Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер9,4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8



Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины


РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА


для направления 031900.62 «Международные отношения»

подготовки бакалавра

Автор:

Коваль Т.Б., доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)




Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политики


мировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В.

Председатель Кудров В.М.

_______________________________ _____________________________

« 21 » октября 2010 г. «___»_________________ 20__ г.


Утверждена УС факультета мировой экономики

и мировой политики

Ученый секретарь Вериго С.А.

_______________________________

«___» ____________________ 20__ г.


Москва, 2010 г.


Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль


Раздел 1. Организационно-методический


1.1. Место курса в образовательной программе


Курс предназначен для студентов, обучающихся на 1 курсе по направлению «Международные отношения» в качестве обязательного. Курс предназначен для повышения уровня научной подготовки и расширения кругозора обучающихся, освоения ими навыков междисциплинарного анализа. Благодаря курсу студенты познакомятся с наиболее важными духовно-религиозными традициями мира, их вероучением и этикой, а также связанной с этими традициями культурным наследием, в том числе религиозным изобразительным искусством, храмовой архитектурой и музыкой, эстетикой богослужений. Это позволит понять специфику религиозного сознания различных народов и особенности их мировосприятия. Эти знания необходимы современному выпускнику бакалавриата по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере.


1.2. Цели и задачи курса


Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы на широком религиоведческом, историческом и культурологическом материале дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их вероучении и этике, представлениям о Боге, мире и человеке, а также их общем влиянии на культуру и цивилизационное развитие человечества. Во-вторых, цель курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с эволюцией монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама; с особенностями вероучения христианских конфессий. В-третьих, к важнейшим целям курса относится ознакомление студентов с духовной культурой, этикой и эстетикой, которые сформировались в рамках тех или иных религиозных традиций. К самостоятельной цели курса относится воспитание толерантного и уважительного подхода ко всем религиозным традициям и связанной с ними культуре.


В задачи курса входит достижение у студентов следующих образовательных результатов:

- иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;

- знать основы этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также их особенности в подходах к вопросу о смысле и целях земной жизни, разбираться в основах вероучения православия, католицизма и протестантизма и их подходах к этике и эстетике;

- разбираться в основных художественных, архитектурных и литературных формах выражения религиозных представлений, в том числе, типах храмов и храмового убранства различных религиозных традиций;

- уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;

- обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.


1.3. Аннотация курса

Религия и культура – тесно связанные друг с другом явления. Религиозные представления о человеке, целях и ценностях его земной жизни, посмертной судьбе и выработанная на основе вероучительных постулатов этика оказывает глубокое воздействие на представления о прекрасном, что выражается в самых различных художественных и архитектурных формах, музыке и литературе. Другими словами, вся духовная и во многом материальная культура формируются под глубоким воздействием религиозных представлений. В этом контексте важно обратиться, с одной стороны, к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством, а с другой стороны, проследить, как на разных этапах истории религиозный фактор влиял на культурное и цивилизационное развитие. Учитывая большую роль религиозного фактора в современной жизни, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях и связанных с ними культурных достижениях народов мира.


1.4. Предмет курса составляют наиболее важные духовно-религиозные учения мира и связанные с ними культурные традиции, этические системы и религиозное искусство (изобразительное искусство, архитектура, музыка и литература).


1.5. Методология

Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и культурологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общего и особенного в этике и эстетике.


1.6. Новизна курса

Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития религиозной культуры и этической мысли человечества, разнообразие художественных форм выражения религиозного чувства и религиозных представлений. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения.


1.7. Требования к уровню освоения курса


Каких-либо определенных требований такого рода нет.


1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса

В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:

КОМПЕТЕНЦИИ


А. Аналитические компетенции

Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:

1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу вероучений различных религий и их эстетических предпочтений;


2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их этики;

3. Учет влияния религиозного фактора на современное культурное и цивилизационное развитие;

Методы учения/преподавания


Лекционные занятия; обсуждение эссе студентов.


Работа на лекционных занятиях, которые обязательно проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам). 

Индивидуальные и групповые консультации; 

Написание аналитического эссе.

Работа в составе группы:

Коллективное обсуждение эссе

В. Системные компетенции

Студенты по итогам курса смогут развить:

1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

3. Глобальное видение

 

Методы учения/преподавания

Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных,  у экспертов;

Работа с научной литературой и информацией;

Проведение дискуссий.




С. Коммуникационные компетенции

В ходе обучения студенты получат возможность развить следующие компетенции:

2. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени

Методы учения/преподавания

Презентации эссе по группам


Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему) 
 
 
 

 
 
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница