Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире»




Скачать 16,27 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,27 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Министерство образования Республики Мордовия


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»


Утверждена

на Республиканском экспертном совете

при Министерстве образования

Республики Мордовия

Протокол № 6 от 21.12.2012 г.


РОССИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ


Программа элективного курса


Саранск

2012

Россия в меняющемся мире: программа элективного курса. – Саранск: МРИО, 2012. – 28 с.


Составитель:

Карташов А. В., доцент кафедры гуманитарного образования МРИО кандидат философских наук


Рецензенты:

Мартыненко А. В., доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Морд. ГПИ им. М.Е. Евсевьева;

Чиндяйкин Ю. Г., кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования МРИО


© Карташов А.В., составление, 2012

© Мордовский республиканский

институт образования, 2012

Содержание


Пояснительная записка……………………………………………….5


Учебно-тематический план…………………………………………..7


Содержание программы………………………………………………9


Литература……………………………………………………………18


Словарь терминов……………………………………………………22

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» ориентирована на обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Целесообразность введения данного курса обусловлено рядом причин:

- роль геополитики, как науки о пространственных отношениях между государствами, резко возросла в современном мире. Это вызвано подлинной геополитической революцией, связанной с распадом биполярной модели мира и желанием России определить свой новый международный статус в связи с переосмыслением ею своей цивилизационной идентичности, ростом самосознания новой России. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение места России в меняющемся мире;

- распад биполярной модели мира открыл путь для развития унификационных процессов в экономике и политике, которые превращают мир в глобальную цивилизационную целостность. Данный процесс сопровождается столкновением государственных интересов, которые происходят не только на уровне военного противостояния или экономической экспансии, но и на уровне противостояния геополитических кодов;

- актуальность и необходимость изучения геополитического положения России связана с тем, что сегодня государства не могут уже позволить себе роскошь решать демографические проблемы путем свободного выплеска избыточного населения на свободные земли, а недостаток сырья или рынков сбыта – путем аннексии отдаленных земель. Все это служит одной из важных причин обострения геополитических проблем современного мира, равно как и повышенного интереса к геополитике.

Обозначенные выше проблемы современного состояния международных отношений делают предлагаемый элективный курс востребованным. Содержание предлагаемого элективного курса является примером межпредметного интегрирования материала, т.к. геополитика, являясь синтетической научной дисциплиной, оперирует фактами таких наук, как география, история, демография, этнография, экономика, религиоведение, экология, военное дело, социология, политология, философия. Курс не просто дублирует и углубляет содержание основных учебных предметов старшей школы, а дает целостное представление о тех глобальных проблемах «вызовах», с которыми столкнулись Россия и мир на современном этапе развития.

В процессе изучения курса учащиеся овладеют знаниями в области геополитики и международных отношений, изучат геополитическое положение России, стран и регионов как в историческом ракурсе, так и на современном этапе. В ходе изучения курса учащиеся овладеют умениями анализировать геополитические стратегии, давать оценку конфликтным ситуациям, рассуждать и прогнозировать об изменении геополитических процессов в современном мире. Курс призван способствовать овладению системой знаний о роли России в мире, ее стратегических партнерах, противоречиях на международной арене, формированию глобального мышления учащихся, развитию познавательного интереса к проблемам современности. Элективный курс учит мыслить системно, выявлять стратегические и тактические задачи развития стран, глубоко анализировать весь комплекс событий, происходящих в нашем динамично меняющемся мире.

Целью данной программы является:

  1. Развитие способностей учащихся не только усваивать предлагаемые истины из учебников, а, применяя компетентностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.

  2. Понимание особенностей геополитического метода научного исследования.

  3. Осмысление геополитических процессов русской истории в их общемировом измерении.

  4. Владение умением осуществлять основные процедуры геополитического анализа.

  5. Развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  6. Владение концептуальным аппаратом, позволяющим самостоятельно расширять багаж социологических и геополитических знаний.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, умения оппонировать, приобщения учащихся к творческой деятельности.

Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.

Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку навыков самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, участие в эвристических беседах, выполнение практических работ.


Учебно-тематический план





п/п

Название раздела,

темы

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля










Лекция

Практическая

работа

Семинар




1.

Введение. Геополитика как наука. Геополитика и ее методы


2


1


1




Составление сравнительной таблицы

2.

Геополитика русской истории. Особенности

геополитического положения России. Геостратегия России

2

1

1




Составление сравнительной таблицы

3.

История формирования современной геополитической картины мира

1

1










4

Международные отношения в эпоху «холодной войны». Биполярный мир

2

1




1

Эвристическая беседа

5.

Постбиполярный мир. Итоги «холодной войны». Основные тенденции современных международных отношений

2

1




1

Эвристическая беседа

6.

Глобальные проблемы и глобализация

1

1










7.

Роль международных организаций в современных международных отношениях

1

1










8.

Основные противоречия и конфликты современного мира

1

1










9.

Место России в современном мире. Экономическая дипломатия

2

1

1




Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся

10.

Россия и США

1

1










11.

Геополитическая ситуация в Европе. Россия и Европа

1

1










12.

Россия и исламский мир «Арабская весна»: уроки и выводы

2

1




1

Эвристическая беседа

13.

Россия и страны Восточной Азии. Повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона

1

1










14.

Основные внешнеполити-ческие проблемы современ-ной России. Поддержка соотечественников и гуманитарное измерение

1

1










15.

Россия на карте мира (итоговое занятие)


1








1

Участие в семинаре, выполнение практической работы, тестирование

Итого

21

14

3

4








Содержание программы


Тема 1. Введение. Геополитика как наука. Геополитика и ее методы.

Основы геополитики. Географический фактор и его влияние на общественно-политическое развитие общества. Пространство - как объект геополитических исследований. Геополитические субъекты: народ, этнос, нация, социальная группа, конфессия, государство.

Научные концепции авторов (Челен, Макиндер, Мэхэн, Шмитт). Русская школа геополитики (Семенов-Тяньшаньский, Вандам, Милютин, Савицкий).

Базовые методы и понятия геополитики (геополитический научный инструментарий):

Качественное пространство.

Суша и Моря.

Берег.

Heartland.

Геополитическая статика.

Геополитическая динамика.

Атлантизм и евразийство (великая война континентов).

Виртуальные геополитические модели. Цивилизации Суши и цивилизации Моря. Геополитический Запад и геополитический Восток. Богатый Север – Бедный Юг. Географическая ось истории. Категории геополитики: «экспансия», «жизненное пространство», «месторасположение», «граница». Идеи «морской силы» и «гегемонизма» в геополитике. Цивилизационная идея и цивилизационная идентичность.

Практическая работа: «Составление сравнительной таблицы «Основные ценности цивилизаций Востока и Запада».


Тема 2. Геополитика русской истории. Особенности геополитического положения России. Геостратегия России.

Роль географического фактора в становлении Российской государственности. Аспекты географического фактора. Н. Бердяев о взаимоотношениях человека с природой. Детерминированность истории географическими факторами. Теория А.Л.Чижевского. Русские историки о природно-климатических условиях России. Концептуальные парадигмы русской истории:

Славянофильство.

Западничество.

Народничество.

Либерализм.

Марксизм.

Евразийство.

Парадигмы русской истории и геополитическая шкала.

Геополитические константы русской истории.

Геополитические процессы русской истории.

Особенности геополитического положения России. Геостратегия России.

Практическая работа: «Определение границ России. Страны-соседи Российской Федерации».

Характеристика государственной границы, границы природные и условные, особенности рельефа.

Страны-соседи Российской Федерации на суше, через моря и океаны, работа с политической картой мира. Выявление закономерностей размещения населения вдоль границ с Россией.

Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России».

Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений.

Составление таблицы: «Славянофилы и Западники».

Знакомство со взглядами славянофилов и западников и аргументированное выражение своего согласия или несогласия с ними в вопросе о путях развития России, ее идеалами, сходствами и отличиями от Запада.


  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПрограмма элективного курса «В мире случайных закономерностей»
Программа элективного курса «В мире случайных закономерностей (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики»)...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПояснительная записка Настоящая авторская образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПояснительная записка Программа лекционного курса «Современная русская лите­ратура»
Программа лекционного курса «Современная русская лите­ратура» для обучающихся 10—11 классов создана на основе программы элективного...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconМодифицированная программа элективного курса по английскому языку для 7 класса. Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7 классов, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconТики Пояснительная записка
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПояснительная записка Данная программа элективного курса рассчитана на 35 часов и предназначена для учащихся 7-х классов. Программа реализуется в сетке учебных часов, во внеурочное время
Этот курс способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПрограмма элективного курса по математике для учащихся 9 класса Автор программы: Пучнина Татьяна Павловна г. Нижневартовск 2011 г. Пояснительная записка Элективный курс «Мир графиков функций»
Ценность данного курса состоит в целостном рассмотрении функций и их графического представления и возможности учащимися сравнивать,...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПояснительная записка Предлагаемая программа элективного курса физики согласована с содержанием программы основного курса. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе.
«Графическое представление движения», «Правила Кирхгофа», «Закон Кирхгофа», «Тепловое излучение», «Политропный процесс», «Соединения...
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconПрограмма элективного курса по математике «Мир алгебры»
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Пояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире» iconЭлективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса
Естественнонаучный профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к егэ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница