Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика»




Скачать 26,68 Kb.
НазваниеПрограмма курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер26,68 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АНДРОПОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

С. Крымгиреевское


Рекомендована педагогическим советом

протокол № ___ от «____»__________

Директор школы __________________/Г. М. Бондарев/


Программа курса

дополнительного образования

внеурочной деятельности уч-ся

« Занимательная математика»


Возраст детей 6,5-11 лет

Составитель: Кириченко Людмила Вячеславовна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №10,

с. Крымгиреевского

Андроповского района

Ставропольского края


Год разработки - 2011 год


Пояснительная записка.

Сделать серьёзные занятия

занимательными - вот задача

первоначального обучения.

К.Д.Ушинский.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.д. Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач школы.

В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира. В настоящее время очень медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само по себе математическое значение, а то личностное развитие, которое приобретает ребёнок в процессе его получения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, наилучшим образом формируя приёмы мыслительной деятельности и качества ума, способствуя развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формируя настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, очень важна для личностного развития каждого человека.

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и полезны для здоровья: поддерживают тонус сосудов головного мозга.

Смекалку у детей можно развить, упражняясь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, - т.е. выполняя любые задания, требующие работы ума.

Психолого-педагогический аспект:

Главной чертой младшего школьного возраста является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. 

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

 Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

 В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. 

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться.

Современные учёные сходятся во мнении, что дети более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной, игровой форме. Особенно велика связь интереса с вниманием, и в первую очередь с непроизвольным, которое бывает более длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное, укладывается” в голове с большим трудом и очень легко вытесняется из неё. Интерес так же способствует повышению работоспособности.

Социальный аспект:

Программа ориентирована на становление и развитие ключевых компетентностей (коммуникативной, социальной, информационной и деятельностной), на развитие у каждого ребенка способностей:

  • к систематическому успешному учению;

  • к осознанному и ответственному выбору;

  • к самостоятельному критическому мышлению;

  • ответственности за самого себя, близких людей и окружающий мир;

  • самоактуализации и самореализации.

Направленность.

Курс "Занимательная математика" направлен на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций. Программа учебного курса "Занимательная математика" предназначена для дополнительного образования детей младшего школьного возраста(1-4 классы) в условиях общеобразовательных школ и дополнительного образования в рамках общеинтеллектуального направления деятельности.

Практическая направленность

Содержание занятий дополнительного образования направлено на освоение математической логики, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Характерной особенностью и педагогической целесообразностью учебного курса "Занимательная математика" является вовлечение учащихся в групповые и коллективные формы работы, занимательность материала либо по содержа­нию, либо по форме, более свободное выражение чувств детьми.

Последовательность заданий выстраивается таким образом: вначале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях. Это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п. Затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы, позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.

Новизна заключается в том, что в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход, что обеспечивает общеинтеллектуальную направленность данного курса. При проведении учебных занятий желательно использо-

вать организационные, коммуникативные, интеллектуальные и оценочные умения учащихся. Это создает возможности для творческой самореализации учащихся, умственного и духовного их развития.

Цель: Развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности.

Задачи программы:

1 год обучения:

Образовательные:

обучить решению логических задач;

научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

Развивающие:

развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

развивать логическое, поисковое, творческое мышление;

Воспитательные:

воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

2 год обучения:

Образовательные:

научить оперировать числовой и знаковой символикой;

научить поиску закономерностей;

упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

научить решать задачи с геометрическим содержанием;

Развивающие:

стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями;

Воспитательные:

воспитывать ответственность, самостоятельность;

3 год обучения:

Образовательные:

научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;

Развивающие:

научить ребят управлять поисковыми действиями, подчинять их определённому плану;

Воспитательные:

воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

4 год обучения:

Образовательные:

научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);

обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

научить решать более сложные комбинаторные задачи;

Развивающие:

научить обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

Условия реализации программы:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение;

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

Структура построения занятий.

Настоящая программа курса «Занимательная математика» предназначена для детей в возрасте 6,6 -11 лет, с привлечением к работе родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 35 минут для учащихся 1 года обучения, 40 минут для учащихся 2-4 года обучения. Программа рассчитана на 4 года обучения и составляет 288 часов.

Программа первого и второго классов включает в себя задания занимательного характера, что способствует развитию интереса к предмету.

Программа третьего и четвертого класса направлена на расширение учебных знаний учащихся, расширение кругозора, развития логического, творческого мышления.

Формы работы.

Для облегчения решения логических задач, перехода от известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности, символику в виде таблиц, чертежей, схем, живых предметов, рисунков, графиков, можно вносить элементы юмора, остроумия. На занятиях большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры, успешно моделируют жизненные ситуации при решении задач, способны предугадать необходимый peзультат, ответ, что является хорошей подготовкой к техническому моделированию. В процессе занятий должна происходить смена видов ра­бот.

Виды и формы работ.

1. Числовые упражнения.

2. Числовые закономерности.

3. Арифметические головоломки.

4. Математические загадки, ребусы.

5. Магические фигуры.

6. Занимательная геометрия.

7. Занимательные задачи на тему «Время и его измерение».

8. Занимательные задачи на единицы измерения массы.

9. Логические упражнения.

10. Задачи-шутки.

11. Математические фокусы.

12. Задачи на смекалку.

13. Дидактические игры.

14. Экскурсии.

15. Путешествия.

16. Урок занимательной математики (КВН).

17. Создание математической газеты.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках;

  • сочинение своих сказок.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Учащиеся должны знать:

к концу первого года обучения:

  • Различение предметов по цвету, форме, размеру.

  • Пространственные и временные представления

  • Сложение и вычитание с переходом через 10

К концу второго года обучения:

  • Сложение и вычитание в пределах 100 (устные и письменные приемы)

  • Сложение и вычитание величин

  • Умножение и деление

К концу третьего года обучения:

  • Таблица умножения

  • Меры длины, массы

  • Время и его измерение

К концу четвертого года обучения:

  • Примеры использования геометрии на практике

  • Решение задач на движение

  • Распознавание задач, решаемых уравнением.

  • Решение сложных уравнений.

  • Способы решения задач на встречное движение, движение в одном направлении.

Учащиеся должны уметь:

к концу первого года обучения:

  • последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • обобщать математический материал;

к концу второго года обучения:

  • оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научиться поиску закономерностей;

  • сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

  • решать задачи с геометрическим содержанием;

к концу третьего года обучения:

  • решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

  • решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;

к концу четвертого года обучения:

  • научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).

  • решать и составлять задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • решать более сложные комбинаторные задачи;

  • обобщать, делать выводы; научиться работать с разными источниками информации;

  • пользоваться изученной терминологией;

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

  • доказывать способ верного решения, опровергать неправильное направление поиска;

Учащиеся должны иметь представление:

  • об общих закономерностях;

  • об осевой и центральной симметрии;

Личностные

К концу изучения курса учащиеся должны иметь:

  • высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать;

  • решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • уметь заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;

  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;

  • научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы.


Контроль знаний.

Проводится с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  • один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;

  • вставить пропущенное ключевое слово;

  • опрос по «цепочке»;

  • цифровой диктант;

  • графический диктант;

  • маршрутная карта;

  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;

  • повторение последней фразы и оценка ее корректности;

  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;

  • организация цепочки отвечающих;

  • комбинированная эстафета и т.д.

Формы подведения итогов: итоги подводятся в конце каждого раздела на занятии «Я знаю, я умею, я могу». Занятия проводятся в форме: конференции, турнира, викторины, круглого стола, практических работ.

Методы обучения и развития творческих способностей.

  1. Групповой метод.

  2. Индивидуальная работа.

  3. Использование игровых форм.

  4. Использование наглядных пособий.

  5. Общение с "живой" природой.

  6. Метод экскурсионной и практической деятельности.


Принципы реализации программы:

· Индивидуально - личностный подход;

· Коллективизм;

· Креативность (творчество);

· Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· Научность;

· Сознательность и активность учащихся;

· Наглядность.

Связь с учебными предметами.

Курс тесно связан с такими образовательными областями как история, окружающий мир, литературное чтение.


Учебно-тематическое планирование

1 год обучения (33 недели)





Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

Форма

работы

1.

Счёт предметов. Различение предметов по цвету, форме, размеру.



6






6

Путешествие по школьному двору.

Занятие

2.

Ознакомление с отношениями «больше», «меньше», «столько же»

4




4

Соревнование

3.

Формирование пространственных представлений

4

1

3

Игровое занятие

4.

Формирование временных представленй

7

1

6

Урок - путешествие

5.

Числа от 1 до 5

4




4

Игровое занятие

6.

Числа от 6 до 10

6




6

Игровое занятие

7.

Прибавить и вычесть 2

4

1

3

Игровое занятие

8.

Прибавить и вычесть 3

4

1

3

Игровое занятие

9.

Прибавить и вычесть 4

6




6

Урок –путешествие

10.

Прибавление и вычитание чисел 5,6,7, 8, 9

2




2

Соревнование

11.

Нумерация чисел в пределах 20

4

1

3

Игровое занятие

12.

Сложение с переходом через 10

4

1

3

Игровое занятие

13.

Закрепление изученного.

Шкатулка удовольствий (любимые игры).

8




8

Соревнование

Игровое занятие

14.

Подготовка к празднику.

Математический праздник

«Считай, не зевай!»

3




3



Праздник

Итого:

66 ч.

6

60



  1   2   3

Похожие:

Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconНачальная школа
На этом сайте много загадок по темам, сказок, аудио по математике и азбуке (Волина. Занимательная азбука. Занимательная математика....
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconДоклад директора мбоу сош №32 за 2011-2012 учебный год Структура анализа Сохранение контингента обучающихся Участие в нпо «Образование»
«Школа России». 100% обеспеченность умк. Была разработана основная образовательная программа начального общего образования и программа...
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Математика для любознательных»
Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний...
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconДуховно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности)
Работа выполнена в лаборатории дополнительного образования Института общего образования Министерства науки и образования Российской...
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconРабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год
Рабочая программа Основы театральной культуры для 1 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности Д. В. Григорьева,...
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся
В настоящее время в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит совершенствование внеурочной...
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению волшебный мир оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconОбразовательной программы
...
Программа курса дополнительного образования внеурочной деятельности уч-ся «Занимательная математика» iconПрограмма стажировочных модулей для специалистов образовательных учреждений «Индивидуализация в урочной и внеурочной деятельности как эффективное средство формирования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница