Объединенных наций




Скачать 17,77 Kb.
НазваниеОбъединенных наций
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер17,77 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4


ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ



E


1



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ


Distr.




ECE/TRANS/2009/6

17 December 2008


RUSSIAN

Original: 



ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


КОМИТЕТ ПО ВНУТРЕННЕМУ ТРАНСПОРТУ


Семьдесят первая сессия

Женева, 24-26 февраля 2009 года

Пункт 5 предварительной повестки дня


ДОКЛАД ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОМИТЕТУ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ РЕФОРМЫ ЕЭК ООН ПО УСИЛЕНИЮ НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА


Обзор гендерных вопросов на транспорте


Записка секретариата 1/


Комитет, возможно, пожелает принять к сведению, что на своем совещании 27 28 ноября 2008 года Бюро рассмотрело прилагаемый документ и приветствовало и высоко оценило усилия, предпринятые секретариатом для того, чтобы представить обзор гендерных вопросов на транспорте, содержащий ценную информацию для будущей работы Комитета.


Принимая во внимание, что Исполнительный комитет Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) обратился ко всем секторальным комитетам с просьбой создать механизм для обеспечения эффективного учета гендерной проблематики в рамках соответствующих направлений программы работы и включать вопрос об учете гендерной проблематики в ежегодные доклады для

Исполнительного комитета, Бюро поручило секретариату представить прилагаемый документ к семьдесят первой сессии Комитета для рассмотрения и рекомендовало Комитету одобрить этот документ.


ВВЕДЕНИЕ


1. Учет гендерной проблематики был провозглашен в качестве глобальной стратегии в области содействия обеспечению гендерного равенства в Платформе действий, принятой на четвертой Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по положению женщин в Пекине в 1995 году. Двумя годами позднее Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) принял выводы по вопросу об учете гендерной проблематики во всех стратегиях и программах системы Организации Объединенных Наций. В этих выводах Совет определил учет гендерной проблематики как "…процесс оценки возникающих для женщин и мужчин последствий любых планируемых мер, включая законодательство, политику или программы, во всех областях и на всех уровнях. Речь идет о стратегии, благодаря которой проблемы, встающие перед женщинами и мужчинами, и накопленный ими опыт должны стать одним из неотъемлемых направлений деятельности в процессе разработки, осуществления, контроля и оценки политики и программ во всех сферах политической, экономической и общественной жизни, с тем чтобы и женщины и мужчины в равной степени пользовались плодами таких усилий и для неравенства не оставалось места". Учет предполагает обеспечение того, чтобы гендерные аспекты и приверженность цели достижения гендерного равенства занимали центральное место в контексте всей деятельности – разработки политики, проведения исследований, информационно-пропагандистской работы/поддержания диалога, законотворчества, выделения ресурсов, а также планирования программ и проектов, их осуществления и контроля за их реализацией.


"…правительствам и другим субъектам следует содействовать проведению активной и целенаправленной политики учета женской проблематики в основных направлениях деятельности в рамках всех стратегий и программ, с тем чтобы до принятия решений проводился анализ последствий соответственно для женщин и мужчин".

Пекинская платформа действий (ППД), 1995 год.


2. Равенство между женщинами и мужчинами (гендерное равенство) означает равные права, обязанности и возможности женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Гендерное равенство предполагает учет интересов, потребностей и приоритетов как женщин, так и мужчин при одновременном признании разнообразия различных групп женщин и мужчин. Гендерное равенство – это не "женская проблема", а вопрос, который должен касаться и в полной мере затрагивать как женщин, так и мужчин. Равенство между женщинами и мужчинами рассматривается одновременно как проблема прав человека и как предварительное условие и показатель устойчивого развития, ориентированного в первую очередь на людей.


"Игнорировать гендерные аспекты в контексте развития человеческого потенциала значит ставить этот процесс под угрозу провала… Достижение гендерного равенства – это не технократическая цель, а политический процесс. Он требует нового образа мышления, в котором стереотипные представления о женщинах и мужчинах уступают место новой философии, требующей воспринимать всех людей независимо от их пола как важнейших участников процесса преобразований… Инвестирование в потенциал женщин и расширение их возможностей для осуществления права выбора не только ценно само по себе, но и является надежнейшим способом содействия экономическому росту и общему развитию… Для этого требуется не огромный финансовый капитал, а твердая политическая воля". Махбуб уль Хак, Доклад о развитии человеческого потенциала, ПРООН, 1995 год.


3. Термин "учет гендерной проблематики" кажется сложным, но его можно легко объяснить. Он означает включение перспективы гендерного равенства в центральное русло политики. Совет Европы определяет его как "(ре)организацию, совершенствование, развитие и оценку политических процессов в целях интеграции перспективы гендерного равенства во все стратегии на всех уровнях и на всех этапах субъектами, обычно участвующими в формировании политики".


4. Каким образом осуществляется учет гендерной проблематики? Первый этап – это оценка связей между гендерным равенством и вопросом или сектором, в рамках которого осуществляется работа, т.е. выявление гендерных последствий работы, например, в сфере охраны окружающей среды, ликвидации нищеты, совершенствования системы здравоохранения и во всех других областях развития. Это предполагает уяснение того, почему поощрение гендерного равенства имеет важное значение для обеспечения прав человека/социальной справедливости как для женщин, так и для мужчин, а также для достижения целей развития. Во вторых, нужно определить возможности для интеграции гендерных аспектов в контексте задач предпринимаемой работы. Эти возможности, или точки проникновения, могут быть выявлены в рамках исследований и анализа, разработки политики, использования статистики, проведения учебных мероприятий и рабочих совещаний/конференций, а также в рамках планирования и осуществления проектов и программ. В-третьих, требуется определить подход или методологию для успешной интеграции гендерных аспектов в эти задачи предпринимаемой работы таким образом, чтобы это способствовало оказанию позитивного влияния на цели, стратегии, механизмы выделения ресурсов и конечные результаты. Это могло бы включать, например, уделение внимания гендерным аспектам и цели достижения гендерного равенства в положениях о круге ведения различных структур и в описаниях должностных полномочий.


"Мы также преисполнены решимости способствовать равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин как эффективным средствам борьбы с нищетой, голодом и болезнями и стимулирования развития, носящего подлинно устойчивый характер". Декларация тысячелетия, Организация Объединенных Наций, 2000 год.


I. ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


А. Канцелярия Специального советника Генерального секретаря по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (КССГВ)


5. Канцелярия Специального советника Генерального секретаря по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (КССГВ) была создана в 1997 году. Главная задача Канцелярии состоит в поощрении и укреплении эффективного осуществления положений Декларации тысячелетия, Пекинской декларации и Платформы действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, и Итогового документа специальной сессии Генеральной Ассамблеи "Пекин+5". В Пекинской платформе действий (1995 года) к государствам-членам был обращен призыв разрабатывать и изменять программы и стратегии, делающие акцент на ключевой роли женщин в обеспечении продовольственной безопасности и направленные на усиление этой роли, и предоставлять оплачиваемым и неоплачиваемым производителям-женщинам, особенно занятым в таких отраслях производства продовольствия, как сельское хозяйство, рыбный промысел и аквакультура, а также в городских предприятиях, равный доступ к соответствующим технологиям, транспорту, консультативным услугам, сбыту и кредитованию на местном и общинном уровнях; кроме того, обеспечить, чтобы приоритеты женщин учитывались в программах государственного инвестирования для таких отраслей экономической инфраструктуры, как водоснабжение, санитария, электрификация и энергосбережение, транспорт и дорожное строительство; содействовать более широкому привлечению бенефициаров-женщин на этапах планирования и осуществления проектов для обеспечения доступа к рабочим местам и контрактам.


6. КССГВ призвана, в частности, содействовать осуществлению положений Платформы действий и решений "Пекин+5" посредством проведения аналитических обзоров и предоставления стратегических рекомендаций для Отдела по улучшению положения женщин в вопросах основного обслуживания Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС, Комиссии по положению женщин, а также анализа гендерных аспектов, консультативных услуг и информационно-пропагандистской работы; интеграции гендерной перспективы в работу программ и деятельность межправительственных форумов, структур системы Организации Объединенных Наций, других межправительственных органов и государств-членов, а также интеграции гендерной перспективы во все программы и стратегии.


7. В 1997 году Комиссия по положению женщин сформулировала, в частности, следующие выводы: "Правительства в партнерстве с частным сектором и другими субъектами гражданского общества должны стремиться к ликвидации нищеты, особенно феминизации нищеты, изменению структур производства и потребления и созданию рациональной, эффективно функционирующей местной экономики как основы для устойчивого развития, в частности, путем расширения возможностей местного населения, особенно женщин. Важно также вовлекать женщин в городское планирование, в создание базовой инфраструктуры, сетей транспорта и связи и в политику в области безопасности. Для достижения этой цели необходимо укреплять международное сотрудничество".


В. Европейская экономическая комиссия


8. На пятьдесят седьмой ежегодной сессии ЕЭК ООН были впервые рассмотрены гендерные аспекты экономических тенденций в регионе. Комиссия обсудила стратегические последствия ситуации на рынках труда, и основное внимание в ходе дебатов было уделено созданию новых рабочих мест. Один из дискуссионных документов был посвящен гендерным аспектам изменений на рынках труда в странах с переходной экономикой. В нем было показано, что до недавнего времени на долю женщин приходилась чрезмерно большая часть сокращений рабочих мест и они получали меньше возможностей для трудоустройства в связи с развитием частного сектора. Участники из нескольких стран подчеркнули, что гендерные аспекты требуют больше внимания на политических уровнях. Они также подчеркнули, что деятельность ЕЭК ООН в области гендерной проблематики и экономики следует развивать и далее, с тем чтобы повысить эффективность содействия странам-членам в работе над гендерными аспектами экономических стратегий, особенно в контексте поддержки предпринимательства среди женщин. ЕЭК ООН начала пропагандировать экономические стратегии, учитывающие гендерные аспекты, на основе распространения передового опыта и организации рабочих совещаний по наращиванию потенциала для сотрудников директивных органов в таких вопросах, как малые и средние предприятия, бизнес-ассоциации и предпринимательство среди женщин, а также содействия формированию информационного общества, учитывающего гендерные аспекты, разработки методологий, сбора данных, дезагрегированных по признаку пола, и подготовки кадров в вопросах гендерной статистики.


С. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана Организации Объединенных Наций (ЭСКАТО ООН)


9. Бюллетень по вопросам транспорта и связи № 76 ЭСКАТО ООН был посвящен гендерным проблемам и транспорту. В Бюллетене отмечается, что в порядке признания гендерных различий многие правительства предприняли инициативы для содействия решению гендерных проблем на транспорте. Рассмотрены многие перспективные подходы как в сфере стратегического планирования, так и в области осуществления проектов. Позитивные результаты дают также усилия различных заинтересованных групп. В интересах обмена опытом, идеями и информацией в этой области в Бюллетень включены шесть статей, с тем чтобы сотрудники органов, занимающихся принятием решений и стратегическим планированием, смогли ознакомиться с ними и учитывать их в контексте практической работы. В статьях обсуждаются важные политические вопросы, касающиеся гендерных проблем и транспорта, и ожидается, что они позволят повысить осведомленность о необходимости рассмотрения гендерных проблем на транспорте и в других областях развития инфраструктуры на основе использования комплексного подхода, при помощи которого можно будет эффективно решать проблемы мобильности женщин и содействовать улучшению их положения, облегчая их участие в освоении более широких социальных, политических и экономических возможностей.


D. Международная организация труда (МОТ)


10. Главная цель МОТ состоит в содействии расширению возможностей женщин и мужчин заниматься достойным и производительным трудом в условиях свободы, равенства, безопасности и уважения человеческого достоинства. В своей концепции достойной работы для всех женщин и мужчин МОТ рассматривает гендерное равенство в качестве ключевого элемента процесса осуществления социальных и институциональных преобразований для обеспечения справедливости и роста. Основные направления или тематические области МОТ в сфере обеспечения гендерного равенства совпадают с четырьмя стратегическими целями Организации: поощрять фундаментальные принципы и права на труд; расширять возможности трудоустройства и получения доходов для женщин и мужчин; расширять охват и повышать эффективность социальной защиты; а также укреплять социальный диалог и трехстороннее взаимодействие. Ключевыми конвенциями МОТ, касающимися проблем гендерного равенства, являются Конвенция о дискриминации в области труда и занятий 1958 года (№ 111), которая требует от государств-членов проводить национальную политику, нацеленную на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения дискриминации, а также Конвенция о равном вознаграждении 1951 года (№ 100), которая конкретно касается вопроса о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности.


II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ИНТЕГРАЦИЮ ГЕНДЕРНЫХ СООБРАЖЕНИЙ В СЕКТОРЕ ТРАНСПОРТА


11. Международные организации и учреждения, занимающиеся вопросами развития, все шире учитывают потребность более активной интеграции гендерных аспектов в концепции и стратегии развития транспортного сектора. Например, в 1999 году Всемирный банк признал, что, "поскольку женщины являются уязвимыми членами общества и их продуктивная роль порой не в полной мере находит отражение в отраслевой стратегии, анализ учета потребностей женщин в контексте транспортных стратегий и проектов имеет важное значение для обеспечения социальной и экономической устойчивости транспортной политики. Вместе с тем потребностям женщин, по всей видимости, уделяется мало внимания в транспортных проектах" 2/. В принятой недавно Группой Всемирного банка Стратегии развития предпринимательской деятельности в интересах транспорта на 2008-2012 годы 3/ отмечается, что транспорту предстоит сыграть ключевую роль в достижении третьей и четвертой Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (способствовать равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин посредством ликвидации гендерного разрыва в сфере образования и повысить эффективность охраны материнства). Банк сформировал также Тематическую группу по гендерным проблемам и транспорту, которая провела ряд тематических исследований по гендерным вопросам в рамках транспортных проектов, разработанных как для сельских, так и для городских районов. Ряд других учреждений, занимающихся вопросами развития, таких как Шведское агентство международного развития (ШАМР) и Канадское агентство по международному развитию (КАМР), также недавно опубликовали политические документы, в которых предпринимаются попытки лучше интегрировать гендерные соображения в процесс развития инфраструктуры, включая транспортный сектор.

  1   2   3   4

Похожие:

Объединенных наций iconО региональном семинаре «Развитие национальных систем статистики туризма: проблемы и опыт их решения»
Статистическим отделом Организации Объединенных Наций в сотрудничестве со Всемирной туристской организацией Объединенных наций, Межгосударственным...
Объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
Экономического и Социального Совета и других органов и конференций Организации Объединенных Наций
Объединенных наций iconИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General
Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения...
Объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
Кроме того, Отдел торговли Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (еэк оон) поддерживает самые тесные...
Объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 30 апреля 2013 года
Премией Организации Объединенных Наций в области и народонаселения в 2013 году награждены Центр при университете Аль-Азхар и врач...
Объединенных наций iconРуководство по осуществлению Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей
Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается...
Объединенных наций iconИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения Distr.: General
...
Объединенных наций iconОбъединенных наций
Едставить в приложении к настоящей записке для информации Совета управляющих на его двадцать третьей сессии доклад Комиссии ревизоров...
Объединенных наций iconОрганизация объединенных наций стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций...
Объединенных наций iconПлан введение глава организация объединенных наций. Как универсальная международная организация
Организация объединенных наций. Как универсальная международная организация
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница