Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми




НазваниеГородские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми
Дата03.02.2016
Размер9,27 Kb.
ТипДокументы
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми

Казнина А.И., методист ГИМЦ


Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются.

Пирогов Н.И.


Процесс обучения математике и организация работы по предмету претерпевают существенные изменения в контексте реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Они предполагают ориентацию процесса обучения на личность учащегося, создание благоприятных условий для активного освоения человеком способов познавательной деятельности, и тем самым обеспечивает его самореализацию и развитие.

Основная цель реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - «…в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям…». Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, необходимо организовывать слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Городской информационно-методический центр управления образования администрации г.Владимира на основе накопленного опыта работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению математики за рамками школьной программы, организовал проведение городских математических чтений. С целью создания условий, способствующих развитию у старшеклассников умений и навыков исследовательской работы и приобретения ими опыта публичных выступлений, по инициативе учителей гимназии №23 были проведены I городские математические чтения, которые впоследствии стали традиционными. Математические чтения посвящаются выдающимся ученым, внесшим огромный вклад в развитие математического образования, и в связи с их юбилейными датами.

Общее руководство подготовкой и проведением чтений осуществляется оргкомитетом, разрабатывающим Положение о проведении городских математических чтений; списки примерных тем исследований для учащихся и рекомендованной литературы, рекомендации для членов жюри по оцениванию представленных работ и выступлений учащихся.

В Положении о проведении математических чтений формулируются задачи, в частности: совершенствование навыков исследовательской деятельности; активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся; развитие коммуникативной компетентности учащихся, в том числе культуры публичной дискуссии; создание условий для успешной социальной адаптации учащихся.

Участвовать в математических чтения могут учащиеся 8 – 11 классов. Чтения проводятся в 2 тура: первый тур – школьный (с ноября по февраль) – подготовка и оформление исследовательских работ по предложенной тематике. Лучшие исследовательские работы направляются в оргкомитет для участия во втором туре. Работы на конкурс принимаются до марта в ГИМЦ; в течение марта проходит рецензирование работ членами оргкомитета. Второй тур – городской – проходит в апреле. Защита работ проходит в форме публичного представления результатов работы и дискуссии по теме. На каждое выступление отводится не более 15 минут, из которых до 10 минут – на презентацию и до 5 минут – на дискуссию. Каждая работа ученика сопровождается рецензией учителя.

В Положении указываются требования к оформлению исследовательской работы и критерии оценки исследовательской работы. Лучшие исследовательские работы представляются на городских математических чтениях, где учащиеся защищают свои работы на одной из четырех секций. Выступления участников оцениваются по следующим критериям: постановка цели; глубина раскрытия темы; анализ хода работы, выводы и перспективы; личная заинтересованность автора, творческий подход к работе; исследовательский подход к работе; соответствие требованиям оформления; качество проведения презентации; оригинальность идеи и глубина владения материалом; умение вызвать интерес аудитории. Для членов жюри подготовлены рекомендации по оцениванию представленных работ и выступлений учащихся. Каждый критерий (перечислены выше) оценивается по трехбалльной шкале.

В зависимости от количества работ и их тематики оргкомитет имеет право изменить количество и название секций. По итогам чтений определяются три призовых места в каждой секции. Призерами становятся участники, набравшие максимальное количество баллов. Если два или более участников претендуют на одно призовое место, призер определяется по итогам голосования жюри. Призеры награждаются дипломами Управления образованием и памятными подарками. Участники других регионов, представившие свои работы на математические чтения, не имеют право на призовые места и получают сертификат участника городских математических чтений. По решению оргкомитета в каждой секции среди участников других регионов учреждается специальный приз.

Круг вопросов, предлагаемых старшеклассникам для исследования, способствует изучению исторического наследия великих ученых, раскрытию практической направленности их открытий и определению их роли в дальнейшем развитии науки. Например, на III городских математических чтениях, посвященных 340-летию со дня рождения Л.Ф.Магницкого, наибольший интерес проявлен к теме «Вклад Л.Ф.Магницкого в создание защитных укреплений Твери», показывающих практическое применение открытий Л.Ф.Магницкого. При защите темы «Метод двух ложных положений и его применение при решении задач из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого» участники чтений продемонстрировали более рациональные подходы к решению ряда задач из единого государственного экзамена по математике.

В  течение четырех лет менялся статус городских математических чтений. С 2009 года в чтениях принимают участие образовательные учреждения Владимирской области. В 2010 году материалы городских математических чтений были размещены в Интернете, что позволило принять участие в IV чтениях учащимся из других регионов. В настоящее время каждая вторая школа города представляет своих участников на городские математические чтения.

Участие образовательных учреждений города

в математических чтениях



Проведение математических чтений способствует формированию у старшеклассников разнообразия форм и методов исследования, умения отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Выступления сопровождаются мультимедийными презентациями, рисунками и чертежами, демонстрацией сконструированных моделей, созданными видеоматериалами. Участники чтений  совместно с учителями разрабатывают математические викторины, устные журналы, классные часы и проводят их для учащихся начальной и основной школы.

Члены жюри отмечают ежегодно растущий уровень и качество оформления исследовательских работ старшеклассников, глубину исследуемой проблемы, умение вести дискуссию. В городском информационно-методическом центре сложилась система методической поддержки всем участникам математических чтений.

Структура методической поддержки

участников городских математических чтений




В помощь учителям, занимающимся организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся, городской информационно-методический центр в 2009 году выпустил брошюру «Учебно-исследовательская деятельность при обучении математике», в которой размещен опыт работы учителей математики – победителей и лауреатов конкурса лучших учителей в рамках национального приоритетного национального проекта «Образование».

Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми востребована, способствует приобретению ими навыка исследовательской деятельности, учит их выражать собственные мысли, понимать и осваивать новое, принимать решения. Математические чтения способствуют развитию ключевых компетентностей учащихся, их готовности обучаться в течение всей жизни.

В 2010 – 2011 учебном году V городские математические чтения будут посвящены 190-летию со дня рождения П.Л. Чебышева. С Положением о чтениях можно познакомиться на сайте ГИМЦ (www.gimc.ru) в Кабинете математики и информатики.

Список литературы

  1. Исследовательская деятельность школьников. // Математика. – 2007. - №12

  2. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми./ Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

  3. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. / Б.А.Мартынова, Л.В.Зуева. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с.

  4. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся./ Дереклеева Н.И. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  5. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию./ М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч.ред. Т.И.Шамова. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.

  6. Учебно-исследовательская деятельность при обучении математике. / Рец. Е.И.Антонова, А.И.Казнина. Науч.рук. Е.Ю.Рогачева. – Владимир: Городской информационно-методический центр, 2009. – 70 с.

Похожие:

Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconНеделько наталья Васильевна (моу сош №82 им. Ф. И. Дубовицкого) «Организация работы с одаренными детьми»
Фактически новая национальная образовательная стратегия включает инициативу «Наша новая школа» и введение и реализацию Федерального...
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога при взаимодействии с детьми
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconПрограмма по проектной деятельности
В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных...
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconПерспективный план центра игровой поддержки детей раннего возраста «Малышок» ципд новая форма помощи семье, где ребёнок в семье, но включается в “единое педагогическое пространство”
Ципд – новая форма помощи семье, где ребёнок в семье, но включается в “единое педагогическое пространство”
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconУрок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию
Исследование как форма повышения научно-познавательного интереса учащихся на уроках естествознания
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconУрок как форма педпроцесса и как форма взаимодействия, параметры психологического анализа урока
Педагогическая психология комплексная дисциплина. Предмет и задачи. Связи с др науками
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconСовременное эссе как коммуникативная форма: траектории чтения
Анализируются эссе из книг современных поэтов и эссеистов Александра Скидана, Шамшада Абдуллаева и Аркадия Драгомощенко, представляющих...
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconГосударственное образовательное учреждение центр детского и юношеского творчества «бибирево» методическая разработка “ Новая форма исполнения спортивного бального танца ”
Они способны внести необыкновенный фейерверк чувств и эмоций в любой праздник. Как прекрасны элегантные движения танцующих пар, как...
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconРеферат форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины.
Подготовка квалификационных работ — важная форма учебной и научной работы студентов, обучающихся по специальности «Психология». В...
Городские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми iconКонкурс исследовательских работ
Факультатив как форма внеклассной работы с. 16
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница