Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика»




Скачать 18,09 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер18,09 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка


Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса второй ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой.

Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место курса в решении общих целей и задач на второй ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на второй ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

  • научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.)

  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.



Требования к подготовке школьников в области

информатики и ИКТ

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности ука­зывать их признаки — свойства, действия, поведе­ние, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


Содержание курса информатики и

информационных технологий для 7 класса

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

Тема 1. Объекты и системы (6 часов).

Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Практические работы:

  • Основные объекты операционной системы;

  • Работа с объектами файловой системы;

  • Создание текстовых объектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;

  • основные приёмы создания текстовых документов;

  • название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

  • формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;

  • классифицировать объекты по заданному признаку;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.

Контроль ЗУН: тест

Тема 2. Информационное моделирование (20 часов).

Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Компьютерный практикум:

  • Создание словесных моделей;

  • Графические модели;

  • Создание табличных моделей;

  • Создание вычислительных таблиц;

  • Знакомство с электронными таблицами;

  • Создание диаграммы и графиков;

  • Схемы, графы и деревья

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • различные стили выполнения словесных информационных моделей;

  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;

  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);

  • знать разные виды списков;

  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;

  • определение знаковой информационной модели;

  • правила оформления простых таблиц;

  • правила оформления сложных таблиц;

  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;

  • назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;

  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;

создавать аннотацию и конспект известного материала;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;

применять табличный способ при решении логических задач;

строить блок-схему к любому алгоритму;

строить графы к различным задачам;

создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;

  • применять табличный способ при решении логических задач;

  • вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.

  • строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН: тест, проверочная работа


Тема 3. Алгоритмика (8 часов).

Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Черепашка. Управление Черепашкой. Язык программирования ЛОГО. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Стрелочка.

Цикл «пока». Ветвление. Работа в средах MWLogo и «Стрелочка»

Компьютерный практикум:

Работа в средах MWLogo и «Стрелочка»


Контроль ЗУН: проверочная работа, итоговый индивидуальный проект.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;

  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;

  • СКИ Черепашка и Стрелочка, среду действия Стрелочка.

Уметь:

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;

  • создавать программу для линейного алгоритма;

  • создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.



Программа рассчитана на 34 ч в год(1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение в 7 классе:

  • контрольных и проверочных работ - 4

  • работ практикума - 12


Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  6. Антонов А.М. Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса

Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

Для изучения раздела Программы «Алгоритмика» выбрана среда MWLogo и исполнители Черепашка (вместо Чертежника), Стрелочка (вместо Робота). Со средой MWLogo учащиеся знакомы с 6 класса, поэтому считаю целесообразным продолжить её изучение. Исполнители Черепашки и Стрелочка обладают сопоставляемыми СКИ, что и Чертежник с Роботом.


Перечень практических работ


работы

Тема практической работы

Номер урока

1

Работа с основными объектами операционной системы

д/р к №2

2

Работа с объектами файловой системы

№4

3

Создание текстовых объектов

№5, №7, №8

4

Создание словесных моделей

№9-11

5

Многоуровневые списки

№12

6

Создание табличных моделей

№14-17

7

Вычислительные таблицы

№18

8

Электронные таблицы

№19. №20

9

Диаграммы и графики

№21-23

10

Схемы, графы и деревья

№24, №25

11

Графические модели

д/р к №13

12

Индивидуальный проект

№34
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconПояснительная записка Настоящая авторская образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы преподавания базового курса «Информатика и икт» в основной школе Н.
Икт составлена на основе авторской программы преподавания базового курса «Информатика и икт» в основной школе Н. Д. Угриновича (Угринович...
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconПрограмма курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Настоящая учебная программа курса «Информатика и икт» для 10 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая программа по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая программа курса «Разработка управленческого решения» Пояснительная записка Учебно-тематический план (очное и заочное отделение) Содержание дисциплины Лист-вкладка «Основная учебная литература»
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconОбразовательная программа по предмету информатика и икт для 10-11 классов
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68...
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: Учебная программа курса «Международное частное право»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: Учебная программа курса «Семейно-правовые отношения в римском праве»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница