуктивность (оцениваемую новизной или новым научным знанием). Содержательно интуитивный потенциал личности есть способность человека к генерации новых идей путем интуитивного постижения, основанная на степени проникновения в глубинные страты бессознательного психического (98).

Ниже показано, что интуитивный потенциал зависит от уровня индивидуальной культуры, степени знаний и опыта, заложенных в личность при воздействии монад высшего уровня: культуры, науки, образования. С другой стороны зонд интуиции в процессе научного творчества меняет качества интуитивной личности (98, 99, 103, 173, 174).

В настоящей монографии имеются три главы: глава I «моделирование научного потенциала творческой личности исследователя» даёт представление о научном потенциале талантливой личности исследователя и моделировании такого потенциала в процессе научного творчества, здесь также приведена модель управления научным потенциалом творческой личности исследователя; в главе II «исследование основного фактора потенциала творческой личности исследователя интуиции» определяются понятия «талант и гений», основные понятия креатологии, относящиеся к интуиции, изложены начала теории эволюционной диагностики и моделирования творческой личности исследователя в науке, принципы диагностики талантов и гениев в науке; глава III “мотивационный коллапс талантливой личности в науке и Теофания» показывает современное состояние теории мотивации в исследовании самоактуализирующихся людей, рассматривает различные точки зрения об исследовании мотивационных факторов в рамках психологии науки. В рамках этой главы разработана уникальная психологическая модель структуры мотивационной сферы талантливой личности исследователя в научной деятельности и, наконец, модель мотивационного коллапса получена на пересечении таких взаимно далеких областей знаний: психологии, психоанализа и глубинной психологии, механической проблемы общей теории относительности – гравитационного коллапса массивной холодной звезды (раздел астрофизики), неевклидового пространства (топология), теории катастроф и динамических моделей науки. Эта модель неизвестна как в России, так и за рубежом. Понятие «мотивационный коллапс» впервые введен автором в теоретическом аспекте креатологии.

Нами рассмотрены проявления диссипативных структур в интуитивном процессе творчества. Диссипативные структуры – это структуры, образующиеся в результате рассеяния (диссипации) энергии. К ним относятся некоторые недолговечные структуры, которые распадаются, как только прекращается поток энергии или вещества. Некоторые из таких структур являются биологическими, другие физическими; все они возникают из хаоса и вновь обращаются в хаос. Нами определялось ранее, что в процессе воздействия внешней среды личности в подструктурах внутренней среды талантливой личности образуется набор неоднородных (по пространству параметров этих структур) равновесных структур (99, 173-174).

В (98, 99) учитывалось по крайней мере три пространственно-временных МАСШТАБА: макроскопический, соизмеримый со средними размерами области, заполняемой реальными структурами, промежуточный, отвечающий характерному размеру реальных структур и микроскопический, отвечающий отдельным микроскопическим элементам, из которых образуются структуры (или порождаемые ими продукты). Процедурой, позволяющей в принципе совершить переход от микро-к макромасштабам, является усреднение (по времени или по ансамблю управляющих параметров). Усреднение по выбросам зонда интуиции даёт значения потока интуиции, численно выражающиеся в величинах плотности потока выбросов зонда интуиции или если рассматривать другое представление – к значениям интегрального потока выбросов зонда интуиции.

В главе III мы постулируем, что процесс эволюции включает смену порядка и хаоса через неустойчивости, в частности это наблюдается в мотивационной сфере личности. Здесь периодический цикл роста и падения числа мотивационных плеяд (99, 174) является структурой (в [99, 174] объяснялось понятие «мотивационные плеяды» - это особый вид потребностей или мотивов, численные значения появления которых в ходе научно-поисковой активности являются реализациями случайной величины, подчиняющейся закону Пуассона).

Эта структура обладает временной упорядоченностью, или когерентностью, в том смысле, что число мотивационных плеяд каждой мотивационной подструктуры можно в любой последующий момент времени предсказать, зная его цифру в каждый момент, причем эти значения периодически изменяются во времени (99, 103). Ниже рассмотрены два варианта представления интуитивного потенциала талантливой личности: 1-й уже определен ранее (см. 99) - это феноменологическая плоскость (плотность потока выбросов зонда интуиции и обобщенный портрет качеств интуитивной личности), 2-й изображается условно плоскостью (мотивационный потенциал талантливой личности исследователя и плотность потока выбросов зонда интуиции) (99).

В первом случае в качестве внешней среды выступает случайная величина - плотность потока выбросов зонда интуиции, в качестве внутренней среды – также случайная величина - вектор качеств интуитивной личности. Ось Х – представляет новизну как фундаментальный параметр личности в процессе научного творчества. Тогда плоскость - выражает феноменологически интуитивный потенциал личности. В (99, 174) показано: обобщенный портрет качеств интуитивной личности в процессе творчества обозначает полноту свойств интуитивной личности, входящей в состояние такого человека (другими словами есть ареал состояния). В процессе научного творчества одни свойства личности на определенном этапе сильно проявляются, на другом – надобность в них отпадает, личность использует другие свои свойства.

В первом варианте в качестве квазиэнергетического ресурса выступает изменение обобщенного портрета качеств интуитивной творческой личности, во втором – мотивационный потенциал личности – энергия мотивационной сферы. Обе структуры являются диссипативными, поскольку поддержание когерентности в них определяется в свою очередь поддержанием требуемого уровня поступления в структуру энергии мотивационной сферы и изменений обобщенного портрета качеств интуитивной личности соответственно, а также отвода из них плотности потока выбросов зонда интуиции (порожденных интуитивных инсайтов) (99, 103, 174). Представление интуитивного потенциала (1-й и 2-й варианты) как диссипативных структур является плодотворным, хотя существует огромная литература в различных областях, утверждающая, - любая организация, любая структура существуют в пространстве и времени только за счет диссипации энергии – разница лишь в характерных временах существования.. Мы рассмотрели 2 варианта представления интуитивного потенциала личности, но теоретически возможно большее их число (в зависимости от типа видов деятельности: наука, техника, технология или видов организационных структур, в которых функционирует личность и т.д.). Каждой диссипативная структура (согласно (150, 91, 138, 108), отвечает определенному масштабу рассматриваемой реальной структуры, причем масштаб – упорядоченный). Под упорядоченностью понимается предполагаемая в принципе выполненность некой процедуры пространственно – временного усреднения, заменяющая реальную структуру простейшей «канонической» эквивалентной структурой, допускающей дальнейшее модельное рассмотрение. Стабильное существование такой структуры, как и вообще диссипативных структур, обеспечивается за счет стабильного притока в структуру «извне» некоего субстрата (в частности энергии, информации и т.д.).

В случае первого варианта в качестве субстрата выступает величина обобщенный портрет качеств интуитивной личности, в случае второго - мотивационный потенциал исследователя.

В монографии рассмотрена временная эволюция интуитивного потенциала талантливой личности. По целому ряду системных причин (неполное знание начального состояния и взаимодействия с внешней средой личности, принципиальная непредсказуемость событий) эволюция интуитивного потенциала личности может происходить многими путями, о реализации которых можно говорить с большей или меньшей степенью вероятности. Напомним, что в (99, 174) постулировалось, что процесс, именуемый зондом интуиции, процесс интуитивного постижения является стохастическим процессом.

Наиболее общий подход к стохастическому (случайному) процессу по отношению к интуитивной структуре связан с масштабным фактором (99). В любой макроскопической системе изменение пространственно-временного масштаба наблюдения от «макро» к «микро» приводит к доминирующему проявлению стохастичности. Наблюдаемые макроскопические характеристики структуры интуитивного потенциала личности оказываются лишь средними значениями, зависящими от первичных вероятностных законов, определяющих поведение первичных микроскопических «носителей» структуры. В (97) показано, что «носителем» случайного процесса оказывается зона взаимодействия крайние пределы аппроксимации которой либо «точка», либо «поле»; то есть сложная реальная структура зоны взаимодействия в общем случае описывается (моделируется) отношением (взаимодействием) точечного носителя и поля. При этом учитывается, что функции распределения, характеризующие процесс диссипации и её конечные продукты, будучи подобны, имеют пропорциональные дисперсии, определяемые фундаментальным безразмерным параметром (99, 97).

Рассмотрена диссипативная структура, являющаяся воплощением интуитивного потенциала талантливой личности, с точки зрения исследования функции распределения конечного продукта (плотности потока выбросов зонда интуиции.).

В работе (99, 174) также показано, что диссипативная структура, являющаяся воплощением интуитивного потенциала талантливой личности, является своеобразным «усилителем» плотности потока выбросов зонда интуиции, за счет увеличения «отдачи» поступающей в интуитивную потенциальную ячейку мотивационной энергии на единицу интуитивной работы. Естественно увеличивается ёмкость креативности талантливой личности в процессе научно-исследовательской деятельности (см. 99, 174).

Рассмотрим влияние зонда интуиции отдельного гения (или талантливой личности) в научно-исследовательской деятельности на образование новых знаний. И каково предметное поле традиционной теории познания? Подобными вопросами в общем смысле занимается теория познания. История науки свидетельствует о том, что прежде начало формироваться учение о принципах, методах, способах научного познания, которые затем были распространены на познание в целом. Например, Платон распространил пифагорейское учение на оценку человеческой познавательной деятельности в целом и тем самым «преобразовал его в общегносеологическую концепцию рационализма» (169, с.30). Ф. Бэкон разрабатывал в начале XVII века гносеологию «эмпирической» науки. Дж. Локк несколько позже распространил принципы бэконовского подхода на человеческое познание в целом. Как пишет Никитин Е.П. «Таким образом, была построена первая общегносеологическая концепция сенсуалистического типа» (170, с. 64-65). При этом за пределами «общей теории познания осталась огромная область внерационального, «инонаучного» (по выражению С.С.Аверинцева) знания, т.е. всего того, что должно быть предметом внимания гносеологии, но выпадало из ее поля зрения, поскольку не соответствовало критериям объективности естественно-научного знания, на которых базировалась теория познания. Так появились 2 проблемы: является ли эта теоретическая конструкция общей теорией познания и какова предметная область этой теории, к какому знанию и познанию она относится и применима ли к реальной познавательной деятельности и знанию (169, с. 30-31). Далее мы следуем рассуждениям в рамках философии познания д.ф.н., почетного профессора Московского педагогического государственного университета Л.А. Микешиной (169).

Чувство неудовлетворенности возникает уже от употребления самого термина «теория познания». После критики К.Поппера традиционной теории познания Локка, Беркли, Юма, Канта термин «эпистемология» приобрел силу предрассудка и никто не задумывается над тем, правомерно ли говорить в этом случае о теории познания, ибо эпистемология – это теория научного познания, вытекающая из систем аксиом или достоверных посылок. Однако гуманитарное знание оперирует понятием «теория» в «широком смысле, как некоторой концепцией, совокупностью взглядов мыслителя, некоторой системой высказываний, не связанных жесткой дедуктивной последовательностью, строгим обоснованием и доказательностью. Здесь идет речь о теории в широком смысле, как о комплексе взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение, интерпретацию знания и познавательной деятельности» (169, с.31-32).

Для преодоления границ разделения единства процесса получения знания как в гуманитарной, так и в естественнонаучных областях нами проделан анализ, результатом которого получена такая точка зрения (98, 99).

Рассматривая точки зрения выдающихся мыслителей на роль бессознательного психического, интуиции по отношению к творчеству личности, в монографии мы выделили то общее, что необходимо для получения знания как в научном, так и в гуманитарном аспекте.

Унаследованное бессознательное структурировано (В. Налимов, К. Юнг, А. Налчаджян, В. Штерн).

  1. Бессознательное психическое содержит на нижних (глубинных) уровнях коллективный опыт человечества (В. Налимов, К. Юнг, А. Бергсон, Н. Бердяев, А. Налчаджян).

  2. Этот коллективный опыт определяет творческий потенциал личности (в значительной мере) и оказывает влияние на уровень проявления творческой силы личности (К. Юнг, А. Бергсон, Н. Бердяев, А. Налчаджян).

  3. Познание новых когнитивных структур знания в процессе творчества возможно только через интеллектуальную интуицию, рассматриваемую нами (в нашей терминологии) как процесс изменения уровня интенсивности потенциала личности или иначе зонд интуиции (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Н. Лосский, К. Юнг, Н. Бердяев, Ж. Адамар).

В связи с наличием мощной, подкрепленной философским осмыслением и исторической практикой трактовки личности как Универсума, исповедуемой Н. Бердяевым и др. мыслителями, провозглашенной также креатологией, мы выдвинули гипотезу (естественно подлежащую тщательной проверке) о единстве механизма вдохновения, интуитивного постижения истины в науке и искусстве. Наша гипотеза основана на анализе ряда направлений: теории семантической Вселенной (В.Налимов), психоанализа (С. Леклер, Г. Аммон, Ф. Дольто, Ф. Рустан, Ж. Лакан), гипноза как метода исследования бессознательного (В.Райков, Л.Шерток, Орн, Барбер, Хилгард, Рожнов, Бурно), герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер), социодинамики культуры (А. Моль, Ч. Осгуд, Жан Дювиньо), науковедения (Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, Дж. Холтон, Л. Лаудан).

Исследование интуиции и катарсиса как процесса показало, что изменение уровня интенсивности потенциала личности (в данном случае интуиции) происходит скрытно, в слоях бессознательного психического и заканчивается разрядкой в виде эмоционального подъема; почти то же самое можно утверждать в отношении катарсиса, который в известном смысле есть бессознательный и подсознательно протекающий процесс, заканчивающийся разрядкой на фоне эмоциональной разгрузки личности. У обоих процессов много общего:

  1. Подсознательное и бессознательное протекание когнитивных процессов (инкубация).

  2. Новизна, оригинальность продукции творческой личности, художественного произведения.

  3. Эмоциональная разрядка после получения результатов.

Наша гипотеза опирается не только на указанные выше направления, но и на накопленный психологами и другими представителями непсихологических видов наук опыт, позволяющий сделать предварительный вывод о том, что искусственное разграничение между наукой и искусством в процессе творчества является препятствием для дальнейших исследований потенциала творческой личности. В настоящей монографии рассмотрен подробнее процесс получения нового знания.

Весь этот процесс, совершающийся с огромной быстротой в подсознании и бессознательном психическом, концентрация личности на образе цели приводят к той или иной новизне с той или иной вероятностью успеха.

В момент инсайта (интуитивного прозрения) приходят в активность те структуры бессознательного психического, которые отвечают за выброс зонда интуиции (98, 99). Это вызывает всплеск озарения, в форме незримой идеи, которая неведомо откуда мгновенно появляется внутри души творческой личности.

«Мысленное излучение» - это «инсайт», это внезапное озарение, когда интуиция внезапно даёт решение проблемы. Это «мысленное излучение идей» обладает разной интенсивностью в различные промежутки времени. «Эта интенсивность – вследствии флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя зачастую к кардинальному повороту в той или иной научной области» (106, 174). Обратим внимание на мысленное излучение.

Это излучение мысли у разных исследователей имеют разную «силу». Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше «мощь мысленного излучения», тем вероятней появление новой парадигмы в науке (98, 99).

Большинство мыслей, оказавших самое глубокое воздействие на развитие науки, вообще появились не от влияния сложившихся парадигм и их сила не зависела от степени знания всех господствующих научных взглядов.

После некоторой логической обработки во времени идея становится новым знанием. Это новое знание после некоторого признания научным сообществом становится неким элементом большой системы знаний. Оно немедленно начинает воздействовать на массу ученых и эта новая парадигма с течением времени начинает тормозить возможность появления новых открытий в данной научной области. Окружающий нас мир превращается в связанную между собой информационными нитями матрицу знаний.

Матрица знаний непрерывно меняется, ибо новые идеи завоевывают новое «пространство» в этой матрице и сами эти новые идеи становятся элементами матрицы знаний. Матрица знаний является саморазвивающейся, саморегулируемой и самовоспроизводящейся системой. Матрица знаний управляет цивилизацией через гуманитарную и естественно-научную составляющие.

Матрица знаний делится на две части: матрица гуманитарных знаний и матрица естественно-научных знаний. Кроме того имеет смысл учитывать деление матрицы знаний по национальному признаку (национальные матрицы знаний). Национальная матрица знаний содержит в себе общие закономерности для отдельных видов гуманитарных и естественно-научных знаний, определяет специфику прохождения универсальных этапов развития различных видов знаний, учитывает глубинные процессы эволюции общественного сознания нации в различные исторические периоды.

Вычленив любой элемент матрицы знаний, мы получаем явный отпечаток личности творца этого знания. Творческая личность особенно в гуманитарном знании обнаруживает хронотоп (взятый Бахтиным из естественно-научных текстов А.А. Ухтомского). Бахтин, создавая историческую поэтику, переосмыслил категории пространства и времени в гуманитарном контексте и ввел понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. «Бахтин не ограничивается натуралистическим представлением о хронотопе как физическом единстве, целостности времени и пространства, но наполнил его также гуманистическими, культурно-историческими и ценностными смыслами. Он стремится обосновать совпадения и несовпадения понимания времени и пространства в систематической философии и при введении им «художественного хронотопа». Бахтин в необходимом примечании напоминает, что принимает кантовскую оценку значения пространства и времени как необходимых форм всякого познания, но в отличие от Канта понимает их не как «трансцендентальные», а как «формы самой реальной действительности». Он стремится раскрыть роль этих форм в процессе художественного познания, «художественного видения». Обосновывая необходимость единого термина, Бахтин объясняет, что в «художественном хронотопе» происходит «пересечение рядов и слияние примет» - время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем (171). Зная из естествознания, в частности из трудов А. Эйнштейна, о единстве пространства и времени, Бахтин, вопреки научному и философскому стереотипу, следует за объектом исследования – художественной и культурно-исторической реальностью, настаивая на ведущей роли времени. Например, Бахтин, говорит о хронотопичности внутренней формы слова как «опосредующем признаке, с помощью которого первоначальные пространственные значения переносятся на временные отношения (в самом широком смысле) (171).

Что касается научного знания, Бахтин приводит нас к мысли о том, что современная эпистемология должна строиться не в отвлечении от человека, как это принято в теоретизированном мире рационалистической и сенсуалистской гносеологии, но на основе доверия человеку как целостному субъекту познания. Объектом эпистемологии в этом случае становится познание в целом, а не только его теоретизированная модель, познание превращается в поступок ответственно мыслящего участного сознания и предстает как заинтересованное понимание, неотъемлемое от результата – истины (172).

Другими словами научное знание должно строиться при участии не только интеллекта, но и при участии всего сознания (в том числе религиозные убеждения, моральные и этические побуждения должны учитываться).

Матрица знаний состоит из элементов, каждый из которых является «произведением», продуктом интуиции талантливого ученого или талантливого художника, поэта и т.д. Каждый элемент матрицы знаний регулируется остальными элементами матрицы, влияет с момента вступления в матрицу на остальные элементы матрицы знаний, оказывает влияние на тех ученых или гуманитариев, находящихся в творческом процессе и формирует в общем случае мировоззрение целых поколений. Достаточно привести такие примеры как теория относительности А. Эйнштейна, или «Евгений Онегин» А.Пушкина. Этих примеров очень много.

Национальная матрица знаний формирует дух нации целой страны в течении разных периодов истории. Дух нации оказывает сильное влияние на творческие личности данной страны (ученых, поэтов, художников и т.д.), ибо все они находятся в поле действия общественного сознания конкретной нации. Так формируется обратная связь на творцов элементов матрицы знаний.

Матрица знаний всего человечества вырабатывает коллективное общественное сознание человечества и формирует дух истории данного периода. Это коллективное общественное сознание влияет на все элементы матрицы знаний.

  1   2

Похожие:

«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconКреатология. О понимании интуиции в творчестве талантов и гениев Если рассматривать процесс истории появления научных идей, научного мировоззрения как взрыв
Этот процесс характеризует поведение уровня интенсивности потенциала личности во времени под влиянием воздействий на психику человека...
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconАдминистрация петрозаводского городского округа муниципальное общеобразовательное учреждение
Программа развития это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный...
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconПрограмма учебной дисциплины дн (М). Ф. 3 «информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании»
Существенным отличием таких программ и курсов от уже существующих является их ориентация на мировой уровень подготовки специалистов...
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconМеждународной научно-практической конференции «технические музеи как инструмент сохранения исторического наследия и важный элемент развития мировой цивилизации»

«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) для 10 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10- 11 классов
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconДоклад на Десятой Международной научной конференции: «Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России»
Креатология. Интуитивный потенциал талантливой личности, диссипативные структуры и матрица знаний в креатологии
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconНа инновационный путь развития
Поэтому образование являет­ся важнейшим фактором формирования нового качества эконо­мики и общества
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconИнновационный менеджмент
Большие циклы конъюнктуры; деловые цик­лы; технологический уклад и его жизненный цикл; инновационный процесс; инновационная деятельность;...
«Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре – стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации» iconРф состоялся организованный кафедрой философии круглый стол на тему: Мировой финансовый кризис: начало или конец?
Этот вопрос у меня нет. Профессор А. Н. Чумаков справедливо связал современный кризис с потерей управления. Необходимо научное управление...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница