Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075)




Скачать 45,01 Kb.
НазваниеСистематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075)
страница1/17
Дата03.02.2016
Размер45,01 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Э.Г. Винограй


ФИЛОСОФИЯ


СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС


Учебное пособие


Часть II. Социальная философия


Кемерово - 2008

УДК 101 (075)

ББК 87я7

В49


Рецензенты:

В.И. Красиков, доктор философских наук, профессор (Кемеровский государственный университет);

И.Ф. Петров, доктор философских наук, профессор (Кемеровский государственный университет культуры и искусств),


Э.Г. Винограй. Философия. Систематический курс. В 2-х ч.

Ч. II. Социальная философия. Кемерово: КемТИПП. 2008.


ISBN


Пособие посвящено изложению основных разделов социальной философии, являющейся составной частью вузовского философского курса. Работа соединяет в себе систематическую логику учебного курса с включением в узловых моментах содержания важнейших социально-философских учений. Это позволило связать современное осмысление социально-философских проблем с отражением исторических этапов развития социальной мысли, оживить изложение, внести в него черты духовного своеобразия эпох и мыслителей прошлого. Существенной особенностью курса является приложение социально-философских представлений к осмыслению исторического прошлого нашей страны, к анализу состояния и перспектив современного мира и России.

Для аспирантов, магистров и студентов всех специальностей.


УДК 101(075)

ISBN ББК 87я7


© Винограй Э.Г. 2008.

Содержание


Тема 1. Введение в социальную философию. Идеалистическое и материалистическое понимание истории

  1. Предмет социальной философии, ее роль в развитии гуманитарных наук и социальной практики 5

  2. Основные этапы развития социально-философских представлений: домарксистский, марксистский и современный. Социально-философское учение Гегеля. Характерные особенности домарксистских социальных учений 7

  3. Исторические причины возникновения марксизма, его теоретическая система. Материалистическое понимание истории 12

  4. Концепция общества и общественного развития в социально-философском учении К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Достижения и ограниченности классического марксизма 15

  5. Современные тенденции в развитии научного понимания общества и истории 30

Тема 2. Общество и природа, их историческое взаимодействие. Природные предпосылки и ограничения общественного развития

  1. Происхождение человека и общества. Роль труда, общения, биологических и климатических факторов в выделении общества из живой природы 33

  2. Исторические этапы антропосоциогенеза. Палеолит и неолит как стадии становления хозяйственно - социальных основ человеческого общества. Этапы биосоциальной эволюции человека 35

  3. Единство общества и природы и их качественные различия. Отношение человека к природе на различных стадиях исторического развития. Основные этапы нарастания интенсивности воздействия общества на природу 37

  4. Глобальные проблемы современного человечества. Агония современной цивилизации и необходимость ее коренного преобразования…. 41

  5. Альтернативные сценарии (прогнозы) мирового развития. Концепция ноосферы. Принципы становления ноосферной цивилизации в развитии современного мира 45

Тема 3. Производственно-экономический базис общества

  1. Общественное производство как основа социального бытия. Основные этапы развития орудийных (технических) средств и качественных форм производства в истории общества. Производственные революции 51

  2. Понятие способа производства. Определяющая роль способа производства в жизни общества 55

  3. Структура способа производства. Производительные силы и производственные отношения 56

  4. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений в истории общества. Исторические формы собственности, их влияние на развитие производства. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил……. 59

  5. Технико-технологические основы общественного производства. Эволюция технико-технологических укладов в истории общества. Научно-техническая революция, ее основные этапы и направления 65

  6. Возрастание роли информации и информационных систем в современном производстве и других сферах. Формирование информационного общества. Современный человек в информационно-техническом мире 69

Тема 4. Философия истории. Формы и тенденции всемирно - исторического процесса

  1. Философия истории как научное осмысление закономерных форм и тенденций общественного развития. Основные современные концепции исторического процесса: формационная, культурно-историческая, цивилизационная, индустриалистическая 76

  2. Формационный подход к объяснению исторического процесса в социально – философском учении марксизма. Понятие общественно – экономической формации (ОЭФ), его методологическое значение для научного анализа общества. Исторические этапы формационного развития общества 81

  3. Культурно–исторические и цивилизационные концепции исторического процесса. 94

  4. Индустриалистическая концепция исторического процесса. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество 99

  5. Взаимодополнительность социально–исторических концепций и многоплановость всемирно – исторического процесса 103

Словарь основных понятий по курсу социальной философии 107

Вопросы к зачетам и экзаменам по философии 124

Тесты по курсу философии 125

Ответы к тестам по социальной философии 134


Часть II. Социальная философия


Тема 1. Введение в социальную философию. Идеалистическое и материалистическое понимание истории


«Результатом исторического движения является совсем не то, к чему сознательно стремятся его творцы, а совсем другое»
Н. Бердяев.


♦ Предмет социальной философии, ее роль в развитии гуманитарных наук и социальной практики.

♦ Основные этапы развития социально-философских представлений: домарксистский, марксистский и современный. Социально-философское учение Гегеля. Характерные особенности домарксистских социальных учений, их историческая ограниченность

♦ Исторические причины возникновения марксизма, его теоретическая система. Материалистическое понимание истории.

♦ Концепция общества и общественного развития в социально - философском учении К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Достижения и ограниченности классического марксизма.

♦ Современные тенденции в развитии научного понимания общества и истории.


1. Предмет социальной философии, ее роль в развитии гуманитарных наук и социальной практики


Смысл социальной философии заключается в философском обобщении многообразных научных и вненаучных представлений о социальной реальности. Социальная философия – это наука о наиболее общих законах функционирования и развития человеческого общества.

К основным проблемам, исследуемым социальной философией, относятся:

  • Сущность общества, загадка его возникновения.

  • Природные и социально-экономические основания общественной жизни и развития.

  • Феномен человека, взаимосвязь человека с обществом.

  • Фундаментальные структуры общественного бытия.

  • Духовная жизнь общества, ее характер, основные сферы, особенности.

  • Взаимосвязь материальных и духовных составляющих общественного бытия.

  • Историческая динамика общества, движущие силы и перспективы социальной эволюции; роль народных масс, социальных групп и личностей в истории.

  • Общие закономерности всемирно-исторического процесса.

  • Особенности социального познания и др.

Для понимания предмета и задач социальной философии важно прояснить ее соотношение с конкретными общественными науками, изучающими различные аспекты общества: историей, социологией, политической экономией, политологией, психологией, культурологией и др. Это соотношение характеризуется следующими моментами:

* В отличие от частных (конкретных) общественных наук, изучающих отдельные стороны общества, социальная философия осмысляет общество в целом, в единстве всех его сторон.

* Социальная философия изучает наиболее общие закономерности, проявляющиеся во всех сферах общественной жизни.

* Законы жизни и развития общества, выявленные социальной философией, выступают методологическими ориентирами, направляющими формирование частных, конкретных общественных наук: экономических, политических, юридических и т.п.

* В своем развитии социальная философия опирается на достижения конкретных наук об обществе, на опыт социальной практики, осмысляя и обобщая этот опыт в своих общесоциальных категориях (общество, человек, личность, общественное производство, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, общественный прогресс, социальные классы, государство, социальная революция, реформы и др.).

Она учитывает также огромный духовный и практический опыт, накопленный во вненаучных сферах осмысления социальной действительности: в социальных доктринах ряда самобытных мыслителей (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.К. и Е.И. Рерихов, М. Ганди, А. Швейцера и др.); в обыденном социальном мышлении; в сфере художественной культуры, религиозно-мистических учениях и т.п. Опора на конкретные науки, на опыт вненаучных духовных учений, на социальную практику обеспечивает связь социально-философских положений с жизнью, их плодотворность, актуальность, социальную востребованность.

    1. Функции социальной философии. Наряду с софийной, мировоззренческой, методологической, интегративной, критической и духовно-гуманистической функциями, осуществляемыми философией в целом (они рассмотрены в I части настоящего курса), социальной философии присущ ряд особых, специфических для нее функций. К ним относятся:

  • Диагностическая функция: выработка научных методов диагноза дефектов, патологий, кризисов общества, выявления их причин, выбора обоснованных путей оздоровления социального организма.

  • Прогностическая функция: разработка научных оснований прогнозирования будущего, предвидения социальных противоречий, предсказания возможных прогрессивных форм и тенденций мирового развития.

  • Проективная функция: разработка научной методологии социального проектирования, преобразования социальной реальности. Прогностическая и проективная функции социальной философии получили свое проявление в одной из глубинных традиций, пронизывающих всю ее историю: поиске и разработке проектов «идеального», «совершенного», «гуманного» общества (Платон, А. Блаженный, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, К. Маркс и Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.).

  • Идеологическая функция: социальная философия создает научные основания для выбора, разработки идеологии государства, классов, социальных движений. Исторический опыт показывает, что прогрессивное, созидательное развитие общества невозможно без обоснованных представлений о том, каковы его цели, какие формы социальной реальности связаны с интересами основных классов и социальных групп общества и т.п. Выбор идеологии, отвечающей национальным традициям, соответствующей коренным интересам большинства народа, его трудовым, созидательным силам - важнейшая обязанность современной государственной власти. Отсутствие реалистичной, прогрессивной идеологии, способной сплотить общество, дать достойные перспективы успешной самореализации его гражданам, ведет к неизбежному гниению такого общества и является признаком недееспособности власти. «Никакой ветер не будет попутным кораблю, не знающему свою гавань» - это мудрое древнее изречение весьма точно характеризует значимость идеологии, а значит и социальной философии для построения здорового общества.

  • Образовательно-просветительская функция заключается в распространении в обществе научных представлений о социальной реальности, формировании у граждан обоснованных критериев оценки общественных явлений, развитии социального мышления, необходимого для сознательного, активного участия человека в жизни общества.

Таким образом, социальная философия – это одна из важнейших философских наук, способная оказывать значительное влияние на общественное сознание и практику социальных преобразований. Развитие, углубление социально-философских представлений, повышение их научного уровня и распространение в массах являются необходимыми предпосылками формирования прогрессивных сдвигов в современном обществе.


2. Основные этапы развития социально-философских представлений: домарксистский, марксистский и современный


Социально-философские идеи возникли в глубокой древности. Людей всегда занимали вопросы устройства общества, власти, собственности, социальной справедливости, нравственных основ существования. История социальной философии включает творчество многих оригинальных мыслителей, отразившее влияние соответствующих эпох, регионов, самобытных культур. Основными историческими вехами становления социально-философских представлений, сформировавшими почву для современного развития этой науки, являются:

  • социально-философские идеи и учения мыслителей древности (Будда, Конфуций, Платон, Аристотель, Сенека, Марк Аврелий и др.);

  • социально-философские идеи средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ян Гус, Томас Мюнцер и др.);

  • социально-философские учения эпохи Возрождения и европейского Просвещения (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Иоганн Гердер, Георг Гегель, Людвиг Фейербах, Шарль Фурье, Анри Сен-Симон, Роберт Оуэн и др.);

  • социально-философское учение марксизма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Георгий Плеханов и др.);

  • социально-философские представления и подходы, альтернативные марксизму (Макс Вебер, Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Хосе Ортега – и – Гассет, Арнольд Тойнби, Олвин Тоффлер, Иммануэль Валлерстайн и др.), либо развивающие идеи марксизма применительно к современности.

В общей панораме социально-философской мысли основополагающее, рубежное значение принадлежит, на наш взгляд, социальной философии марксизма. Марксу, Энгельсу, Ленину впервые в истории социально-философской мысли удалось поднять учение об обществе на уровень фундаментальной, строгой, практически-действенной научной теории, осмыслить общество как целостный социальный организм, находящийся в историческом самодвижении. Марксизму присуще сочетание логической стройности, последовательности, аргументированности социального мышления с опорой на многоплановый конкретный анализ социальной реальности, на обширный фактический, социально-практический материал, привлеченный для обоснования социальной теории. Главным достижением марксизма явилось вскрытие и обстоятельное исследование сложного механизма детерминации общественной жизни, выявление закономерных ступеней, структур и общих тенденций исторического развития, обоснование реалистичных перспектив будущего. Для многих серьезных исследователей на Западе и в России характерна оценка, которую дал марксизму в 1961г. американский философ Стюард Хьюз: «Труды Маркса стали повивальной бабкой социологической мысли XX века». Поэтому, не умаляя достижений других социально-философских учений, представляется правомерным характеризовать марксизм как важнейшую, рубежную веху в становлении социальной мысли, выделив три основных этапа ее развития: домарксистский, марксистский и современный. Формирование современной социально-философской теории требует осмысления характера этих этапов, их сопоставления, учета достижений и преодоления ограниченностей прошлого. С этой целью будут рассмотрены и сопоставлены социально-философские концепции Г. Гегеля и марксизма.

2.1. Социально-философское учение Г.В.Ф. Гегеля. Гегелевские представления об обществе являются одной из вершин домарксовской социальной мысли. Основу этих представлений составляют следующие идеи:

  • Деятельной основой развертывания всемирной истории является, согласно Гегелю, мировой дух, который «… не только витает над историей… но действует в ней и составляет ее единственный двигатель» (Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.3. М. 1974. С.370). Каждый народ воплощает в себе одну из граней мирового духа, их взаимодействие образует ткань мировой истории. Историческому процессу присущи единство, связность, целостность; за выступающей на поверхности игрой случая обнаруживается историческая необходимость.

  • История человечества – закономерный процесс, ориентированный в направлении прогресса свободы. Всемирная история – утверждал Гегель, – «есть не что иное, как развитие понятия свободы» (Гегель Г. Философия истории. Соч. Т.VIII. М. 1950. С.422). Свобода, – считал он, – составляет сущность природы человека. Однако люди не сразу осознают, что их сущность заключена в свободе, а лишь постепенно в ходе многовековой истории. Человечество развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы, как своей сущности, и благодаря этому к прогрессирующему освобождению человека. Следует однако отметить, что свободу Гегель понимал главным образом как свободу духа, мысли, т.е. весьма односторонне, идеалистически.

  • Исходя из представления, что развитие свободы – основная характеристика каждой исторической эпохи, Гегель выделяет в мировой истории три последовательно сменяющие друг друга эпохи: восточную, античную и германскую. При этом он руководствуется идеей, что все народы делятся на исторические (великие), оказывающие решающее влияние на ход развития человечества, и неисторические, способные лишь подражать великим народам. Прогресс во всемирной истории осуществляется тем великим народом, дух которого на данном историческом этапе является носителем целей мирового духа. Другие народы играют подчиненную роль как еще не созревшие для этого или уже одряхлевшие, изжившие себя.

  • Мировая история начинается на Древнем Востоке с появлением государственных образований, символизирующих пробуждение мирового духа («в Китае разум еще спит, в Индии он начинает грезить, в Вавилоне и Египте дух начинает себя ощущать»). Начало, пробуждение истории отмечено полной несвободой, поголовным рабством. Восточные народы еще не осознают, что свобода составляет сущность человека. Поэтому здесь все рабы. Свободен лишь один – правитель. Но и он, будучи тираном, оказывается рабом своего деспотизма. В античном мире (Древняя Греция, Рим) тирания восточного типа сменяется обществом, в котором многие уже осознают, что их сущностью является свобода. Поэтому, считает Гегель, они и свободны в отличие от тех, которые этого не осознают и поэтому находятся в рабстве. Как классический идеалист, Гегель выводит причины рабства из самосознания людей: источником рабства, - утверждает он, - является «самосознание, которое предпочитает жизнь свободе». Лишь германские народы дошли, благодаря христианству, до осознания своей свободной духовной сущности и поэтому здесь «все свободны». Таким образом, по Гегелю «всемирная история направляется с Востока на Запад».

  • Государство Гегель считал земным воплощением мирового разума. «Государство есть действительность нравственной идеи… шествие Бога в мире» (Гегель Г. Философия права. Сочинения. Т. VII. М-Л. 1929. С. 263, 268). Наилучшей формой государства является с его точки зрения конституционная монархия, так как она позволяет наиболее достойным занять заслуженное место в обществе. Гегель различает понятия государства и гражданского общества. Гражданское общество – сфера реализации частных интересов отдельных индивидов. Государство же преследует общие интересы, является носителем идеи «всеобщего блага». Только оно олицетворяет торжество единства национального духа над разобщенностью индивидов. Государство, как высшая разумная сила, противостоящая произволу частных лиц в «гражданском обществе», превращает совокупность индивидов в человеческое общество.

  • Прогресс общества, - считал Гегель, - происходит благодаря действиям выдающихся личностей, осознавших волю мирового духа. Великие люди отличаются совпадением личных целей с исторической необходимостью. Деятельность таких людей нельзя оценивать мерками обыденного мышления: лакей по духу не сможет понять смысл мотивов и поступков героя. Для оценки великого человека необходимо самому обладать широким кругозором, пониманием исторической необходимости. Историческим личностям приходится многое крушить на своем пути и оценивать их необходимо не с точки зрения жертв и потерпевших, а с позиций влияния этих личностей на движение истории.

  • К историческому процессу неприложимы критерии счастья и добродетели. «Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами…» - утверждал Гегель. (Гегель Г. Философия истории. Соч. Т. VIII. С.26). История полна противоречий, борьбы, тяжелой работы. Ее основным содержанием является борьба, победы и поражения народов. Мировой дух расточителен и беспощаден. Для достижения истины и прогресса он совершает грандиозные затраты человеческих сил; у него достаточно народов и индивидов для такой траты. Войны, согласно Гегелю, несут не только разрушение; они предохраняют народы от гниения, которое непременно наступит вследствие «вечного мира».

  • Право характеризуется Гегелем как непосредственное бытие свободы. Право противостоит произволу, создает гарантии неприкосновенности частной собственности. Гегель выступил против представлений о собственности как о чем-то позорном. Он пророчески предсказал, что попытки уравнительного распределения собственности неизбежно приведут общество к нищете и к восстановлению неравенства в новых формах.

  • Дух каждого народа существует, согласно Гегелю в форме государственного строя, экономики, культуры, религии, искусства данного народа. В современном ему обществе он выделяет три сословия: земледельческое, промышленное и всеобщее (т.е. чиновничество, которое призвано охранять и соблюдать интересы всех других сословий и общества в целом). Следует отметить, что в ряде мест Гегель отходит от абстрактной трактовки государства в духе «всеобщего блага», и намечает реалистические идеи связи государства с борьбой сословий. Так, например, он обращает внимание, что настоящее государство возникает лишь в условиях различия сословий, противоречия между богатством и бедностью, невозможности удовлетворения массами людей своих потребностей. Однако эти эпизодические намеки на материальные, социально-исторические причины возникновения государства не получили развитого продолжения и в целом его концепция общества остается в рамках идеализма, «возводящего религиозную иллюзию в движущую силу истории» (Маркс).

Оценивая в целом социально-философскую концепцию Гегеля, нельзя не отметить ее оригинальность, многоплановость, внутреннее единство, реалистичность ряда черт, стремление к постижению общества как исторической целостности. В этих аспектах она явилась высшим достижением домарксовской социальной мысли. Вместе с тем, присущее ей как и многим другим домарксистским концепциям общества идеалистическое понимание истории, привело к ряду искажений, к поверхностным, иллюзорным представлениям о сути общественных явлений.

2.2. Характерные особенности домарксистских социальных учений, препятствующие отражению глубинных основ общественно-исторического процесса, сформулированы в работе В.И. Ленина «Карл Маркс» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.26). Главные ограниченности, присущие этим учениям, заключались в следующем:

Во-первых, данные учения рассматривали в основном духовные аспекты общественной жизни, идейные мотивы исторической деятельности людей и не исследовали материальные, производственно-экономические основы существования общества. Между тем, как впоследствии было показано Марксом, материальная сфера, в особенности общественное производство, является коренной основой, обеспечивающий существование и развитие общества, пронизывающей своими влияниями все другие сферы общественной жизни, обусловливающей функционирование всех общественных отношений. Поэтому без учета материальных, производственно-экономических основ общественной жизни в принципе невозможно понять глубинные причины, движущие силы социально-исторических процессов, невозможно установить объективные законы общественных отношений.

Во-вторых, домарксистские социальные теории в большинстве случаев сводили исторический процесс к действиям выдающихся личностей, недооценивали или даже вовсе игнорировали роль народных масс в общественных преобразованиях. Так английский философ и историк XIX в. Т. Карлейль в книге «Герои и героическое в истории» писал, что «… всемирная история… есть… в сущности история великих людей…». Такие представления об историческом процессе, его движущих силах носили и носят односторонний, поверхностный, субъективистский характер. Они не позволяют верно понять сложнейший механизм исторического движения общества, в котором огромная роль принадлежит народным массам, их борьбе за свои классовые, национальные и другие интересы. Подобные представления не учитывают обусловленность действий лидеров, элит интересами масс и назревшими потребностями общественного развития и т.п.

В-третьих, домарксистские социальные учения не улавливали объективных закономерностей в общественном развитии. Как правило, они усматривали в историческом процессе лишь цепь случайностей, понимали его как спонтанный ход событий, инициируемый творческим гением выдающихся личностей, а потому, якобы, лишенный какой-либо закономерности и принципиально непредсказуемый.

Отмеченные качества домарксистских социальных учений составляют суть идеалистического понимания истории. Идеалистический подход к осмыслению общественно-исторических процессов, который присущ не только домарксистским, но и немалому числу современных социальных теорий, приводит к односторонностям, искажениям, поверхностному, субъективистскому пониманию общественных явлений. Необходимо заметить, что идеализм в понимании истории порочен не только в научном плане, но и в социальном, ценностном. Дело в том, что трудящимся массам, обеспечивающим своим повседневным трудом благосостояние общества, ведущим нелегкую, часто полную жертв борьбу за свои жизненные интересы, вовсе не безразлична степень истинности, глубины, практической действенности социально-исторических представлений. Верные представления дают им действенные, реалистичные ориентиры в их борьбе против социальной несправедливости и эксплуатации, иллюзорные – ведут к ошибкам и поражениям. Распространение поверхностных, иллюзорных представлений об обществе выгодно лишь эксплуататорским классам и социальным группам, ибо дает им возможность дезориентировать, оболванивать трудящиеся массы, оправдывать существующие эксплуататорские порядки. В современном мире, где во многих странах и регионах нарастает социальная несправедливость, эксплуатация трудящихся становится все более изощренной и циничной, где увеличивается разрыв между бедностью и богатством, научность, глубина, достоверность социальных знаний становятся оружием гуманизма, приобретают возрастающее социальное значение.

3. Исторические причины возникновения марксизма, его теоретическая система

Марксизм, как многостороннее философское, экономическое и социальное учение, возник в 40-х годах XIX века. Его социально-историческими предпосылками явились: промышленная революция конца XVIII века, проявившаяся в изобретении парового двигателя и начале широко распространения машинной техники в различных отраслях промышленности; ускоренное развитие в обществе рыночных, капиталистических отношений, усиление позиций буржуазии, т.е. класса собственников средств производства и капитала; выход на историческую арену и быстрый рост численности нового социального класса – пролетариата, т.е. класса наемных работников, эксплуатируемых буржуазией на капиталистических предприятиях. Английская буржуазная революция XVII в. и, в особенности, французская буржуазная революция конца XVIII в. значительно ускорили ход общественного развития в Европе, привели к нарастанию классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, который к середине XIX века начал проявлять себя на исторической арене как самостоятельная политическая сила. Бесправие наемных работников, изощренная капиталистическая эксплуатация, которая нередко оказывалась более жестокой и бесчеловечной чем при феодализме, инициировали ряд стихийных, в том числе и вооруженных выступлений пролетариата против буржуазии в Англии, во Франции, в Германии. Однако в силу недостаточной организованности пролетариата, неразвитости его классового сознания, отсутствия научно обоснованной стратегии и тактики революционной борьбы, эти выступления неизменно подавлялись. Маркс и Энгельс, происходившие из буржуазной среды, будучи совсем молодыми людьми, примкнули к революционному движению пролетариата. Пролетариат они выделяли из массы других угнетенных, эксплуатируемых классов как передовой, наиболее сплоченный социальный класс, способный к сознательной, организованной революционной борьбе. В своих работах они обосновали историческую роль пролетариата как класса, закономерная логика развития которого связана с борьбой не только за свои узкие интересы, но и против капитализма в целом, за создание справедливого, гуманного общества, в котором будут уничтожены все формы угнетения, эксплуатации человека человеком. Активно участвуя в создании массовой пролетарской партии, в руководстве социальным движением пролетариата, Маркс и Энгельс осознали необходимость фундаментального научного обоснования характера и перспектив этого движения, его стратегии и тактики. В этих целях они развернули интенсивную теоретическую работу. Созданное ими социальное учение, получившее впоследствии название марксизм, включало в себя разработку принципиально нового диалектико-материалистического мировоззрения, явившегося философской основой осмысления достижений науки и тенденций общественного развития; марксистской политической экономии, раскрывающей экономический механизм движения буржуазного общества; теории научного социализма (или коммунизма), обосновывающей закономерности и пути движения к высшей ступени общественного развития – справедливому, гуманному коммунистическому обществу.

Важно отметить, что теоретическая работа Маркса и Энгельса по созданию нового, революционного мировоззрения, научной концепции общественного развития, велась не на пустом месте. Как отмечал В.И. Ленин «… гениальность Маркса… в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как … непосредственное продолжение учений величайших представителей философии, политической экономии и социализма» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.23. С.40). Теоретическими предпосылками формирования марксизма явились в первую очередь классическая немецкая философия, в особенности диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха; классическая английская политэкономия, главным образом трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, концепции утопического социализма французских мыслителей А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Обосновывая стратегическую значимость реалистичного научно-философского мировоззрения для успеха революционной борьбы пролетариата, Маркс писал: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 428).

3.1. Материалистическое понимание истории, разработка которого явилась одним из важнейших достижений основоположников марксизма, характеризуется во многих учебниках и научных работах упрощенно, исходя из известной формулировки Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.6). Однако нельзя не заметить, что эта формулировка весьма абстрактна, а в первой своей части, если ее трактовать буквально, и вовсе неверна. В более конкретном, развернутом варианте ядро материалистического понимания истории, выражающее суть научного подхода Маркса, Энгельса, Ленина к пониманию общества, составляют следующие принципы:

  1. Признание определяющей роли производства, экономических отношений в жизни общества. Это положение означает, что производственно-экономические отношения, составляющие материальную основу общественной жизни, определяют в конечном итоге все другие общественные отношения, обусловливают историческое развитие общества в целом. Не случайно главный труд основоположников марксизма «Капитал» посвящен исследованию, прежде всего материальных, экономических основ капиталистического общества, выявлению того, как на базе производственных отношений формируются социально-классовые отношения, политическая и правовая надстройка, мораль, бытовые и семейные отношения.

  2. Обоснование решающей роли народных масс в историческом движении общества. Социально-историческое движение обеспечивается колоссальным объемом труда, творчества, материально-преобразовательной и духовной деятельности, которые под силу только народным массам. Охват и отражение марксизмом основной, решающей роли народных масс в историческом процессе позволило всесторонне учесть и научно связать роли всех основных субъектов истории: народных масс, классов, партий, выдающихся личностей.

  3. Выявление закономерного характера общественного развития и установление ряда важнейших законов исторического процесса. В отличие от Гегеля, который также признавал историческую необходимость (считая, однако, ее носителем сверхъестественный мировой дух), марксизм обосновывает естественно-исторический характер общественных закономерностей. Он ориентирует на поиск наиболее глубоких, закономерных причин социальных явлений в производственно-экономической сфере и ее связях с другими сферами общества. К основным общественно-историческим законам, открытым и обоснованным в учении марксизма, относятся закон определяющей роли способа производства в жизни общества, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон формационного развития общества, закон классовой борьбы, действующий во всех классовых формациях и др.

Таковы основные положения материалистического понимания истории. Его формирование и развитие в многогранное философское и социально-экономическое учение было осуществлено основоположниками марксизма в ряде работ, среди которых следует выделить произведения Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Капитал», «Предисловие» к работе «К критике политической экономии», а также работы Ленина: «Карл Маркс», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия капитализма» и др.


4. Концепция общества и общественного развития в социально-философском учении марксизма


В предисловии работы «К критике политической экономии» Маркс дал предельно сжатую классическую формулировку ряда коренных положений своей общественно-исторической концепции: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще… На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе… по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6-7).

Сформулированные положения марксистского учения об обществе обобщают и концентрируют огромный опыт развития социальной мысли. Вполне естественно, что они нелегки для понимания и требует разъяснения, истолкования, конкретизации. В развернутом, конкретизированном виде основные черты марксистской концепции общества и общественного развития могут быть кратко выражены в виде следующих положений:

  • Общество – это продукт взаимодействия людей. Оно представляет собой целостный социальный организм, развивающийся закономерно, т.е. по определенным законам. Важнейшей закономерной связью, пронизывающей общественную систему, составляющей коренную основу ее существования и исторического развития, является определяющее влияние способа производства на формирование всех общественных институтов и отношений. «Производство материальных средств и тем самым каждая данная ступень экономического развития… образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей…» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.19. С.350–351). Отсюда следует важнейший объяснительный принцип марксизма, согласно которому, коренные, глубинные причины явлений общественной жизни следует искать в способе производства, в отношениях собственности.

  • История человеческого общества представляет последовательность закономерно сменяющих друг друга ступеней–общественно-экономических формаций (ОЭФ): первобытной (первобытно-общинной), рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической, коммунистической1. Эта последовательность отражает историческую тенденцию к прогрессу, т.е. движению общества от низших ступеней к высшим (схема 1).

  • Материальную основу каждой из общественных формаций составляет присущий ей способ производства. Способ производства характеризуется производительными силами (средства производства и люди (трудящиеся), которые приводят их в действие) и производственными отношениями (главным образом, отношениями собственности на средства производства).



Коммунис-
Буржуазно- тическая

капиталис- формация

тическая

Феодальная формация

Рабовла- формация

дельческая

Первобытно- формация

общинная

формация






Схема 1. Формационная модель развития общества


  • Производственные отношения составляют экономический базис общественно-экономической формации. Наряду с базисом ОЭФ включает также социально-идеологическую надстройку, т.е. политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские и др. идеи, отношения и олицетворяющие их социальные институты (государство, политические партии, правовые и др. институты). Экономический базис и социально - идеологическая надстройка составляют основное содержание каждой из общественно-экономических формаций. Следует отметить, что ОЭФ включает помимо базиса и надстройки также и такие составляющие как семья, исторические общности людей и др. На приведенной ниже схеме ОЭФ с целью большей наглядности показаны лишь ее главные элементы: базис и надстройка (Схема 2).

  • Взаимодействие экономического базиса и социально-идеологической надстройки характеризуется следующими закономерностями:

      • Базис оказывает определяющее влияние на функционирование и развитие настройки.

      • Настройка обладает относительной самостоятельностью, собственными закономерностями и оказывает активное обратное воздействие на свой базис.

      • Наиболее тесно связаны с экономическим базисом и обусловлены им политическая и правовая сферы надстройки. Более автономны, менее тесно обусловлены базисом мораль, искусство, религия и т.п.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconПсихолого-педагогических научных исследований учебное пособие Павлодар удк 37: 001. 89 (075. 8)
Учебное пособие предназначено для учащихся колледжей, студентов педагогических специальностей вузов, магистрантов, аспирантов, соискателей...
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебное пособие удк 647. 252. 1/,2(075. 32) Ббк 36. 99я722 К309
К309 Контрольные материалы по профессии «Повар» : учеб, пособие для нач проф образования / Т. А. Качурина, — М. Издательский центр...
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconМедицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8)
Пирен М. И. доктор социологических наук, професор института психологии им. Г. С. Костюка апн украины
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебно-методическое пособие г. Ахтубинск 2008 б- удк 621. 396 001. 24 (075) московский авиационный институт (государственный технический университет) Быков А.
Целью работ является освоение методов моделирования, понятие о моделировании динамических звеньев и сигналов
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconМетодические рекомендации по организации городского паллиативного центра / С. В. Краснова, С. Д. Никонович, П. В. Попов и др. Кемерово, 2009.
Бонд, Ч. Пособие по паллиативной медицине. Развитие паллиативной помощи в районах с ограниченными ресурсами [Электронный ресурс]...
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебное пособие Ростов-на-Дону, 2008 Северо-Кавказская академия государственной службы Кафедра иностранных языков и речевых коммуникаций Айдинян Н. М., Попова Н. П
Деловой английский язык: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во скагс, 2008. 120 с
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2010 удк 616-058: 93/99+61(06) isbn 57645-0189
В. П. Романюк, В. С. Лучкевич, И. Л. Самодова. История мировой и отечественной медицины: учебное пособие. – Спб.: Спбгма им. И. И....
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебное пособие И. В. Михеева 2009 «Ветеринарно-санитарная экспертиза гидробионтов»
Курс лекций по ихтиологии. Ч взаимоотношения рыб с внешней средой. Учебное пособие
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей...
Систематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075) iconУчебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая
Антипин Н. А., Дюранов А. А. Западная и русская философия второй половины xix–xx веков: Учебное пособие. Спб.: Спбглта, 2003. 48...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница