Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова




Скачать 25,94 Kb.
НазваниеТетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
Дата03.02.2016
Размер25,94 Kb.
ТипУрок
©

Тетушкина Лариса Михайловна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова


Тема: Аграрная реформа П.А.Столыпина (2 ч)


Цель урока:

- обеспечит усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А.Столыпина.

- Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой поддержки в стране.

- Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами и вопросами в форме ЕГЭ, самостоятельно делать выводы.

Основные понятия: хутор, отруб, кооперация, землеустроительные комиссии, переселенческая политика

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: учебник Н.В.Загладина, С.И. Козленко «История Отечества XX – начало XX века» (§6), раздаточный материал к уроку (см. Приложение), карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина», тетрадь.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Изменения в политической системе Российской империи после революции 1905-1907гг»

  3. Изучение новой темы.


План.

  1. Причины реформ и задачи реформ.

  2. Основные направления аграрной реформы.

  3. Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина.


Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Назовите одну из главных причин первой российской революции?

  2. Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

  3. Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?

  4. Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А.Столыпина стал сигналом к активизации реформаторской деятельности правительства, а не наоборот?

  5. Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных

отношениях России в начале XX века?


Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь основные причины проведения реформы и задачи, которые необходимо решить.


Учитель: Программа реформ, которую задумывал П.А.Столыпин, охватывала самые разные отрасли, включая изменения систем местного самоуправления и образования. Как и противники царского режима, премьер-министр П.А.Столыпин видел главную проблему в аграрном вопросе. Аграрная реформа включала в себя несколько направлений.


  1. Основные направления аграрной реформы.


Задание учащимся:

Прочитайте фрагменты «Указа 9 ноября 1906 года» и «Закона об изменении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 года и заполните таблицу:

«Основные направления аграрной реформы П.А.Столыпина» (см. Приложение №1)


Основные направления

аграрной реформы


Формы проявления

Итоги аграрной реформы

1. Разрушение крестьянской общины







2. Переселенческая политика








3. Крестьянская кооперация.









Беседа с учащимися по вопросам к документу (задания ЕГЭ С 1-3)

С. Какое право каждому крестьянину давал Указ 9 ноября 1906 года?

С. Каков «механизм» выхода крестьян из общины?

С. В течении какого времени крестьянин мог стать лично свободным?

С. Каковы, думаете, для чего было необходим разрушение крестьянской общины?

С. Какова цель проведения правительством аграрной реформы? (записать в тетрадь).


Работа с терминами (задания ЕГЭ части В):


Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Понятия


Определения

А) отруб


1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции

Б) хутор


2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревни

В) кооперация


3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал

Г) переселенцы



4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок




А

Б

В

Г














Задание учащимся (задания в формате ЕГЭ С7).

Сравните взгляды и аргументы реформаторов П. А. Столыпина и С. Ю. Витте в отношении помещичьего землевладения, вы­сказанные ими в ходе проведения аграрной реформы. Укажите, что было общим, а что различным (не менее трех различий) (См. Приложение №2 ).


Запишите ответ в тетради в форме таблицы.


Общее









Различное










Вопросы к документам (задания в формате ЕГЭ С1 –С3).


  1. Какую важную политическую особенность учитывал С. Ю. Витте, но отказывался принимать во внимание П. А. Столыпин?

  2. Как вы считаете, кто из реформаторов исторически оказался прав?

  3. Почему Столыпин как реформатор подвергся крити­ки левыми и правыми?




  1. Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина.


Работа с фрагментом документа (задания в формате ЕГЭ С1 – С3).


Лобанов Е.В. Петр Столыпин: эволюция экономических взглядов (см. Приложение №3)


Вопросы к документу.

  1. Кратко (в двух-трех предложениях) сформулируйте и запишите в тетрадь основную оценку аграрной реформы П.А. Столыпина авто­ром статьи.

  2. В чем автор видит причину неудач аграрной реформы?


Учитель: в историографии и публицистике сложились весьма различные точки зрения на политику П.А.Столыпина (задания в формате ЕГЭ С5).


С5. Ниже приведены три точки зрения на политику П.А.Столыпина.

  1. Проводившиеся реформы отвечали глубинным интереса развития страны, дали значительные положительные результаты, и если бы на их реализацию историей был отпущен более длительный срок, привели бы к устойчивому развитию России как одного из мировых лидеров.

  2. Реформы П.А.Столыпина были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение господства старой земельной аристократии. Реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить негативно.

  3. Столыпинская политика – это сложный и противоречивый процесс, включающий и прогрессивные и консервативные элементы. Итоги реформ выглядят как половинчатые: частичный успех соседствует с крупными просчетами.


Вариант 1. Класс делится на три группы.

Задача каждой из групп: используя материалы урока и текст учебника, привести не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами подтверждающими одну из точек зрения.

Вариант 2. Индивидуальная работа учащихся.

Задание: Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


По окончании работы ее результаты обсуждаются.


Закрепление.

Выполнение теста по теме: Реформы П.А.Столыпина (см. Приложение №4).


Домашнее задание: §6, заполнить третью колонку таблицы «Основные направления аграрной реформы П.А.Столыпина»


Список литературы:

    1. Загладин Н.В. Козленко С.И.

История Отечества. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М,: «ТИД «Русское слово –РС», 2008.

    1. Лобанова Е.В.

Петр Столыпин: эволюция экономи­ческих взглядов // Экономическая история: Рефор­мы и реформаторы. — М., 1995. — С. 28—31.

    1. Орлов А.С., Георгиев В.А.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2006., с 365 – 368.

4. Единый государственный экзамен. – М.: Просвещение, 2008, 2009.

Приложение к уроку: Аграрная реформа Столыпина.


Приложение №1

Указ Правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования ( с сокращениями)

9 ноября 1906 год

Указ положил начало аграрной реформе, вошедшей в историю как «Столыпинская». Указ подготавливался с мая 1906 года, после того как первый съезд дворянских обществ рекомендовал правительству разрешить крестьянам свободно выходить из общины и переселяться на окраины. Проект указа был внесен П.А. Столыпиным в Совет Министров 1 октября 1906 г. При обсуждении часть министров выразила опасение, что его принятие до созыва II Думы вызовет решительный отпор всех партий. Но П.А. Столыпин и большинство министров настояли на его утверждении.


Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока озна­ченные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ог­раничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. <...>

  1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

  2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоя­щие в его постоянном (не арендном) пользовании.

  3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. <...>

12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности к одному месту.

Законодательство эпохи империализма и буржуазно демократических революций

// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1994. Т. 9. С. 234-240.


«Закона об изменении некоторых постановлений о крестьянском землевладении»

14 июня 1910 г.

Был санкционирован III Государственной думой. Закрепил основные положения аграрной реформы, начатой указом 9 ноября 1906 г.

Глава 1.

О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли

А. В обществах и селениях, не производящих общих переделов.

  1. Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было об­щих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению. <...>

Б. В обществах и селениях, производящих общие переделы.

9. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления в личную его или в подлежащих случаях... в общую с другими членами семьи собственность причитающейся выходящим из общины части означенной земли. При отсутствии родоначальни­ка в семье, ведущей одно хозяйство, споры о том, кто из членов семьи является домохозяином, разрешаются волостным судом.

10. Владельцы укрепленных участков и неотделенные ко времени укрепле­ния члены их семейств лишаются права участия в оставшейся в общинном вла­дении надельной земле, которая к означенному времени переделялась на об­щинных основаниях, сохраняя за собой право участия в пользовании угодьями, переделяемыми на особых основаниях или вовсе непеределяемыми, согласно статьям 17 и 19. <..•>

17. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки об­щинной земли.., сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, например, по произведениям почвы и т.п. <...>

19. Право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как-то: мир­ской усадебной землей, проездами, прогонами, выгоном, водопоем, пастбищем, оброчными статьями и проч., укрепляются в неизменной доле, если таковая может быть определена на основании актов землеустройства, общественных приговоров и других достоверных данных. В противном случае сохраняется лишь право на участие в пользовании названными угодьями на принятых в обществе основаниях.

  1. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 9-19 и 22-30, имеют право требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответствующий участок к одному, по возможности, месту.

  2. Если выдел (ст. 32) признан подлежащими установлениями < > удобным или невозможным, то общество обязано удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при не достижении соглашения - по оценке, установляемой уездной землеустроительной комиссией. Если домохозяин, желающий выделиться, найдет определенную комиссией оценку для себя невыгодной, то может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах. <...>

35. При общих переделах право требовать выдела к одним местам на осно­вании новой разверстки предоставляется также домохозяевам, не закрепившим ранее за собой участков надельной земли, если требование это заявлено до по­становления приговора о переделе. <...>

Глава 2. О переходе целых обществ к отрубному владению

45. Переход целых обществ и селений с наследственным (участковым или подворным) землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановляемым простым большинством всех домохозяев, имею­щих право голоса на сходе. <...>

Сидельников СМ. Аграрная реформа Столыпина. - М1973. С. 112-123.


Приложение №2

Сравните взгляды и аргументы реформаторов П. А. Столыпина и С. Ю. Витте в отношении помещичьего землевладения, вы­сказанные ими в ходе проведения аграрной реформы.


Из выступления П. Л. Столыпина в Государственной думе (10 мая 1907 года)

«...Если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, от­дать в распоряжение крестьян, то... в 14 губерниях недостало бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9, а в Подольской всего по 8 десятин. Это объясняется крайне неравномерным распределени­ем по губерниям не только казенных и удельных зе­мель, но и частновладельческих. Из этого следует, что придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению... Россия, господа, не вымирает; прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств все­го мира, достигая на 1000 человек 15 в год. Так что для удовлетворения землей одного только прираста­ющего населения, считая по 10 десятин на один двор, потребно было бы ежегодно 3 500 000 десятин. Из этого ясно, господа, что путем отчуждения, разделе­ния частновладельческих земель земельный вопрос не разрешается».


Из доклада С. Ю. Витте (январь 1906 года)

«...Огромное количество поступающих крестьянских заявлений показывает, что в среде их слагаются весь­ма твердые, иногда своеобразные по этому предмету воззрения, как, например, повторяющееся в ряде за­явлений указание на приобретение ими уже права на арендуемые ими земли, много раз оплаченные в сто­имости своей внесенными арендными платежами. Представляется, по-видимому, предпочтительным для помещиков поступиться частью земель, как это было сделано в 1861 году, и обеспечить за собою вла­дение остальною частью, нежели лишиться всего, может быть, на условиях гораздо более невыгодных, или испытать на себе тяжесть введения прогрессив­ного подоходного налога, при котором существова­ние крупной земельной собственности немыслимо».


Приложение №3

Российский историк Лобанов Е.В. о результатах аграрных реформ П.А. Столыпина


Эффективность аграрной реформы П. Столыпина неод­нозначно оценивается историками. К положительным мо­ментам, несомненно, можно отнести попытку уничтожить такой архаичный институт, как община; политику пересе­ления крестьян, ликвидацию многих ограничений на их передвижение, избрание места жительства, вида занятий; размежевание запутанного землевладения соседствующих деревень. Негативными моментами можно назвать форсированное насаждение хуторов и отрубов... без учета местных условий...

Несмотря на различные точки зрения, большинство историков сходятся на том, что вопреки многим положительным моментам реформа все же не удалась: не уничтожила общины, не создала внушительный слой «сильных» хозяев, который составил лишь 4-5% сельского населения. Причинами неудачи называются многие факторы экономического и политического характера, хотя кроме них существовали и чисто психологические. Основной порок помещичьего землевладения... заключается даже не в крестьянском малоземелье и безземелье, а в том, что оно непомерным грузом давило на психологию мужика, приучало к сознанию своей второстепенности, примиряло с бесправным положением…

Кроме того реформу готовили люди, недостаточно знавшие русскую деревню. Сам Столыпин увлекся идеей перестройки России по западному образцу. Главный теоретик землеустройству А.А. Кофод (по происхождению датчанин) долгое время жил в Псковской губернии, однако, даже изучив русскую деревню, не смог постичь психологию рус­ского крестьянства...

Если говорить о столыпинской аграрной реформе как об аграрной революции, то она не удалась... Если же рассмат­ривать ее как первый шаг в эволюционной перестройке рус­ской деревни, то нельзя отрицать прогрессивности этой ре­формы и смелости человека, сделавшего этот решительный

Лобанова Е.В. Петр Столыпин: эволюция экономи­ческих взглядов // Экономическая история: Рефор­мы и реформаторы. — М., 1995. — С. 28—31.


Приложение№4

Тест по теме: Реформы П.А.Столыпина.

1. Основным пережитком крепостничества в начале XX века в сельском хозяйстве оставалось:

1) система отработок

2) регулярные переделы земли

3) отходничество

4) сохранение крестьянской общины


2. Аграрная реформа П.А.Столыпина началась в:

  1. 1906 г.

  2. 1907 г.

  3. 1908 г.




  1. Какие меры предусматривал правительственный указ от 9 ноября 1906 года:

      1. частичное отчуждение помещичьих земель в пользу крестьян

      2. запрещение свободной купли-продажи земли

      3. поощрение выхода крестьян из общины с целью ее разрушения

      4. сохранение и укрепление помещичьего землевладения




  1. Что являлось главной целью указа от 9 ноября 1906 года:

    1. отвлечение внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель

    2. превращение России в правовое государство

    3. формирование рыночных отношений в аграрном секторе

    4. увеличение зернового экспорта;


5. Что из перечисленного предусматривала cтолыпинская аграрная реформа?

1) конфискацию помещичьих земель

2) укрепление крестьянской общины

3) отказ от переселенческой политики

4) создание широкого слоя мелких земельных собственников


6. В период проведения столыпинской аграрной реформы отруб – это:

    1. обособленная крестьянская усадьба, находящаяся за пределами общинного поселения;

    2. земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы;

  1. крестьянский надел, используемый при чересполосном общинном землепользовании;


7. Дайте определение понятию «хутор»:

1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки оставлял в деревне

3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни


    1. Каков был социальный смысл аграрной реформы П.А.Столыпина:

    1. разрушение общинной психологии русского крестьянства;

2) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников;

      1. ликвидация крупных земельных собственников;




    1. Какие слои крестьян активно выходили из общины:

      1. зажиточные

      2. середняки

      3. бедняки и зажиточные крестьяне


10. Дайте определение понятию «хутор»:

1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки оставлял в деревне

3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни


11. Каковы итоги аграрной реформы П.А.Столыпина:

А) рост сельскохозяйственного производства и улучшение культуры землепользования

Б) конфискация помещичьих земель

В) разрушение крестьянской общины

Г) рост свободной рабочей силы

Д) распространение отработок

Е) расширение роли всех форм кооперации

1) АГЕ 2) АБВ 3) АВГ 4) БГД


9. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и укажите государственного деятеля, о котором идет речь.

«Своими мудрыми реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины ("мира") и приобрести, и возделывать, с помощью правительства, собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и, с помощью достаточных государственных кредитов, продавать его за выгодную цену».

1) К.П. Победоносцев

2) П.Н. Милюков

3) В.К. Плеве

4) П.А. Столыпин






Похожие:

Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconБелгородская область
Азаров Владимир Андреевич, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Ровеньская средняя общеобразовательная...
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconЭлективный курс по физике для учащихся 9 классов
Семтина Т. Н.– учитель физики моу «сош с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconПубличный отчёт о реализации основных направлений деятельности моу сош №37 с углублённым изучением отдельных предметов города Ставрополя в 2009-2010 учебном году
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов города...
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconПреподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника
Ольга Вячеславовна Семибратова, преподаватель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconУчитель физики Предмет физика 10 класс
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconТема научной работы
Сивцова Диана ученица моу сош №10 с углубленным изучением отдельных предметов 5 класса “В”
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconАнализ методической работы моу сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов за 2011 2012 учебный год
Анализ методической работы моу сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов за 2011 – 2012 учебный год
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconМуниципальное образовательное учреждение
Паспорт Программы развития моу сош №70 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconПояснительная записка. Актуальность и новизна
Моу «Гимназия №29», моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Тетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова iconОбразовательная программа для ступени начального общего образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов п.
«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов п. Чернянка Чернянского района, Белгородской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница