Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта




Скачать 11,56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта
Дата03.02.2016
Размер11,56 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ОБОБЩЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА1

И ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Каждый преподаватель в своей практике обычно придерживается какой-либо определенной модели преподавания и зачастую вносит в нее те или иные фрагменты других моделей - технологий. В рабочую программу дисциплины (пояснительная записка и методические рекомендации преподавателю) преподаватель включает пояснения о методиках и технологиях преподавания как способах решения поставленных им задач по формированию знаний, умений, навыков действий дисциплинарного, междисциплинарного и профессионального уровней подготовки. При подготовке пояснений преподаватель может использовать методику обобщения и описания педагогического опыта, применив ее к своей практике и опыту работы.

Обобщение опыта преподавания проводят, как правило, с разными целями, например:

  • для установления реального (высокого или иного) уровня и качества преподавания (уровня квалификации и профессионализма преподавателя) в ходе аттестации;

  • для установления личного вклада сотрудника в достижение целей, стоящих перед кафедрой (вузом);

  • для повышения квалификации других сотрудников кафедры (вуза) через показ опыта и научение основным приемам работы преподавателя, содержащимся в опыте;

  • для демонстрации затем его успешности и значения другим преподавателям и организациям и т.д.

Общий алгоритм действий по обобщению опыта преподавания может быть применен как автором опыта - преподавателем, так и специалистом, анализирующим практику преподавания или текст, в котором представлены результаты или описание практического опыта, опыта методической работы и др.

Алгоритм действий по обобщению опыта преподавания включает три этапа работы - 1) Сбор и первичная обработка информации об опыте; 2) Осмысление нововведения в преподавании; 3) Обобщение опыта.


Содержание работы на каждом этапе обобщения опыта преподавания:

1 этап Порядок сбора и первичной обработки информации об опыте.

  1. Выделите в практике преподавания (собственной или иной) или в тексте, представляющем практику преподавания, фрагмент (модуль) или ряд фрагментов, которые Вы хотите обобщить, и которые для Вас являются нововведением. Составление примерного списка названий фрагментов (модулей).

  2. В каждом фрагменте практики покажите и назовите нововведения и составляющей его сущности.

  3. Постройте логическую последовательность фрагментов - модулей в нужном порядке - в дедуктивном (что во что вкладывается) или технологическом (что за чем делается).

  4. Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность дополните в итоге модулем «Система работы автора», описывающем систему в целом или порядок работы преподавателя в этом нововведении (систему) в целом.

  5. Составьте черновой текст описания каждого модуля.

  1. Прочитайте содержание каждого модуля и отредактируйте их названия в полном соответствии с полученным в результате описания содержанием.

  2. Отредактируйте тексты каждого модуля с точки зрения минимизации текста, но без потери его сути, содержания и конструктивности.

2 этап Осмысление нововведения в преподавании.

Укажите основную неудовлетворенность, возникающую в процессе преподавания или при получении результатов преподавательской практики, которая явилась причиной, побудившей к нововведению. Оцените меру, в которой Вам удалось устранить свою неудовлетворенность с помощью введения в практику преподавания данной новизны. Какие еще усилия необходимо предпринять в этом направлении.

3 этап Обобщение опыта преподавания.

Проведите обобщение опыта и опишите его при помощи ответов на следующие вопросы:

  1. Какие задачи обучения и воспитания (цели) Вы решаете в целом в своей деятельности преподавателя?

  2. Выделите (сформулируйте) противоречия (несоответствие между поставленными целями и получаемым результатом), которые Вам удается решить в Вашем опыте.

3. Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности решения противоречия содержатся в системе Вашей работы?

Например, это могут быть факторы:

  • Цели (задачи) обучения или воспитания поставлены так, что это позволило планировать порядок формирования у студентов (знаний, умений, компетентностей, профессиональных качеств) и фиксировать результаты преподавания;

  • У студентов эффективно формируется положительное отношение к учебе или отработана совокупность приемов, направленных на снятие страха неуспешности и др., созданы комфортные условия учения;

  • Разработана эффективная методика нового сообщения материала;

  • Создана оригинальная схема ООД (ориентировочной основы деятельности);

  • Разработана методика, позволяющая целесообразно и грамотно доводить формируемую познавательную деятельность студентов до оптимальных результатов (быстроты, легкости, автоматизма, сознательности, прочности);

  • Созданы способы, приемы, формы, средства, системы Вашего педагогического воздействия.

4. Опишите эти факторы в следующем порядке:

  • Название фактора успешности__________________________________________________

  • Состав, последовательность операций (структура)_________________________________

  • Зачем Вы их применяете и в какой последовательности (цель)_______________________

  • Что дает применение этого фактора (результат)____________________________________

  • За счет чего (именно каких элементов, условий) получаете Вы высокие результаты (условия эффективности)________________________________________________________.

5. Как обеспечиваете Вы формирование познавательных (либо других) действий с заданными конечными свойствами для всех студентов? Опишите создаваемые Вами условия обеспечения деятельности студентов, при которых становится неизбежным достижение тех или иных качеств личности, формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстроты, легкости, автоматизма).

6. Опишите приемы личного воздействия на студента.

7. Сформулируйте основное противоречие и путь его разрешения (идею) решаемые Вами в своей педагогической деятельности.

8. Расчлените ведущую проблему своего опыта на составные части и выстройте их в иерархической последовательности. Таким образом, Вы выделите личную концепцию своей педагогической деятельности.

9. Опишите каждую составную часть Вашей концепции, отвечая на указанные в п. 4 вопросы, используя описанные Вами факторы успешности (п. 3) или компоненты учебно-воспитательного процесса. Если возникнут затруднения, обратитесь за помощью к методисту, курирующему Вашу дисциплину.

10. Отредактируйте (с помощью методиста) название каждого раздела Вашей концепции в соответствии с описанным Вами его содержанием.

11. Составьте (с помощью методиста) -теоретическую интерпретацию опыта» по плану: сущность опыта; результативность; трудоемкость осуществления (для преподавателя и студентов); возможность и условия освоения. Отнесите эту часть в начало Вашего описания.

12. Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идеи, принципов ее реализации, содержания и технологичности изложения.


Описание цели (задачи) как компонента учебного процесса в ходе обобщения опыта преподавания.

Под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата этой деятельности - требуемые и полученные в результате обучения знания, умения, навыки в требуемом тематическом диапазоне и уровне освоения учебного материала дисциплины.


Разновидности целей (задач) деятельности преподавателя:

Цели обучения, цели воспитания, цели управления учебным процессом, цели работы с родителями, другие.


Алгоритм описания целей (задач).

  1. Укажите конечный результат педагогической деятельности в параметрах, имеющих объективные показатели (т.е., поддающиеся измерению и контролю).

  2. Укажите условия достижения данного конечного результата.

  3. Укажите, если это возможно, последствия реализации данной цели (для какого конкретно этапа (педагогического шага) в УВП значим этот результат, невозможно осуществление следующего педагогического действия).

Номенклатура видов педагогической информации

Номенклатура видов педагогической информации опирается на следующие основные педагогические и науковедческие понятия:

Педагогический опыт (далее ПО) можно представлять и описывать как в целом, системой, так и по частям, отдельными компонентами. Педагогический опыт, как и любые прогрессивные технологии, определяется числом факторов успешности.

Выделение в ПО отдельных высокоэффективных фрагментов-модулей дает возможность конструировать эффективные системы, которые по мере необходимости будут перестраиваться под меняющиеся требования.

Модуль - методически наиболее эффективно организованный компонент структурно-функционального строя учебной деятельности студента или компонент учебно-воспитательного процесса (УВП).

Первичная обработка информации - структурирование текста автором (референтом) в соответствии с принятой в системе типологией педагогической информации см. (Приложение 1).

Информационно-педагогический модуль (далее - ИПМ) - краткое конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям:

  1. Логическая законченность информации -- информация, записанная в виде ИПМ должна носить целостный характер и описывать конкретную часть ПО, отнесенную к одному из компонентов УВП или педагогической системы.

  2. Информативность - информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее использования в практике без обращения к дополнительным источникам информации.

  3. Популярность - язык записи ИПМ должен быть доступен педагогу любой квалификации.

Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ.


Подготовила выборку:

рук. метод. сектора УМО Стачева Е.М.

1 В рекомендациях адаптированы извлечения из текста: Елизаров А. А.. Капитанская А. А. Технология самообобщения и описания педагогического опыта. МО РФ. РИПКРО. - М, 1996. - 22 с. Авторы: Елизаров А. А. - ст. преп. каф. педагогики МПУ; Капитанская А. А. - директор Республиканского информационного педагогического центра канд. пед. наук, доцент каф. педагогических инноваций. Рецензенты: Свешникова Н.А., главный специалист МО РФ; Чечель И.Д., зав. каф. пед. инноваций РИПКРО.




Похожие:

Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconПояснительная записка методические рекомендации
Раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта адресованы работникам методических служб, руководителям образовательных учреждений, педагогам. ©
Методические рекомендации. / сост. А. В. Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального...
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconВопросы к экзамену по разделам 4 методические рекомендации преподавателю

Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconНегосударственное образовательное учреждение
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconКарта инновационного педагогического опыта
Она также дает возможность проверить умение педагогического работника кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного...
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и примерная тематика курсовых работ по международному праву и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями гос
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница