Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош




Скачать 41,51 Kb.
НазваниеОбразовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош
страница1/35
Дата03.02.2016
Размер41,51 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы__________ / Г.И.Кочетова/

«____» ___________ № ___________


Основная

образовательная программа

начального общего образования

МОУ Дуденевской СОШ

на 2011-2012 уч. год


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………….

1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………….

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………..

1.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ………………………

1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………

1.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………

1.5.·Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования …………………………………….

1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся …………………………

1.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся ……………………………………

1.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования …………………………………….

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) …………………………………….

2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)…………………………

2.1.2.Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты) …………………………………….

2.2. Русский язык……………………………………... ……………………………………

2.3. Литературное чтение. ……………………….. ……………………………………..

2.4. Математика …………………………………….

2.5. Окружающий мир ……………………………………

2.6. Музыка …………………………………….

2.7. Изобразительное искусство …………………………………….

2.8. Технология …………………………………….

2.9. Физическая культура ……………………………………..

3. Базисный учебный план начального общего образования

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………….

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования…………………………….

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования ……………………………………..

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ……..

4.4.Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся ……………………………………..

4.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов

5.1. Общие положения ……………………………………..

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования …………………………………….

6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…...

7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………...

7.1. Общие положения …………………………………….

7.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов……

7.3.Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений…………………………………………………………………….

7.4.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию ……………………………………


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Введение

Учредителем МОУ Дуденевской средней общеобразовательной школы является администрация Богородского района Нижегородской области. Школа имеет лицензию А№348090, регистрационный №7357 от 04 мая 2010 года, сроком действия по 04 мая 2016 года. В 2007-2008 уч. году школа успешно прошла аттестацию, получив свидетельство о государственной аккредитации. Инновационная деятельность направлена на овладение педагогами современными технологиями, в том числе ИКТ. Воспитательная работа в школе ориентирована на личностное развитие ребенка. Для реализации возможностей обучающихся в сфере дополнительного образования работает 8 различных кружков и спортивных секций. Школа имеет полностью укомплектованный штат педагогических работников. В первом классе работают 4 учителя, из них 3 имеют первую квалификационную категорию, 1 - вторую. Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - 5-тидневная неделя для обучающихся 1 класса. 98% родителей отмечают благоприятный психологический климат в школе и доброжелательную атмосферу, считают, что их дети учатся в хорошей школе, и удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг.

Таким образом, в школе созданы условия, позволяющие перейти к работе по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Данная основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ Дуденевской СОШ. В её создании принимали участие: Г.И.Кочетова, «Заслуженный учитель школ РСФСР», директор; О.А.Мыльникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Телегина Т.Д., заместитель директора по воспитательной работе; Л.Г.Морковкина, учитель первой квалификационной категории, руководитель МО начальных классов; И.И.Кобцева, учитель музыки первой категории; Е.Н.Меркулова учитель ИЗО первой категории; В.В.Мозжалов, учитель физкультуры первой категории. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения (начальная школа), концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания основного общего образования, а так же образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

1.2.Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или другого предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в данной образовательной программе является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

-формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;

-формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей района (села) на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам

истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе (селе).

1.3.Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.

Данная Образовательная программа направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (с 6, 7, 8 лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия сельских детей; наполняемости классов (полные и малокомплектные); разновозрастные и разноуровневые и др.

Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:

1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), а также формирования универсальных УУД.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий (УУД) средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).


4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает прежде всего продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой подаче материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных):утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

1.4.Общая характеристика Образовательной программы

Образовательная программа, разработанная нашим образовательным учреждением, предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (села) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.


1.5.Состав участников образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса являются:

- обучающиеся (достигшие школьного возраста не моложе 6,5 лет);

-педагогические работники общеобразовательного учреждения, изучившие требования, предъявляемые к ООП Федеральным государственным стандартом (ФГОС), владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства;

-родители (законные представители) обучающихся, изучившие особенности ООП, нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие её выполнение.

Программа рассмотрена на педагогическом совете «__»__________протокол № _____


1.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (1-4 кл.)

Пояснительная записка.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).

В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину. уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

  Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

  Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

  Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

  Подмена реальных форм социализации виртуальными.

  Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педколлектива с целью воспитания у школьников высоких духовно- нравственных качеств.

Срок реализации программы – 4 года

Особую актуальность эта работа приобретает при низком образовательном уровне наших родителей, низком уровне их культуры. Приходится учитывать и тот факт, что многие родители отсутствуют длительное время дома, т.к. работают на водном транспорте с открытия навигации и до её завершения, Дети остаются на попечении бабушек, контроль за ними ослаблен. Имеет значение и рост количества неполных семей.

Школа же располагает ресурсами, способствующими духовно-нравственному развитию. С этой целью можно использовать возможности библиотеки, школьного музея, духовно-просветительского центра, спортзала, возможности дополнительного образования. В школе создана детская общественная организация «Непоседы», на базе 6-8 классов создан волонтерский отряд. Школа сотрудничает с различными организациями: Домом Милосердия, Сестринскими палатами, сельским храмом, сельской библиотекой, Домом культуры. Педколлектив стабильный, 80% педагогов имеют 1 категорию и стаж работы – 20 лет.

Школа обладает, как и само село, историей с богатыми культурно-историческими традициями. Современные же социально-экономические условия сложные : в селе нет рабочих мест, часть населения подвергается алкоголизации . Функции воспитания переходят полностью к школе.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни. В этом же возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки. Особое значение имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов во всех видах деятельности, Возрастает степень трудолюбия и самостоятельности. Особенность детей младшего школьного возраста – безграничное доверие взрослым, учителям, интерес к общению со сверстниками.

Программа содержит шесть разделов:

Первый раздел – «Цель и общие задачи духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы»;

Второй раздел - «Ценностные установки школьников»;

В третьем разделе – «Основные направления и задачи» – представлены задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям духовно-нравственного развития обучающихся:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

По каждому из направлений представленывозможные формы работы.

Четвертый раздел – «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся начальной школы» – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

Шестой раздел – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников.

1.1.Цель и общие задачи.

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.


Наша цель –

Гармоничное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических. культурно-исторических, православных традиций России


В области формирования личностной культуры:

     формирование способности к духовному развитию;

     укрепление нравственности;

     формирование основ морали ;

     формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

     принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

     формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

     формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

     развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

     осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

     формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

     формирование основ российской гражданской идентичности;

     пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

     формирование патриотизма и гражданской солидарности;

     развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

     укрепление доверия к другим людям;

     развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

     формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

     формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

        формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

1.2. Ценностные основы

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

   патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

   социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

   гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

   семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших );

  труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни );

  природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).


1.3. Основные направления

Организация воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи воспитания


Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.



Направление

Задачи воспитания

Формы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Формировать ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям;

к Конституции и законам Российской Федерации;

к старшему поколению;

Создать элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны;.

Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Сформировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

Развивать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;


Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Воспитывать ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

трудолюбие;

Формировать элементарные представления о различных профессиях;

Формировать первоначальные навыки -трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

Экскурсии по поселку, знакомство с различными профессиями, знакомство с профессиями своих родителей, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Воспитывать ценностное отношение к природе;

Сформировать первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

Дать элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Формировать личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Развивать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

Создать элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

Формировать первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Развивать мотивацию к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Реализация в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);


1.4.Содержание воспитания

Принципы

В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы, организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

   общеобразовательных дисциплин;

  произведений искусства и кино;

  традиционных российских религий;

  периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современну

жизнь;

  фольклора народов России;

  истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

  истории своей семьи;

  жизненного опыта своих родителей и прародителей;

 общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогическ

организованных социальных и культурных практик;

  других источников информации и научного знания.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.


1.5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.


1.5.1. Повышение педагогической культуры родителей


Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».


Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана по следующим направлениям:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

Принципы:

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

В  системе повышения педагогической культуры родителей в Дуденевской СОШ используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования моу «Менделеевская сош», имеющего государственную аккредитацию, лицензию...
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconНачального общего образования моу касаргинская сош 2012 год целевой раздел пояснительная записка Основная
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется моу касаргинская сош через организацию урочной и внеурочной...
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения моу устьпогожинская сош
Основная образовательная программа начального общего образования моу устьпогожинской сош дубовского района Волгоградской области...
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Марфинская сош»
Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении «Марфинская...
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении Ленинской...
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «сош №3»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №4
Планируемые результаты начального общего образования и система их оценивания 9
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Нижне-Галинская сош»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 17
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconПриказ №42/1 от 23. 04. 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования моу шварихинской сош
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: стр. 6
Образовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош iconМоу касаргинская сош 3-11 классы 2012-2013 учебный год Введение Образовательная
Образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования является основным нормативным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница