Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение»




Скачать 26,73 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение»
Дата03.02.2016
Размер26,73 Kb.
ТипОбразовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

Истринского муниципального района


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании методсовета ЦРТДиЮ «Ровесник»: Директор ЦРТДиЮ «Ровесник»:

от «20» августа 2008 г. ________________ Л.В. Хотеева

от «20» августа 2008 г.


Образовательная программа

дополнительного образования детей



Детское творческое объединение

«Занимательное черчение»

Программа предназначена для учащихся 14-15 лет.

Срок реализации программы – 1 год.


Педагог дополнительного образования

Грибова Александра Михайловна

(под ред. Д.п.н., профессор Степакова В.В.)






2008 г.

Пояснительная записка.

Черчение является той дисциплиной, при изучении которой учащиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. При этом графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник, знаний формирования графической грамоты.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными функциями рук, что является важнейшим условием дифференцирования пространственных отношений объектов. У учащихся, как правило, плохо развиты или отсутствуют навыки работы с чертёжными инструментами, не достаточно сформированы пространственное представление предмета, возникают сложности с измерениями длин отрезков. Учащиеся нашей школы поступают, в основном в технические ВУЗы, колледжи, ПТУ, архитектурные и строительные учебные заведения. Данный курс рассчитан на приобретение практических навыков выполнения и чтения чертежей.

Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан как международный язык общения. Курс раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе, дизайне; научит создавать художественно ценные изделия, архитектурные сооружения

Данная программа дополняет и расширяет школьные программы по «Черчению и графике» в предметной области «Технология».

Предлагаемая нами программа экспериментальная.


Цели курса:


- приобщать школьников к графической культуре, развивать способности к пространственные представления и мышление в целом;

- решать разноплановые занимательные графические, абстрактные и логические задачи;

- формировать умения применять графические знания на практике;

- готовить учащихся к обучению в учебных заведениях технического, строительного и архитектурного профилей с использованием традиционного и машинного изображения конструкторской документации.


Задачи обучения:

Обучающие:

-активизация познавательной деятельности при решении логических, занимательных и других типов задач;

- развитие логического и пространственного мышления при решении занимательных задач.

_ формирование основ графической грамоты и навыков графической деятельности;

- осуществления связи обучения с техникой, производством, технологией;

- знакомство учащихся с устройством деталей машин и механизмов, основными элементами зданий и изображения планов местности;

- создание условий для формирования представлений о графических средствах (языковых, неязыковых, ручных компьютерных) отображения предметов, создания, хранения, передачи и обработки информации;

-ознакомление с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности используемых в науке, технике, производстве, дизайне для отображения, сохранения и передачи информации о предмете, чтения и выполнения различных графических изображений, конструирования, преобразования, моделирования формы изделий.

Воспитательные:

- формирование культуры рациональных приёмов чтения и выполнения занимательных графических изображений, встречающихся в многоплановой трудовой деятельности человека, воспитание аккуратности, усидчивости, стремления добиться понимания поставленной занимательной задачи и её решения, умение оказывать помощь товарищу.


Развивающие:

- Развитие пространственного воображения и пространственных представлений, наглядно-образного, пространственного, логического, абстрактного мышления на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, развитие умения воссоздавать пространственные образы по проекционным изображениям и описаниям

- овладение культурой труда, выработка навыков правильной организации рабочего места, усвоение рациональных приёмов работы с чертёжными

и измерительными инструментами, воспитание аккуратности в работе;

-овладение методами, способами, средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;

- формирование умения применять геометрические и графические знания при решении различных занимательных и прикладных задач;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся 13-15 лет, которые будут продолжать образование в учебных заведениях с техническим, строительным, архитектурным и художественным уклоном.

Количество учащихся в группе – 12-15 человек. Набор учащихся свободный.

Общее количество часов - 144, в каждый год обучения год - 72. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 2-х часов.

Примерный учебно-тематический план первого года обучения.




Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

В том числе практических задач.

1.

Введение.

3

1

2

2.

О стандартах

6

2

4

3.

Графическое отображение информации

19

5

14

4.

Оптические иллюзии

14

1

13

5.

Конструкторская смекалка

15

5

10

.6.

Замечательные кривые

13

2

11

7.

Подведение итогов

2

-

2




Итого часов

72

16

56


Содержание программы



  1. Введение.

Чёрным по белому. Композиция чертежа. Пиктографические письма древности и настоящего времени.

Из истории развития черчения.

Практические работы: 1.Чтение современного картинного письма, встречающегося на международных выставках, упаковочной таре различных грузов, вокзалах аэрофлота, на автомобильных дорогах, туристских тропах;

2. Чтение пиктограмм с характерными изображениями тех видов спорта, которые они изображают;

3. Создать запрещающий или разрешающий знак по правилам дорожного движения.


2. О стандартах.

Что такое стандарт. Занимательная стандартизация. Меры длины: (палец, локоть, сажень, шаг , ступня, верста, ярд, миля, метр). Стандарты ЕСКД. Правила оформления чертежей (форматы, масштабы, линии, шрифты, размеры). Условности и упрощения на чертежах (умения: знать правила оформления конструкторской документации, уметь их использовать на практике).

Графические работы: 1. Линии чертежа; 2. Написание букв и цифр;

3. Оформление конструкторской документации; 4. Оформление объявлений различными шрифтами.

3. Графическое отображение информации

Объекты графических изображений. Анализ и преобразование формы изделия. Отображение преобразования формы на чертеже. Соединение деталей.

Смешные тени и их серьёзные родственники. Луч определяет проекцию.

О практике черчения. Чертёж и рисунок. Линия на чертеже и в художественном рисунке.

Графический язык. Графическое изображение. Методы проецирования Технический рисунок Чертёж и эскиз.

Графическая работа: 1.Построение аксонометрических проекций по модели технической детали; 2. Построение аксонометрических проекций по чертежам технических деталей.

3. Выполнение технических рисунков моделей деталей;

4. Выполнение технических рисунков по чертежам. 5. Выполнение эскизов по моделям технических деталей; 6. Выполнение эскизов по наглядным изображения; 7. Выполнение эскизов по моделям технических деталей.

5. Оптические иллюзии.

Неоднозначные изображения. Парадоксальные изображения Неопределённые изображения. Фигуры, содержащие кажущиеся изображения.

Практическая работа: решение занимательных задач на визуальные ассоциации

6. Конструкторская смекалка.

Конструирование и моделирование формы по заданным условиям.

Откуда упало яблоко: нахождение в пространстве точки по координатам. Определение расстояния от точек до трёх плоскостей проекций. Проекции точки в реальной конструкции.

Когда прямая линия «превращается» в точку. Опыт с дверью. Способы построения чертежей: способ вращения и способ замены плоскостей проекций. Пересекаются ли провода? Следы на эпюрах.

Практические работы: решение задач на смекалку типа:: 1) зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки, а под ней на стержне нескольких рисок;

2) почему у гаечного ключа головка повернута относительно оси рукоятки;

3) топор совершенствуется с того дня, когда человек взял в руки камень, чтобы разрубить им какой-то предмет, Но одно у топора остаётся неизменным – это криволинейность лезвия. Чем это объяснить?


7. Замечательные линии: сложно ли их построить?

Кривые линии бывают плоские и пространственные. Лекальные кривые. Алгебраические кривые могут быть выражены алгебраическими уравнениями. Это - овал, эллипс, парабола, гипербола, циклоида, эвольвента, спираль Архимеда, синусоида. Деление отрезка и окружности на равные части. Сопряжения.

Графические работы: деление окружности на равные части; построение сопряжений; построение лекальных кривых; построение алгебраических кривых.

Прогнозируемый результат личностных достижений учащихся,

используя различные занимательные задачи:

- читать и создавать самим современное пиктографическое письмо;

- писать занимательные афиши и объявления к праздникам;

- видеть геометрические формы в сложных дизайнерских и технических

изделиях;

- анализировать и преобразовывать форму предмета или детали по

заданным условиям;

- знать правила оформления графической документации, уметь использовать

на практике;

- выполнять технические рисунки и аксонометрические проекции различных

предметов;

- решать задачи с неоднозначными, парадоксальными и неопределёнными

изображениями с точки зрения проекционного черчения;

- создавать чертежи технических изделий и технические чертежи к дизайн –

проектам.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.




Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1.

Повторение материала первого года обучения.

3

1

2

2.

Знакомые формы и их загадочные проекции

20

4

16

3.

Старые знакомые: сечения и разрезы

5

1

4

4.

Логика в черчении

8

1

7

5.

От винтовой линии к резьбе

7

2

5

6.

Эскизы: это нужно?

4

2

2

7.

Колесо истории

3

1

2

8.

Деталь точно по размерам?

6

2

4

9.

Рождение сборочного чертежа

7

2

5

10.

Занимательная терминология

1

1

-

11.

Я строю дом!

6

2

4

12.

Где спрятан клад?

2

1

1




Итого часов

72

20

52



Содержание.

1. Повторение материала первого года обучения.

Повторение способов проецирования, правил оформления чертежей.

Графические работы: 1. Построить изометрическую проекцию сложной технической детали; 2. Выполнить чертёж по техническому рисунку


2. Знакомые формы и их загадочные проекции.

Геометрические тела и точки на их поверхности. Развёртка. Развёртка как чертёж. Свёртка и раскладка. Симметрия осевая и центровая. Симметрия плоскостная или зеркальная. О предметах имеющих плоские срезы (молоток, конус водосточной трубы, капитель).

Практические работы: Загадочные проекции простых тел Нахождение точек на поверхности тел.

Графические работы: Построение развёртки шара, куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда.


3. Старые знакомые: сечения и разрезы

Старые знакомые (сечения и разрезы). Сечение без отсечения.

Графические задачи: 1. Выполнение чертежей деталей с использованием сечений; 2. Выполнение чертежей деталей с использованием разрезов.

4. Логика в черчении.

Логика и логические задачи

Решение 35 логических задач), (позволяющих по чертежу определить изображённые предметы, самим изобразить чертежи занимательных городошных фигур. Например: изобразить деталь, которая состояла бы из половины конуса и половины цилиндра с вырезом. При этом деталь при сложении с другой такой же деталью должна дать полный цилиндр той же высоты и без пустот.


5.От винтовой линии к резьбе.

Винтовая линия Вычерчивание винтовой линии. Винтовая нарезка – резьба. . Метрическая и трубная резьба. Левая и правая резьба Резьбовые соединения: болтовое и шпилечное.

Практические работы: решение задач на чтение болтовых соединений


6. Эскизы: это нужно?

Рисуешь глаз – смотри на ухо. Не теряй общий взгляд на изображаемый предмет.

Графическая работа: Восстанови залитый тушью эскиз.


7. Колесо истории

Колесо. История колеса в технике. Функции колеса. Конструкции колеса. Изображение колёс на чертеже

Практические работы: Решение задач на чтение чертежей, содержащих колёса

8. Деталь точно по размерам?

Производственный чертёж. А это что такое? Номиналы, допуски, посадки, зазоры, система отверстий и система вала. Сложно?

Материалы, применяемые в машиностроении, и их обозначение на чертежах.

Уклон и конусность. Шероховатость поверхности и её обозначение на чертеже.

Практические работы:

1.Измерительные инструменты и приёмы измерения. А разве линейки недостаточно?

2. Изображение пружин.

3. Изображение зубчатых колёс, реек, червяков и звёздочек, цепных передач.

Графическая работа: 1. Нанесение на чертеже предельных размеров.


9. Рождение сборочного чертежа.

Сборочный чертёж. Кинематические схемы

Практические работы: Чтение сборочного чертежа. Чтение кинематических схем

Графическая работа: деталирование сборочного чертежа.


10. Занимательная терминология.

Собачка, нос, шейка, глазок, горлышко, державка, ползун, регулятор, толкатель, ударник, боёк, движок, прижим, серьга, затыльник, ухо, муфта, барабан, коромысло, шпилька, шпонка, швеллер, штифт, шлиц, хвост, ребро, буртик, торец, бобышка, фаска, паз, скос, проточка, гофр и другие смешные названия в технике, архитектуре, дизайне.

Практическая работа: Решение занимательных задач на закрепление технологических терминов.


11. Я строю дом!

Архитектурно - строительные чертежи, инженерно-строительные чертежи. Основные изображения на чертежах, особенности оформления строительного чертежа. Основные части здания: фундамент, двери, стены, перекрытия, потолки, полы, крыша, лестницы, санитарно-технические устройства.

Практическая работа: Чтение строительного чертежа.

Графическая работа: Выполнение генерального плана твоей будущей сказочной дачи и фасадов сказочных строений.


12. Где спрятан клад?

Топографический чертёж тебе подскажет.

Чертёж отрезка прямой линии, числовые отметки; изображение плоскости; изображение топографической поверхности; построение профиля данной местности; определение линии пределов земляных работ.

Практические работы: чтение топографического чертежа. Ориентирование по чертежу.


Прогнозируемый результат личностных достижений учащихся.

Используя разнообразие различных занимательных задач решить основную задачу – подготовить учащихся к обучению в технических учебных заведениях, архитектурных и строительных вузах, в учебных заведениях с использованием дизайн-проектирования. Для этого они должны знать и уметь следующее:

- уметь распознавать в окружающих нас предметах и изделиях

различные геометрические тела, изготовить модели геометрических тел;

- уметь воссоздавать полную форму тела по её части на основе

представлений об определяющих признаках того или иного тела.

- уметь судить о наглядном изображении предмета не только по общему

виду, но и детально анализировать его элементы. Правильно воспринимать

форму изображенного предмета, несмотря на наличие проекционных

искажений на изображениях;

- уметь сохранять в памяти адекватное представление о предмете,

- составлять устойчивое представление о форме предмета и находить его среди других изображений, если на одном из них тот же предмет дан в ином

ракурсе, а на остальных даны другие, но близкие по форме предметы;

- ясно представлять загораживание одних элементов другими,

исчезновение некоторых элементов вследствие особенностей их

расположения.

- уметь оперировать комплексным чертежом, отчётливо представляя, в каком ракурсе изображён объект на данной проекции;

- уметь воссоздать по проекциям цельный образ предмета и его форму,

прочитывать чертёж. При необходимости демонстрировать понимание

чертежа выполнением технического рисунка или моделями объекта либо

описывая его словами;

- уметь ориентироваться по топографической карте;

- уметь использовать полученные знания на уроках физики, химии,

геометрии, географии, основах безопасности жизнедеятельности технологии,

в быту.


Рекомендации по реализации программы.


Способы и формы работы рассчитывать так, чтобы мыслительные операции учащихся проявлялись особенно активно. Этой цели служат различные занимательные, логические, графические задачи, в которых процесс разрешения, возникающей перед учащимися той или иной ситуации, является мыслительной проблемой, а получение ответа связано с необходимостью использования графических изображений. Такие задачи позволяют научить переводить образы объектов в комплекс графической информации и, наоборот, извлекать из графического изображения заложенную в нём информацию об объекте, а значит, овладеть лаконичным и образным средством познания, каким является графический язык.

Для этого использовать задачи на построение изображений, задачи на построение проекций точек, задачи на проведение отсутствующих линий на чертеже, построение третьей проекции; логические задачи; задачи на основе использования чертежей с условными знаками, способов установления проекционного соответствия на чертеже между видами сверху и слева,

Задачи на сравнение изображений, преобразование изображений, реконструкции изображений, задачи с элементами конструирования

При чтении чертежа использовать следующие задачи:

- нахождение предмета (в натуре) по чертежу;

- нахождение наглядного изображения по чертежу;

- сравнение чертежа с наглядным изображением;

- моделирование по чертежу;

- сравнение чертежа в одном виде, содержащего условные знаки, с чертежами в двух и более видах;

- нахождение одинаковых предметов по их чертежам, на которых они изображены в разном пространственном положении;

- нахождение чертежа предмета по изображению его заготовки с разметкой частей, подлежащих удалению;

- чтение чертежа путём определения (выбора) сопрягаемой детали;

- чтение строительных и топографических чертежей.

В каждом разделе предусмотрены индивидуальные логические, практические и графические работы.


Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа, чтение занимательных чертежей, лекции, практические занятия, экскурсия в конструкторское бюро.


Используемая литература:


Учителям:

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение - М. 2006 г.

2. Ботвинников А.Д. ,Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Методическое пособие к учебнику - М. 2003 г.

3. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки – задания по черчению - М.1988 г.

4. Воротников И.А. Занимательное черчение - М. 1990 г.

5. Степакова В.В. , Черчение – М. 2005 г.

6. Степакова В.В. , Карточки задания по черчению – М. 2002 г.


Учащимися:

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение - М. 2006.

2. Степакова В.В. Черчение - М. 2005 г.

3. Степакова В.В. Рабочая тетрадь по черчению - М. 2002 г.

4. Степакова В.В. , Карточки задания по черчению - М., 2002 г.


Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей детское объединение
Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconИсследовательская работа обучающейся 11 класса, Муравьевой Анжелы, детское объединение мастерская «Сувенир»
Казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Тарского муниципального района...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» icon«канашевская средняя общеобразовательная школа» красноармейского района челябинской области
Творческое объединение «Малахитовая шкатулка» – детское добровольное, самостоятельное объединение, созданное на базе моу “ Канашевская...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Лидер»
Данная образовательная программа дополнительного образования детей является модифицированной и разработана на основе авторской образовательной...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconОбразовательная программа для дополнительного образования детей «Волшебный мир из дерева»
Название программы: Образовательная программа для дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconОбразовательная программа автономного учреждения дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа №1 г. Ишима является автономным учреждением дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Обучение верховой езде»
Тсха им. К. А. Тимирязева и занятий конным спортом, а так же обучения на курсах повышения квалификации при внии коневодства. В 2006...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconТворческое объединение «Мастерилка» Руководитель педагог дополнительного образования Подмогаева Г. В
Захарова В. М. Предметное рисование в детском саду (старшие группы). Пособие для студентов – заочников дошкольных факультетов педагогических...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Занимательное черчение» iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница