Тематическое планирование курса




Скачать 16,68 Kb.
НазваниеТематическое планирование курса
страница1/22
Дата03.02.2016
Размер16,68 Kb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


содержание



Пояснительная записка

3

Основное содержание курса

4

Тематическое планирование курса

7

Разработки занятий курса

8

Рабочая тетрадь

130

Список литературы

163

Пояснительная записка


В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.

В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.

Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности. Данный элективный курс может быть использован для преподавания в классах с биолого-химическим или медицинским профилями.

Изучение элективного курса рассчитано на 17 часов, из них на изучение теоретических вопросов 7,3 ч. (43%), практических занятий (решение задач, выполнение лабораторных работ) –9,7 ч. (57%)

Основные цели курса:

  • Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.

  • Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента.

  • Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи курса:

  • Способствовать формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих способностей у учащихся.

  • Развивать интеллектуальную компетентность учащихся.

  • Формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской деятельности.

  • Совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой.

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • Какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в организме человека.

  • Особенности своего организма с точки зрения законов физики.

уметь:

  • Работать с различными источниками информации.

  • Наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений.

  • Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.


Основное содержание курса

Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике, к экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. По окончании изучения курса учащиеся составляют “Физический паспорт человека”.


Механические параметры человека 10ч.

Физика. Человек. Биофизические исследования в физике. Линейные размеры различных частей тела человека, их масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек.

Кинематические величины и тело человека.

Движение тела в поле силы тяжести. Свободное падение. Время реакции человека. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Первый закон Ньютона. Инерция в живой природе. Второй закон Ньютона. Определение силы человека. Динамика мышечной ткани. Третий закон Ньютона.

Тело человека в гравитационном поле земли. Условия длительного существования человека на космической станции. Меры защиты летчиков и космонавтов от ускорения. Невесомость и перегрузки.

Прямохождение и опорно-двигательная система человека. Ходьба человека. Виды суставов. Деформация костей, сухожилий, мышц. Прочность биологических материалов. Строение костей с точки зрения возможности наибольшей деформации.

Проявление силы трения в организме человека, естественная смазка. Тормозной путь.

Давление. Атмосфера и человек. Дыхание. Давление жидкости. Давление крови. Законы движения крови в организме человека.

Сохранение равновесия живыми организмами. Центр тяжести тела человека. Рычаги в теле человека.

Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности. «Энергетика» и развитие человека. Применение закона сохранения энергии к некоторым видам движения человека.

Роль атмосферного давления в жизни человека. Осмотическое давление. Изменение кровяного давления в капиллярах. Органы дыхания.

Лабораторные работы.

  1. Проведение антропологических измерений

  2. Определить среднюю скорость движения.

  3. Определение времени реакции человека.

  4. Градуировка динамометра и определение становой силы человека.

  5. Определение коэффициентов трения подошв обуви человека о различные поверхности.

  6. Определение мощности, развиваемой человеком.


Колебания и волны в живых организмах 2ч.

Колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись.

Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека.

Лабораторная работа.

  1. Определение дыхательного объема легких человека.

  2. Проведение инструментальных измерений и функциональных проб.

  3. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

  4. Изучение свойств уха.


Тепловые явления 1 ч.

Терморегуляция человеческого организма. Влажность. Органы дыхания. Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Лабораторная работа.

  1. Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона


Электричество и магнетизм 2ч.

Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики Земли. Фоторецепторы, электрорецепторы, биоэлектричество сна. Электрическое сопротивление органов человека постоянному и переменному току.

Человек в мире электромагнитных излучений.

Лабораторная работа.

  1. Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току.


Оптические параметры человека 1ч.

Строение глаза человека. Сила аккомодации глаза. Оптическая сила. Дефекты зрения и способы их исправления. Особенности зрения человека. Разрешающая способность глаза человека. Как получается, что мы видим. Для чего нам два глаза. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.

Лабораторная работа.

  1. Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека.

  2. Определение характеристических параметров зрения человека.

  3. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.


Система аттестации учащихся. После окончания изучения курса зачет ставится при выполнении следующих условий:

  1. Активное участие в подготовке и проведении семинаров, конференций, выпуске газет, изготовлении моделей.

  2. Выполнение не менее половины лабораторных работ.

  3. Выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского характера.

  4. Составление “Физического паспорта человека”.

Тематическое планирование курса


п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Механические параметры человека (10 ч)



Физика. Человек. Окружающая среда.

1

0,5

0,5



Кинематика и тело человека.

1

0,4

0,6



Движение тела в поле силы тяжести.

1

0,3

0,7



Законы Ньютона в жизни человека.

1

0,5

0,5



Гравитация и человек.

1

0,6

0,4



Прямохождение и опорно-двигательная система человека.

1

0,3

0,7



Проявление силы трения в организме человека.

1

0,4

0,6



Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности.

1

0,3

0,7



Статика в теле человека.

1

0,4

0,6



Давление и тело человека.

1

0,6

0,4

Колебания и волны в живых организмах (2 ч)



Колебания и человек.

1

0,5

0,5



Звук.

1

0,4

0,6

Тепловые явления (1 ч)



Тепловые процессы в теле человека.

1

0,5

0,5

Электричество и магнетизм. (2 ч)



Электрические свойства тела человека

1

0,4

0,6



Человек в мире электромагнитных излучений.

1

0,5

0,5

Оптические параметры человека (1 ч)



Глаз и зрение

1

0,4

0,6



Конференция.

1




1




Итого:

17

7,3

9,7



физика. человек. окружающая среда.

Цель занятия: - сформировать представление об особенном положении человека в природе и заставить задуматься о человеке с одной стороны, как об одном из представителей животных, а с другой стороны, как об уникальном создании природы; сформировать интерес к изучению физических явлений.

Оборудование: иллюстрации к уроку, ростомер, весы.

План занятия.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Постановка учебной проблемы.

3 – 5

Сообщение учителя.

2. Изучение нового материала:

15-20

Рассказ учителя с элементами беседы. Использование рисунков. Решение задач.

3. Углубление и отработка знаний и умений.

10-15

Решение задач.

4. Подведение итогов.

5-6

Выделение главного учителем. Составление синквейна.

5. Домашнее задание.

1

Запись на доске.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Тематическое планирование курса iconТематическое планирование по курсу «обществознание» 10 класс
Тематическое планирование курса (профильный уровень) рассчитано на 3 часа учебного времени
Тематическое планирование курса iconТематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч. В таблице представлено тематическое планирование профильного курса информатики в 10-11 класс
Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч
Тематическое планирование курса iconТематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч. В таблице представлено тематическое планирование профильного курса информатики в 10-11 класс
Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч
Тематическое планирование курса iconТематическое планирование по курсу «введение в обществонание» для дистанционного обучения 8 класс
Тематическое планирование курса (базовый уровень) рассчитано на один час учебного времени; разработано на основе программы Боголюбова...
Тематическое планирование курса iconТематическое планирование по предмету Физика
Рабочие программы по физике 7-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. Издательство «Глобус»,...
Тематическое планирование курса iconПрограмма курса и тематическое планирование для 10-11 классы. М.: Ооо«Русское слово рс», 2012
Рабочая программа по Истории создана на основе авторской программы: Н. В. Загладина, С. И. Козленко. Х. Т. Загладиной. «История....
Тематическое планирование курса iconТематическое планирование курса «Окружающий мир Часть Человек и природа» для 4 класс
Тематическое планирование курса «Окружающий мир Часть Человек и природа» для 4 класса
Тематическое планирование курса iconКалендарно-тематическое планирование по истории, 8 класс
Данное календарно-тематическое планирование на 2009-2010 учебный год составлено на основе следующих нормативных документов
Тематическое планирование курса iconКалендарно-тематическое планирование элективного курса «история вооруженных сил»

Тематическое планирование курса iconТематическое планирование содержания организованной деятельности с детьми от 1 года до 2 лет
Комплексно-тематическое планирование задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего возраста от 1 года...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница