«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа»




Скачать 16,26 Kb.
Название«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа»
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер16,26 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6











«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа »

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг


Условия возникновения и становления опыта.


МОУ «ООШ с.СТУПИНО»- муниципальное общеобразовательное учреждение, в котором обучаются 50 учащихся, нет параллелей, количество учащихся в классе оптимальное для обучения- 7-8 человек. В школе обучаются представители разных национальностей- русские-60%, корейцы, даргинцы, украинцы, марийцы, татары - 40%.

В 2007 г. школа получила Президентский Грант в размере 1 млн. рублей, что позволило создать качественно новые условия для организации учебно-воспитательного процесса. На базе школы имеется компьютерный класс, копировальная и множительная техника, сканеры, медиатека, есть выход в Интернет, кабинеты учителей оснащены современными компьютерами и мультимедийными проекторами, что позволяет практически каждый урок проводить с использованием новейших информационных ресурсов.

Социальная среда, в которой воспитываются учащиеся – в основном, благоприятная, материальное благосостояние семей учащихся удовлетворительное.

Я преподаю историю и обществознание в 5-9 классах с 1995 г. В начале своей педагогической деятельности я работала над методической темой «Игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся». Безусловно, игровые формы обучения формируют очень много позитивных учебных качеств: коммуникативность, самоорганизованность, активность и т.д., но вскоре я заметила, что мыслительные умения учащихся развиваются «стихийно» и необходимо подобрать более серьёзный педагогический инструментарий для формирования ключевых компетентностей учащихся. В пятый класс сельской школы часто приходят дети, слабо подготовленные к обучению в старших классах. Объясняется это тем, что в начальных классах многие дети не овладели основными приёмами мыслительной деятельности.

Я обратила внимание, что у них слабо развита смысловая память, учебный материал заучивается, деятельностный анализ преобладает над абстрактным, синтез осуществляется в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, операция сравнения подменяется рядоположением, школьники не умеют выделять существенные признаки событий, явлений, процессов, обобщать.

Поэтому я считаю своей важнейшей задачей научить учащихся думать, организовать их мыслительную деятельность таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно усваивать учебный материал. Если учащиеся после выполнения самостоятельной работы будут не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя для этого приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, то характер их самостоятельной работы будет творческим.

Актуальность и перспективность опыта


Потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту учащихся, значительно возросла. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли

дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

Каким образом вооружить выпускника необходимым инструментарием знаний для успешной социальной адаптации?

В процессе работы я пришла к выводу, что процесс становления личности учащегося нового типа тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения в сочетании с планомерным формированием мыслительных умений учащихся на основе овладения приёмами учебной деятельности.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель­ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз­ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности.

Качество исторического образования обеспечивается не просто предъявлением нового материала и его воспроизведением учениками. Преподавание курсов социально-гуманитарных дисциплин будет эффективным, если будут реализованы

следующие условия: 

  • Не обучение учащихся, а развитие;

  • Использование активных методов обучения;

  • Отношения между учителями и учащимися будут строиться на основе педагогики сотрудничества;

  • диалоговые формы обучения.


В ходе работы над темой столкнулась с рядом противоречий:


Традиционные методы и приёмы обучения учащихся, направленные на передачу знаний, умений, навыков от учителя к ученикам.

Необходимость внедрения новой, прогрессивной системы обучения, основанной на диалогичности, деятельностно-творческом подходе, направленной на поддержку индивидуального развития ребёнка, предоставляющая ему необходимое пространство для принятия самостоятельных решений.

Постоянно увеличивающийся объём информации теоретического характера

Перегрузка учащихся

Возрастающие требования к уровню подготовки выпускников

Несформированность основных мыслительных умений, низкая познавательная активность учащихся.


Новизна опыта.

Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление.


Проблема

Варианты решения

Снижение познавательного интереса учащихся и мотивации к учебной деятельности

  • Педагогика сотрудничества;

  • использование активных форм обучения, метода решения проблемных задач для повышения познавательного интереса к уроку.

  • Разнообразие каналов передачи информации;

  • рефлексия. Я понял…, я узнал…, я научился…, мне пригодится в жизни…

Отказ от чтения текста учебника при приготовлении домашнего задания.

  • Систематизация сложного теоретического материала на уроке;

  • комментированное чтение текста учебника;

  • заполнение таблицы «Знаю- Хочу знать- Узнал- Что хочу узнать ещё».

Перегрузка учащихся.

  • Введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учащихся по развитию мыслительных умений,

  • широкое использование специально подобранных заданий с учетом возрастных особенностей мышления,

  • опора на развивающие методы обучения,

  • использование возможностей компьютера.

Разный умственный потенциал детей, обучающихся в одном классе.

  • Личностно-ориентированное обучение, опора на субъективный опыт учащихся.

Слабый уровень развития мыслительных умений учащихся: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.д.

Обучение учащихся овладению основными приёмами учебной деятельности на основе составления памяток, обобщающих опорных конспектов, планов, таблиц, логических схем.



Ведущая педагогическая идея:

- создание педагогических условий на уроке для успешного развития мыслительных умений на основе овладения приёмами учебной деятельности через вовлечение школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Цель- Развитие мыслительных умений обучающихся на уроках истории и обществознания через использование методов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формирование у учащихся приёмов учебной деятельности.

Задачи:


  • Обеспечить мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности через активные образовательные технологии и педагогику сотрудничества;

  • Определить реальную картину познавательных возможностей учащихся посредством анализа ответов учеников (объём информативной памяти, степень воображения, уровень логического мышления, аналитические и синтетические способности, уровень развития смысловой памяти, способность выделять существенные признаки и обобщать однородные факты, критичность мышления);

  • Разработка и отбор системы рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся, развивающих их речь;

  • Подготовка алгоритма учебных действий для поэтапной отработки мыслительных умений (анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, классификации, абстрагирования) на основе овладения приёмами учебной деятельности ( составление плана, анализ картины, карты, таблицы и т.д.)

  • Установление линии усложнения в формировании у учащихся важнейших приёмов учебной работы (от применения на однородных явлениях к применению на разнородных)

  • Обеспечение перехода полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.

  • Анализ результатов обучения учащихся.



Теоретическая база опыта


Теоретической базой опыта явились исследования педагогов Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Н.А.Половникова, В.В. Давыдова. Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В настоящее время учёные-психологи доказали подвижность психологических возрастных особенностей, установили их зависимость от содержания и способов обучения и развития. Исследования Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина доказывают необходимость вырабатывать такие учебные приёмы, которые развивают мышление, повышают доступность теоретических знаний для учащихся. (4; 4)

Основная цель развивающего обучения- формирование знаний учащихся и систематическое совершенствование их познавательных способностей (воображение, память, речь, мышление), специальных приёмов мышления и учебной работы, закрепляемых в виде умений и навыков, а также различных качеств мышления (самостоятельность, логичность, подвижность, глубина и др. ( 14;181)

Психолого-педагогические исследования учёных доказали необходимость управления познавательной деятельностью учащихся, формирования у них эффективных приёмов учебной работы и овладения ими в качестве умений и навыков. Но управлять процессом учения и развития можно по-разному: алгоритмы (шаблонный подход), памятки (перечень действий), логические схемы. Е.Н. Кабанова- Меллер считает, что основной путь управлением умственным развитием и познавательной активностью школьников- целенаправленное, систематическое формирование приёмов учения, на основе которых формируются приёмы умственной деятельности (4; 5-12)

Приёмы умственной деятельности – способы осуществления мыслительной деятельности ( анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация). За каждым учебным приёмом (составление плана, конспекта, определения географического положения страны и т.д ), стоят приёмы умственной деятельности.

Вывод: необходимо развивать приёмы учебной деятельности, превращать их в навыки, которые перерастут в умения и смогут быть применены в новой ситуации.

Умения – выполнение действий, основанных на знаниях и навыках, направленных на достижение цели деятельности в новых условиях.

При всех различиях во взглядах сторонники управления умственным развитием учащихся признают:

1. Показывать ученикам образцы правильной работы и объяснять их применение.

2. Расчленять познавательную деятельность на отдельные этапы, переходя от простого воспроизведения к творческому мышлению.

3. От частных приёмов умственной деятельности вести к обобщённым, применимым к осмыслению широкого круга однородных явлений.

Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности мной учитываются рекомендации психолога Зимней И.А. , которая предлагает учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconУроках математики как условие для развития личности учащегося
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося»
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconМетодические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А
Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconПроектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания
Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического...
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconПедагогические условия совершенствования физической подготовки как фактор развития личности учащегося школьного возраста
Ведущая организация: гоу впо «Новосибирский государственный педагогическй университет»
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» icon«Урок это отрезок жизни ребенка и из этого следует исходить, создавая все условия для становления и развития его личности»
«Урок – это отрезок жизни ребенка и из этого следует исходить, создавая все условия для становления и развития его личности»
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconУрок Как работать с учебником
Цели: актуализировать знания, полученные на уроках истории и естествознания в 5 классе; продолжить формирование умений анализировать...
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconУроках математики
На это тоже есть определенная схема: записываем в начале урока его тему на доске, объясняем ее, затем переходим к задачам и т д....
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconО подготовке кадров для становления и развития экономики инновационного предпринимательского типа в России

«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа» iconИнформационной культуры будущего инженера педагога
В настоящей статье эти элементы знаний, умений и навыков для терминологического удобства будем называть компонентами ик. Из их определения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница