Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007




Скачать 16,21 Kb.
НазваниеВыпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007
страница1/31
Дата03.02.2016
Размер16,21 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31




Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким

ВЫПУСК 1241

()


МОСКВА МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ 2007

УДК 94(092)(477)"16' ББК 63.3(4Укр) 511 Т 14

Издательство выражает благодарность Библиотеке украинской литературы (Москва) за помощь в иллюстрировании этой книги

ISBN 978-5-235-02966-8

© Таирова-Яковлева Т. Г., 2007 © Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2007


Татьяна Таирова-Яковлева

Мазепа


ВВЕДЕНИЕ

Иван Мазепа — нараду с Богданом Хмельницким — по­жалуй, самый известный для широкого круга читателей де­ятель Украины XVII века. При этом в России и на Западе о нем знают в основном по поэмам А. С. Пушкина и Д. Байрона (боюсь, что даже многие историки), а в Украи­не — по изображению на 10-гривенной купюре. «Измен­ник» или «герой» — других красок, кроме белой и черной, для Мазепы обычно не используют, а в детали и подробно­сти вникают очень редко. Удивительно, как политический спектакль с анафемой, устроенный Мазепе Петром I для достижения совершенно определенных задач, на триста лет укоренился в сознании большинства российских истори­ков. Проклятие «предательства» — обвинение, которое вос­принималось современниками лишь как предлог для унич­тожения автономии Украины, обрело формы аксиомы и неоспоримого греха.

Мазепу вырывали из сложного и противоречивого пери­ода казацких войн, в течение которого все гетманы Украи­ны, начиная с Богдана Хмельницкого, многократно меняли политических союзников, и рассматривали его договор с Карлом XII как нечто небывалое и позорное.

Нагромождение мифов и штампов настолько плотно ок­ружает фигуру Мазепы, что его негативно оценивали даже самые выдающиеся историки Украины, прославившие в своих трудах эпоху Гетманщины, — Николай Костомаров и Михайло Грушевский. Правда, оба они только поверхност­но обращались к гетманству Мазепы, не изучали его серьез­но и ограничивались первым тенденциозным впечатлением без глубокого анализа источников.

Парадокс заключается в том, что даже авторы, обессмер­тившие имя Мазепы — Байрон, Рылеев, Пушкин, Гюго, Сло­вацкий, Чайковский, — создавали романтический, очень да­лекий от истины образ. Своего, нереального Мазепу

придумывают и ура-патриоты всех толков, для которых зна­менитый гетман — лишь предлог, чтобы сеять вражду между Украиной и Россией.

Между тем Иван Степанович Мазепа — личность настоль­ко неординарная и многогранная, что для его изображения нужна вся палитра красок. В его жизни было столько при­ключений, крутых поворотов, ударов судьбы и неизменного покровительства фортуны, что любой художественный вы­мысел померкнет на этом фоне. Прирожденный политик, одаренный полководец и дипломат, человек отважный, чес­толюбивый и целеустремленный — он был олицетворением эпохи украинского духовного возрождения и расцвета каза­чества. Поэт и философ, прекрасно образованный, сказочно богатый, с прозорливым и насмешливым умом, он двадцать лет успешно лавировал в океане политической борьбы, ос­таваясь у руля Украины. Как любая выдающаяся личность, он, разумеется, возбуждал зависть и ненависть врагов. Пере­жив множество предательств и доносов, он практически ни­кому не открывал свою душу. И лишь по немногим дошед­шим до нас произведениям Мазепы можно угадать в нем тайного романтика, в сердце которого кипели тщательно скрываемые страсти и мечты.

Именно такого, истинного Мазепу мы постараемся из­влечь из-под мишуры окутывающей его мифологии. Объек­тивный портрет, выверенные факты позволят читателю самому решать: осуждать или оправдывать этого человека.

Глава 1

КАЗАЦКАЯ УКРАИНА СЕМЬЯ МАЗЕП

Люблинская уния 1569 года, объединившая Литву и Польшу, набатом отозвалась в украинских землях. Польша — амбициозная, сильная, с могучей армией, честолюбивой шляхтой, устоявшейся культурой и собственной системой ценностей — очень скоро дала понять, что тихие времена Великого княжества Литовского канули в Лету. Традиции Киевской Руси, на которые опиралась и которые ценила ли­товская аристократия, рушились на глазах. Вместо русского языка — польский, вместо православия — католицизм. Энер­гично вводилось фольварочное хозяйство с его жесткой си­стемой выжимания доходов и каторжными условиями для крепостных. Новое административное деление — по поль­скому образцу (воеводства, староства), новые чиновники, новая власть.

С особым вожделением польская шляхта смотрела на ук­раинские земли — плодородные, малозаселенные, граничив­шие с Диким Полем — огромными территориями, пустовав­шими со времен татаро-монгольского нашествия. Там была заманчивая перспектива для обогащения, расширения своих владений в ущерб интересам местной элиты.

Украинские княжеские фамилии, потомки Рюрика, оказа­лись неспособными противостоять этому натиску. Начались смешанные с поляками браки, окатоличивание. Перспектива стать элитой могущественной Речи Посполитой их вполне устраивала. Совершенно в ином положении была украин­ская шляхта1. Православная в своем большинстве, разоча­рованная в последствиях Люблинской унии, она на каждом шагу нарывалась на ущемление своих прав, на насмешки и пренебрежение со стороны польских властей, а зачастую — и на прямое посягательство на свою собственность. Поляки смеялись над малограмотными православными попами, над необразованными шляхетными русинами, над отсталой арми­ей и хозяйством. Самое обидное заключалось в том, что мно­

гое из этого было правдой. Речь Посполитая конца XVI века представляла собой европейское государство, кичащееся сво­ей шляхетской демократией, щеголявшее блестящей латы­нью, обладавшее прославившейся в Европе армией, крепки­ми родственными связями при французском дворе и пользовавшееся неизменной благосклонностью и поддерж­кой папы римского.

В Ватикане уже видели реальную перспективу распрост­ранить на украинские земли влияние католической церкви, обещали польскому королю небесные награды за такое бла­гое дело и всячески муссировали планы церковной унии. Почти сразу после Люблинской унии на Украине появляют­ся иезуиты, которые открывают бесплатные школы (пре­имущественно для детей шляхты) и активно ведут свою про­паганду.

Украинская шляхта не могла не видеть, что многие пра­вославные священники и монахи действительно погрязли в лени и распутстве, чревоугодии и мракобесии. Полуграмот­ные и незнакомые с греческим, они были очень слабы в бо­гословии и ничего не могли противопоставить утонченным трудам своих католических оппонентов. Украинские шлях­тичи стали все чаще отдавать в иезуитские колледжи своих детей, не имея достойной православной альтернативы и не желая, чтобы те отставали в образовании по сравнению со своими польскими сверстниками. Казалось, и здесь все пой­дет по пути постепенного ополячивания и окатоличивания.

Совершенно неожиданно для католической церкви и польской шляхты эффект на украинских землях вышел про­тивоположный. Одним из лучших учеников иезуитских кол­легиумов становится будущий лидер украинского освободи­тельного движения Богдан Хмельницкий. В ответ на насмешки и упреки в богословской беспомощности в Укра­ине появляется целая сеть православных братств, главными действующими лицами которых были украинская шляхта и зарождавшееся казачество. Православные братства, созда­вавшиеся на деньги добровольных пожертвований, учрежда­ли школы, открывали типографии, печатали книги. Первая типография была создана на Украине в 1573 году во Львове. Затем типографии появились в Остроге, в Киево-Печерской лавре и других местах. К середине XVII века в Украине их насчитывалось уже 20. Для сравнения: в Москве в это время имелась только одна, под жестким контролем патриарха.

На Волыни возникает прославленный православный кру­жок Константина Острожского, первоочередной задачей ко­торого стало издание Острожской Библии на церковносла­

вянском языке. Работа острожских ученых была, по сути, историко-филологическим исследованием богословского характера, направленным на исправление ошибок перепис­чиков. Они сравнивали тексты, переводили с греческого и комментировали восточнохристианскую патристику. В Ост­роге существовала и школа, в которой преподавали грам­матику, арифметику, астрономию, геометрию, музыку, ри­торику и диалектику, дополненные основами поэтики и философии. Ученики параллельно изучали греческий, ла­тынь и церковнославянский. Среди выпускников Острож-ской школы были будущие киевский митрополит Иов Бо-рецкий и гетман Петр Сагайдачный.

Конец XVI века становится периодом настоящего укра­инского возрождения, временем появления блестящих поле­мических трудов и богословских трактатов. Огромное боль­шинство украинской шляхты видело именно в православии возможность сохранения национальной идентичности и способ противостоять польско-католическому натиску. Тра­диция братств превращала церковь в Украине в тесную се­мью, в которой забывались сословные различия, сообща ре­шались материальные и прочие проблемы. Существовала и традиция избрания высшего духовенства (вплоть до митро­полита) с участием прихожан-мирян, что еще больше объ­единяло православные приходы.

Однако церковная уния 1596 года (известная как «Брест­ская»), достигнутая частично благодаря подкупу ряда право­славных иерархов, частично благодаря силовому давлению, поставила православную церковь на территории Речи По-сполитой вне закона. Отбираются церкви, монастыри, изго­няются священники. Любое сопротивление карается силой. Именно в этих условиях становится ясно, что мирным пу­тем отстоять свою идентичность будет невозможно. Начина­ется эпоха казацких войн, соединившаяся с украинским возрождением по сути и целям.

Казачество в Украине значительно отличалось от анало­гичных явлений на юге России. Правда, начиналось все так же: буйные головы бежали в вольные края в поисках свободы, добычи и приключений. Географическое положение Украи­ны, своеобразного буфера на пути турецко-татарской агрес­сии в Речь Посполитую и Московское государство, еще больше способствовало быстрому росту казаков. Но были и отличия. Прежде всего то, что казаками зачастую становились люди родовитые, которым не нравились порядки в Речи По-сполитой, а сами казаки быстро превращались в политичес­кую оппозицию, защитников православия и соответственно —

национальной идеи. И все чаще украинская шляхта связыва­ла свою судьбу с Войском Запорожским.

Еще более привлекательным для украинской шляхты ста­ло казачество после образования легальных «реестровых» полков на службе у польского короля. Такая служба откры­вала перспективу карьерного роста «среди своих», получе­ния социальных и материальных льгот и избавления от про­извола польских властей. Постепенно реестровые, прежде всего их старшина2, начинают претендовать на администра­тивные функции в районах, отведенных им для жизни поль­ским правительством в Украине.

Казачество становится грозной силой, не считаться с ко­торой в польском правительстве уже не могли. Все восста­ния проходят под знаком защиты православия и расшире­ния льгот казачества. В начале XVII века казаки добиваются официального восстановления православия в Речи Поспо-литой, отстаивают от притязаний униатов Киево- Печерскую лавру и возводят на должность митрополита Иова Борецко-го, а после его смерти — Петра Могилу. Настоящим сплавом украинской элиты и казачества становится прославленная Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заве­дение в Восточной Европе, давшее десятки политических и духовных лидеров Украине и России.

Восстание Богдана Хмельницкого коренным образом ме­няет всю ситуацию в Речи Посполитой и в Восточной Евро­пе. Поляки терпят сокрушительное поражение. Вся реальная власть на огромных территориях Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств переходит в руки казацкой стар­шины. Десятки тысяч бывших крепостных становятся сво­бодными и пополняют ряды казацких полков. Крым, Турция, Москва, Трансильвания, Швеция и другие заинтересованные в Восточной Европе страны начинают переговоры с Хмель­ницким.

Уже через несколько месяцев восстания военные победы оформляются в новое политическое образование — Гетман­щину. Возникают административная и финансовая системы управления. Создается внешняя политика новой державы, формируется ее элита.

Годы восстания Хмельницкого становятся водоразделом для украинской шляхты. Некоторая ее часть, напуганная раз­махом восстания, открещивается от казацких идей и пере­ходит на сторону поляков. Но очень многие шляхтичи всей душой принимают идеи Гетманщины и становятся ее лиде­рами и вдохновителями. Выговские, Богун, Кричевский, Го­голь, Гуляницкие, Нечаи и другие — именно им украинское

ю

казацкое государство было обязано своими успехами в борь­бе с сильным и опытным противником. Шляхта занимает в войске Хмельницкого посты писарей, руководит генераль­ной канцелярией (то есть главным органом управления Гет­манщины), выполняет дипломатические поручения.

Конечно, шляхтой руководили прежде всего политичес­кие амбиции — возможность получения реальной власти и участия в управлении страной. Очень многих из них толка­ли к восставшим личные обиды на поляков (это относится и к самому Б. Хмельницкому, и к И. Выговскому, и ко мно­гим другим «шляхетным казакам»), сознание невозможности воплотить свои таланты и честолюбие в рамках польско-ка­толической Речи Посполитой. С другой стороны, украин­ская шляхта, сделавшая «казацкий» выбор, становилась по­следовательной и верной носительницей идей Гетманщины. В отличие от «показаченных» бывших крепостных, «теряв­ших только свои цепи», они, по закону Речи Посполитой, те­ряли очень многое, включая свое шляхетство, имущество и право на жизнь: все шляхтичи — последователи Хмельниц­кого объявлялись «банитами», то есть приговоренными к смертной казни и лишенными всех привилегий.

Среди тех украинских шляхетских фамилий, которые приняли самое активное участие в восстании Хмельницко­го, была и семья Мазеп.

Мазепы происходили из белоцерковских бояр, еще в 1572 году получивших «хутор на Каменице», позднее на­званный Мазепинцами. В документах конца XVI века упо­минается Михаил Мазепа, собственник местечка Каменицы под Белой Церковью — дед нашего героя.

Судьба Мазеп очень схожа с судьбами других православ­ных шляхетных фамилий, тех же Хмельницких или Выгов-ских. Образованные и талантливые, владеющие небольши­ми, но крепкими хозяйствами, имеющие все основания претендовать на заметную роль в своей стране, они подвер­гались преследованию польских властей и были не в состо­янии реализовать свои возможности. Отсюда — обращение к казачеству и участие в казацких восстаниях.

Биография Ивана Мазепы полна неточностей, мифов и фальсификаций. Даже в самых популярных работах о нем (как, например, монография Н. Костомарова), даже в совре­менных научных украинских справочных изданиях встреча­ются мистификации и ошибки. Это, в частности, относится к легендарному Федору Мазепе, полковому судье, который якобы участвовал в восстании С. Наливайко в конце XVI века и был казнен поляками в Варшаве. Фигура этого псевдо­

родственника упоминается многими биографами И. Мазепы, в то время как он был всего лишь выдумкой автора «Исто­рии Русов» — литературно-пропагандистского произведения конца XVIII века3.

Тем не менее Мазепы действительно «казаковали». Так, современная событиям летопись Самовидца сообщает, что Мазепы «в войске значительны». Отец Ивана — Адам Степан Мазепа — был вхож в высшие польские круги. Об этом го­ворит один любопытный факт. Будучи осужденным на инфа-мию4 и смертную казнь за убийство некоего польского шлях­тича Я. Зеленского (скорее всего — во время наезда5, дела обычного для тех времен), Мазепа-отец сумел получить ох­ранный лист от самого короля за подписью канцлера Речи Посполитой Ежи Оссолинского6. Произошло это в 1645 го­ду, примерно в то же время, когда защиты у короля добивал­ся и другой украинский казакующий шляхтич — Богдан Хмельницкий. Владислав IV, как известно, надеялся исполь­зовать казаков в борьбе со своевольными магнатами, отсюда и покровительство Мазепе в обход решений трибуналов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconК оваленко, Светлана Алексеевна. Анна Ахматова [Текст] / Коваленко Светлана Алексеевна. – Москва: Молодая гвардия, 2009. – 374 с ил. – (Жизнь замечательных людей: жзл: сер биогр вып. 1114). Библиогр.: с. 346. Isbn 978-5-235-03128
Коваленко, Светлана Алексеевна. Анна Ахматова [Текст] / Коваленко Светлана Алексеевна. – Москва: Молодая гвардия, 2009. – 374 с ил....
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconНам нужна великая россия москва "молодая гвардия" 1991 Редактор-составитель, автор примечаний Ю. Г. Фельштинский Вступительная
П. А. Столыпина и у современников, и у историков куда шире "по разбросу", а некоторые из советских журналистов дописались вообще...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 icon«Всеволод Овчинников «Ветка сакуры»»: Молодая гвардия; Москва; 1971
Показать и объяснить страну через ее народ – вот суть авторского замысла. Отображая капиталистическую сущность политического и делового...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconНаучная библиотека бд книги
Борис Пастернак / Д. Л. Быков. М. Молодая гвардия, 2005. 893 с ил (жзл. Сер биографий. Вып. 962)
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 icon«Салтыков Щедрин»: Молодая гвардия; Москва; 1989 isbn 5 235 00222 9
Биография великого русского писателя сатирика — это драматическая история человеческой личности в ее неуклонном стремлении к идеалу...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconАмосов Н. М. Раздумья о здоровье
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. – М.: «Молодая гвардия», 1979. общеобразовательных учебных заведениях методами и средствами гигиенического...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconКнига рассказывает о выдающемся деятеле Всероссийского общества слепых и международного общественного движения незрячих Б. В. Зимине (1911-2008)
Недаром помнит вся Россия [Звукозапись] : сборник /сост. В. Г. Левченко, В. В. Володин; читает Т. Ю. Груднева. Кем б-ка для незрячих,...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconБиблиографический указатель 2007 2008 гг
Одиннадцатый выпуск указателя включает печатные работы сотрудников Ростовского государственного университета путей сообщения 2007-...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Окружающая среда и здоровье человека»
Л. В. Логинова, Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ (выпуск 3) (Программы-лауреаты и дипломанты V ставропольского...
Выпуск 1241 () москва молодая гвардия 2007 iconЗа фасадом масонского храма москва «олма-пресс» 2001
Выпуск произведения или его части без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница