Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова»




Скачать 10,28 Kb.
НазваниеУрок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова»
Дата03.02.2016
Размер10,28 Kb.
ТипУрок
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М.Зощенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова»

Дата проведения:

Цели:

-познакомить учащихся с сатирическими произведениями 20-30-х г.г. 20 века,

-сопоставить актуальность звучания этих произведений в то время и в наши дни.

Ход урока.

1.М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков... Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 — 30 - х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой культуры, очень неравнодушными, тяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры.

В то нелегкое время юмор и сатира были в моде. В периодических изданиях появлялись новые сатирические рубрики, многие из которых стали впоследствии постоянными и являлись своеобразной «визитной карточкой» издания. Это была примета времени, в ней отразилась атмосфера жизни 20 — 30 - х годов.

Сатира начиналась с самой жизни. Жизнь предлагала сатирикам темы для статей, фельетонов, романов и рассказов. На первом месте среди негативных явлений тогдашней жизни был тоталитарный воинствующий бюрократизм. Голыми руками бюрократа не возьмешь — он очень ушлый, баррикадируется циркулярами и инструкциями, которые сам же изобретает Смысл его деятельности — остановить течение времени с наибольшей выгодой для себя

Особенно частым героем сатирических произведений того периода был бюрократ - приспособленец Как правило, это полуграмотный мещанин, одетый в гимнастерку и галифе, в начищенных сапогах, то есть бывший «герой гражданской войны», ловко прикрывающий свою бездарную деятельность, тормозящую прогресс, былыми заслугами.

Вот он — «человек ответственный и сознательный» из рассказа В. Ардова «Лозунгофикация», сам сочиняющий лозунги на все случаи жизни:

Вхождению без доклада

Мировая буржуазия только рада, —

Или:

Берущий сковородку без разрешения,

Безусловно, непролетарского происхождения.

Подмечено очень точно: припугнул пособничеством контрреволюции, уличил в непролетарском происхождении соседа, и жизнь становится спокойной, размеренной. Таков он на людях, а дома он совсем другой, такой, каким его увидел А. Зорич: « ..Придя домой, прямо после Бетховена поставит сейчас же Топ со смыком» и долго будет причмокивать, прищелкивать и подпевать.» В доме он — глава семейства, степенный, умиротворенный. Вот как сказано у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» о председателе домкома Никаноре Ивановиче Босом: «...налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки...» Разве возможно представить себе этого человека жестким, хамоватым, жадным до денег?

Писатели 20—30 - х годов исследовали одного и того же антигероя или одни и те же явления, но под разными углами зрения, дополняя один другого. В. Ардов разглядел ряженого бюрократа в его пустопорожнем деле, А. Зорич нарисовал его в пижаме и шлепанцах, отчего образ получился более «содержательным».

В сатирических произведениях того периода возникает и Тема сочинения религиозности и лже - религиозности Отношение сатириков к этому вопросу неоднозначно Некоторые писатели, такие, как И Ильф и Е Петров, стояли на позициях атеизма, а потому в своих романах вдоволь поиздевались над религиозностью некоторых персонажей, изобразив служителей культа лживыми и жадными (вспомним, например, хамоватого отца Федора из «12 стульев»).

Особой темой в творчестве многих писателей стало хамство В рассказах М Зощенко хам постоянно безобразничает в коммунальной квартире, в трамвае, в учреждении, но на вопрос, откуда взялись его повадки, куда уходят корни его представления о мире, более глубоко отвечает другой замечательный писатель той поры, П Романов, раскрыв в своих рассказах характер «рассудительного мужика», облеченного властью

Писатели - сатирики тех лет не льстили народу, не заискивали перед ним Они бичевали до боли, до крови всю эту нечисть Позже это им припомнят и оскорбившийся хам, и головотяп, и «человек ответственный и сознательный» в полувоенном обмундировании Припомнят и назовут очернителями, а теоретическую базу подведут их же собратья по перу — литературные критики - конъюнктурщики В этом смысле показательна позиция советского критика И Нусинова, который в 1931 годунаписал «Если сатира займет в пролетарской литературе третьестепенное место, то юмор, как литературная категория, социально чуждая пролетариату, не может претендовать на особое значение» Именно такое нашествие достойных ненависти «критиков» показал великий Мастер Булгаков в своем бессмертном романе Он понимал, что критиканство утвердилось надолго, что поделать с ним ничего невозможно, что миром искусства правят латунские и что страна на время окунулась в беспросветную тьму и представляет собой большую, новую психиатрическую1 клинику, оборудованную по последнему слову техники, « как в «Метрополе»'« И видимо, поэтому человека, заслужившего бессмертие своим романом, он спасает, перенося в мир иной, где нет ничьей власти, кроме воли Божьей

2.Со времени опубликования романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова прошло более полувека. Но произведения эти до сих пор не утратили своей силы и прелести.

«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были построены на фактическом материале, который писатели собрали, работая в редакции газеты «Гудок». Это рабкоровские письма и заметки, жалобы читателей, приходившие с редакционной почтой. За этими письмами стоят живые люди с настоящими именами и фамилиями, которым надо было выжить в новом социалистическом мире. Среди них были хорошие люди и прохвосты, чинодралы и бюрократы, перерожденцы и подпольные миллионеры.

Сюжет «Двенадцати стульев» таков: два жулика рыщут по стране, гоняясь за бриллиантами, зашитыми «старорежимной» дамой в обивку стула. Такой сюжет позволил авторам ввести в повествование множество лиц, пройтись сатирическим пером по участникам многообразных эпизодов. В книге изображена галерея жуликов всех мастей, спекулирующих кто «стибренным» у старушек жалким имуществом, кто служебным положением, а кто и совестью.

Таковы деятели «Меча и Орала» — бездельник Полесов, нэпман Кислярский, воришка Альхен, обкрадывающий беспомощных старушек в богодельне во имя прокормления обширного семейства сытых бездельников. Это и поэт - халтурщик Никифор Трубецкой - Ляпис с его неизменными стихами о Гавриле, который был хлебопеком, лесорубом, почтальоном, охотником — в зависимости от того, в какой отраслевой журнал предлагалась очередная «Гаврилиада». В романе дается яркий образ «людоедки» Эллочки с ее лексиконом из 30 слов, с ее страстью следовать моде американских миллионерш, с людоедской хваткой выкачивания денег из окружающих.

На фоне всех этих жуликов и просто обывателей, преследующих свои мелкие цели, подличающих и «подтибривающих» чужое добро, по - настоящему привлекательным кажется образ Бендера. По - моему, сами авторы немного любуются своим героем и его авантюрами. Замечательно поется в песне Ю. Кима к фильму «Двенадцать стульев»: «Разбор грехов моих оставьте до поры. Вы оцените красоту игры!» Тем более что жертвами Остапа становятся люди, ни малейшей симпатии не вызывающие.

Бендер предприимчив, умел и находчив, обладает великолепным чувством юмора. Он хороший психолог, досконально изучивший слабости человеческие. Но его влиянию и «злодейскому обаянию» поддаются только люди с червоточиной. Именно поэтому, как мне кажется, и не получается роман Бендера и Зои в «Золотом теленке». На страницах этого романа великий комбинатор Остап Бендер рассчитывает стать счастливым за счет вымогательства денег у другого проходимца Александра Ивановича Ко - рейко, богачу, которому трудно было развернуться в условиях социализма.

Портрет Корейко нарисован подробно и обстоятельно. С одной стороны, он мелкий чиновник, простой и незаметный служащий, с другой — человек с хваткой крупного хищника, начавшего свою карьеру с прямого убийства. Корейко похищает несколько эшелонов с хлебом, направленных в голодающее Поволжье.

Авторы показали нам сущность стяжательства. Рядом с Корейко «трудятся» и приумножают его богатства начальник «Геркулеса» бюрократ Полыхаев, его подручные Скумбриевич, Берлага и множество других жуликов и подхалимов разных мастей и рангов. Картину дополняет «Воронья слободка» — коммунальная квартира, в которой живут причудливые персонажи, н'ачиная от экс - камергера Митрича, который гордо заявляет, что «в гимназиях не обучался» (что было чистой правдой, потому что обучался он в Пажеском корпусе), и кончая выгнанным из третьего класса Ва - сисуалием Лоханкиным. В этом персонаже осмеян мнимо интеллигентный сброд.

В романах Ильфа и Петрова есть все, чтобы увлечь любого читателя: напряженный сюжет, колоритные фигуры, комические недоразумения, великолепный юмор. А фразы и выражения, ставшие крылатыми: «Заграница нам поможет», «Ключ от квартиры, где деньги лежат», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели», — до сих пор у всех на устах.

Несмотря на то что многие типы, выведенные в романах Ильфа и Петрова, канули в прошлое, но есть и явления, которые не изжиты до сих пор. Изменилась вся жизнь страны, Бендеры поменяли маски. Но «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» до сих пор популярны и любимы.

Итоги урока: С течением времени персонажи произведений сатириков преобразились В наше время бюрократы носят форму делового человека, их возможности увеличились во сто крат Пропорционально увеличились и их желания, по своей сути оставшиеся теми же Хам приобрел черты щеголя, зачатки образования дают ему возможность хамить с использованием иностранных выражений Головотяп все так же может осуществлять свои бездумные проекты с поистине российским размахом И это значит, что смешные, едкие, горькие и злые произведения, написанные в 20—30 - х годах XX столетия, живы и не утратили своей ценности до сих пор.

Похожие:

Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconУрок 22. Распад Золотой Орды Предмет: российская история
Цель – проследить основные этапы распада Золотой Орды, познакомиться с процессом становления новых государств и с тем, как складывались...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconПоэма А. А. Блока «Двенадцать»
Цели урока: 1 образовательные: показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconПраздник «День толерантности»
Зал празднично оформлен (изображение земного шара, голуби, флаги разных народов, изображение людей в национальных костюмах, высказывания...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconМетоды представления графических изображений
Растровое изображение представляет из себя мозаику из очень мелких элементов — пикселей. Растровый рисунок похож на лист клетчатой...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconЛабораторная работа Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим изображение предмета,...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconДокумент 78. Фиолетовая раса после эпохи адама
Вышедшие из этого региона мужчины и женщины положили начало событиям исторической эпохи и невероятно ускорили культурный прогресс...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы
Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconПрограмма курса «геополитика»
Категории эволюции геополитического пространства и геополитических изменений: геополитические эпохи и геополитические циклы. Геополитические...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconСамостоятельная работа Золотая Орда и татары
Золотая Орда (Дешт Кипчак). Особенности политического устройства Золотой Орды. Взаимопонимание с покорёнными народами. Распад Золотой...
Урок 7: «Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и«Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова» iconИнформационно-коммуникационные системы как маркеры современной библиотеки
У каждой эпохи – собственные основания для расширения пространства культуры. Основными направлениями развития эпохи глобализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница