Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека




Скачать 37,88 Kb.
НазваниеСтатья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер37,88 Kb.
ТипСтатья
  1   2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени – педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.

В ней анализируются подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста; результаты исследования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста; рассматриваются педагогические условия необходимые для формирования правовой компетентности у дошкольников, а также предлагается структурно-функциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников.


Ключевые слова: подход, модель, правовое воспитание, правовая компетентность.


Сегодня, находясь на новом витке исторического развития, Россия вступила на путь демократизации, превращения из тоталитарного государства в правовое, то есть в период перехода к цивилизованным формам правления, организации политической, экономической и общественной жизни. Основные факторы, обеспечивающие успех в этом поступательном движении, - совершенствование законодательства и государственного управления. Однако не менее важную роль играет субъективный фактор: готовность людей к жизни в условиях правового государства, главенства закона, гарантированности прав и свобод человека. Именно их реализация позволяет людям максимально раскрывать свои возможности и способности, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему прогрессу общества. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. Таким образом, совершенно очевидна сегодня необходимость развития системы правового воспитания детей.

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо: формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. В «Конвенции о правах ребенка» закреплены следующие основные права детей: право на жизнь, право на имя и приобретение гражданства, право на заботу родителей, право ребенка на сохранение своей индивидуальности, право выражать свое мнение, право на медицинский уход, право на бесплатное образование, отдых и досуг. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признает детство важным этапом жизни человека и устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.

Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие идеи и положения философов о становлении права и воспитания (Аристотель, Гегель, Платон); о развитии представлений о человеке в истории и культуре (В. Антонов, И.Ф. Мулько); педагогические концепции детства (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн). Исследования проблемы формирования у старших дошкольников представлений о правах человека исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к правовому воспитанию в ДОУ, что делает проблему актуальной на научно-теоретическом уровне.

Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу исследования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста составляют: исследования о приобщении ребенка к социальному миру (Н.В. Алешина, С.А. Козлова); практикум по правовому воспитанию (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, О. Петрова); система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении (Т.Н. Доронова, Л.В. Проярова, Л. Пыжьянова).

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Согласно С.А. Козловой, «правовое воспитание» - целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры ребенка, которая проявляется в определенной правовой позиции личности [7. С.27].


Анализ подходов к правовому воспитанию детей дошкольного возраста

В качестве теоретико-методологических оснований изучения правового воспитания выступает совокупность методологических подходов, что обеспечивает, по мнению исследователей:

  • упорядочение терминологического пространства науки;

  • определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта;

  • выявление закономерностей и принципов развития;

  • обозначение неподдающихся изучению и слабоизученных сторон рассматриваемой проблемы;

  • определение перспектив развития изучаемого направления и, в связи с этим, науки в целом.

Таким образом, в нашем исследовании мы, как и Л.В. Трубайчук будем понимать подход, как особую форму познавательной и практической деятельности, позволяющую рассмотреть педагогические явления под определенным углом зрения [11].

Рассмотрим, чем характеризуется каждый научный подход относительно правового воспитания дошкольников.

Один из основных подходов в методологии является системный. Возможности системного подхода в педагогике рассматривают следующие исследователи: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Г.Н. Сериков.

В современной науке системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Системный подход носит общенаучный характер, применяется в различных областях научного знания и реализуется в двух направлениях: в методологии и теории, а также в сфере прикладных исследований. Особенностью системного подхода является его ориентация на изучение объекта как целого и разработку методов такого изучения. Системный подход позволяет принимать решения при проектировании и управлении сложными педагогическими явлениями, анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную единую систему [3].

Системный подход применятся нами:

  • как способ научного исследования системного анализа правового воспитания детей дошкольного возраста;

  • как принцип, который позволяет разработать и исследовать сложный объект – систему анализа правового воспитания детей дошкольного возраста;

  • как условие достижения правовой культуры у детей дошкольного возраста, позволяющее рассмотреть его в воспитательной среде через формирование соответствующей системы знаний и умений.

Следовательно, с позиции системного подхода изучение правового воспитания предполагает: выявление составных элементов этого процесса, его компонентов, установление связей между компонентами и определение функций системы в целом.

Основы аксиологического подхода были заложены русскими и зарубежными философами О.В. Дробницким, М.С. Каган, В.П. Тугариновым, М. Шелер, разработавшими основы теории ценностей, раскрывшими сущность понятия, выделившими и описавшими основные группы ценностей. В работах психологов (А.Г. Маслоу, С.Л. Рубинштейн) показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональным и волевым развитием.

В настоящее время аксиологический подход имеет общенаучный статус наравне с системным, деятельностным и др. подходами. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для человечества в целом.

Аксиологический подход – это подход, который позволяет изучить явление с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворения потребностей людей и непосредственно связан с понятием «ценность».

В.А. Сластенин считает, что понятие «ценность» можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся определения, делающие упор на полезность вещей, явлений, процессов, идей, идеалов и т.п. Главное назначение ценностей – выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей.

Во второй группе ценности связывают с более широким понятием, со значением вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов.

В третьей группе определений акцентируется внимание на то, что ценность – специфическая форма сознательного отношения субъекта к объекту по поводу удовлетворения его потребностей и интересов. Здесь подчеркивается не столько объективная значимость внешних явлений для субъекта, сколько его собственное отношение к ним, выраженное посредством оценки.

Четвертая группа основывается на утверждении, что ценности являются специфическими образованиями сознания, выступают в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, общественными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, идеальными критериями оценки и ориентации личности и общества [14].

Следовательно, аксиологический подход к правовому воспитанию дошкольников способствует становлению личности, обладающей правовой культурой и системой ценностей, наиболее отвечающим нашему исследованию является четвертая группа определений. Поэтому вслед за В.А. Сластениным, в качестве рабочего определения ценностей будем придерживаться следующего: ценности - это специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся образцами и ориентирами деятельности дошкольника.

Деятельностный подход нашел отражение в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Специфика деятельностного подхода заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Данный подход рассматривает понятие «субъект» в двух значениях:

- как субъект деятельности, способный освоить и творчески преобразовать;

- как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.

С точки зрения данного подхода использование форм, приемов и методов в правовом воспитании детей дошкольного возраста позволяет сконструировать у ребенка те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.

Последние годы успешно распространяются идеи личностно - гуманного подхода Ш.А. Амонашвили. Опираясь на идеи великих педагогов (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), Ш.А. Амонашвили утверждает, что гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Правового воспитание с точки зрения личностно-гуманного подхода рассматривается под углом зрения уважения свободы ребенка как личности, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям [1].

В настоящее время среди методологических подходов в педагогике все чаще называют компетентностный подход. Актуальность данного подхода в образовании определена в докладе международной Комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке [9].

Компетентностный подход исследуется в работах В.А. Болотова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской. Появление данного подхода продиктовано вхождением России в европейское образовательное пространство. Компетентностный подход находится в стадии становления, существуют разные его определения. Компетентностный подход определяется как:

  • вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций;

  • приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности;

  • способ достижения нового качества образования.

Для рассмотрения сущности компетентностного подхода остановимся на его семантическом ядре – категории «компетентность». Исследователи отмечают, что суффикс «-ость» означает степень овладения качеством, т.е. личностным и профессионально важным качеством [15].

Р.П. Мильруд, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко понятие «компетентность» определяют:

  • как комплексный личностный ресурс, интегрирующий различные компетенции человека;

  • как степень подготовленности человека к деятельности и характер ее осуществления;

  • как совокупность интегративных, взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), проявляющихся в готовности к деятельности [4].

Понятие «компетенция» сформировалось в условиях становления нового подхода к человеческим ресурсам на Западе, который позволил зафиксировать возникшую потребность в адаптации человека к интенсивным изменениям технологий. Данный подход подвергался критике, которая заключалась в том, что компетенции в виде практических знаний были недостаточны для развития творчества и индивидуальности обучаемых. Было предложено различать два понятия: компетентность и компетенция. Компетенция рассматривалась как личностная категория, а компетенции составили «анатомию» компетентности.

Таким образом, компетентность – это обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к компетенции и предмету деятельности, как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности – результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества проблем.

Применительно правового воспитания компетентностный подход:

  • помогает определить правовое воспитание дошкольников как правовую компетентность;

  • дает возможность развить коммуникативную компетентность ребенка;

  • дает возможность ориентировать содержание правового воспитания дошкольников на бесконечное разнообразие, новизну и нестандартность жизненных ситуаций; требует изменений в его организации, направленных на формирование у дошкольников не просто воспроизводить и применять знания, а использовать их для решения возникающих проблем.

Таким образом, данные подходы активизируют социальную позицию детей, обогащают их шкалу ценностей, нравственность; формируют высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения; позволяют ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им); обеспечивают ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; пробуждают и совершенствуют интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.


Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека

На основе анализа нормативно-правовых документов, подходов к правовому воспитанию для анализа результатов исследования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста был выявлен комплекс педагогических условий.

В философии термин «условие» трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания, форм, средств, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [8].

Мы под педагогическими условиями, вслед за E.В. Яковлевым, понимаем совокупность мер в воспитательном процессе, обеспечивающих ознакомление детей с правами человека [19].

Сочетание условий, выделенных нами, является динамичной совокупностью, охватывающей все стороны изучаемого процесса. Мы предположили, что совокупность мер должна представлять собой комплекс, поскольку случайные условия не способствуют эффективному решению этой задачи. Необходимость выявленных педагогических условий следует из анализа психолого-педагогической и методической литературы. По нашему мнению, комплекс условий должен отражать целостность системы правового воспитания детей дошкольного возраста.

Первое педагогическое условие направлено на повышение правовой компетентности педагогов ДОУ.

На необходимость повышения правовой компетентности педагогов ДОУ как одного из важнейших компонентов воспитательной деятельности в дошкольном возрасте указывает Ю.В. Атемаскина

По мнению автора, правовая компетентность педагога – это такое состояние его личности, которое даёт ему возможность осознанно выбирать правомерный способ действий в различных ситуациях и способствовать укреплению законности и правопорядка в конкретном образовательном учреждении, просвещая и воспитывая родителей и детей [2. C.116].

В ходе исследования правовой компетентности педагогов ДОУ были использованы анкеты: «Стиль педагогического общения» и «Правовая компетентность педагогов ДОУ», беседа «Нормативно-правовые основы деятельности педагогических работников ДОУ»

Основными параметрами в структуре правовой компетентности педагога выступили следующие компоненты:

  • Гносеологический – способность педагога к актуализации и адекватному использованию правовых знаний в разных ситуациях профессиональной деятельности.

  • Аксиологический – ценности, раскрывающие значение и смысл деятельности педагога по соблюдению прав и защите достоинства участников педагогического процесса в ДОУ.

  • Личностно-творческий – подразумевает механизм овладения правовой культурой и её воплощения в творчестве, способность мыслить с позиций права, использовать правовую информацию разными способами в быстром темпе.

В ходе исследования мы выделили три уровня правовых знаний педагогов.

Высокий уровень (41,5%) характеризуется наличием знаний о правах человека, в том числе ребёнка, участников педагогического процесса, наличием потребности в правовых знаниях и умениях, систематичностью и осознанностью их получения, овладением умением организовывать правовое просвещение родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Средний уровень (33,3%) характеризуется наличием представления о правовой деятельности в целом, знанием основных прав и обязанностей участников педагогического процесса, но отсутствием при этом устойчивых правовых убеждений, систематичности в пополнении и углублении собственной правовой информированности. Педагоги недостаточно владеют механизмами правового просвещения родителей и воспитанников.

Низкий уровень (25,2%) характеризуется отсутствием правовых убеждений, бессистемностью и неосознанностью правовых знаний, интереса к правовой деятельности, потребности в правовых знаниях и умениях; неумение организовывать и осуществлять правовое просвещение родителей и детей.

Содержание работы, направленной на повышение уровня правовой компетентности педагогов ДОУ, мы предлагаем объединить в следующие блоки:

«Правовой статус ребенка» (анализ положений Конвенции ООН о правах ребенка, выделение личных, социальных, политических прав ребенка, прав на образование и культуру).

«Основные федеральные нормативно-правововые документы по защите прав детства» (анализ статей Конституции РФ, законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об образовании», Семейного кодекса РФ, законов субъектов РФ «Об образовании»; выявление того, как положения Конвенции и федеральных документов по защите прав детства реализуются в педагогическом процессе ДОУ).

«Права, обязанности и ответственность педагогов ДОУ» (знакомство с правами, обязанностями и ответственностью участников педагогического процесса, анализ нарушений прав педагогов, несоблюдения ими своих обязанностей с выявлением причин этого и возможности правовой защиты).

«Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье» (знакомство с принципами, формами и методами работы с родителями по повышению уровня их правовой культуры).

«Организация правового воспитания детей старшего дошкольного возраста» (знакомство педагогов с принципами, формами и методами работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с их правами и обязанностями).

Мы предполагаем, что данная структура по повышению правовой компетентности педагогов ДОУ, обеспечит знание:

  • основных международных, федеральных, региональных нормативных документов по вопросам охраны прав детей;

  • нормативных документов своего образовательного учреждения;

  • средств и способов защиты прав и свобод человека и гражданина;

  • сущностной природы общечеловеческих ценностей и естественно-субъективного права, их места и роли в гуманизации образования;

  • основных понятий и категорий права, используемых в системе образования;

  • прав ребенка дошкольного возраста, своих прав, обязанностей и ответственности как работника образовательного учреждения, прав, обязанностей и ответственности родителей как участников педагогического процесса.

Также данная система позволит сформировать умение:

  • строить субъект-субъектные взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и их родителями на принципах, предполагающих приоритет общечеловеческих ценностей, соблюдение прав человека;

  • организовать и осуществлять повышение уровня своей правовой культуры, правовой культуры дошкольников и их родителей;

  • защищать свои права как участников педагогического процесса и права детей на основе существующего законодательства.

Второе педагогическое условие предполагает овладение родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогический анализ литературы (Н.Ю. Ган, Т.А. Репина) позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса правового воспитания детей.

Данные авторы отмечают, что семья является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов, стереотипов поведения ребенка и правовое воспитание детей должно начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи. Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной ученые рекомендуют использовать традиционные методы: наблюдение, опросы (анкетирование, интервью, тестирование, беседы).

Для выявления овладения родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста, мы использовали консультацию-беседу «Я и мой ребенок», анкету «Правовое воспитание в семье», беседу «Твои и мои права» [16].

Результаты исследования показали низкий уровень правовых знаний родителей по правовому воспитанию.

Для повышения уровня правовых знаний родителей, мы предлагаем вести правовое просвещение родителей. Работу с родителями необходимо построить в четыре этапа:

1. Ознакомительный (оценка ситуации, сбор информации по проблеме): анкетирование «Хороший ли вы родитель?», «Наказание и поощрение детей в семье»; тестирование «Детей воспитывают родители, а родителей?».

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в правовом воспитании детей), индивидуальные беседы, консультации, наблюдение за взаимоотношением детей с родителями.

3. Просветительский (основной): оказание психолого-педагогической помощи в семьях с нарушением прав ребенка.

4. Коррекционный: решение проблемных ситуаций, повышение социальной компетентности родителей [13].

Работа, выстроенная таким образом, позволит:

  • повысить уровень правовых знаний родителей;

  • повысить родительскую компетентность и юридическую грамотность по проблеме защиты прав ребенка;

  • сформировать индивидуальную родительскую позицию, стиль воспитания гуманных взаимоотношений с детьми;

  • создать положительный образ ребенка в глазах родителей;

  • уважать личностные права ребенка;

  • строить общение с ребенком и педагогами на взаимном уважении, доверии, партнерских отношениях.

В образовательном пространстве ДОУ необходимо создать для ребенка такие условия, которые бы обеспечивали проявление и развитие индивидуальности. Третьим педагогическим условием является организация развивающей среды в соответствии с правами ребенка. Рассмотрим ряд определений понятий «среда», «развивающая среда».

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегов слово «среда» раскрывается в трех значениях: вещество, заполняющее пространство, окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества; окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [10. С.675]. В русле нашего исследования мы будем придерживаться третьего значения понятия «среда». В педагогике «среду» определяют как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [12. С.132].

Среда может выступать как пространство преобразовательной деятельности и как фактор ее развития. Среда ДОУ формируется педагогическим коллективом, родителями и детьми. Если в этой среде господствуют ценности, идеи развития личности, индивидуальности и создаются условия для их реализации, то такую среду называют «развивающей». Л.С.Божович, рассматривая влияние среды на личность дошкольника, определяет среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Данное сочетание создает основу для развития и появления новых качественных образований. Главным является активная включенность ребенка в среду, его эмоционально-положительное отношение к ней. Р.Б.Стеркина понимает под развивающей средой комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. В Концепции дошкольного воспитания особое место занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды группы, и определены основные принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды ДОУ.

Ряд исследователей (Т.Н.Доронова, С.А.Козлова, М.Ю.Новицкая) считает, что одним из педагогических условий организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ является предметная среда. Ее компоненты обеспечивают полноценность социального развития ребенка, «удовлетворяют потребности актуального, ближайшего развития ребенка» (Л.С.Выготский); среда субъектно-субъектного взаимодействия, которая обогащается содержательным взаимодействием всех субъектов образовательного процесса (Т.Н.Доронова, С.А.Козлова); воспитательная семейная среда образовательного процесса (М.Ю.Новицкая).

Мы рассматриваем развивающую среду как предметно-пространственное окружение, способное сформировать правовую компетентность у дошкольника.

Структурно-функциональная модель формирования правовой компетентности у дошкольников

Анализ педагогических условий по проблеме исследования позволил обосновать структурно-функциональную модель, обеспечивающую эффективность формирования у детей дошкольного возраста правовой компетентности (Рис.1).

Методологической базой структурно-функциональной модели стали труды В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, В.А.Штофа. По мнению В.А. Штофа, модель – это созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта и находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее дает новую информацию об объекте исследования [18. С.120].

В области дошкольного воспитания вопросами правовой компетентности занимались О.Ф. Борисова, А.Г. Гогоберидзе, Т.В. Тарасова, С.В. Федорова. Данные авторы утверждали, что правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования у них правовой компетентности.

К старшему дошкольному возрасту, по мнению А.Г. Гогоберидзе, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении начальных ключевых компетенций. Автор определяет их как интегративные личностные характеристики, определяющие способность ребёнка к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности. Овладение начальными компетенциями позволяет ребёнку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны и применимы в различных ситуациях [5].

Правовая компетентность дошкольника, по мнению О.Ф. Борисовой – это свойство личности, выражающееся интегративной совокупностью взаимосвязанных компетенций, реализующейся через умения и навыки, способствующие эффективному формированию правовых отношений в правовом образовательном пространстве.

О.Ф. Борисова и С.В. Федорова в правовом воспитании разработали классификацию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:

  • социальная компетентность;

  • коммуникативная компетентность;

  • ценностно-смысловая компетентность.

Предлагаем вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Социальная значимость компетентной личности дошкольника в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. В работах К. Ушинского сформулирована антропологическая концепция возможностей ребёнка «быть готовым» к социальному и профессиональному действию. Особое внимание педагог уделяет характеристике профессионально-педагогической готовности. Он впервые связывает ее не только с социальным заказом общества, но и показывает существующую неразрывную взаимосвязь готовности личности с ее природными данными.

По мнению И.А Кудаевой социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами».

Cоциальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

  • когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния;

  • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения [17].

С позиции правового воспитания, под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком правовых норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Коммуникативная компетентность – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является

взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям.

Относительно правового воспитания, коммуникативная компетентность дошкольника определяется как ориентированность ребёнка в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте; освоение ребёнком человеческих отношений, социальных норм поведения, необходимых для продуктивного взаимодействия с другими людьми. Повышая коммуникативную компетентность дошкольника путём специально организованных педагогических условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить своё общение со сверстниками и взрослыми людьми.

Ценностно-смысловая компетентность - представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, взаимоотношений с окружающими.

И.Н. Агафонова считает, что, начиная с дошкольного возраста следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

И.А. Гис и М.В. Гальскова, выделили следующие составляющие ценностно-смысловой компетенции:

  • мотивационный компонент предполагает наличие внутренних мотивов личности. Дошкольник должен проявлять интерес к собственной деятельности;

  • под деятельностным компонентом понимаются способы деятельности, которыми должен овладеть ребенок для достижения поставленной цели.

  • рефлексивный компонент заключается в осознании ребенком необходимости тех способов деятельности, которыми он овладел [6].

Рассмотрев структурный состав ценностно-смысловой компетентности мы пришли к выводу, что формирование данной компетентности возможно по средствам формирования ее компонентов.

С точки зрения правового воспитания ценностно-смысловая компетентность – это качество личности, связанное с ценностными представлениями дошкольника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, а также способность защищать свои права и права других людей.

Выявление правовой компетентности дошкольника проводилось по следующим критериям:

  • проявление логико-нормативного компонента правовой компетентности дошкольника (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

  • проявление эмоционально-образного компонента правовой компетентности дошкольника (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

  • проявление поведенческого компонента правовой компетентности дошкольника (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

В ходе исследования правовой компетентности дошкольников была использована методика С.А. Козловой «Права ребёнка», беседы: «Семья глазами ребенка», «Что я думаю о правах» с детьми старшей группы МАДОУ №164, г. Уфы.

Нами были определены уровни правовой компетентности дошкольника:

Высокий уровень (0%) ребенок знает, что у каждого человека есть свои права, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих правовых знаниях, легко демонстрирует их.

Средний уровень (25%) ребенок знает, что у каждого человека есть свои права, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки, не всегда уверен в своих правовых знаниях, испытывает определённые трудности.

Низкий уровень (75%) ребенок не знает, что у каждого человека есть свои права, не может объяснить их назначение, не уверен в своих правовых знаниях, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

В работе по повышению правовой компетентности дошкольников, мы предлагаем учитывать следующие принципы:

  • принцип системности, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

  • принцип взаимодействия, предполагающий использование особых форм и методов работы. Он указывает на включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения;

  • принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

Разработанная структурно-функциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников включает работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми. Сочетание всех компонентов модели позволит эффективно реализовать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.
  1   2

Похожие:

Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconКоррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики
Одной из важнейших проблем детей дошкольного возраста является проблема обеспечения, укрепления и сохранения здоровья
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconЖукова Татьяна Николаевна студентка группы з-402 Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является...
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconПедагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры
Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconКириллова Людмила Анатольевна формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры бакалавриат
Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин...
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека iconФормирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить...
Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека icon«Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
В концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница